(1 слайд) Город Тобольск, заложенный в 1587 году «письменным головой» Данилой Чулковым, предводителем отряда казаков, имел роль центра военно-административного управления и русской колонизации на новых сибирских землях. Более двух столетий он являлся столицей Сибири. Воеводы и гражданские лица, стоявшие во главе Тобольска, имели большие права и полномочия. В XVII веке они принимали иностранных послов из восточных стран, которые через Тобольск спешили в Москву. Отряды «служилых людей», направляемые тобольскими «головами», осуществляли присмотр за строительством острогов по всей Сибири, а также за освоением новых земель.
(2 слайд) Дальнейшее развитие Тобольска связано с торговлей и ремесленничеством, пушным промыслом, промышленностью и земледелием. Играя важную роль в XVII веке в структуре развивающегося рынка России, город имел тесные торговые связи с десятками городов центра, юга и севера, а также Москвой, Бухарой,
Казанью, Китаем.
(3 слайд) Поистине «золотой» расцвет Тобольска происходит в XVIII веке. Выгодное расположение на торговом пути из Европы в Азию, важнейшая роль Тобольска как центра наместничества и губернии, наличие инфраструктур различных производств: кожевенного, оружейного, стекольного, развитие мануфактуры, книгопечатания;
слава знаменитых мастеров по золоту и серебру, меди и иконописи; умелая деятельность тобольских купцов и предпринимателей — все это делало Тобольск богатым, развивающимся, притягательным городом как для торговых людей, так и для инвесторов.
В 1708 году Указом Петра I от 18 декабря была учреждена, в числе других, Сибирская губерния, с губернским городом Тобольском. В ее состав, кроме самой Сибири, была включена значительная часть Пермской губернии и часть Вятской. В губернию входило 26 городов.
(4 слайд) Первым тобольским губернатором был князь М. Гагарин. Назначенный на этот пост Петром I в 1710 году, он немало сделал для развития города и освоения Сибири. При нем по-настоящему развернулось каменное строительство в Тобольске, начатое еще в конце XVII века, в 1680 году. Петр I был заинтересован в том, чтобы город имел столичный статус, демонстрирующий признаки могущества государства российского. Построенный Кремль стал выдающимся образцом каменного зодчества, зорко охраняющим прирастающие богатства России.
(5 слайд) Торговое богатство Тобольска резко пошатнулось уже после большого пожара 1788 года, который уничтожил товары купцов, расположенные в подгорном гостином дворе. Центр торговли, как и ремесел, стал перемещаться из Тобольска в Тюмень и Омск, Иркутск. В середине XIX века, с потерей значения старого водного пути в Китай, а также после того, как от Екатеринбурга на Тюмень и на Омск, минуя Тобольск, был выпрямлен сухопутный тракт, экономическое и административное значение старого Тобольска резко падает. Позднее миновала Тобольск и Транссибирская железнодорожная магистраль. Лишь речным транспортом город оставался связанным с крупнейшими городами Западной Сибири.
Несмотря на утрату к середине XIX века ведущей роли по социально-экономическим показателям,Тобольск по-прежнему оставался одним из центров культурной и общественной жизни всего Сибирского региона..
Именно с Тобольском связаны основные начинания, предопределившие духовное и культурное развитие сибирского региона. В числе первых русских переселенцев — служилых людей, крестьян, торговцев и ремесленников — нередко можно было встретить грамотных людей, умевших читать рукописи и книги, разбираться в чертежах.
(6 слайд) В первой четверти XVII века в Тобольске была открыта сибирская епархия русской православной церкви, с 1668 года преобразованная в митрополию. 30 мая 1621 года в Тобольск прибыл первый архиепископ «Сибирский и Тобольский» Киприян Старорусенков. Вскоре после прибытия он пригласил оставшихся в живых товарищей Ермака, собрал от них сведения о походе в Сибирь и сведения эти велел записать (они легли в основу последующих Сибирских летописей, но до нас не дошли)2.
(6 слайд) Владевшие грамотой служители культа из России и Украины вели просветительскую работу среди местного населения. Центрами просветительской работы стали монастыри Тобольской губернии — Абалакский, Знаменский, Иоанно-Введенский и другие. Активно стало внедряться домашнее обучение, как в городе, так и на селе.
В то же время уровень грамотности жителей Сибири оставался достаточно низким, по-настоящему образованных людей были единицы.
Выдающиеся деятели науки и культуры: художники В.Г. Перов и М.С. Знаменский, конструктор Н.В. Никитин, композитор А.А. Алябьев, изобретатель телевидения Б.П. Грабовский, химик и педагог Д.И. Менделеев родились в Тобольске, где культурная среда воспитывала личности всероссийского и мирового масштаба. Уроженцами Тобольска были сибирский историк и публицист Шашков, этнограф Абрамов, известный путешественник Потанин, в младенчестве были привезены в Сибирь и получили образование в Тобольской гимназии братья Пассеки и др. Социокультурный потенциал древней столицы Сибири стал формироваться еще в XVII веке. Тобольск, как первый административный, экономический и культурный центр Сибири, сыграл основную роль в ее заселении и освоении русским народом, в политической, социальной и духовной консолидации аборигенов и россиян, в их приобщении к ценностям восточной и западной культур.
К началу XVIII века, с учетом возрастающих потребностей Российского государства в грамотных работниках, способных управлять, хозяйствовать, воспитывать и нести культуру, возникает необходимость перейти от самодеятельной структуры обучения к государственной системе образования. Петровские реформы при поддержке православной церкви способствовали возникновению первых сибирских учебных заведений. В соответствии с Указом Петра I от 9 января 1701 года московский дворянин Андрей Иванович Городецкий был направлен в Тобольск для «рассужения и утверждения словес божих», чтобы в построенном здании училища на Софийском дворе «поповских, дьяконовских и церковных детей ребяток учить грамоте... и прочим на словенском языке книгам...»3.
В 1703 году митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинский открыл Тобольскую архиерейскую славянско-латинскую школу. В ней изучались словесная грамота, букварь, псалтырь, библия, часослов, постигалось искусство церковной службы. Несмотря на небольшое число учащихся (в разные годы от 15 до 90 человек), материальные трудности, значительный отсев учащихся (за двадцать пять лет со дня основания выпустилось лишь 29 человек, определенных на дьяконскую и причетническую службу), архиерейская школа стала основой будущей духовной семинарии, открывшейся в 1748 году.
С осени 1701 года в Тобольске работала светская общеобразовательная школа, Она была расположена возле воеводской избы на Троицком мысу. «В апреле 1702 года в школе обучалось 96 детей боярских, дворянских и прочих служилых чинов.
В 1703 году существование двух школ (светской и духовной) было подтверждено специальной царской грамотой. Численность учащихся светской школы возросла до 120 человек.
Первые сибирские школы в Тобольске стали на будущие века основой регионального школьного образования. В Тобольске в начале. XVIII века появилась одна из первых в России цифирных школ (арифметическая начальная школа для обучения детей всех сословий, кроме крепостных крестьян), а также первая в Сибири частная школа. Во второй половине XVIII века в городе началось светское профессиональное образование: геодезическая школа с начала 50-х годов готовила для Сибири землемеров, В городе готовили также переводчиков татарского, калмыцкого, узбекского языков, чтобы они смогли обслуживать дипломатов и купцов, поддерживающих связи с приграничными государствами.
В соответствии с реформой светской общеобразовательной школы в 80-х годах XVIII века в Тобольске было создано главное народное училище (так же, как в Иркутске и Барнауле). В училище принимали детей всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Педагогами в училище служили выпускники тобольской духовной семинарии и Петербургской учительской семинарии. Окончившие Тобольское училище распределялись на гражданскую и военную службу, а наиболее способные и состоятельные выпускники могли продолжить обучение в институтах и университетах Петербурга и Москвы. Народное училище сыграло большую роль в культурной жизни Тобольска и всей Сибири. Именно здесь начал выпускаться первый сибирский журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену».
Первая в Сибири гимназия открылась в Тобольске в 1810 году (следующая в Томске, лишь в 1838 году). Тобольская гимназия развила опыт главного народного училища. Большой вклад в дело народного образования в Тобольской губернии внес Иван Павлович Менделеев, бывший директором народных училищ и одновременно директором Тобольской гимназии. Его воспитанник Петр Павлович Ершов, написавший в студенческие годы сказку «Конек-Горбунок», вернувшись в Тобольск после окончания Петербургского университета, стал работать сначала учителем гимназии, а впоследствии и директором народных училищ Тобольской губернии.
К концу XIX — началу XX вв. в Тобольской губернии действовали различные типы учебных заведений: средние женские, сельскохозяйственные, ремесленные, торговые, медицинские. В 1916 году в Тобольске отрылся учительский институт. (Ранее подобные институты были открыты в Иркутске и Томске.) Выпускники института внесли немалую лепту в дело обучения и воспитания молодежи.
Известные педагоги, просветители, организаторы народного и духовного образования, такие как И.Я. Словцов и П.А. Словцов, М.С. Знаменский и А.А. Абрамов, сами получив образование в тобольских гимназии и семинарии, направили свою научно-исследовательскую, художественно-просветительскую и литературную деятельность на благо народа, сделав это смыслом всей жизни. Играя важную роль в создании и развитии таких важнейших форм функционирования и развития общества, как образование, культура и духовность в Сибири, Тобольск, как социокультурный центр, влиял на формирование ценностей, норм, идеалов, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.
Одно перечисление славных имен людей, живших и творивших в Тобольске, может многое сказать о разнообразных социокультурных функциях Тобольска на всем пространстве Сибири.
Семен Ульянович Ремезов. Уроженец Тобольска, востребованный своим многосторонним талантом на службу Отечеству. Составленный им чертеж всей Сибирской земли поражает своим уникальным размахом и характером исследований. Ремезовские атласы «Хронографическая чертежная книга (1697 — 1711 гг.), «Чертежная книга Сибири» (1699 — 1701 гг.), «Служебная книга» (1702 г.), а также «Летопись Сибирская краткая Кунгурская» и иллюстрированный труд «История Сибирская» представляют собой всеохватывающие разнообразные сведения по географии, культуре, экономике, нравах и обычаях сибирских народов.
Построенный по чертежам СУ. Ремезова Тобольский Кремль стал символом города и Сибири на века.
Георг Вильгельм Стеллер. Единственный ученый, который участвовал в 1741 году в историческом плавании Витуса Беринга с Камчатки к берегам Америки и открытии Аляски, Алеутских и Командорских островов. Пребывание его в Тобольске в июне-сентябре 1738 года на пути в Томск и далее в Восточную Сибирь и на Камчатку отмечено написанием обстоятельного дневника своего сибирского путешествия, в который он заносил описания растений, птиц, животных, различных народов и их нравов, болезней и местных способов их лечения. Это позволило ему впоследствии написать особый труд о сибирской народной медицине.
Юрий Крижанич. Славянский ученый — энциклопедист, писатель, языковед, философ, социолог. Сторонник идеи «славянского единства», главную роль в которой отводил России. С 165Эгода жил в России. Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Был одним из сотрудников патриарха Никона в распространении просвещения между народом и духовенством. В 1661 году сослан в Тобольск, где оставался в течение 15 лет. Автор статей и трактатов, больших сочинений «Русское государство в половине XVII в.», «Политика», стихов. В Тобольске он написал «Грамматичное изказание», «О святом крещении» и др.
Святитель Иоанн Тобольский. Возглавив с 1711 года Тобольскую кафедру, митрополит Иоанн много трудов положил на укрепление и распространение христианства в Сибири. Именно в Тобольске святитель закончил один из своих самых значительных трудов — книгу «Илиотропион», раскрывающую учение о согласовании божественной воли и человеческой.
Александр Александрович Дунин-Горкавич. Главный губернский лесничий, исследователь культуры коренных народов Западной Сибири. На свои собственные средства в конце XIX — начале XX вв. им были организованы этнографические экспедиции в северные поселения, находящиеся в районе Обь-Иртышского бассейна, а также заполярной тундре.
Волею судьбы Тобольск стал и местом сибирской ссылки, благодаря которой культура и просвещение древней столицы соприкоснулись со многими замечательными фигурами русской истории.
Точные сведения о количестве ссыльных в Сибири стали появляться с 1807 года. В это время число ссыльных достигало 2025 человек в год, но к 1823 году возрастает до 6667 человек, а к 1827 г. — И тысяч человек ежегодно.
За период с 1823 по 1877 год (50 лет) в Сибирь было сослано «преступников» 393914 человек. Особенно возросла ссылка с 1853 года, затем -е 1862 года. Из 151584 человек, сосланных в Сибирь за 10-летие, с 1867 по 1876 г. каторжных было — 1852 чел., ссыльных на поселение — 28682, сосланных на водворение — 23383, сосланных на жилье — 2551, сосланных в административном порядке — 786866.
В разные времена в тобольском заключении находились протопоп Аввакум и духовный наставник старообрядцев Приисетья Мирон Галанин. Через Тобольск в березовскую ссылку проследовали князь Меньшиков и члены семьи Долгоруких. В тобольском гарнизоне служил, попавший в опалу, «арап Петра великого» Ганнибал. С декабря 1790 года, в течение семи месяцев в тобольской ссылке находился Александр Радищев.
«Первые ссыльные в Тобольске появились в 1607 году — лекарь Фидлер и с ним 52 немца, сосланные царем Василием Шуйским за невыполненное обещание отравить народного предводителя Болотникова, захватившего Тулу. В 1711 году в город прибыли шведы, взятые в плен под Полтавой. В 1813 году в Тобольск было сослано значительное количество французов, плененных в Отечественную войну 1812 года. Проживало много ссыльных поляков, обвиненных в 1832—1863 гг. в мятежах против царя. Пленные шведы создали в Тобольске школу для обучения своих и русских людей, обучали горожан разным мастерствам и искусствам. Поляки участвовали в развитии и обустройстве городских торговых и промышленных учреждений. С 1830 года в Тобольск стали прибывать декабристы? В Тобольске, в числе участников революционного кружка петрашевцев, проездом в Омский острог, в январе 1850 года останавливался Ф.М. Достоевский. Оставаясь духовным центром Сибири, в котором находились архиепископ Сибирский и Тобольский и главный храм Сибири — Софийский собор, Тобольск в значительной степени способствовал духовному возрождению писателя и становлению его как христианского мыслителя.
В пересыльной каторжной тобольской тюрьме жены декабристов Н.Д. Фонвизина и П. Анненкова-Гебль передали Достоевскому Евангелие, ставшее для него путеводной книгой на всю оставшуюся жизнь, которую он читал в день своей смерти.
Тобольск настолько впечатлил писателя, что в рукописях романа «Братья Карамазовы» он сначала называл город, где происходили описываемые события, именно Тобольском.
Пребывание декабристов в Тобольске составило одну из самых ярких и драматических страниц в сибирской истории. Всего в Тобольской губернии в разное время на поселении находилось 36 декабристов. В Тобольской тюрьме также побывали Н. Чернышевский, В. Короленко и многие другие писатели, публицисты и общественные деятели XIX столетии. Влияние многих выдающихся и прогрессивных умов России на местных жителей во многом способствовало развитию местной культуры и просвещения, а также сформировало целый ряд талантливых и незаурядных людей и социокультурных процессов, рожденных и развитых в Сибири.
В конце XVIII века в Тобольске был создан первый в Сибири профессиональный театр. Первое здание было построено в 1791 году, с количеством мест — 560. В спектаклях театра было занято 16 актеров и оркестр, состоящий из 9 человек. В обширном репертуаре присутствовали драмы и трагедии, комедии и комедийные оперы французских, немецких, русских и итальянских авторов. В конце XIX века в театре ставились пьесы Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.Н. Островского8.
Упоминания о первых театральных представлениях в городе связаны с 1705 годом, когда по благословению тобольского митрополита Филофея Лещинского воспитанники и преподаватели духовной школы разыгрывали у стен архиерейского дома пьесы «Блудный сын Навуходоносор, тело златое и три отрока в пещи» Симеона Полоцкого, «Владимир, всех славянороссийских стран князь и повелитель» Феофана Прокоповича и др. В доступной форме до зрителей доносились духовные назидания. Представления светского характера стали появляться ближе к 1740 годам, а еще ранее появились первые платные спектакли, что является признаком «профессионального театра». Важную роль в развитии театра в 80-е годы XVIII века сыграл тогдашний губернатор А.В. Алябьев, отец знаменитого композитора А.А. Алябьева. Будучи в 1790 году в Тобольске, дважды посещает театр А.Н. Радищев.
С возведением в 1898 году деревянного здания «Народной аудитории», двухэтажного, в русском стиле терема, появились планы создать общедоступный народный театр. В сентябре 1899 года в здании «Народной аудитории» был поставлен первый спектакль по комедии А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся».
В Тобольске к середине XIX века развивается сеть библиотек. Наряду с библиотеками в гимназии, семинарии, церквях и других учреждениях увеличивается количество общедоступных библиотек. Первая частная публичная библиотека в Тобольске открылась в 1886 году. Заслуга в открытии библиотеки принадлежит Алексею Степановичу Суханову, будущему депутату IV Государственной Думы. Одновременно с открытием библиотеки, А. С. Суханов получил разрешение начать работу книжного магазина, где продавались учебники, русские и иностранные книги. В течение нескольких лет он также являлся редактором и издателем «Сибирского листка», газеты, которая способствовала росту известности А.С. Суханова. Будучи с 1912 года депутатом IV Государственной Думы от г. Тобольска, он активно участвовал в ее заседаниях.
Появление библиотек, в том числе частных, свидетельствовало о повышении культурного уровня, как их хозяев, так и в целом жителей. К 1910 году число общественных библиотек и читален в городе достигло б.
Первые печатные издания в Тобольской губернии стали появляться в 1789 году. В этот год вышла в свет первая книга, напечатанная в типографии фабриканта Василия Корнильева. Эта была античная повесть «Училище любви» в переводе с французского языка. Первая тобольская книга вызвала небывалый интерес у читателей, и тираж ее быстро разошелся. Через 2 года вышло второе издание, которое также быстро разошлось. Первый сибирский журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», задуманный к изданию молодыми учителями главного народного училища и П.П. Сумароковым, стал также печататься в типографии Корнильева. Журнал создавался на средства Тобольского приказа общественного призрения и был рассчитан на широкие круги читателей, что свидетельствует о его демократичности. Среди подписчиков были не только дворяне и чиновники, но и крестьяне. Всего вышло в свет 24 номера журнала. Любопытно и само название журнала. Ипокрена — священный источник на горе Геликоне в Беотии, посвященный Аполлону и музам и, по преданию, возникший от удара копытом коня Пегаса, олицетворяющего у поэтов полет вдохновения. Вода этого источника имела свойство делать всякого, кто пьет ее, вдохновенным поэтом.
Авторы «Иртыша...» желали видеть Сибирь просвещенной и цветущей. Назначение «Иртыша...» — способствовать распространению передовых идей русского просветительства в Сибири. В журнале печатались известные своим вольнолюбием тобольский прокурор Иван Бахтин, учитель Бельшев из Иркутска, корнет Дягилев из Омска, ссыльный Михаил Пушкин и др.
Период выпуска первых тобольских книг совпал со временем проживания в Тобольске замечательных людей: ссыльного корнета П.П. Сумарокова, внучатого племянника знаменитого и опального поэта А.П. Сумарокова; известного революционера А.Н. Радищева, который через Тобольск в 1790 году проследовал в Илимскую ссылку: его пребывание в городе оказало значительное влияние на местную интеллигенцию; а также и ряда других видных людей того времени.
В журнале печаталось много притч, басен, эпиграмм, широко были представлены различные переводы, чаще с французского языка на исторические темы. В своих «Записках путешественника в Сибири» А.Н. Радищев среди наиболее запомнившихся ему событий назвал журнал «Иртыш...» и «Ежемесячные сочинения».
В 1790 году Дмитрий Корнильев стал автором и издателем «Исторического журнала, или Собраний из разных книг любопытных известий, увеселительных повестей и анекдотов». Он явился первым в Сибири журналом, посвященным краеведению. Главным стремлением Василия и Дмитрия Корнильевых было не зарабатывание барышей, а желание внести свой вклад в развитие культуры и просвещение Сибири. Все, что печаталось в «Историческом журнале», и прежде всего статьи исторического, географического и этнографического содержания, посвященные Сибири, вызывало живой интерес в России и во многих странах Европы. «Исторический журнал», в отличие от журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», больше внимания уделял краеведческой проблематике. В 1792 году стал издаваться третий журнал, и снова в типографии Корнильевых — «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей» под редакцией П.П. Сумарокова. Этот журнал больше напоминал популярную энциклопедию и служил скорее справочным изданием. Типография Корнильевых стала прародительницей типографии губернского правления, открывшейся в 1807 году.
Тобольск в XIX веке являл собой пример активной общественной и культурной деятельности граждан. Так, во 2-й половине XIX века появляются тобольское отделение императорского музыкального общества, Тобольское драматическое общество, физико-медицинское общество, местное общество Красного Креста, Общество вспомоществования бедным студентам Тобольской губернии и целый ряд других10. Каждое общество имело свой Устав, а задачи организаций были, как правило, направлены на реализацию благородных целей, дающих возможность жителям реализовать свои способности и интересы.
Многонациональный Тобольск создавал условия представителям различных конфессий в исповедовании своих религий. К 1880 году в Тобольске имелась 21 церковь (в том числе одна римско-католическая и одна протестантская). Количество храмов к концу XIX — началу XX вв. увеличилось, и к 1910 году в городе было 27 православных храмов, мечеть, синагога, костел кирха11. Большая часть жителей города являлись православными христианами. В начале 1880-х годов в Тобольске было 80% жителей православных, 12% иудеев, 6,6% католиков, 0,8% мусульман, 0,2% протестантов12. Широко отмечались религиозные праздники, а крестные ходы привлекали значительное количество людей. Духовные учебные заведения по-прежнему оказывали большое влияние на культурную и общественную жизнь Тобольска. Тобольская духовная семинария оставалась единственным средним духовным учебным заведением Западной Сибири до середины XIX века. В 1858 году открылась еще одна семинария в Томске.
Но если в XVII — XVIII веках церковь и ее структуры являлись основным центром социокультурного развития Тобольска, то в середине XIX — начале XX веков культурная жизнь города во многом уже базировалась на разветвленной системе государственных и частных учреждений культуры; библиотеках, театре, клубах, учебных заведениях. Именно в них происходит значительное развитие социокультурных приоритетов города, остающегося одним из основных культурных центров Сибири. Все это, а также возникшая социальная потребность в обществе по сохранению накопленного культурного достояния способствовали возникновению в Тобольске музея.
Вопросы для самопроверки
1. В каком году и кем был заложен город Тобольск?
2. Первый губернатор Сибири?
3. Знаменитые люди Тобольска?
4. Первый архиепископ «Сибирский и Тобольский?
5. В каком году была открыта первая в Сибири гимназия, и кто был директором гимназии?
6. В каком году появились первые ссыльные в Тобольске?
7. Первые театральные представления в городе (1705г.)
8. В каком году было построено деревянное здание «Народной аудитории» и какие спектакли ставились в ней?
Литература:
1.Акулич Е.М. Музей и регион. – Екатеринбург, 2004. – 472 с.