Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины




Вопросы для самостоятельной работы студентов по 1 разделу:

1. В чем общность научного, художественного, идеологического, обыденного и иных видов гуманитарного знания? (Что есть гуманитарное знание?)

2. В чем специфика научно-педагогического знания (в сравнении с философским, этическим, обыденным)?

3. Каковы основные разновидности педагогического знания? В чем специфика научно-педагогического познания?

4. Какие основные точки зрения на воспитание существуют и в чем их особенности?

5. Проследите на одном из примеров (собственная биография, история семьи или России), какие представления о воспитании существовали и как они изменялись в историческом процессе.

6. Что Вы считаете «идеальным» образованием и воспитанием сегодня? Сопоставьте свои представления и попытайтесь объяснить различия.

7. Объясните значения слов: образовательное пространство, социально-педагогическая поддержка, личностная траектория, идентичность и попытайтесь соотнести их с собственным опытом (встречались ли Вы с этими феноменами и каково Ваше сегодняшнее представление о них).

8. В чем специфика культурологического подхода к описанию педагогических систем? Каковы ценности культурологического подхода в современной педагогической науке и как они проявляются?

9. В чем специфика личностного подхода в педагогике? Каковы структурные элементы личностного подхода? Каковы ценности личностного подхода и формы их реализации в педагогической практике?

10. Какие педагогические теории и концепции Вы знаете? В чем их специфика и структуры?

11. Каково содержание и структура классической педагогики? Проиллюстрируйте содержание основных принципов классической педагогики примерами из практики. При каких условиях принципы оказываются недействующими?

12. Проанализируйте основные (с Вашей точки зрения) проблемы современного образования и попытайтесь предположить возможные направления их исследования и преодоления. Находятся ли Ваши предложения в логике концептуальных идей современной педагогики? Если нет, в чем, на Ваш взгляд причина несоответствий?

13. Определите значения понятий: «концепция и программа развития», «образовательная программа», «информационно - педагогическая система».

Вопросы для самостоятельной работы по 2 разделу:

1. Опишите основные известные Вам типы образовательных систем. Сопоставьте их основные особенности – с особенностями социальной и культурной среды, в которой они сформировались.

2. Назовите основные категории дидактики и дайте им краткую характеристику. Какими потребностями педагогической теории и практики они обусловлены?

3. Дайте определение педагогическим категориям обучения и образования. В чем общность и специфика каждой?

4. В чем сущность классической теории и практики обучения? В каких формах это выражается?

5. Как определяются и формулируются основные цели обучения и образования?

6. Что представляет собой таксономийный подход к определению целей обучения? Охарактеризуйте несколько целей обучения в когнитивной области (по выбору).

7. Что есть закономерности и принципы обучения? Какие закономерности и принципы обучения Вы знаете? Сделайте предположения о закономерностях обучения, связанных с изменением основных параметров процесса обучения (темпа, наполняемости классов, объема самостоятельной работы и др.).

8. Перечислите и прокомментируйте основные этапы процесса обучения в классической теории обучения.

9. Что называется учебной деятельностью, и какова ее структура?

10. Что есть основные компоненты содержания образования?

11. Перечислите основные тенденции развития образования и дайте им краткую характеристику.

12. Охарактеризуйте основные подходы к отбору и конструированию содержания образования.

13. Что есть образовательный стандарт и какова его структура?

14. Что такое методы обучения? Перечислите несколько известных Вам.

15. По каким основаниям классифицируются методы обучения? Приведите примеры классификаций методов.

16. Что такое организационная форма обучения. Приведите примеры разных организационных форм.

17. Что есть форма организации учебной деятельности. Приведите примеры разных форм организации учебной деятельности.

18. Что есть средства обучения? Какие средства обучения Вы знаете?

19. Что такое педагогическая диагностика? Приведите примеры методов педагогической диагностики.

20. Перечислите известные Вам типы образовательных систем и теорий образования и дайте им краткую характеристику.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы по 3 разделу:

1. В чем общность и в чем различие взглядов на воспитание как элемент социокультурной практики и как на педагогический процесс? Какие аспекты воспитания оказываются наиболее значимыми в каждом случае?

2. Каковы основные проблемы воспитания в современном мире? Кто уделяет этому вопросу наибольшее внимание?

3. В чем специфика научной концепции воспитания по отношению к обыденным представлениям о воспитании, практическому педагогическому опыту, традициям религиозной педагогики?

4. Каковы основные противоречия воспитания в современных условиях? Как эти противоречия интерпретируются в обыденном сознании и в научной педагогике?

5. Что характеризует ребенка как субъекта воспитательного процесса, а что – как объекта?

6. В чем специфика общения, приобщения, диалога, осмысления как феноменов воспитательных процессов?

7. Определите основные проблемы и спрогнозируйте развитие основных воспитательных систем в современном мире.

8. В чем специфика классической концепции воспитания в сравнении с обыденными представлениями о воспитании? В каких социокультурных условиях может реализоваться теория и практика классического воспитания?

9. Каковы критерии воспитанности в классическом смысле?

10. В чем заключаются основные методы классического воспитания? Где и в каких условиях они реализуются?

11. Приведите примеры методов стимулирования поведения и деятельности (методов организации деятельности, формирования сознания и др.).

12. Что общего и чем отличаются теория классического воспитания и теория коллективистского воспитания?

13. Как Вы понимаете задачи социальной педагогики?

14. Каковы технологии социального воспитания? Какие из них в наибольшей степени востребованы обществом?

15. Какие стили педагогического общения Вы знаете, и какой, на Ваш взгляд, ближе Вам лично?

16. В чем состоит духовная первооснова воспитания? Каковы основные события духовного развития и воспитания ребенка в современном мире?

17. В чем специфика культуроцентрического воспитания? Каковы его основные условия и перспективы?

18. Каковы особенности глобального воспитания в современном мире?

19. Проанализируйте ценностные основания воспитательной системы одной из известных Вам школ.

20. В чем общность и различие между воспитанием в семье, школе и общественным воспитанием.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы по 4 разделу:

1. Где и в каких условиях востребовано управление? Каковы основные функции управления в современных образовательных системах?

2. Определите основные категории теории управления и поясните взаимосвязи и противоречии между ними.

3. Какие компоненты присутствуют в управленческой системе? Как они связаны?

4. Поясните, в чем специфика основных подходов к управлению: административного, системно-деятельностного, ситуативного.

5. В чем специфика управления педагогическим коллективом в сравнении с иными социальными образованиями (рабочая бригада, профсоюз и др.).

6. Поясните основные этапы формирования концепции и программы развития образовательной системы.

7. Каковы основные различия в квалификационных требованиях к учителю высшей, первой и второй квалификационной категории?

8. Смоделируйте управленческую ситуацию: Вам предоставляется входная информация определенного уровня (приказ вышестоящего органа управления образованием, данные социально-психологического обследования школы, докладная записка Вашего заместителя). Какие действия в каждом из случаев Вы должны принять?

9. Прокомментируйте элементы профессиональной компетентности управленца и попытайтесь оценить степень их развития у Вас лично.

10. Проанализируйте особенности стиля руководства администраторов в сфере образования, с которыми Вам приходилось встречаться. Как отдельные качества (элементы компетентности) были связаны между собой?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: