Материалы с методическими указаниями




Воспитание, школа и педагогическая мысль в Античной образовательной парадигме

 

 

ТЕМЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ

 

1. Становление в Древней Греции образования как системы. Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

2. Педагогические модели «высшего образования». Софисты и Сократ. Школа Исократа. Академия Платона. Лицей (ликей) Аристотеля.

3. Осуществление преемственности древнегреческого педагогического

опыта Древним Римом.

4. Становление и особенности собственно римской системы воспитания

и обучения.

 

 

Задания

1. Изучить и основные педагогические модели античности, их мировоззренческие основания и показать их значимость для истории образования.

2. Подготовить реферат (эссе – по выбору) об одном из учебных заведений /педагогической модели Древней Греции или Древнего Рима или о педагогических взглядах одного из античных мыслителей.

3. На каком основании можно утверждать, что педагогические идеи и опыт античного мира актуальны и в наши дни?

 

 

Литература

Аристотель. Этика; Политика; Поэтика //Собрание сочинений: В 4-х

т. - М., 1984. - Т. 4.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

Марру А-И. История воспитания в античности (Греция) – М., 1998.

Платон. Государство //Сочинения: В 3-х т. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. - М., 1964. - Т. 3.

Сенека. Нравственные письма к Лукрецию. - М., 1977.

Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М., 1974.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.

Шмонин Д.В. Религиозное образование и образовательные парадигмы // Вестник РХГА. 2013. - Т. 14. - Вып. 2.

Материалы с методическими указаниями

 

Античная образовательная парадигма (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) внесла весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования.

Религия и образование в древнегреческой и древнеримской культурах. В основании античной педагогики, которая институционально сложилась к IV в. до н.э., лежала пайдейя (παιδεία), означавшая, как известно, общую культуру, воспитанность, образованность. Греческое образование лежало в религиозном поле постольку, поскольку религиозность, вера в богов являлась составной частью античной культуры, ее «естественным фоном». Римское образование, ставшее производным от образования греческого (последнее распространило свое влияние на Рим в III в. до н.э.), имело более выраженный прагматичный характер, ориентированный на развитие системы воспитания добропорядочных граждан в государственных школах. Система римских образовательных институтов формируется к I в. н.э. и распространяясь во II–V вв., то есть уже в римско-эллинистическо-христианском мире, превращается в соединение свободных искусств, или наук. Здесь речь также идет о светском образовании, в котором традиционная римская религиозность находит себе место в качестве мировоззренческой компоненты при практически полном отсутствии, во-первых, нормативной функции религиозности по отношению к образовательной системе и, во-вторых, религиозного образования как такового.

В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых

форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. В рамках се-

минарского занятия предлагается рассмотреть и сравнить два классических

образца древнегреческого воспитания - афинское и спартанское.

В Афинах в классический период получение образования не было юри-

дически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми.

А потому все школы были частными и платными.

Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу

воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связа-

но с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание

понималось как неразрывное единство "гимнастического" и "мусического".

Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие

тела и духа, прославленный идеал "калокагатии" - красоты и добра, слитых

в человеке воедино.

В школе обучались мальчики (от 7 до 15-16 лет) последовательно у трех

учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.

Грамматист обучал детей чтению, письму и счету. Его подопечные чи-

тали Гомера, Эзопа, Гесиода, Солона, разучивали гимны и ритуалы.

Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором.

Педотриб занимался с детьми гимнастикой по олимпийской программе,

акцентируя внимание не только на воспитании силы и ловкости, но и на

формировании красивого тела.

Девочки в Афинах получали домашнее образование, но блистать остро-

умием и начитанностью в кругу мужчин имели право только гетеры.

Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая

регламентация со стороны государства.

Образование мальчиков находилось в ведении государственного чинов-

ника педонома, начиналось с 7 лет и состояло из 3 циклов: 2 циклов по 4

года - от 7 до 11 лет (мальчики) и от 11 до 15 лет (подростки) - и завер-

шающей 5-летней "эфебии".

Главными направлениями в спартанской системе были физическое и

нравственно-патриотическое воспитание, цель которых состояла в подго-

товке воинов и полном подчинении личности интересам социальной груп-

пы. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением чи-

тать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также

некоторыми сведениями о традициях Спарты, ее истории, религии и обрядах.

Девочки специального образования не получали, но воспитывались, как

правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдат-

скими женами и матерями.

В завершении рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания

нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направле-

ний получил их опыт в истории образования.

Античные греки внесли заметный вклад и в педагогическую теорию, ко-

торая в то время развивалась в рамках философской науки. Практически все

древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования. В

ходе занятия необходимо показать различные точки зрения античных мыс-

лителей и акцентировать внимание на их вкладе в становление и развитие

гуманистической педагогической традиции.

Первыми философами-учителями принято считать софистов (Гиппий,

Зенон, Клеобул, Протагор и др.) и Сократа (469-399 гг. до н.э.).

Софисты, провозгласив человека "мерой всех вещей", впервые в исто-

рии пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретно-

го индивида, целиком поставить их в зависимость от его потребностей и

интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым индиви-

дом личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения ве-

ковых устоев благочестия и неприятия существующих социальных норм.

Относительность нравственных норм, проповедовавшихся софистами,

вызывала активные возражения со стороны современников. Одним из не-

примиримых оппонентов по данному вопросу стал их бывший ученик Со-

крат. Мерилом всех вещей для него выступал не субъективно-

произвольный единичный человек, а человек как разумное мыслящее суще-

ство. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум,

мышление. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание - это и есть

источник нравственного совершенствования. Не выходя за рамки софисти-

ческого рационализма в постановке и разрешении педагогических проблем,

Сократ противопоставлял практицизму софистической школы представле-

ния о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных

норм, являвшихся, по его мнению, необходимым условием воспитания сво-

бодного гражданина в демократическом обществе.

Значимый вклад в развитие философско-педагогической мысли внес

ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.). Исходя из собственной теории

идей, он видел смысл познания и воспитания в том, чтобы помочь душе че-

ловека вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей и приблизить

тем самым каждого индивида к идеалу. Им была разработана теория иде-

ального государства, для которого Платон предложил соответствующую

образовательную систему. В ней он интегрировал удовлетворявшие его ме-

тодологическим установкам некоторые специфические черты афинского и

спартанского воспитания. В качестве новой отличительной особенности

данной системы можно выделить введение дошкольного общественного

воспитания с 3 лет и две ступени сверхобязательного образования (от 20 до

30 и от 30 до 35 лет) для особо способных учеников.

Важнейшую роль в истории античной философии и педагогики сыграл

ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Признавая, но не отделяя

друг от друга мир идей и мир вещей, он впервые в истории выводит цели и

задачи воспитания исходя из собственного понимания природы человека. В

его представлении трем сторонам человеческой души (растительной, жи-

вотной и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Природа накрепко связала все три вида души, а

потому учителю нужно следовать за природой, тесно связывая между собой

соответствующие им стороны воспитания. Обобщив исторический опыт че-

ловечества и собственные наблюдения, Аристотель ввел возрастную перио-

дизацию, деля жизнь растущего ребенка на три этапа, соответствующих

особенностям развития его природы: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и

от 14 лет до 21 года. Им также были даны рекомендации по воспитанию и

обучению детей в каждом из выделяемых периодов жизни.

Аристотель, как и другие великие ученые Античности, обгонял свое

время. Не случайно, его сочинения по логике, физике, метафизике и другим

наукам стали спустя три века и далее в Средние века основными учебными

пособиями в Европе.

Кроме вышеперечисленных философов значимый вклад в дальнейшее

развитие теории и практики образования внесли и другие известные древ-

негреческие ученые, в частности, Демокрит (ок. 460 - ок. 371 гг. до н.э.) и

Ксенофонт (ок. 450-355 гг. до н.э.), с чьим наследием также желательно по-

знакомиться при подготовке к семинару.

В III вeке до н.э. древнегреческая культура и образовательные традиции

"завоевывают" Рим, который стал к этому времени ведущим в военном от-

ношении европейским государством, но находился на относительно низкой

стадии культурного развития. Переведенный в III веке до н.э. греком-

вольноотпущенником Ливием Андроником на латинский язык текст "Одис-

сеи" Гомера в течение почти двух веков был основным учебным пособием в

римских школах, благодаря чему римляне с детских лет усваивали тради-

ции и духовное богатство Древней Эллады. Для полноты этой картины не-

обходимо познакомиться с существовавшими там особенностями организа-

ции образовательного процесса и содержанием специфических "чаш муз",

соотнося все это с изученными ранее греческими образцами.

К I веку н.э. начинает складываться собственно римская система образо-

вания, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной

культурной традиции. Основная заслуга здесь принадлежит "отцу римской

образованности" Марку Варрону, определившему содержание образования

из семи "свободных искусств", и известному римскому философу Цицеро-

ну. Развивая идеи софистов, Цицерон впервые ввел в научный оборот поня-

тие "гуманизм", обозначавшее для него своеобразный образец достойной

человеческой жизни. Исходя из этого он формулирует культурный идеал

свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую

(как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как

средство общественного воздействия), давая тем самым направление даль-

нейшему развитию античной педагогики.

Видный след в истории образования оставил римский педагог-гуманист

Квинтилиан (35-96 гг.). Вслед за греческим стоиком Хрисиппом он обосно-

вывает необходимость правильного воспитания ребенка уже с момента ро-

ждения, подчеркивая при этом определяющую роль личности педагога, ко-

торый, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей

и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гумани-

стическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребенке прежде

всего человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образо-

вания стереотипы, резко осуждает телесные наказания, которые, по его

убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство

ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разра-

ботке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение

и вознаграждение, а также путем выделения значительного времени в про-

цессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуально-

го подхода к ученику с учетом его наклонностей и возможностей, считая,

что все дети, за редким исключением, обладают природными способностя-

ми для получения полноценного образования. Не удивительно, что в по-

следние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена

принципата и империи, достойное образование получают не только мальчи-

ки, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для

которых открываются специальные школы-педагогиумы.

Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что

все люди без исключения, независимо от пола и социального положения

имеют "добрую природу", которую необходимо раскрывать и развивать по-

средством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформу-

лирован гуманистический принцип общедоступности образования и были

предприняты конкретные шаги для его реализации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: