ДВОЙНЫЕ И ТРОЙНЫЕ ФУГИ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ




 

Иногда композиторы при написании фуги пользуются не только одной темой, а двумя, тремя и более.

Двойные фуги (на две темы) и тройные (на три темы) ещё называют сложными.

Двойные и тройные фуги исторически сложились благодаря проникновению контрастных образов в фугированную форму. Эту тенденцию можно заметить ещё в мотетах, где новые разделы поэтического текста вводились новыми по музыкально-тематическому содержанию фигурированными построениями. В более развитом виде она выступает в ричеркарах и канцонах, т.е. в инструментальных «предшественниках» фуги.

Конечно, контраст мелодий, соединяемых в фугированных произведениях имеет место: например, тема и противосложение. Однако он не направлен на достижение образного контраста, а скорее помогает раскрыть содержание основной темы. Противосложения не принимают, как правило, облика темы.

Иным является соотношение в двухтемной или трёхтемной фуге. Контрастируя, друг другу, темы здесь составляют более сложное единство. Каждая из них - это как бы сжатый «конспект» образа. «Поведение» темы как отдельного организма отличает её от противосложения.

Две темы - два мелодических тезиса, лежащие в основе двойной фуги, или три - в тройной, всегда имеют яркий интонационно-смысловой контраст, направленный на создание логического целого: Танеев, кантата «По прочтении псалма» - (F-dur часть) - тройная фуга.

Первая тема «Я создал землю» - звучит гордо.

Вторая тема - более пластичная, напевная, в то же время представляет развитие первой темы.

Третья тема - динамическая.

Все три темы в целом воплощают единое идейно-эмоциональное содержание - энергичное, волевое раскрытие сил природы,

противопоставляемых человеку.

Выделяют две основные разновидности двойных фуг: двойные фуги с раздельной и с совместной экспозицией.

Двойные фуги с совместной экспозицией.

В однотемных фугах И.С.Баха уже намечены тенденции к двухтемности, когда используется удержанное противосложение: е/П, g/II, fis/I.

Эти фуги отличаются от простых фуг с удержанным противосложением своим начальным двухголосием. Обе темы появляются сразу в экспозиции, это контрастные темы (Гендель фуга g-moll, фуга B-dur). Вторая тема обычно начинается несколько позднее первой, но завершаются они одновременно. Вторая тема чаще завершается каденцией, чего противосложение может не иметь. Сочетаются две темы в сложном контрапункте (двойной контрапункт).


Фуги на две темы обычно пишутся четырёхголосными. В экспозиции каждый из голосов излагает первую и вторую темы по одному разу в T-D тональной сфере.

Развивающие части обнаруживают большую свободу и множество вариантов структуры - от совместных дополнительных проведений тем (или в параллельных, или в более отдалённых тональностях) до одиночных, канонических проведений, дроблений, вычленений.

Хор №3 из кантаты М24 Баха.

В двойных фугах с совместной экспозицией тем нередко уменьшается роль интермедий.

Значительное место занимают стретты. Они всюду динамизируют развитие. А в заключительной части нередко в форме двойных канонов они составляют итог, кульминацию такого развития,

Моцарт «Реквием» - «Kyrie eleison».

Позже:

Танеев «По прочтении псалма» №4 «Он там кипит» - фуга с совместной экспозицией тем.

Римский-Корсаков Фуга на тему «ВАСН» - с совместной экспозицией

 

 

Двойные фуги с раздельной экспозицией.

Обычно по форме бывают трёхчастными.

Первая часть - экспозиция (часто разработка) первой темы. Здесь встречаются как удержанные противосложения, нередко впоследствии опускаемые, так и стретты.

Вторая часть - экспозиция второй темы. Отступление от строгих норм в выборе тональностей, количестве проведений.

Третья часть - совместная реприза обеих тем. Бах «ХТК» II/gis

Иногда в фугах с раздельной экспозицией экспозиция второй темы осуществляется после значительного развития первой темы. Тем самым подчёркивается весомость второй темы. Глубина контраста тем может быть столь же минимальной, как, например, в фугах, где контрэкспозиция построена на обращении первой темы.

Бах «ХТК» I/G или I/а.

Именно в раздельной - последовательной экспозиции тем заключается большой художественный смысл. И образный контраст, если он минимален, может быть усилен различными средствами. Так, вторая тема может экспонироваться в противоположном ладовом наклонении или в другой тональности.

Общая композиция двойных фуг с последовательной экспозицией тем представляет композитору огромные возможности для разнообразия творческих решений.

Вторая тема может быть введена во время продолжения развития первой темы, сопутствовать ей или чередоваться с нею.

Танеев «Иоанн Дамаскин» I часть.

Бах Кантата №471 часть.

Вторая тема может развиваться столь активно, что оттеняет на второй план первую

 


Гендель оратория «Валтасар»

«Израиль в Египте» №12

В репризе двойных фуг с раздельной экспозицией темы, как правило, совмещаются и иногда доводятся до двойных стретт.

Моцарт, Месса brevis №7 - стретта v

Шостакович, Фуга e-moll, op. 87 - стретта

У Баха - склонность к двойным фугам с раздельной экспозицией тем. Бах «Искусство фуги» - №8 - трёхголосная фуга с двумя темами (с примыкающей экспозицией); №9-||-||-

Изредка у Баха - двойные фуги с совместной экспозицией тем: Инвенция Es-dur, двухголосная.

Тональные соотношения двойной фуги: T-D, T-S; в середине - Т, иногда // тональности, // к D, большая свобода в смене тональностей (после D-S).

Бах Ъ/П - двойная фуга с раздельной экспозицией (вторая тема - обращение 1-й и совместная реприза обеих тем).

Позже:

У Моцарта: с раздельной экспозицией - квартет E-dur №15,

Финал: (воздействие сонатной формы на полифоническую форму): Экспозиция первой темы - как Г.Т. сонатной формы

Интермедия ~ св.ч.

Вторая тема - в D тональности ~ П.Т. З.П.

Далее - разработка

Реприза - обе темы совместно

Подобное в симфонии «Юпитер», финал - с.ф. с чертами двойной фуги с раздельной экспозицией.

Лядов Фуга fls -moll - с раздельной экспозицией.

Шостакович Фуга е, d - с раздельной экспозицией.

Двойные фуги с раздельной экспозицией:

И.С.Бах органная фуга c-moll (BWV 546, Bd II

BWV 574, Bd IV)

Бетховен Соната №29 ор. 106, финал

Глазунов Фуга ор. 101 a-moll, cis-moll, c-moll

Мясковский «Полифонические наброски» ор. 78,

Фуги b-moll, fis-moll.

 

Тройные фуги.

Тройные фуги - делятся на те же разновидности, что и двойные. Их строение аналогично двойным. Тройной контрапункт. Промежуточная форма - с примыкающей экспозицией какой-нибудь темы.

Примеры фуг с раздельной экспозицией:

V Бах «ХТК» I/cis; II/fis

Бах «Искусство фуги» №19 Фуги с совместной экспозицией:

Фуга из хора «Прометей» Танеева.

V Бах «ХТК» Прелюдия А-dur/I (Яворский, Библия - сюжет «Поклонение волхвов») - первая тема - живой, молодой пастушок; вторая тема - солидный; третья тема - хромой.

Редкий пример четырёхтемной фуги:

Танеев, заключительный хор кантаты «По прочтении псалма».

Гораздо чаще у Баха - с раздельной и примыкающей экспозицией -

V fis/II - первая тема - - расширенная экспозиция,

вторая тема приближённая интермедийная начальная тема, затем к ней примыкает первая тема,

затем - третья тема

в репризе - все темы соединяются вместе.

«Искусство фуги» №19 - первая тема - экспозиция и контр-экспозиция,

вторая тема - экспозиция в главной тональности,

третья тема - В АСН – экспозиция, а репризы нет (не дописал Бах)

первая тема - экспозиция серединной однотемной фуги, к-э. вторая тема - экспозиция

в середине - третья тема

реприза - все три темы.

 

Танеев - кантата «По прочтении псалма»

№3 - грандиознейшая, нет больше такой по широте развития - с раздельной экспозицией.

Танеев, квинтет ор. 16, фуга на три темы (с раздельной и примыкающей экспозицией).

Танеев, струнный квинтет ор. 14, финал, десятая вариация — тройная фуга с раздельной и примыкающей экспозицией. (Мюллер, Полифония стр.265)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: