АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ В СИЗО КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА




М.В. Сорокин

старший преподаватель кафедры организации режима и надзора

ВЮИ ФСИН России

АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ В СИЗО КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА

Деятельность администрации СИЗО по предупреждению противоправных действий со стороны лиц, содержащихся в исправительном учреждении и иных лиц, находящихся на режимной территории, не может быть эффективной без организации оптимальной системы мер[1]. Предупреждение правонарушений, в первую очередь нарушений режима и административных правонарушений, основывается на грамотной организации деятельности по осуществлению надзора.

Надзорв СИЗО – это система организационно-практических мер, направленных на постоянный контроль за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдением ими режима с целью обеспечения: правопорядка и законности; выполнения «Правил внутреннего распорядка»; изоляции лиц, содержащихся под стражей, их безопасности, а также персонала и иных лиц, находящихся на территории СИЗО.

Планирование и организация надзора в СИЗО включает в себя:

1. Анализ, оценку и прогнозирование развития оперативной обстановки, планирование, определение приоритетов в проведении режимных и иных мероприятий и последовательность решения текущих задач;

2. Качественную (желательно – индивидуальную) подготовку сотрудников к обеспечению надзора и проведению режимных мероприятий;

3. Материально-техническое обеспечение персонала, задействованного в обеспечении надзора;

4. Рациональную расстановку и комплексное использование сил и средств, привлекаемых для обеспечения надзора, маневрирование ими с учетом складывающейся оперативной обстановки и результативности мероприятий;

5. Контроль со стороны руководства за качеством организации и обеспечения надзора, а также оценку результативности проведенных режимных мероприятий;

6. Контроль за проведением обыскных и досмотровых мероприятий и оценка их результативности.

Сбор, обобщение и анализ статистической и управленческой информации организуется заместителем начальника учреждения по режиму и оперативной работе и осуществляются начальником отдела режима, охраны, оперативного отдела и являются частью подготовки принятия решения по надзору на сутки и на месяц. Планирование надзора в местах содержания под стражей осуществляется по результатам анализа следующей информации:

1. Изменения, происходящие в количественном и качественном составе лиц, содержащихся в исправительном учреждении. При этом используется информация отдела специального учета и оперативного аппарата, а также сведения получаемые из: постовой ведомости; проверочной справки по корпусному отделению; справки о движении (прибытии, убытии) подозреваемых, обвиняемых, осужденных, за сутки; суточной ведомость учета лиц, доставленных в СИЗО; суточной ведомость учета лиц, временно выбывших из СИЗО; книги количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО; книги дежурств по СИЗО.

2. Криминологическая характеристика лиц, склонных к совершению нарушений режима отбывания наказания и содержания под стражей. При ее анализе используется информация из учетных карточек лиц поставленных на

 

профилактический учет и Журнала регистрации учетных карточек[2].

3. Криминальная ситуация в исправительном учреждении. При ее анализе необходимо учитывать:

– количество зарегистрированной в дежурной части информации о происшествиях и преступлениях в Журнале регистрации информации о происшествиях и Книге регистрации сообщений о преступлениях, в соответствии с приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250[3].

4. Анализ нарушений установленного порядка содержания под стражей и отбывания наказания. С этой целью подвергаются анализу рапорта, составленные в процессе осуществления надзора и проведения режимных мероприятий, зарегистрированные в Журнале учета рапортов о выявленных нарушениях режима содержания под стражей и отбывания наказания, хранящегося в дежурной части СИЗО.

Кроме того изучается информация содержащаяся в: книге дежурств по корпусному отделению; книге замечаний и предложений лиц, инспектирующих СИЗО; ежемесячных справках по обеспечению режима и надзора; актах работы обысково-маневренной группы; ежемесячных справках инспекторского состава отдела режима о результатах обеспечения режима отбывания наказания и содержания под стражей.

5. Анализ изъятия запрещенных предметов. При этом изучается следующие служебные документы: акты о проведении плановых, внеплановых, общих и контрольных обысков, хранящихся в номенклатурных делах отдела режима; постановления начальника СИЗО и акты об уничтожении предметов, запрещенных к хранению и использованию в следственных изоляторах; Журнал учета обысков по корпусному отделению; Протоколы об административных правонарушениях и Журнал учета протоколов об административных правонарушениях; Журнал технических осмотров камер, хранящийся в кабинете начальника корпусного отделения; материалы служебных проверок по фактам изъятия запрещенных предметов, веществ и продуктов питания; спецсообщения, направленные в дежурную часть территориального органа ФСИН России.

Отделами режима, совместно с оперативными аппаратами, ежеквартально анализируются сведения о состоянии законности и служебной дисциплины в СИЗО, а также на прилегающих к ним территориях, включающую в себя:

– количество граждан, задержанных при попытках передачи или передаче запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждении;

– количество граждан, привлеченных к уголовной или административной ответственности за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждении;

– количество писем, направленных в адрес юридических лиц, представители которых нарушили правила внутреннего распорядка, при посещении режимной территории;

– количество граждан, привлеченных к ответственности за нарушение режимных требований на территории, прилегающей к учреждению.

Подвергаются анализу сведения о состоянии режима и надзора:

– количество металлообнаружителей, в том числе: стационарных и ручных (переносных);

– количество видеокамер, установленных на режимной территории, на режимных корпусах и в режимных помещениях;

– количество переносных обнаружителей телефонов сотовой связи;

– количество проведенных обысков и технических осмотров камер (плановых, контрольных, внеплановых, общих, сотрудниками территориального органа ФСИН России и сводными отрядами);

– количество выявленных нарушений режима содержания под стражей и отбывания наказания, непосредственно относящиеся к планированию и организации надзора (хранение, изготовление и употребление спиртных напитков; хранение, изготовление и употребление наркотически средств, психотропных веществ или их аналогов; хранение, изготовление и использование запрещенных предметов, веществ и продуктов питания; участие в азартных играх и др.).

Анализируются сведения об изъятии при обысках и досмотрах предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными по следующим показателям:

1. Общая сумма изъятых денежных средств.

2. Сумма изъятой валюты зарубежных стран (в пересчете на рубли по курсу ММВБ на день изъятия).

3. Количество изъятых алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе (кустарного изготовления и заводского производства).

4. Количество изъятых наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

5. Количество изъятых боеприпасов (единиц).

6. Количество изъятого оружия всех видов (огнестрельного, газового, пневматического).

7. Количество изъятого холодного оружия и колюще-режущих предметов, конструктивно схожих с холодным оружием.

8. Количество изъятых средств мобильной связи[4].

Все перечисленные выше показатели анализируются по местам изъятия запрещенных вещей, веществ и предметов: при поступлении осужденных, подозреваемых и обвиняемых в исправительное учреждение (на сборном отделении); в камерных помещениях режимных корпусов; на производстве (в помещениях производственных участков, местах работы осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию СИЗО); в следственных кабинетах (перед и после проведения встречи с адвокатом, следователем, законным представителем); в комнатах краткосрочных и длительных свиданий; из посылок, передач и бандеролей; при доставки на территорию исправительного учреждения.

Параллельно с аналитической работой, проводимой оперативными подразделениями и отделами режима, изучение и анализ информации по перекрытию каналов поступления в исправительное учреждение запрещенных к хранению и использованию запрещенных предметов проводится подразделениями охраны.

Сведения об изъятии запрещенных предметов подразделениями охраны включает в себя следующую информацию: количество изъятых взрывчатых веществ (граммов); количество случаев изъятия взрывчатых веществ; количество изъятого огнестрельного оружия (единиц); количество случаев изъятия огнестрельного оружия; количество изъятого газового оружия (единиц); количество случаев изъятия газового оружия; количество изъятых колюще режущих предметов (единиц); количество случаев изъятия колюще режущих предметов; сумма изъятых денег (тыс. рублей); количество случаев изъятия денег; количество изъятых алкогольных напитков и изделий на спиртовой основе (литров); количество случаев изъятия алкогольных напитков и изделий на спиртовой основе; количество изъятых наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (граммов); количество случаев изъятия наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; количество изъятых средств связи (единиц); количество случаев изъятия средств связи.

Все приведенные выше критерии оценки разбиваются по местам их изъятия: при доставке; на контрольно-пропускном пункте по пропуску людей и по пропуску транспорта на режимную территорию; при пересылке.

Отдельно, с целью оценки оперативной обстановки, складывающейся в исправительном учреждении и соответственно планирования оперативно-служебной деятельности по предупреждению правонарушений необходимо учитывать следующую систему показателей:

1. Количество выявленных неслужебных связей сотрудников (работников) с лицами, содержащимися под стражей и отбывающими уголовное наказание.

2. Количество предотвращенных преступных намерений, деяний в том числе: дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ); захватов заложников (ст. 206 УК РФ); против личности (VII раздел УК РФ); побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ). Следующим элементом, который подвергается анализу и оценке является состояние дисциплинарной практики по следующим показателям в соответствии с приказом Минюста России от 3.05.2007 № 86[5]:

– количество допущенных нарушений режима в расчете на 1000 человек;

– по видам совершенных противоправных действий лицами, содержащимися в СИЗО: употребление спиртных напитков либо наркотических средств и психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин; организация группировок, направленных на совершение правонарушений; мужеложество;

– количество наложенных дисциплинарных взысканий и иных мер за нарушение режима отбывания наказания и содержания под стражей: водворение в штрафной изолятор; водворение в карцер.

Планирование обеспечения надзора в СИЗО осуществляется в нескольких формах:

1. Планирование работы отдела режима на календарный год, полугодие, квартал. В планах закрепляются мероприятия, необходимые для поддержания управляемой оперативной обстановки, предупреждение совершения подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и иными лицами правонарушений и преступлений.

2. Планирование на календарный месяц, которое оформляется в виде графика обыскных мероприятий; обыскных мероприятий камер специального блока; работы обысково-маневренной группы; контрольных технических осмотров камерных помещений.

В заключении можно сделать следующий вывод:

Анализ, оценка, прогнозирование развития оперативной обстановки в СИЗО и соответственно планирование оперативно-служебной деятельности, направленной на предупреждение правонарушений должно осуществляться администрацией с учетом следующей информации:

1. Изменения, происходящие в количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО.

2. Криминогенная характеристика лиц, содержащихся в исправительном учреждении, с учетом принадлежности к определенным категориям в соответствии с криминальной стратификацией.

3. Криминальная обстановка в СИЗО, с учетом специфики совершенных преступлений подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

4. Анализ нарушений режима отбывания наказания и содержания под стражей.

5. Характеристика применяемых к нарушителям режима мер дисциплинарного характера и иных мер (в отношении осужденных: лишение права передвижения безконвоя, перевод в исправительную колонию).

6. Виды, количество и место изъятия запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.

7. Наличие и характер произошедших конфликтов в среде лиц, содержащихся в исправительном учреждении.

8. Выявленные причины произошедших и происходящих негативных процессов в СИЗО, а также характер их криминогенности.

 


[1] См.: Барабанов Н.П., Савардунова В.Н., Кириченко В.М. Противодействие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов, неслужебным связям сотрудников с осужденными (криминологический, организационный, психологический и правовой аспекты): монография. – Рязань: Академия ФСИН России, 2012. С. 107.

[2] См.: Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: утверждена приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 // Рос.газ. – 2013. – 5 июня.

[3] См.: Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях: приказ Минюста России от 11.07.2006 № 250. // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

[4]См. подробнее: Об утверждении Формы статистической отчетности Федеральной службы исполнения наказаний о состоянии режима и надзора за лицами, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, и инструкции по ее заполнению: приказ Минюста России от 2.11.2007 № 208. // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

[5] См.: Об утверждении Форм статистической отчетности ФСИН России о состоянии социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и инструкций по их заполнению: приказ Минюста России от 3.05.2007 № 86 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: