Констатирующий эксперимент




 

Эксперимент по внедрению механизма воспитания милосердия Зеньковой М.А. был проведён на базе 190с группы БГПК№1 в течение 4-х месяцев.

В данной группе колледжные мероприятия проводятся систематически. Подготовкой занимается не только классный руководитель, но и ученики.

Классные часы проводятся регулярно и в соответствии с разработанным планом общеколледжных мероприятий и декад. Организуются выставки художественных работ учащихся, посвященных различным темам, например, наркомании, защите от оружия.

190с группа состоит из 20 человек: 3 мальчиков и 17 девочек. В общественно-полезной работе группа участие принимает, но часто по воле учителя, а не по собственному желанию. Коллектив отличается сплочённостью, ученики не испытывают трудностей в общении друг с другом.

В начале эксперимента группа была разделена на 2 подгруппы по 10 человек – экспериментальную и контрольную. С экспериментальной группой в дальнейшем планировалось проводить воспитательные мероприятия по проблемам милосердия в соответствии с методикой Зеньковой М.А.. Ребята в данной группе успевающие по учёбе, большинство активны во внеклассной деятельности, но есть и ребята, испытывающие трудности в учёбе и избирательно активные в жизни класса.

С контрольной под группой воспитательных мероприятий по формированию милосердия также проводились, но данная работа не носила планомерного характера.

Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Констатирующий эксперимент позволил диагностировать уровень знаний о милосердии, его проявлениях и сопутствующих качествах, выявить способы проявления милосердия и личностное отношение к нему на начало эксперимента. Были разработаны 3 уровня развития знаний, умений, навыков, милосердия.

Высокий уровень характеризуется:

- чётко сформированными глубокими знаниями о природе милосердия и сопутствующих ему качеств;

- наличие положительной устойчивой внутренней мотивации к совершению милосердных поступков;

- способность проявления милосердия на эмоциональном и практическом уровне;

- милосердные поступки совершаются по отношению к любому нуждающемуся (знакомому и незнакомому человеку) и переходят в привычку.

Средний уровень имеет следующие черты:

- верно сформированные представления о милосердии и сопутствующих качествах;

- существование положительной мотивации к милосердным поступкам;

- проявление милосердия по отношению к близким, знакомым людям (родственникам, друзьям) и редко в отношении к незнакомым людям.

Низкий уровень:

- поверхностные представления о милосердии; не верные, искажённые;

- отсутствие навыков милосердия, мотивации к совершению милосердных поступков (милосердие на словах).

Для реализации данной части эксперимента были подобраны следующие методы:

- анкетирование (для получения данных со слов обследуемых, определения их отношения к милосердию и его проявлениям через развёрнутые ответы;

- составление понятийного словаря (для определения уровня знаний, представлений о милосердии с оттенком личностного отношения к понятиям);

- сочинения (для выявления представлений о милосердии, его проявлениях; мотивации);

- наблюдение (способствовали определению степени проявления навыков милосердия через общение и деятельность);

- беседа (с учащимися, родителями, учителями с целью составления представлений о поведении ребят дома и в школе).

На данном этапе эксперимента контрольная и экспериментальная группа находились на одинаковом уровне развития милосердия.

В ходе констатирующего эксперимента установили, что многие ученики не имеют чёткого представления о милосердии, его проявлениях, их мотивация к совершению добрых поступков снижена. Это нашло отражение в следующих результатах.

В опросных листах на вопрос о значение милосердия в жизни личности 10 % затруднились с ответом, большая часть ответов (71%) сводилась к описанию качеств присущих милосердному человеку (доброта, жалость, понимание), редко, в 19% ответов, было указано, что милосердие проявляется в поступках (приложение №2)

При составлении понятийного словаря (приложение №3) с определением милосердия у 20% возникли трудности, а 80% ответивших приравнивают это понятие к доброте; встречаются и такие ответы как «хорошее отношение к человеку», «понимание», «желание помочь» (приложение №4)

Так же ребятам было предложено определить значение слов доброта и гуманизм, так как они очень близки по значению с милосердием. Согласно нашим ожиданиям учащиеся приравняли эти понятия либо затруднились с ответом. Доброту 20% приравняли к милосердию; 25% дали определение «добрый человек», которое не является раскрывающим смысл слова; 45% затруднились ответить; встречались такие ответы: «хорошее отношение к человеку», «доверие любому человеку».

Гуманность описать затруднились 58%; как человечность и справедливость определили - 20%, остальные ответы были не точными: «проявляют люди друг к другу», «проявление доброты». На наш взгляд, отсутствие представлений о данных понятиях связано с недостатком воспитательной работы по формированию милосердия и по объяснению различий между ними.

В современной воспитательной системе большое внимание уделяется анти - наркотическому и анти - алкогольному воспитанию, а так же организации развлекательных мероприятий, но при этом нет целенаправленной работы по воспитанию общечеловеческих ценностей, в том числе и милосердия.

Кроме этого, поверхностность знаний объясняется особенностями возрастного развития. Взрослые - учителя, родители пытаются насаждать свои ценности подросткам, от ученика требуют доброты, милосердия, но не объясняют, почему это необходимо, а подросткам необходимо разъяснять требования. Таким образом, происходит отторжение ценностей взрослого мира.

Доминирующей деятельностью данного возраста является завоевание авторитета среди сверстников, вызываемая потребностью признания.

В связи с этим можно отметить, что меньше всего затруднений вызывало определение понятия дружбы, только 25% затруднились с ответом: остальные 75% учащихся дали развёрнутое описание данного термина: «понимание между людьми», «доверительные отношения и помощь», «много общего между людьми».

Если мы обратимся ещё раз к описанию подросткового возраста, то увидим, что ему свойственна агрессивность, поэтому проявления милосердия идут в разрез с приобретением признания.

Подтверждение этому было найдено при проведении беседы «Необходимо ли милосердие?» (приложение №5). Большинство ребят утверждало, что милосердным быть не нужно, потому что «остальные обнаглеют и будут тобой пользоваться в своих целях», «ты будешь им помогать, а они наоборот тебе мешать».

Помощь окружающим независимо от отношения к человеку рассматривается как проявление слабости, что вызывает негативное отношение к собственной личности. Это, на наш взгляд, обуславливается тем, что жизненный опыт учащихся ещё мал, и он создаётся в сегодняшней социальной ситуации, когда одним людям действительно требуется помощь, а другие её вымогают у государства и богатых людей. Подростки, в большинстве, не в состоянии отличить эти две категории людей и поэтому у них складывается негативизм к проявлениям милосердия.

Из всех предложенных определений наиболее трудными для объяснения терминами были: любовь к ближнему, эмпатия и сострадание. С определением этих слов затруднились 50%; остальные ответы были нечёткими, отражающими отдельные стороны понятий. Например: сострадание - «человек выражает соболезнования», «то же, что и милосердие».

Самое удачное определение эмпатии следующее: «сочувствие, понимание человека, который попал в неприятность».

Подобные результаты связаны со знанием понятий на уровне представлений и неспособностью выразить их чётко на бумаге.

Возможно, это отражение того, что дети редко встречаются с данными понятиями в практической, повседневной деятельности, либо не обращают на них внимание. В современной ситуации ценность составляют иные качества: напористость, деловитость, целеустремлённость. Такой образ преподносится средствами массовой информации как идеал человека в условиях «рыночного капитализма». Подводя итог можно сказать, что знаниями о милосердии и сопутствующих качествах ученики владеют слабо. Представления расплывчаты, иногда отмечаются лишь стороны понятий. В целом представления о милосердии имеются, но в среднем 40% испытуемых затруднились с ответом.

Для выявления отношения к милосердию, мотиваций совершения добрых поступков (по мнению учеников) мы так же использовали опросные листы (приложение №6) и беседу. Используя элементы самоанализа ученики отвечали на вопросы: «Как вы думаете, вы милосердны, почему?». Около 55% затруднились с ответом и обосновали это тем, что люди в наше время вообще жестоки или фразой «со стороны виднее»; нет - ответили 20%. не всегда 25% и только 10% считают себя милосердными, так как помогают своим знакомым и друзьям. То есть, провести рефлексию ребятам было трудно.

Мы связываем это с возрастными особенностями, так как навыки рефлексии у подростков ещё не развиты, а так же это вытекает из незнания чёткого определения милосердия.

Ещё одним вопросом, направленным на выявление мотивов совершения добрых поступков был следующий: «Почему люди совершают милосердные поступки?». Ответы распределились так: 45% - не знали ответа, а оставшиеся ответы были примерно следующими: «наверно им приятно», «потому что они добрые», «для того чтобы стать другой». Нужно отметить, что большинство ответов были направлены на подтверждение своего положения в группе, то есть совершают добрые поступки для поддержания дружбы или из-за других внешних причин.

Можно сделать вывод, что мотивы поведения у учеников преобладают внешние, а не глубоко моральные.

В ходе беседы эти результаты подтвердились, многие из ребят отмечали отсутствие высоких моральных побуждений и людей и мотивы совершения добрых поступков сводили к корысти, материальной выгоде. Были мнения о том, что когда делаешь человеку приятно, помогаешь ему, то и самому приятно, даже если знаешь, что взамен ничего не получишь. При выяснении причин утверждения, что милосердным быть трудно мы увидели: обоснование состоит в том, что ребята редко видят проявления милосердия по отношению к ним, а многие требуют помощи, особенно пожилые люди.

Подросткам трудно понять, почему пожилые люди не могут порой выполнить элементарные вещи и требуют помощи, так как у ребят плохо развита эмпатия по отношению к данной категории людей.

Предполагая причины того, что дети редко видят заботу, проявляющуюся по отношению к ним, можно упомянуть, что многие родители заняты работой, а это ведёт к сокращению времени общения с детьми и зачастую отдалением родителей и детей. Таким образом, отношение к милосердию положительное, если его проявляют по отношению к детям, но их навыки милосердия не развиты, так как существуют затруднения в его выражении. Причиной вышеописанной ситуации можно назвать страх подростков раскрыться и быть использованным. В ответах проявляется потребность в снижении агрессивности обстановки, её смягчении.

Существует мотивация к совершению добрых поступков, но она плохо развита, так как не поощряется ни в школе, ни дома.

Для выявления действенно практического аспекта милосердия нами были использованы беседы с родителями и учителями, наблюдения.

Как мы и предполагали учителя отметили высокую агрессивность учеников, проявляющуюся в общении со сверстниками, но в то же время преподаватели выделили сплочённость коллектива и способность учеников помогать друг другу в сложных ситуациях. Во время наблюдения нами так же было замечено, что ребята грубо обращаются друг с другом, употребляют бранные слова, но для них это норма общения. Дети, по их словам, знают, что подобный стиль общения не отвечает общественным требованиям, но они «так привыкли», поэтому грубое обращение для них норма. Возможно, это связано с влиянием массовой культуры нашего времени на подростков, так как данный возраст к ней очень восприимчив.

Родители большинства ребят отмечали общительность детей и наличие большого количества друзей, что, на их взгляд, свидетельствует о доброте подростков.

На вопрос о домашних обязанностях ребята ответили следующим образом: 50% помогают по дому, убираясь в своей комнате или по чётко определённому порядку, редко помогают - 15% и по собственному желанию, без напоминаний помогают - 35% опрошенных. Большинству же родителей часто приходится напоминать о помощи по дому, об уходе за животными.

И все-таки по отношению к родным и друзьям ученики пытаются проявить милосердие, сочувствие, так как это способствует повышению их позиции среди друзей.

При ответе на вопрос о помощи незнакомым людям мы получили следующие ответы: помогают - 25%, не помогают 25% и 50% отметили, что это зависит от ситуации. Проведя беседу, мы заметили, что осторожность по отношению к незнакомцам провоцирует избирательность. Ребята отвечали: «попадаются всякие», «поможешь им, а они тебя ограбят». Это связано с высокой криминальностью обстановки, поэтому их опасения не безосновательны.

Полученные нами данные позволяют разделить учеников, согласно критериям на три уровня в каждой подгруппе следующим образом: экспериментальная группа - 55% находились на среднем и 45% на низком: контрольная группа - 23% на высоком уровне, 30% на среднем и 47% на низком (приложение №7). Мы уже отмечали, что предполагаемый процент ребят на высоком уровне развития милосердия будет небольшим, так как это связано с особенностями возраста, спецификой воспитательной системы школы и отношениями дома (с родителями и братьями, сестрами). Эти проблемы обостряются из-за непонимания между взрослыми и подростками и жестокостью условий на данном этапе развития общества.

 

Формирующий эксперимент

 

Формирующий эксперимент проводился в течение 2,5 месяцев с экспериментальной подгруппой.

Цели:

- способствовать усвоению знаний, умений, навыков милосердия при помощи методики актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.

- создавать условия для проявления умений и навыков милосердия и их развития.

Подобрали следующие методы и формы:

- беседа (использовалась с целью оценивания событий, явлений, поступков и формирования у учащихся гуманного отношения к окружающему миру);

- конференция (способствовала активному проявлению отношения к событиям и людям, связанным с милосердием);

- диспут (для развития способностей анализа событий связанных с милосердием и формирование гуманных убеждений;

- трудовой десант (с целью проявления и развития навыков милосердия);

- поручение (для приобретения ребятами привычек милосердия).

Эксперимент проводился в 4 этапа согласно ступеням механизма методики актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Задачи ставились в соответствии с этапами механизма. Первый этап состоял в подведении учащихся к осознанию необходимости милосердия, его практического проявления в повседневной деятельности.

Этот этап реализовался через беседы, диспуты и практическую деятельность учащихся. Например, была проведена беседа «Милосердие в обществе» целью, которой являлось формирование убеждений о необходимости милосердия в обществе. При обсуждении темы ребята пользовались личным жизненным опытом.

Учащиеся смогли выделить причины растущей агрессии, среди них были названы озабоченность материальным положением, эгоизм и выросшая стрессовость условий общения.

В начале беседы мы пытались дать определение таким терминам как альтруизм, сопереживания, эмпатия, любовь к ближнему. У ребят возникли затруднения и поэтому определения выводились при помощи анализа и синтеза из их высказываний (определения записывались на доске). На следующее мероприятие было дано задание выписать определения из книг с целью их дальнейшего анализа.

На данном мероприятии мы обсуждали степень развития взаимопомощи в группе. Дети, как и их учителя ранее, отметили сплочённость коллектива, но были упомянуты проблемы с дисциплиной и помощью одноклассникам вне школы. Больных одноклассников ребята не посещают, не интересуются вне школы жизнью друг друга, а взаимопомощь связана с учебной деятельностью. В конце беседы ученики подводя итог, отмечали необходимость милосердия, Дима С.: «Конечно, милосердие необходимо, потому что люди сейчас злые и если все станут злыми, то будет очень трудно жить». В ходе диспута «Гуманизм и его недостаток в современном мире» обсуждались проблемы одиночества и брошенности; потребность людей в помощи, поддержке. Ребята очень много рассуждали о том, что человечество нуждается в гуманности, понимании, однако, на предложение помочь заболевшему Вите, которое было внесено в конце мероприятия, согласились 4 человека. Основной причиной отказа стала чрезвычайная занятость учеников. Так как подобный результат предполагался, возникшая ситуация была проанализирована и ребята осознали, почему люди редко помогают нуждающимся. Люба Ч. использовала такое утверждение, что нужно представить себя на месте человека, попавшего в беду, и понять его состояние: «а что если ты окажешься на его месте?» Света Т. объяснила своё желание навестить Витю тем, что ей будет приятно знать, что она помогла человеку. Таким образом, было принято решение навестить Витю всей группой, но пошли только 5 человек.

На наш взгляд, нам удалось убедить ребят в необходимости милосердия, так как они сами это подчёркивали в своих высказываниях, но не все ребята приняли задачу для себя, деятельность таких детей выражалась лишь вербально. На данном этапе создалось впечатление, что многие учащиеся закрыты, не привыкли делиться чувствами и переживаниями. Причиной этого является то, что родители и учителя большое внимание уделяют их учебной деятельности, дисциплине в ущерб их личным качествам, проблемам и интересам. У таких детей были выявлены проблемы в общении с родителями. Они чувствовали отдалённость от родных, так как старшие долгое время в отъездах либо задерживаются на работе. Затруднения подобного рода откладывают отпечаток на отношения подростков с окружающими. В самом деле, дети держались обособленно от коллектива, не принимали его установок. Индивидуальные беседы способствовали мотивации ребят к высказываниям на мероприятиях.

В конце 1 этапа появилось осознание необходимости милосердия в обществе, представления стали более углублёнными, ребята отмечали, что им самим необходимо быть милосердными, так как они чрезмерно агрессивны и их поведение необходимо изменить.

На 2 этапе - конструктивном поставили следующие задачи:

- выдвижение цели по формированию милосердия через коллектив;

- создание мотивации формирования милосердия (овладение знаниями, умениями и навыками);

- постановка перспективных линий формирования милосердия (что будем делать, как будут проходить занятия).

Данный этап осуществлялся через проведение конференции «Милосердие и мы: проблемы и задачи». Он проводился под нашим руководством, но выступления готовили сами ребята. Высказывания - импровизации содержали личное отношение выступающих к проблеме милосердия. В процессе работы дети приняли решение, что необходимо:

- получение знаний о милосердии и других качествах, сопутствующих ему;

- накопление знаний о проявлениях милосердия в обществе;

- развитие умения сопереживать, сочувствовать, поддерживать человека (психологические механизмы);

- приобретения умения сдерживать личные эмоции, сосредоточиться на других.

Успех данного этапа зависел от осознания учащимися недостатка милосердия в обществе и в самих учениках.

Следующий этап: II этап актуализации задачи способствует подготовке учащихся к практической деятельности. Его задачи были выдвинуты учащимися на предыдущем этапе. Данная ступень механизма наиболее сложная в осуществлении и поэтому длительная. Задачи этого этапа более ёмкие и пробел в знаниях о милосердии у участников эксперимента наблюдался большой.

В рамках этапа были проведены: 1 конференция, 1 встреча со священнослужителем, 2 беседы, индивидуальные беседы и 2 тренинга. Самым запоминающимся мероприятием была встреча со священнослужителем, так как поначалу ребята проявляли к нему негативно-предвзятое отношение, они ожидали назиданий с его стороны. Когда он начал рассказывать о милосердии православия и разъяснять некоторые из заповедей, дети активно стали задавать вопросы.

После встречи ребята говорили о том, что они по-другому стали воспринимать священнослужителей и религию. Раньше они считали, что религия это что-то оторванное от реальности и существующее на словах, но оказалось что религиозную мудрость, возможно, применять в повседневной деятельности. Наблюдения показали, что происходило дальнейшее расширение знаний о милосердии, но в поведении детей изменений, по-прежнему, не было, ученики так же плохо слушали друг друга, грубили, шумели во время обсуждений.

Так же ребятам понравилась конференция. «Милосердие и искусство» однако с ее проведением возникли трудности, так как такая форма работы была знакома лишь нескольким участникам и 2 человека не подготовились по вопросу. Поэтому первый опыт был не очень удачным, ребятам было трудно удерживать внимание, задавать вопросы, они постоянно нарушали дисциплину. Но напоминания о гуманизме и проявлении уважения к окружающим на некоторое время сдерживали их непоседливость. На данной конференции были обсуждены многие стороны выражения идей гуманизма в искусстве и общественной жизни. Центральной идеей обсуждения стало то, что милосердие не оторванное от реальной жизни понятие, оно находит отражение в нормах этикета, в живописи, обсуждается в художественной литературе.

Многие из учащихся признали, что раньше не задумывались о милосердии и его выражении в общественной деятельности, и что множество фактов стало для них открытием. Но вывести их подобные рассуждения удалось лишь вопросами, поощрениями за высказывания и примеры.

Беседы были проведены по темам: «Милосердие - не только слово, но и дело» - в ходе, которой мы выяснили, что слова это только половина милосердного поступка, помощь - высшая форма его проявления; «Добро творить - себя веселить» - где рассматривались различные мотивы совершения милосердных поступков. Были отмечены различные мотивы: «набиться в друзья» получить помощь в ответ, за деньги или другие выгоды, но всеми было признано, что пословица - название является самой глубоко раскрывающей личность мотивацией и что мы должны к ней стремиться.

Тренинги так же были запоминающейся работой. В основном они были направлены на развитие эмпатии, сочувствия, умение отдавать не получая ничего взамен.

На наш взгляд после проведения таких мероприятий можно переходить к следующему этапу: практической деятельности по решению ведущей задачи, хотя при увеличении времени на III этап, возможно, добиться улучшения результатов эксперимента. Не все ученики успевали принимать задачи этапов, но время на эксперимент было ограничено.

Итак, задачами III этапа являлись:

- формирование плана реализации принятой цели (оказание помощи по дому, исполнение правил, помощь пожилым людям, поход в дом престарелых и в детский приют);

- создание самоотчётов (рассказ о своих чувствах, мыслях) их анализ и выдвижение задач по ликвидации психологических барьеров (нетерпимости, раздражительности) приобретение положительных качеств;

- выход на мотивацию самовоспитания милосердия в себе.

При формировании плана действий исходили из того, что к родным проявлять милосердие проще, затем к пожилым родственникам и знакомым труднее и к незнакомым людям крайне затруднительно.

Этап практической деятельности для многих ребят оказался трудным, а для некоторых и невозможным, по ряду причин. Личностные, социальные, временные причины обусловили затруднения в работе. На первой ступени перемену в поведении некоторых детей заметили родители. Они отмечали деятельность ребёнка по дому, проявление большей терпимости, мягкость в общении, но эти проявления периодически пропадали и появлялись. На наш взгляд это связано с отсутствием навыков рефлексии и самоконтроля, а для терпимости и чуткости это необходимые условия, так как приходится сдерживать личные интересы, эмоции. К тому же проявления милосердия требует большого эмоционального напряжения (особенно на первоначальном этапе). Мы предполагаем, что 4 учащихся, в поведении которых родители перемен не заметили, задачи этапа для себя не приняли. Мы пытались исправить это при помощи индивидуальных бесед с родителями и учащимися.

Следующая ступень была ещё более сложной. На обсуждении дел ребята отмечали, что пожилые люди часто пользуются назиданиями, это вызывает протест у подростков (он связан с чувством взрослости), который им очень трудно сдерживаться, и происходят срывы. Пожилые люди часто вспоминают прошлое, что тоже не понятно было школьникам сразу, после проведения обсуждения они стали более терпимее.

Следующий шаг был самым запоминающимся - помощь незнакомым людям. Мы посетили дом престарелых, где нам доверили ухаживать за 2-мя комнатами (по 5 человек на одну комнату). Ребята помогали убирать в комнатах, сопровождать пожилых людей на процедуры.

Прежде всего, учащихся поразило, что в этом доме много пожилых людей, которые ушли по собственному желанию, чтобы не мешать своим детям, так как за ними нужен уход, а дети не имеют времени на это. Поговорив с людьми, ребята прониклись сочувствием к жильцам дома.

Но многие учащиеся при самоанализе отметили, что у них появилось чувство отчуждения с их подопечными, несмотря на усилие, это чувство росло. И по поведению и общению ребят с пожилыми людьми это можно было прочувствовать, лишь 3 из 10 отметили, что им общаться было легко и что возможно они придут туда ещё не раз, так как люди там интересные.

Приют оставил у участников акции двойственные ощущения. С одной стороны ребята с нетерпением ждали дня, когда мы пойдём в приют, готовили подарки, старались уложить все вещи красиво, упаковать их, а с другой - ученикам хотелось пообщаться с детьми, чего им сделать не удалось, так как в группы нас не пустили.

Ребятам было очень приятно передать подарки детям приюта, хотя и не лично, но они смогли помочь детям, нуждающимся в поддержке.

Надо отметить, что поначалу многие не хотели идти в приют, просто из лени и ставили условие, что пойдут, только если их снимут с уроков, затем они заинтересовались деятельностью и с удовольствие участвовали в акции. Приняли участие в помощи не все, только 7 учеников.

При анализе присутствовали все и 3-е, кто не ходил, сказали, что теперь тоже пошли бы. При обсуждении похода в детский приют ребята отметили, что на их взгляд создание приютов является проявлением милосердия государства по отношению к брошенным детям.

Родительское собрание проводилось 1 раз за проведение формирующего эксперимента с целью осуществления помощи детям в их развитии. Мы попросили родителей замечать добрые поступки, поощрять их и анализировать.

Таким образом, завершился формирующий эксперимент, который позволил обобщить ученикам знания о милосердии и привить им навыки доброты. Произошли изменения в поведении участников эксперимента, их суждениях, которые нашли отражения в следующей части эксперимента.

 

Контрольный эксперимент

Контрольный эксперимент проводился с участием 2 подгрупп (экспериментальной и контрольной). Его целью являлось диагностирование изменения уровня знаний о милосердии его проявлениях и сопутствующих качествах, а также способах выражения милосердия и личностном отношении к нему на конец эксперимента.

Использовали те же методы, что и при проведении констатирующего эксперимента. В ходе проведения завершающего этапа установили, что во взглядах детей контрольной подгруппы произошли изменения.

В понятии милосердия дети чётко разделили эмоциональную и практическую сторону, показали это на примерах.

В конце эксперимента ребята также научились различать понятия: милосердие, гуманизм и доброта. Это подтвердилось в ходе бесед и составлении понятийных словарей. Например, доброта, по их мнению, больше разговорный термин и обозначает «человека, готового прийти на помощь любому нуждающемуся».

На начало эксперимента у учащихся возникали проблемы с определением эмпатии, теперь же они давали его чётко: «способность человека сопереживать другому (испытывать его эмоции)». Изменения произошли и в отношении к милосердию. Ребята отмечали в ходе бесед, что милосердие необходимо в обществе, хотя ранее они утверждали, что «каждый сам за себя».

На вопрос: «Почему люди совершают милосердные поступки?» мы получили следующие ответы: «Чтобы в такой же ситуации мне помогли», «Хотят видеть других людей счастливыми». На завершающем этапе эксперимента ребята более углублённо проводили рефлексию в ответе на вопрос «Вы милосердный человек? Почему?» все учащиеся ответили, что иногда проявляют милосердие, и их ответы были более развёрнутыми.

Своё отношение дети выражали через сочинение, которые содержали обоснование необходимости милосердия, как его проявляют государство, люди и организации и они сами. Их рассуждения стали логичными и обоснованными: «Если бы не было милосердия в обществе, люди стали бы злыми, замкнулись бы в себе, а ведь милосердие это проявление внутренних чувств к окружающим».

В общении и практической деятельности изменения отмечали родители и учителя.

Учителя так же отмечали, что ребята из этой группы перешли на более уважительное общение с одногруппниками.

Это было заметно и на беседах в последние недели эксперимента. В начале эксперимента они на беседах не слушали друг друга, разговаривали, выражали свои негативные эмоции в резкой форме, на последних лекциях бывали моменты, когда агрессия прорывалась в общении, но ребята старались успокоить друг друга и переключиться на другой вид деятельности или перефразировать свою точку зрения для смягчения общения.

Таким образом, можно сказать, что изменения произошли в представлениях (они стали более глубокими и у детей появились рассуждения), проявления милосердия они замечают на уровне государства, организаций и людей и подразделяют их на духовно-эмоциональные и практические. Отношение стало более осознанным и обоснованным, они увидели необходимость милосердия и сами стали более охотно его проявлять.

В практическом плане большинство ребят изменили стиль общения, отношение с родными и одноклассниками и учителями.

Но два человека так и не смогли выбраться с низкого уровня развития.

Одного из учеников это, возможно, связано с личностными причинами. Так как его мама редко с ним общается по причине загруженности на работе, и его старший брат также уделяет ему мало внимания. Мальчику недостаёт внимания и он пытается привлечь его к себе негативным самоопределением, на что все реагируют как ему необходимо - уделяют ему много внимания.

У другого учащегося на наш взгляд затруднения возникли в виду социальных причин. В семье у них принят жёсткий стиль общения и обязанности распределены, поэтому ему трудно переключиться на другой вид отношений.

Возможно, при более длительной работе у этих ребят также произошли бы изменения.

В контрольной подгруппе изменения произошли лишь в представлениях, они стали более широкими, у 10 учащихся это выражалось в более широком определении милосердия: «сострадание и сочувствие к людям, животным, всему живому». В большинстве ответов ребята контрольной подгруппы приравнивали доброту, гуманизм и милосердие, не могли дать чёткого определения. Навыки рефлексии остались на прежнем уровне, помощь, милосердие они так же раскрывали с одной стороны - практически. Их ответы были, в большинстве, необоснованные и расплывчатые. Изменений в их поведении также не наблюдалось.

В заключении можно сделать следующий вывод: в контрольной подгруппе на высоком уровне находилось 23%, на среднем 35% и на низком 33% учащихся; в экспериментальной 35% - на высоком уровне, 42% - на среднем и 23% - на низком (приложение № 8).

Подводя итог можно отметить, что при работе с методикой Зеньковой М.А. мы получили положительный результат.


Заключение

 

Преодоление агрессивности в обществе связывается с гуманизацией межличностных отношений. Одним из путей достижения данной задачи является воспитание милосердия у школьников.

На основе изучения исторического развития понятия милосердия было отмечено, что изначально в человеке заложены как добро, так и зло, поэтому педагогу необходимо воспитывать, раскрывать положительные качества личности, иначе отрицательные стороны проявятся в поступках. Для этого можно воспользоваться, такими методами и средствами, как проведение диспутов, бесед, конференций, просмотр видеофильмов и т.д. Однако, применяя их необходимо, знать не только уровень сформированности этого качества личности, но и возрастные особенности учащихся.

Кроме этого, решению данной проблемы может способствовать применение в учебно-воспитательном процессе методики актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Суть, которой состоит в предании задаче значимости ведущей, первоочередной, неотлагаемой в своем решении.

Гипотеза о внедрении данной методики с целью формирования милосердия нашла свое подтверждение в ходе проведения эксперимента. Работа эта очень длительная, кропотливая, была проведена в строгом соответствии с этапами методики: диагностика, первый этап актуализации задач, конструктивный этап, второй этап актуализации задач и этап практической деятельности по решению ведущей задачи.

Эксперимент прошел удачно, но следовало уделить больше внимания анализу поступков с точки зрения сочетания положительного и отрицательного опыта, обеспечить более активную деятельность учащихся в подготовке бесед и диспутов, пользоваться тренингами и упражнениями в начале каждого занятия (это позволило бы ученикам лучше раскрыться).

Также требуется более продолжительная работа по формированию милосердия, так как этот процесс очень длительный и его результаты отодвинуты во времени. Считаем, что подобный опыт может быть использован воспитателями в школах, так как методика нравственного воспитания Зеньковой М.А., а также рассмотренные методы и средства воспитания гуманизма могут быть использованы для формирования милосердия у старших подростков.


Литература

 

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983. - 603 с.

3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия,2000.-128 с.

4. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000.-192 с.

5. Брудная Е.Д. Учитель - М.: Политиздат, 1991. - 335 с.

6. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисов, Е.И. Горбачёва и др.- 3-е изд., стереотип. - М: Издательский центр Академия, 2000. -192 с.

7. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1979. -221 с.

8. Гусейнов А.А. Этическая мысль. - М: Издательство политической литературы, 1988. - 381 с.

9. Егоров С.Ф. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV-XVII. - М.: Педагогика, 1985. - 366 с.

10. Егоров С.Ф., Волков Г.Н. Антология педагогической мысли России 18 века. - М.: Педагогика, 1985. - 487 с.

11. Жизневский Б.П. Психологические проблемы воспитания и образования. - Минск.: Народная асвета, 1990. - 173 с.

12. Зевина О.Г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: