Игра «Большие и маленькие машины»




РАЗВИВАЕМ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ МАЛЫША

 

Развитие ребенка раннего возраста

 

 

Памятка для родителей

Что такое ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

Под фонематическим слухом понимается способность человека различать звуки речи и отдельные их характеристики. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

Для чего необходимо развивать фонематический слух у детей?

От уровня развития речевого (фонематического) слуха и слухового внимания зависит чистота речи у детей. Овладевая правильным произношением звуков родного языка, ребёнок опирается именно на фонематический слух, когда оценивает, правильно ли он произносит звуки речи. С опорой на фонематический слух малыш постепенно выбирает наиболее нормативные варианты произношения звуков в собственной речи, сличая варианты звучания в речи окружающих взрослых и в его собственной.

В нашей речи есть звуки, похожие по звучанию, например: Сь – Щ, Ч – Ть, С – Ц, Щ – Ч. Для их чистого произношения в речи, для различения этих похожих звуков при произнесении также необходим развитый фонематических слух.

 

Игры и упражнения для развития фонематического слуха малышей

Игра «Поезд»

Взрослый предлагает детям поиграть в поезд. Дети имитируют движения поезда, произносят звуки и звукосочетания. Поезд отправляется «чу-чу-чу», едет и гудит «у-у-у», останавливается «чух-чух-чух»

Игра «Часы»

Взрослый. Послушай, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом...». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак...».Давай заведем большие часы (малыш повторяеют соответствующее звукосочетание Зраза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (малыш каждый раз голосом имитирует ход и звон часов).

Игра «Лягушки и лягушата»

Взрослый говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: "Ква-ква" (малыш имитирует, что плавает, и громко квакает). Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (малыш имитирует действия и тихо квакает). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек».

Игра «Звенят колокольчики»

Взрослый. Большой колокольчик (показывает картинку большого колокольчика) звенит: «Дын, дын, дын». Маленький колокольчик (показывает картинку маленького колокольчика) звенит: «Динь, динь, динь» (малыш повторяет звукосочетания). Когда я покажу большую картинку, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленькую картинку, зазвенят маленькие колокольчики. Малыш повторяет звукосочетния.  

Игра «Большие и маленькие машины»

Взрослый. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш», они бибикают: «Бып-бып-бып» (малыш повторяет звукосочетание 2—3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бип-бип-бип» (малыш повторяет звукосочетание 2—3 раза). По сигналу «Поехали большие машины» ребёнок имитирует, как едет большая машина — крутит руль и бибикает. По сигналу «Поехала маленькая машина» задание имитируется звук маленькой машины. Игра повторяется 2 раза  

Игра «Лошадка и поезд»

Взрослый. Когда скачет лошадка, то слышно: «Цок, цок, цок» (малыш повторяет звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (малыш повторяют). Поскакала лошадка... (Цок, цок, цок) Лошадка отдыхает... Поехал поезд, застучал колесами... (Чок, чок, чок). Поезд остановился. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Рыбки»

Взрослый. Мы будем рыбками. Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю». Они ныряют глубоко за кормом. Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко). Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише). Малыш повторяет оба звукосочетания 2—3 раза. Взрослый. Поплыли рыбки, хвостиком машут. (Вместе с малышок говорят: «Флю-флю-флю».) Ныряют большие рыбы... маленькие рыбки. (Малыш произносит «Плюх» то громко, то тихо.) Без системы даются команды то маленьким, то большим рыбкам 5—6 раз. Задания выполняют взрослый совместно с ребёнком.

Игра «Слоны и ослики»

Взрослый. Ослик (показ картинки) кричит: «Иииииии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (малыш повторяет оба звукосочетания). По команде «Идёт ослик» малыш передвигается по комнате и произносит соответствующие ослику звуки. По команде «Идут слоны» малыш выполняет указанные выше действия. Игра повторяется 3 раза.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: