Авторы проекта:
Воспитатель: Дрондина Л.В.
Учитель-логопед: Хортиева Т.В.
Пермь, 2017 г.
Проект: групповой, детско-взрослый, информационно-практико-ориентированный.
Сроки реализации: 2016 -2017 учебный год
Актуальность проекта:
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания.
Мы знаем народные пословицы: «Человек без родины, что птица без гнезда, что соловей без песни», «И кулик свою сторону знает». Мы оперируем словами Платона: «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего». Все понимают: человек, не любящий Отечество, не многого стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи, петь песни и правильно писать, чем научить его любить Родину. А чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Именно с любви к «малой Родине» начинается любовь ко всему миру. Дошкольник прежде всего должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей «малой Родины», потом – гражданином России и только потом жителем планеты Земля.
Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье и доме, о том месте, где он родился, где живут его близкие; познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы «малой Родины».
Приступая к работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Мой город» мы выявили, что 70% детей не знают название своего города, реки, на которой стоит город, улицы, на которой живут, достопримечательностей и т.д. Анкетирование родителей об истории Перми, микрорайона Кислотные Дачи, в котором стоит детский сад, и в котором живет большинство семей, тоже показало, что проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало о них знаем.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей своей малой родины, формирование у детей патриотических чувств, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы, ограниченность сведений у детей и родителей о месте, в котором они живут, привели к выбору темы проекта. К тому же в 2016 году исполнилось 100 лет со дня основания микрорайона Кислотные Дачи, который является частью Орджоникидзевского района, одного из 7 районов города Пермь.
Цель проекта: формирование знаний о свей малой родине, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
Задачи проекта:
· Дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, культурные и промышленные объекты, экологическая ситуация в городе.
· Познакомить детей с историей Орджоникидзевского района, микрорайоном Кислотные Дачи: улицами, достопримечательностями, природой.
· Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
· Познакомить детей с рекой Камой, ее расположением на карте, уникальностью.
· Дать знания о флоре и фауне, полезных ископаемых Пермского края.
· Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
· Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться своей «малой Родиной»
· Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды
· Коррекция речевых нарушений.
· Привлечь семьи воспитанников к активному участию в жизни группы.
Ресурсное обеспечение:
· Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае
· Фотографии улиц родного города
· Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники, театры, музеи
· Слайды, фильмы о памятных местах «малой Родины»
· Художественные произведения и литературные материалы
· Дидактические игры
· Интерактивные игры
Участники проекта:
Педагоги
Дети старшего возраста с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
Родители воспитанников
Предполагаемый продукт проекта: созданвидеофильм о микрорайоне Кислотные Дачи, который является частью г. Пермь.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, которые известны всей России. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
· Дети должны знать и называть свой город, край, район, близлежащие улицы; достопримечательности города, Пермского края; флору и фауну.
· У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
· Родители станут активными участниками образовательных мероприятий.
· Установятся доверительные отношения между воспитывающими взрослыми, создастся атмосфера сотрудничества и взаимодействия.