Особенности периода новорожденности обусловлены




Александр Егорович Лентовский

•В 1823 г. профессор повивального искусства КУ Александр Егорович Лентовский (1798-1867 гг) выделил учение о женских и детских болезнях

• На 10 лет раньше чем в Медико-хирургической Академии в Москве начал читать специальный цикл лекций по детским болезням, не ограничиваясь только периодом новорожденности.

• Он включил в программу преподавания вопросы физиологии и патологии детей разного возрастов, а также детские инфекционные болезни, ввел понятие о врожденных и приобретенных заболеваниях.

Николай Александрович Толмачев

В 1875 г. на базе медицинского факультета КУ была образована кафедра педиатрии.

•Заведовал кафедрой приват-доцент Толмачев Н.А.

• -Началось становление научной педиатрии в Казани.

• -Усилил практическое преподавание педиатрии, расширил вопросы по вскармливанию и выхаживанию недоношенных детей.

•- Изучал состав женского и коровьего молока, а также занимался детской нефрологией

•- С его участием были оборудованы клинические и биохимические лаборатории. Был инициатором открытия детской амбулатории в здании старой факультетской клиники в 1879 г. и детского стационара всего на 6 коек (1890г.),

•Интересный факт-чтобы открыть детскую клинику он в течении 18 лет более 30 раз официально обращался в различные инстанции.

Петр Михайлович Аргутинский – Долгоруков

•Первый профессор-педиатр

 

•- Изучал анатомо-физиологические особенности детского организма (спинного мозга, почек, щитовидной железы), серотерапию скарлатины у детей, ранние формы детского туберкулеза,

• Много сил затратил на борьбу с малярией. П.М.Аргутинский представлял Казанский университет на IV-м международном Медицинском конгрессе в Мадриде в 1903г как крупный знаток малярии.

•В 1899 г. выделил из курса детских болезней приват-доцентский практический курс по детской неврологии и инфекциям детского возраста.

 

• Его учениками являются: проф. В.К.Меньшиков, Е.М.Лепский, А.Ф.Агафонов (Казань), проф. В.Н.Воробьев (Краснодар), проф. И.Н.Быстренин (Саратов), проф. П.Н.Пичугин (Пермь).

Виктор Константинович Меньшиков

•Профессор

Начал читать полный курс лекций по детским болезням с инфекциями

• В программу по изучению педиатрии включает и расширяет темы по раннему периоду развития ребенка, вскармливанию и ранней диагностике различных заболеваний с привлечением рентгенологического и лабораторного обследования, в частности, ранней рентгенологической диагностике туберкулеза у детей.

• Большое внимание уделял диетическому вскармливанию детей при расстройствах питания

• Уделят большое внимание подготовке национальных врачебных кадров.

• В своей клинике Виктор Константинович организовал отделение для грудных детей по образцу Европейских клиник.

•Получил признание-клинике МУ присвоено его имя

 

 

•В 1930 -м году медицинский факультет Казанского университета был выделен в самостоятельный медицинский институт

•В 1934-м году был создан педиатрический факультет и кафедра педиатрии.

 

•В 1945-46 годы была организована кафедра госпитальной педиатрии, из которой в 1949-50 годы была выделена кафедра факультетской педиатрии, в последующие годы - кафедра поликлинической педиатрии, курс детской эндокринологии.

 

Ефим Моисеевич Лепский

Первый декан педиатрического факультета

•Автор 10 монографий по актуальным проблемам педиатрии.

•Пользовался огромным авторитетом в вопросах витаминологии, рахита, детского туберкулеза.

•Клиника им. проф. Лепского

•В 1952 году в связи с болезнью Е.М. Лепского кафедру госпитальной педиатрии возглавил ученик профессора В.К.Меньшикова профессор Евгений Николаевич Короваев и руководил ею в течение 10 лет.

• Кафедра продолжала изучение проблем рахита, возрастных особенностей и реактивности детей, больных ревматизмом, малярией, заболеваний органов дыхания.


Хамидуллина Абруй Хусаиновна

Святкина Клавдия Андреевна

•Профессор,выдающаяся ученица профессора Лепского

•Выдающийся педиатр, пользовалась мировым авторитетом в области рахитологии.

•Также занималась вопросами ревматологии, особенностей обмена веществ у детей.

•Долгие годы возглавляла кафедру факультетской педиатрии и была деканом педиатрического факультета.

 

Современные ученые педиатры-создатели Казанской школы педиатров

 

•Проф.Мальцев С.В.-ученик проф.Святкиной К.А.-нефролог, рахитолог., микроэлементолог -долгие годы возглавлял кафедру педиатрии Казанского ГИДУВА

•Проф. Булатов В.П.-учение проф.Святкиной К.А. возглавляет кафедру госпитальной педиатрии с 1986 г.-доктор медицинских наук, врач педиатр Высшей категории, Заслуженный врач РФ, главный внештатный детский гастроэнтеролог МЗ РТ,

Под руководством проф.Булатова В.П. изучаются проблемы

•"Улучшение охраны здоровья детей и совершенствование лечебно - профилактической помощи детям".

•Основными направлениями являются вопросы детской гастроэнтерологии, нефрологии, кардиологии и неонатологии..

 

 

Ребёнок – это не миниатюра взрослого, его организм имеет свои анатомо - физиологические особенности, которые постоянно изменяются на протяжении всего периода детства.


Периоды детства

 

Период новорожденности (с рожд. до 28 дня жи зни)

Грудной период (от 1 до 12 месяцев).

Период молочных зубов (от 1 до 7 лет) делится

•-преддошкольный период (с 1 года до 3 лет);

•-дошкольный период (от 3 до 6-7 лет).

Младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет)

Старший школьный возраст (от12 до 17-18 лет)

 

Периоды детства
Период новорожденности

•длится 28 дней после рождения. На протяжении этого периода проходит адаптация к новым условиям существования.

Особенности периода новорожденности обусловлены

-Первым вдохом (расправление легких);

-Установлением кровообращения новорожденного;

-Прекращением функционирования пуповины, овального окна, боталова протока

- Гематотрофное питание изменяется на лактотрофное;

- Повышается основной обмен;

-Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия;

-В коре главного мозга преобладают процессы торможения над процессами возбуждения - продолжительность сна 20-22 ч. в сутки.

Рефлексы новорожденности

•В норме у здоровых новорожденных вызываются следующие основные рефлексы периода новорожденности:

1. Сосательный — на раздражение губ путем прикосновения ребенок отвечает сосательными движениями.

2. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина — при надавливании на ладони ребенка большими пальцами он открывает рот и слегка сгибает голову.

• 3. Ладонный хватательный рефлекс Робинсона — при вкладывании в руку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.

•4. Рефлекс Моро — при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо руки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в стороны (I фаза) с последующим «обниманием» туловища (II фаза).

 

Рефлексы новорожденности

•5. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы — ребенка берут под мышки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).

•6. Рефлекс ползания Бауэра — в положении ребенка на животе к его согнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.

•7. Защитный рефлекс новорожденного — в положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону (защита).

•8. Рефлекс Галанта — штриховыми движениями пальца раздражается кожа вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.

 

 

•Для здорового доношенного новорожденного характерно спокойное выражение лица.

• Движения новорожденного ребенка носят избыточный, не координированный характер. Характерно физиологическое усиление тонуса мышц сгибателей, которое обуславливает позу ребенка (поза флексии, эмбриональная поза): голова слегка приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к боковой поверхности грудной клетки, кисти сжаты в кулачки.

•Нижние конечности согнуты в коленных и тазобедренных суставах, при положении ребенка на боку голова иногда запрокинута.

•Тремор в области голеностопных и челюстных суставов обычны для здорового ребенка.

 

 

• В период рождения кожа ребенка покрыта первородной смазкой серовато-белого цвета, состоящей из слущившегося эпителия и жира. Чрезмерное количество смазки отмечается у недоношенных детей, незначительное, вплоть до полного отсутствия — у переношенных.

• После удаления смазки на коже появляется физиологическая эритема, которая сохраняется до 2—3-х суток. В последующие дни наступает отрубевидное шелушение и кожа здорового новорожденного приобретает нежно-розовый цвет.

 

 

• Роговой слой кожи тонкий, нежный. Эпидермис и базальный слой рыхлые, что обусловливает слабую связь эпидермиса с дермой, способствует легкому возникновений опрелостей и гнойничковых заболеваний.

•Кожа новорожденного обильно снабжена кровеносными сосудами и относительно широкими капиллярами.

• Повышена функция сальных желез и снижена — потовых.

• Возможно наличие высыпаний в области естественных складок — милиа, обусловленных закупоркой потовых желез

 

 

• Подкожно-жировая клетчатка у доношенных детей хорошо выражена, жировые отложения состоят из большого количества тугоплавких кислот пальмитиновой и стеариновой, вследствие чего под влиянием охлаждения, обезвоживания и других факторов кожа может уплотняться и отекать (склерема). У новорожденных на щеках есть скопления подкожно-жтровой клетчатки-комочки Биша

 

•Кости новорожденного отличаются мягкостью, эластичностью и меньшей, по сравнению со взрослыми, ломкостью.

•Это объясняется тем, что в них содержится много воды и мало плотных веществ.

•Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым.

 

Большой (передний) родничок, образованный лобными и теменными костями, как правило, при рождении остается открытым. Он имеет ромбовидную форму, передне-задний размер больше бокового. Расстояние между сторонами равно 2,5—3 см.

•Боковые и малые роднички

•Большинство детей рождаются с закрытыми боковыми родничками, образованными височной, теменной, лобной и затылочной костями, и закрытым малым (задним) родничком, расположенным между затылочной и теменными костями, на пересечении продольного и ламбдовидного швов.

 

• Грудная клетка новорожденного — бочкообразной формы.

• Дыхание поверхностное, с частотой 40–60 в мин, почти полностью диафрагмальное, сопровождается втяжением податливых участков грудной клетки на вдохе и выпячивание живота.

• При крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа.

•Обычно у новорожденных дыхание бронховезикулярное. У недоношенного ребенка дыхание более частое и лабильное с нерегулярными движениями.

 

•С момента появления легочного дыхания (первый вдох) начинает функционировать малый круг кровообращения, пупочные сосуды запустевают, прекращается ток крови в венозном (аранциевом) протоке, соединяющем пупочную и нижнюю полую или воротную вены, закрывается сообщение между предсердиями (овальное окно) и артериальный (боталлов) проток между легочной артерией и аортой.

 

•Тоны сердца громкие, чистые.

•Круговорот крови у новорожденного происходит в 2 раза быстрее, чем у взрослого. Сердце расположено высоко, поперечно, его размеры относительно грудной клетки велики.

•В норме частота сердечных сокращений у новорожденных составляет 140–160 уд/мин. на 2—3-й неделе—125—140 в 1 мин. Для детей раннего возраста характерны лабильность пульса, аритмия, особенно дыхательная.

 

• Живот у здорового новорожденного округлой формы, активно участвует в акте дыхания.

•Печень у большинства новорожденных выступает из-под края реберной дуги не более 2 см (до 5 лет).

• Селезенку у здорового новорожденного ребенка можно пальпировать у края реберной дуги.

• Пальпация почек у здоровых новорожденных свидетельствует об аномалиях развития мочевыделительной системы.

 

•Пищеварительная система — незрелая в функциональном отношении, и так как у новорожденных повышен обмен веществ, несет большую нагрузку — незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (диспепсию).

• Пищеварительные железы, в том числе слюнные, еще не развились: слюны в первые дни выделяется очень мало.

• Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, тоже недоразвиты — это влечет частые необильные срыгивания. Для предотвращения его после кормления надо подержать ребенка минут 20 на руках, вертикально, прислонив к груди. Вначале желудок вмещает около 10 мл жидкости, к концу первого месяца его емкость возрастает до 90-100 мл.

 

• Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено. Поэтому новорожденных так мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока и вздутия живота — метеоризм. Нередки запоры.

• Испражнения в первые 1-3 дня жизни (называются «меконий») имеют характерную вязкую консистенцию темно-зеленого цвета, запаха практически нет.

• Меконий образуется из околоплодных вод, слизи, желчи, которые попадают в желудок икишечник плода.По наличию этих выделений в первые часы после рождения судят об отсутствии у ребенка пороков в развитии пищевода, желудка, кишечника, заднепроходного отверстия. Непроходимость органов требует немедленного хирургического вмешательства.

•В течение первых 10-20 часов жизни кишечник ребенка почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой, необходимой для переваривания пищи. Меняется и вид испражнений — появляется кал — масса желтой окраски, состоящая на 1/3 из слюны, желудочного, кишечных соков и на 1/3 из остатков пищи.

 

• Мочеполовая система — к моменту рождения почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. В зонах, где образуется моча, происходит отложение кристаллов мочевой кислоты и первые несколько дней функция почек несколько снижена.

• Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки. Эта частота нормальная для первых месяцев, учитывая сравнительно небольшой объем и недостаточную растяжимость стенок мочевого пузыря.

• Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые.

• Обмен веществ — повышена потребность в углеводах, усилено всасывание жиров и их отложение в тканях. Водно-солевой баланс легко нарушается: суточная потребность в жидкости — 150-165 мл /кг.

 

• Кровь и кроветворные органы

• В эмбриональный период гемопоэз осуществляется преимущественно в печени, кроветворная функция которой к периоду рождения, постепенно уменьшаясь, почти прекращается.

• С 4 мес внутриутробного развития плода, наряду с печенью, кроветворными органами становятся костный мозг, селезенка и лимфатическая ткань.

• У новорожденного главным гемопоэтическим органом является костный мозг.

 

•Характерно повышенное содержание гемоглобина до 180 г\л и эритроцитов (4,5*1012/л – 7,5*1012/л), содержание которых к концу 1-го и началу 2-го дня жизни начинает уменьшаться.

•В первые дни в крови ребенка содержится 80 % фетального гемоглобина (у недоношенных — 90 %), который в течение первых 3 мес жизни постепенно замещается гемоглобином взрослых. Фетальный гемоглобин обладает повышенной способностью связывать кислород, что имеет большое значение в период адаптации новорожденного к новым условиям жизни. Цветовой показатель колеблется в пределах 0,9—1,3, СОЭ — 2—3 мм/ч.

• Количество лейкоцитов у новорожденных значительно выше, чем у взрослых (10*109/л—30*109/л).

• Лейкоцитарная формула крови отличается непостоянством: в первые дни жизни преобладают нейтрофильные гранулоциты со сдвигом лейкоцитарной формулы влево до промиелоцитов, к 5—7-му дню количество нейтрофильных гранулоцитов становится равным количеству лимфоцитов (первый физиологический перекрест).

•В последующее время лимфоциты превалируют над нейтрофильными гранулоцитами, уравниваясь снова к 3—5-летнему возрасту (второй физиологический перекрест).

• Для периода новорожденности характерны моноцитоз и тромбоцитоз. Кроме того, в первые недели жизни отмечаются ретикулоцитоз, нормобластоз и даже миелоцитоз, как следствие усиленного гемопоэза.

 

 

Транзиторные состояния периода новорожденности

 

•- эритема;

•- родовая опухоль;

•-потеря массы тела (до 7-8 %)

•-нарушение теплового баланса (транзиторная гипо – и гипертермия);

•-гормональный криз;

•-мочекислый инфаркт;

•-физиологическая желтуха;

 

 

Желтуха новорождённых

•Желтуха новорождённых - появление желтушного окрашивания кожи и слизистых оболочек у детей в первые дни их жизни вследствие нарушения билирубинового обмена. У здоровых детей физиологическая желтуха новорождённых возникает в связи с незрелостью ферментных систем печени.

 

 

Родовая опухоль

•Родовая опухоль предлежащей части тела ребенка (головы, ягодиц, конечностей) возникает вследствие затруднения венозного оттока, вызванного давлением расширяющейся шейки матки на предлежащую часть плода.

• В участке поражения определяется отек тестоватой консистенции, кожа над ним цианотична, возможны точечные кровоизлияния. Родовая опухоль обычно исчезает бесследно через 1-2 дня.

 

Гормональный криз

•Гормональный криз происходит в результате адаптации малыша к новым условиям жизни. Сразу после рождения в крови ребенка резко падает уровень экстрогенов уровень которых является высоким в крови ребенка внутриутробно

•В результате организм дает ответную реакцию, и проявляются такие симптомы как увеличение молочных желез, выделения из влагалища у девочек и увеличение (отеки) половых органов у мальчиков.

•Гормональный криз у новорожденных это нормальное физиологическое явление и поэтому не требует никакого лечения при возникновении симптомов.

 

Мочекислый инфаркт

•После рождения у ребенка временно уменьшается количество мочи. Мочевая кислота не выводится в полном объеме из организма и откладывается в почках. Концентрация ее повышается, и в малых количествах мочи оказывается большое количество мочевой кислоты.

• Это придает моче ребенка характерную кирпичную окраску. Также может повышаться и количество белка, выводимого с мочой, из-за этого она становится мутной.

Критические периоды онтогенеза имунной системы

•Период новорожденности- первый критический период

• организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком.

•Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока.

•Группу повышенного риска развития инфекций среди новорожденных составляют недоношенные, а среди них — маловесные дети, страдающие наиболее выраженными и стойкими иммунологическими дефектами.

 

•Относительное количество Т-лимфоцитов у новорожденных понижено по сравнению со взрослыми, но в связи с возрастным лимфоцитозом абсолютное количество Т-лимфоцитов в крови новорожденных даже выше, чем у взрослых.

•Особенности Т-лимфоцитов новорожденных связаны с выходом в кровоток незрелых предшественников.

• Именно в связи с дефектностью клеточных механизмов защиты на протяжении всего периода детства сохраняется высокая степень риска заболевания туберкулезом в связи с широкой циркуляцией возбудителя туберкулеза.

•Малое количество натуральных киллеров, большое количество наивных Тлимфоцитов, слабая чувствительность к влиянию ИЛ

Слабость клеточных механизмов защиты делает детей особенно чувствительными к вирусным и грибковым инфекциям, защита от которых требует участия функционально полноценных Т-лимфоцитов.

Периоды детства

грудной период (от 1 до 12 месяцев)

Особенности грудного периода (от 1 до 12 месяцев)

 

•1. Интенсивный рост и нарастание массы ребенка, постепенное угасание (ослабление) темпов роста.

• К 4-5 месяцам жизни наблюдается удвоение массы, которая была при рождении, а до 1 года -масса ребенка утраивается. Рост ребенка на первом году жизни увеличивается на 50 % сравнительно с исходным при рождении;

•2. Высокая интенсивность обменных процессов с преобладанием анаболических процессов, необходимых для быстрого роста и увеличение массы тела;

 

•3. Преобладание функциональной активности щитовидной железы, которая обеспечивает высокий основной обмен и анаболические процессы, и вилочковой железы. При этом перестройка гормонального (усиление основного обмена) и иммунологического фона приводят к аномалиям конституции: эксудативно-катаральный диатез, лимфатико - гипопластичный диатез и т.п.;

•4. Усиление роста и дифференцирование мозговой ткани, отмечается морфологическое и функциональное ее несовершенство, повышена проницаемость гемато-энцефаличного барьера. Это приводит к склонности ребенка к судорогам функционального характера, частых явлений менингизма, (при респираторных и вирусных заболеваниях в этом возрасте);

 

 

•5. Функциональная слабкость пищеварительного аппарата, низкая активность ферментов слюны, желудочного сока (причины частых диспепсий, нередко появляются гипотрофии)

•6. Интенсивный рост опорно - двигательного аппарата, который может вызвать возникновение рахита.

 

•7. Склонность к генерализованным реакциям и неспособность ограничивать патологический процесс, который приводит к частым септическим состояниям;

• 8.Интенсивное развитие многочисленных условно-рефлекторных связей и формирование второй сигнальной системы (языка). К 1 году ребенок обычно знает 8-10 слов.

 

 

Критические периоды онтогенеза имунной системы

•Второй критический период (4-6 мес. жизни)

•Характеризуется утратой полученных от матери антител.

•Способность к продукции собственных антител в этот период ограничивается слабым синтезом только иммуноглобулинов M, в то время как иммуноглобулины G являются главными защитными антителами.

• Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.

•Также характерно замедление созревания клеточных факторов иммунной системы

• Ослабление пассивного иммунитета и развитие на 2-4 –м месяце жизни так называемой транзиторной или физиологической гипоиммуноглобулинемии,

Это приводит к различным гноеродным и другим инфекциям, служит причиной частых отитов, пневмоний и т.п.

Периоды детства

•. Период молочных зубов (от 1 до 7 лет) делится

•-преддошкольный период (с 1 года до 3 лет);

•-дошкольный период (от 3 до 6-7 лет).

 

•Характеризуется постепенным усовершенствованием функциональных возможностей организма.

•Сохраняется повышенная ранимость, чрезвычайная пластичность, эмоциональная лабильность.

•Быстро развивается интеллект: ребенок хорошо говорит, обогащается запас представлений.

•Совершенствуется анализаторно - синтетическая функция коры главного мозга.

•Уменьшается склонность к диффузным реакциям, однако чаще встречаются детские инфекции, усиливается частота инфицирования туберкулезом.

• (ясельный возраст):

Периоды детства
преддошкольный период (с 1 года до 3 лет)

•Ребенок преддошкольного периода очень подвижный, любознательный.

• Основной формой его развития является игра, через игру ребенок приобретает первые трудовые навыки, быстро растет словарный запас. До 2 - 3-х лет предложения становятся многословными. Ребёнок во всем подражает взрослому;

•С 1,5 годового возраста дневной сон составляет 3 ч., ночной - 11 ч.

•Возможные перегрузки впечатлениями и отрицательными влияниями окружающей среды.

 

Критические периоды онтогенеза имунной системы

•Третий критический период (2-й год жизни), ---значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций.

•Иммунный ответ ребенка на инфекционные антигены остается неполноценным. Местная защита слизистых все еще остается несовершенной из-за низкого уровня секреторного IgA.

•Чувствительность ребенка к респираторным и кишечным инфекциям все еще высока.

Периоды детства
дошкольный период
(4-7 лет)

•возрастает потребность в общении с другими детьми- готов к поступлению в школу.

•Несколько замедляется процесс роста. Активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем.

•В 5-6 лет начинается замена молочных зубов на постоянные;

•Ребенок переходит на режим питания взрослого.

•Продолжительность дневного сна 2-2,5 ч., ночного - 10-11 ч.

•Развиваются тонкие двигательные привычки: умение кататься на двухколёсном велосипеде, на коньках, танцевать, вышивать, вязать.

•У ребенка очень хорошая память: легко запоминает стихи, рассказывает сказки, усваивает чужой язык.

•В воспитании ребёнка этого периода особенно важна чёткая организация воспитательной работы дома и в детских коллективах.

•Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсичных реакций, однако проявляются аллергические заболевания (бронхиальная астма, ревматизм, гломерулонефрит и др.)

 

Критические периоды онтогенеза имунной системы

•Четвертый критический период (6-7й годы жизни)

•В крови у ребенка уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов.

•Уровни иммуноглобулинов М и G в крови ребенка приближаются к уровням взрослых, но уровень иммуноглобулина A все еще остается более низким, с чем связана слабая местная защита слизистых. Содержание иммуноглобулина E, напротив, достигает максимального уровня в связи с высоким уровнем глистных инвазий, чем объясняется повышенная чувствительность к аллергическим реакциям у детей данной возрастной группы. Чувствительность детей этого возраста к инфекциям все еще высока.

Периоды детства
Младший школьный возраст
(от 6-7 до 11-12 лет)

•Завершается морфологическое дифференцирование клеток коры головного мозга;

•Значительно возрастает мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как скорость, ловкость, сила, выносливость;

•5. Молочные зубы полностью заменяются постоянными.

•6. Развивается настойчивость, необходимые трудовые навыки;

•7. Формируются способности, способность к продолжительной целенаправленной деятельности (умственной и физической);

•8. На этот период приходится максимум игровой деятельности;

•9. Увеличивается объем внимания и его стойкость;

•10. Следует сурово следить за осанкой, правильным положением за партой или столом, физической нагрузкам и ее равномерным действием на обе конечности.

Периоды детства
Старший школьный возраст
(от12 до 17-18 лет)

Период полового созревания.

•Выраженная перестройка эндокринной системы, усиленный рост.

Часто встречается функциональные расстройства сердечно - сосудистой, нервной системы, которые обусловлены быстрым непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, Нестойкость вегетативно - эндокринной системы.

Характеризуется нарушением физического и полового развития, нестойкость терморегуляции, склонность к нарушениям питания,заболеваниям пищеварительной системы.

• Считается тяжелейшим периодом психологического развития

• формирование воли, сознания, нравственности.

•Преобладает генерализованная активация эмоционального характера.

Критические периоды онтогенеза имунной системы

•Пятый критический период — подростковый возраст

• Относительное уменьшениее массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета.

•Резко возрастают внешние, часто неблагоприятные, воздействия на иммунную систему.

•Дети этого возраста характеризуются высокой чувствительностью к вирусным инфекциям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: