Воспитание, школа и педагогическая мысль в Античной образовательной парадигме
ТЕМЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ
1. Становление в Древней Греции образования как системы. Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
2. Педагогические модели «высшего образования». Софисты и Сократ. Школа Исократа. Академия Платона. Лицей (ликей) Аристотеля.
3. Осуществление преемственности древнегреческого педагогического
опыта Древним Римом.
4. Становление и особенности собственно римской системы воспитания
и обучения.
Задания
1. Изучить и основные педагогические модели античности, их мировоззренческие основания и показать их значимость для истории образования.
2. Подготовить реферат (эссе – по выбору) об одном из учебных заведений /педагогической модели Древней Греции или Древнего Рима или о педагогических взглядах одного из античных мыслителей.
3. На каком основании можно утверждать, что педагогические идеи и опыт античного мира актуальны и в наши дни?
Литература
Аристотель. Этика; Политика; Поэтика //Собрание сочинений: В 4-х
т. - М., 1984. - Т. 4.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.
Марру А-И. История воспитания в античности (Греция) – М., 1998.
Платон. Государство //Сочинения: В 3-х т. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. - М., 1964. - Т. 3.
Сенека. Нравственные письма к Лукрецию. - М., 1977.
Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М., 1974.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.
Шмонин Д.В. Религиозное образование и образовательные парадигмы // Вестник РХГА. 2013. - Т. 14. - Вып. 2.
Материалы с методическими указаниями
Античная образовательная парадигма (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) внесла весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования.
Религия и образование в древнегреческой и древнеримской культурах. В основании античной педагогики, которая институционально сложилась к IV в. до н.э., лежала пайдейя (παιδεία), означавшая, как известно, общую культуру, воспитанность, образованность. Греческое образование лежало в религиозном поле постольку, поскольку религиозность, вера в богов являлась составной частью античной культуры, ее «естественным фоном». Римское образование, ставшее производным от образования греческого (последнее распространило свое влияние на Рим в III в. до н.э.), имело более выраженный прагматичный характер, ориентированный на развитие системы воспитания добропорядочных граждан в государственных школах. Система римских образовательных институтов формируется к I в. н.э. и распространяясь во II–V вв., то есть уже в римско-эллинистическо-христианском мире, превращается в соединение свободных искусств, или наук. Здесь речь также идет о светском образовании, в котором традиционная римская религиозность находит себе место в качестве мировоззренческой компоненты при практически полном отсутствии, во-первых, нормативной функции религиозности по отношению к образовательной системе и, во-вторых, религиозного образования как такового.
В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых
форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. В рамках се-
минарского занятия предлагается рассмотреть и сравнить два классических
образца древнегреческого воспитания - афинское и спартанское.
В Афинах в классический период получение образования не было юри-
дически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми.
А потому все школы были частными и платными.
Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу
воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связа-
но с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание
понималось как неразрывное единство "гимнастического" и "мусического".
Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие
тела и духа, прославленный идеал "калокагатии" - красоты и добра, слитых
в человеке воедино.
В школе обучались мальчики (от 7 до 15-16 лет) последовательно у трех
учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.
Грамматист обучал детей чтению, письму и счету. Его подопечные чи-
тали Гомера, Эзопа, Гесиода, Солона, разучивали гимны и ритуалы.
Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором.
Педотриб занимался с детьми гимнастикой по олимпийской программе,
акцентируя внимание не только на воспитании силы и ловкости, но и на
формировании красивого тела.
Девочки в Афинах получали домашнее образование, но блистать остро-
умием и начитанностью в кругу мужчин имели право только гетеры.
Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая
регламентация со стороны государства.
Образование мальчиков находилось в ведении государственного чинов-
ника педонома, начиналось с 7 лет и состояло из 3 циклов: 2 циклов по 4
года - от 7 до 11 лет (мальчики) и от 11 до 15 лет (подростки) - и завер-
шающей 5-летней "эфебии".
Главными направлениями в спартанской системе были физическое и
нравственно-патриотическое воспитание, цель которых состояла в подго-
товке воинов и полном подчинении личности интересам социальной груп-
пы. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением чи-
тать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также
некоторыми сведениями о традициях Спарты, ее истории, религии и обрядах.
Девочки специального образования не получали, но воспитывались, как
правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдат-
скими женами и матерями.
В завершении рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания
нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направле-
ний получил их опыт в истории образования.
Античные греки внесли заметный вклад и в педагогическую теорию, ко-
торая в то время развивалась в рамках философской науки. Практически все
древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования. В
ходе занятия необходимо показать различные точки зрения античных мыс-
лителей и акцентировать внимание на их вкладе в становление и развитие
гуманистической педагогической традиции.
Первыми философами-учителями принято считать софистов (Гиппий,
Зенон, Клеобул, Протагор и др.) и Сократа (469-399 гг. до н.э.).
Софисты, провозгласив человека "мерой всех вещей", впервые в исто-
рии пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретно-
го индивида, целиком поставить их в зависимость от его потребностей и
интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым индиви-
дом личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения ве-
ковых устоев благочестия и неприятия существующих социальных норм.
Относительность нравственных норм, проповедовавшихся софистами,
вызывала активные возражения со стороны современников. Одним из не-
примиримых оппонентов по данному вопросу стал их бывший ученик Со-
крат. Мерилом всех вещей для него выступал не субъективно-
произвольный единичный человек, а человек как разумное мыслящее суще-
ство. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум,
мышление. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание - это и есть
источник нравственного совершенствования. Не выходя за рамки софисти-
ческого рационализма в постановке и разрешении педагогических проблем,
Сократ противопоставлял практицизму софистической школы представле-
ния о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных
норм, являвшихся, по его мнению, необходимым условием воспитания сво-
бодного гражданина в демократическом обществе.
Значимый вклад в развитие философско-педагогической мысли внес
ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.). Исходя из собственной теории
идей, он видел смысл познания и воспитания в том, чтобы помочь душе че-
ловека вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей и приблизить
тем самым каждого индивида к идеалу. Им была разработана теория иде-
ального государства, для которого Платон предложил соответствующую
образовательную систему. В ней он интегрировал удовлетворявшие его ме-
тодологическим установкам некоторые специфические черты афинского и
спартанского воспитания. В качестве новой отличительной особенности
данной системы можно выделить введение дошкольного общественного
воспитания с 3 лет и две ступени сверхобязательного образования (от 20 до
30 и от 30 до 35 лет) для особо способных учеников.
Важнейшую роль в истории античной философии и педагогики сыграл
ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Признавая, но не отделяя
друг от друга мир идей и мир вещей, он впервые в истории выводит цели и
задачи воспитания исходя из собственного понимания природы человека. В
его представлении трем сторонам человеческой души (растительной, жи-
вотной и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Природа накрепко связала все три вида души, а
потому учителю нужно следовать за природой, тесно связывая между собой
соответствующие им стороны воспитания. Обобщив исторический опыт че-
ловечества и собственные наблюдения, Аристотель ввел возрастную перио-
дизацию, деля жизнь растущего ребенка на три этапа, соответствующих
особенностям развития его природы: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и
от 14 лет до 21 года. Им также были даны рекомендации по воспитанию и
обучению детей в каждом из выделяемых периодов жизни.
Аристотель, как и другие великие ученые Античности, обгонял свое
время. Не случайно, его сочинения по логике, физике, метафизике и другим
наукам стали спустя три века и далее в Средние века основными учебными
пособиями в Европе.
Кроме вышеперечисленных философов значимый вклад в дальнейшее
развитие теории и практики образования внесли и другие известные древ-
негреческие ученые, в частности, Демокрит (ок. 460 - ок. 371 гг. до н.э.) и
Ксенофонт (ок. 450-355 гг. до н.э.), с чьим наследием также желательно по-
знакомиться при подготовке к семинару.
В III вeке до н.э. древнегреческая культура и образовательные традиции
"завоевывают" Рим, который стал к этому времени ведущим в военном от-
ношении европейским государством, но находился на относительно низкой
стадии культурного развития. Переведенный в III веке до н.э. греком-
вольноотпущенником Ливием Андроником на латинский язык текст "Одис-
сеи" Гомера в течение почти двух веков был основным учебным пособием в
римских школах, благодаря чему римляне с детских лет усваивали тради-
ции и духовное богатство Древней Эллады. Для полноты этой картины не-
обходимо познакомиться с существовавшими там особенностями организа-
ции образовательного процесса и содержанием специфических "чаш муз",
соотнося все это с изученными ранее греческими образцами.
К I веку н.э. начинает складываться собственно римская система образо-
вания, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной
культурной традиции. Основная заслуга здесь принадлежит "отцу римской
образованности" Марку Варрону, определившему содержание образования
из семи "свободных искусств", и известному римскому философу Цицеро-
ну. Развивая идеи софистов, Цицерон впервые ввел в научный оборот поня-
тие "гуманизм", обозначавшее для него своеобразный образец достойной
человеческой жизни. Исходя из этого он формулирует культурный идеал
свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую
(как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как
средство общественного воздействия), давая тем самым направление даль-
нейшему развитию античной педагогики.
Видный след в истории образования оставил римский педагог-гуманист
Квинтилиан (35-96 гг.). Вслед за греческим стоиком Хрисиппом он обосно-
вывает необходимость правильного воспитания ребенка уже с момента ро-
ждения, подчеркивая при этом определяющую роль личности педагога, ко-
торый, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей
и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гумани-
стическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребенке прежде
всего человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образо-
вания стереотипы, резко осуждает телесные наказания, которые, по его
убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство
ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разра-
ботке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение
и вознаграждение, а также путем выделения значительного времени в про-
цессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуально-
го подхода к ученику с учетом его наклонностей и возможностей, считая,
что все дети, за редким исключением, обладают природными способностя-
ми для получения полноценного образования. Не удивительно, что в по-
следние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена
принципата и империи, достойное образование получают не только мальчи-
ки, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для
которых открываются специальные школы-педагогиумы.
Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что
все люди без исключения, независимо от пола и социального положения
имеют "добрую природу", которую необходимо раскрывать и развивать по-
средством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформу-
лирован гуманистический принцип общедоступности образования и были
предприняты конкретные шаги для его реализации.