Иногда композиторы при написании фуги пользуются не только одной темой, а двумя, тремя и более.
Двойные фуги (на две темы) и тройные (на три темы) ещё называют сложными.
Двойные и тройные фуги исторически сложились благодаря проникновению контрастных образов в фугированную форму. Эту тенденцию можно заметить ещё в мотетах, где новые разделы поэтического текста вводились новыми по музыкально-тематическому содержанию фигурированными построениями. В более развитом виде она выступает в ричеркарах и канцонах, т.е. в инструментальных «предшественниках» фуги.
Конечно, контраст мелодий, соединяемых в фугированных произведениях имеет место: например, тема и противосложение. Однако он не направлен на достижение образного контраста, а скорее помогает раскрыть содержание основной темы. Противосложения не принимают, как правило, облика темы.
Иным является соотношение в двухтемной или трёхтемной фуге. Контрастируя, друг другу, темы здесь составляют более сложное единство. Каждая из них - это как бы сжатый «конспект» образа. «Поведение» темы как отдельного организма отличает её от противосложения.
Две темы - два мелодических тезиса, лежащие в основе двойной фуги, или три - в тройной, всегда имеют яркий интонационно-смысловой контраст, направленный на создание логического целого: Танеев, кантата «По прочтении псалма» - (F-dur часть) - тройная фуга.
Первая тема «Я создал землю» - звучит гордо.
Вторая тема - более пластичная, напевная, в то же время представляет развитие первой темы.
Третья тема - динамическая.
Все три темы в целом воплощают единое идейно-эмоциональное содержание - энергичное, волевое раскрытие сил природы,
|
противопоставляемых человеку.
Выделяют две основные разновидности двойных фуг: двойные фуги с раздельной и с совместной экспозицией.
Двойные фуги с совместной экспозицией.
В однотемных фугах И.С.Баха уже намечены тенденции к двухтемности, когда используется удержанное противосложение: е/П, g/II, fis/I.
Эти фуги отличаются от простых фуг с удержанным противосложением своим начальным двухголосием. Обе темы появляются сразу в экспозиции, это контрастные темы (Гендель фуга g-moll, фуга B-dur). Вторая тема обычно начинается несколько позднее первой, но завершаются они одновременно. Вторая тема чаще завершается каденцией, чего противосложение может не иметь. Сочетаются две темы в сложном контрапункте (двойной контрапункт).
Фуги на две темы обычно пишутся четырёхголосными. В экспозиции каждый из голосов излагает первую и вторую темы по одному разу в T-D тональной сфере.
Развивающие части обнаруживают большую свободу и множество вариантов структуры - от совместных дополнительных проведений тем (или в параллельных, или в более отдалённых тональностях) до одиночных, канонических проведений, дроблений, вычленений.
Хор №3 из кантаты М24 Баха.
В двойных фугах с совместной экспозицией тем нередко уменьшается роль интермедий.
Значительное место занимают стретты. Они всюду динамизируют развитие. А в заключительной части нередко в форме двойных канонов они составляют итог, кульминацию такого развития,
Моцарт «Реквием» - «Kyrie eleison».
Позже:
Танеев «По прочтении псалма» №4 «Он там кипит» - фуга с совместной экспозицией тем.
Римский-Корсаков Фуга на тему «ВАСН» - с совместной экспозицией
|
Двойные фуги с раздельной экспозицией.
Обычно по форме бывают трёхчастными.
Первая часть - экспозиция (часто разработка) первой темы. Здесь встречаются как удержанные противосложения, нередко впоследствии опускаемые, так и стретты.
Вторая часть - экспозиция второй темы. Отступление от строгих норм в выборе тональностей, количестве проведений.
Третья часть - совместная реприза обеих тем. Бах «ХТК» II/gis
Иногда в фугах с раздельной экспозицией экспозиция второй темы осуществляется после значительного развития первой темы. Тем самым подчёркивается весомость второй темы. Глубина контраста тем может быть столь же минимальной, как, например, в фугах, где контрэкспозиция построена на обращении первой темы.
Бах «ХТК» I/G или I/а.
Именно в раздельной - последовательной экспозиции тем заключается большой художественный смысл. И образный контраст, если он минимален, может быть усилен различными средствами. Так, вторая тема может экспонироваться в противоположном ладовом наклонении или в другой тональности.
Общая композиция двойных фуг с последовательной экспозицией тем представляет композитору огромные возможности для разнообразия творческих решений.
Вторая тема может быть введена во время продолжения развития первой темы, сопутствовать ей или чередоваться с нею.
Танеев «Иоанн Дамаскин» I часть.
Бах Кантата №471 часть.
Вторая тема может развиваться столь активно, что оттеняет на второй план первую
Гендель оратория «Валтасар»
«Израиль в Египте» №12
|
В репризе двойных фуг с раздельной экспозицией темы, как правило, совмещаются и иногда доводятся до двойных стретт.
Моцарт, Месса brevis №7 - стретта v
Шостакович, Фуга e-moll, op. 87 - стретта
У Баха - склонность к двойным фугам с раздельной экспозицией тем. Бах «Искусство фуги» - №8 - трёхголосная фуга с двумя темами (с примыкающей экспозицией); №9-||-||-
Изредка у Баха - двойные фуги с совместной экспозицией тем: Инвенция Es-dur, двухголосная.
Тональные соотношения двойной фуги: T-D, T-S; в середине - Т, иногда // тональности, // к D, большая свобода в смене тональностей (после D-S).
Бах Ъ/П - двойная фуга с раздельной экспозицией (вторая тема - обращение 1-й и совместная реприза обеих тем).
Позже:
У Моцарта: с раздельной экспозицией - квартет E-dur №15,
Финал: (воздействие сонатной формы на полифоническую форму): Экспозиция первой темы - как Г.Т. сонатной формы
Интермедия ~ св.ч.
Вторая тема - в D тональности ~ П.Т. З.П.
Далее - разработка
Реприза - обе темы совместно
Подобное в симфонии «Юпитер», финал - с.ф. с чертами двойной фуги с раздельной экспозицией.
Лядов Фуга fls -moll - с раздельной экспозицией.
Шостакович Фуга е, d - с раздельной экспозицией.
Двойные фуги с раздельной экспозицией:
И.С.Бах органная фуга c-moll (BWV 546, Bd II
BWV 574, Bd IV)
Бетховен Соната №29 ор. 106, финал
Глазунов Фуга ор. 101 a-moll, cis-moll, c-moll
Мясковский «Полифонические наброски» ор. 78,
Фуги b-moll, fis-moll.
Тройные фуги.
Тройные фуги - делятся на те же разновидности, что и двойные. Их строение аналогично двойным. Тройной контрапункт. Промежуточная форма - с примыкающей экспозицией какой-нибудь темы.
Примеры фуг с раздельной экспозицией:
V Бах «ХТК» I/cis; II/fis
Бах «Искусство фуги» №19 Фуги с совместной экспозицией:
Фуга из хора «Прометей» Танеева.
V Бах «ХТК» Прелюдия А-dur/I (Яворский, Библия - сюжет «Поклонение волхвов») - первая тема - живой, молодой пастушок; вторая тема - солидный; третья тема - хромой.
Редкий пример четырёхтемной фуги:
Танеев, заключительный хор кантаты «По прочтении псалма».
Гораздо чаще у Баха - с раздельной и примыкающей экспозицией -
V fis/II - первая тема - - расширенная экспозиция,
вторая тема приближённая интермедийная начальная тема, затем к ней примыкает первая тема,
затем - третья тема
в репризе - все темы соединяются вместе.
«Искусство фуги» №19 - первая тема - экспозиция и контр-экспозиция,
вторая тема - экспозиция в главной тональности,
третья тема - В АСН – экспозиция, а репризы нет (не дописал Бах)
первая тема - экспозиция серединной однотемной фуги, к-э. вторая тема - экспозиция
в середине - третья тема
реприза - все три темы.
Танеев - кантата «По прочтении псалма»
№3 - грандиознейшая, нет больше такой по широте развития - с раздельной экспозицией.
Танеев, квинтет ор. 16, фуга на три темы (с раздельной и примыкающей экспозицией).
Танеев, струнный квинтет ор. 14, финал, десятая вариация — тройная фуга с раздельной и примыкающей экспозицией. (Мюллер, Полифония стр.265)