Контрольные задания
По дисциплине «Правоохранительные и судебные органы»
Перечень компетенций (части компетенций), проверяемых оценочным средством: ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ПК-6, ПК-21, ПК-28, ПК-29, ПК-30, ПСК-1.13
Методические указания по выполнению контрольных заданий
Выполнение контрольных заданий нацелено на развитие творческого мышления и углубление знаний студентов по определенным разделам и темам дисциплины.
В каждом контрольном задании содержится по две задачи. Студенты выполняют конкретное задание с учетом последней цифры номера своей зачетной книжки. Так, студенты, у которых последняя цифра номера зачетной книжки «0 - 3», выполняют задание № 1; «4 - 6» – выполняют контрольное задание № 2; «7 - 9» – выполняют контрольное задание № 3.
Контрольное задание № 1.
Задача № 1. Схематично изобразите систему построения органов прокуратуры. Используя схему, укажите, какие именно прокуратуры относятся к территориальным, а какие к специализированным; с применением каких принципов сформированы прокуратуры указанных видов. Раскройте структуру каждой из специализированных прокуратур. Какие нормативные правовые акты регулируют организацию и деятельность органов прокуратуры. Раскройте содержание принципов организации и деятельности органов прокуратуры, а также внутриорганизационных принципов в деятельности прокуратуры.
Задача № 2. Судья районного суда, проверив явку сторон в судебное заседание, установил отсутствие адвоката, заблаговременно уведомленного о месте и времени заседания, но по неизвестной причине не явившегося в суд. Будучи заинтересован в ускоренном рассмотрении уголовного дела (при наличии запланированных на этот день иных судебных заседаний), судья предложил подсудимому начать рассмотрение дела без участия защитника, мотивировав это тем, что адвокат якобы позвонил ему и сообщил, что подойдет позже. Подсудимый согласился с этим предложением.
Является ли подобное согласие подсудимого с судьей, занесенное в протокол судебного заседания, достаточным для отказа от защитника? Может ли адвокат, отсутствующий в судебном заседании по уважительной причине, обжаловать приговор суда? Обоснуйте ответ.
Контрольное задание № 2.
Задача № 1. Изобразите в виде схемы органы, уполномоченные в Российской Федерации на оказание правовой помощи населению. Назовите нормативные правовые акты, регулирующее деятельность нотариата, адвокатуры,. Укажите, какие органы из числа названных, в каких случаях и каким категориям граждан оказывают бесплатную юридическую помощь либо предоставляют скидку от действующего тарифа.
Задача № 2. Следователь следственного отдела по Энскому району обратился в суд с ходатайством об избрании в отношении обвиняемого Ф., подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Помощник прокурора района данное ходатайство поддержал.
Судья районного суда, рассмотрев ходатайство в судебном заседании и с учетом заключения прокурорского работника, согласился с доводами следователя и вынес постановление об избрании указанному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.
Расследуя уголовное дело, следователь установил алиби в действиях Ф., в связи с чем по ходатайству последнего и его адвоката самостоятельно, т.е. без судебного решения, изменил данную меру пресечения на подписку о невыезде.
Со ссылками на нормы УПК РФ обоснуйте, законно ли в данной правовой ситуации поступил следователь. Изложите порядок отмены или изменения меры пресечения.
Контрольное задание № 3.
Задача № 1. Изобразите в виде схемы единую судебную систему Российской Федерации. Выделите подсистемы судов, раскройте их компетенцию, а также нормативное правовое регулирование их деятельности. Приведите пример судебного звена, судебной инстанции. Назовите специализированные суды, разъясните их функции.
Задача № 2. Председательствующий судебной коллегии по административным делам суда города федерального значения перед началом судебного заседания предложил Е., по доверенности представляющему интересы административного истца С., присутствовавшего в судебном заседании, предъявить диплом о высшем юридическом образовании.
Е. заявил, что имеет высшее юридическое образование, однако не взял с собой указанный документ и заявил ходатайство о переносе рассмотрения дела на другой день, чтобы представить требуемый документ.
Однако председательствующий удалил Е. из зала суда, мотивировав свои действия тем, что последний не смог подтвердить наличие высшего юридического образования, а потому не может являться представителем С.
По результатам рассмотрения дела судебная коллегия вынесла апелляционное определение об отказе в удовлетворении требований, заявленных Е. в апелляционной жалобе.
Правомерны ли действия председательствующего судебной коллегии. Со ссылкой на нормативные правовые акты разъясните порядок представительства при рассмотрении административных дел. Может ли Е. обжаловать данное судебное постановление и куда именно.
Критерии оценивания:
От 4 до 10 баллов – зачтено.
Менее 4 баллов – незачтено.
Критерий | Баллы |
Задание решено правильно, дано развернутое пояснение и обоснование сделанного заключения. Студент демонстрирует методологические и теоретические знания, свободно владеет научной терминологией. При разборе предложенной ситуации проявляет творческие способности, знание действующего законодательства и дополнительной литературы. Демонстрирует хорошие аналитические способности, способен при обосновании своего мнения свободно оперировать темами курса. | 9-10 |
Задание решено правильно, дано пояснение и обоснование сделанного заключения. Студент демонстрирует методологические и теоретические знания, свободно владеет научной терминологией. Демонстрирует хорошие аналитические способности, однако допускает некоторые неточности в аргументации и использовании научной терминологией. | 7-8 |
Задание решено правильно. Студент демонстрирует методологические и теоретические знания, в основном владеет научной терминологией, хотя допускает отдельные ошибки при ее использовании. Имеет достаточные теоретические знания. | 4-6 |
Задание решено правильно, пояснение и обоснование сделанного заключения было дано при активной помощи преподавателя. Имеет ограниченные теоретические знания, допускает существенные ошибки при установлении логических взаимосвязей, допускает ошибки при использовании научной терминологии. | |
Задание решено неправильно, обсуждение и помощь преподавателя не привели к правильному заключению. Имеет слабые теоретические знания, использует научную терминологию фрагментарно. | |
Задание решено неправильно, обсуждение и помощь преподавателя не привели к правильному заключению. Обнаруживает неспособность к построению самостоятельных заключений. Имеет слабые теоретические знания, не использует научную терминологию. |