Потенциал игры и игрушки в системе реабилитации детей с различными отклонениями в развитии.




А.А. Алиева

Студентка 1 курса, Дошкольное образование,

научный руководитель – Брилко Е.Ю.

(ГПОУ «Воркутинский Педагогический Колледж»)

 

 

ДЕТСКАЯ ИГРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Статья посвящена проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья и значению игровой деятельности для развития детей с ОВЗ.

Я выбрала именно эту тему, потому что в мире увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Потенциал игры и игрушки в системе реабилитации детей с различными отклонениями в развитии.

 

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и другие.

В России очень высокими темпами растет детская инвалидность. На январь 2018 года количество детей составило 651 тыс.

Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

ü уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

ü некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);

ü речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;

ü интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного и физического развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский)

Как и сказал советский педагог-новатор Сухомлинский, игра важна в развитии ребенка. Несмотря на возможности, каждый ребенок должен развиваться, в особенности дети с ОВЗ.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

J Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.

J Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

J Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

J Принцип психологической безопасности.

Сегодня найти и подобрать игрушки для ребенка с ОВЗ не сложно. Ряд предприятий выпускает игры для инвалидов разного возраста. Музыкальные игрушки, наборы с терапевтическими мячиками, игрушки со световыми и звуковыми эффектами предназначены для развития тактильного и зрительного восприятия. Такие игрушки входят в программу “Доступная среда”. При помощи взрослых ребенок осваивает новые игровые предметы, а затем играет с ними самостоятельно. Такие игры помогут ребенку развивать сенсорное восприятие, познакомят с формой и цветом предметов, научат определять причинно-следственные связи.

Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

· Соответствие игры возрасту ребенка;

· Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

· Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

· Учет структуры дефекта;

· Соответствие коррекционной цели занятия;

· Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);

· Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

· Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Игрушки в системе реабилитации.

§ Конструкторы – это не просто игрушки. Это игры, развивающие мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и многое другое.

§ Мягкие игрушки. Яркие картинки на сторонах кубиков, разнообразные текстуры деталей домика, мячики с бубенцами внутри – всё это позволяет развивать сенсорные способности ребёнка. «Мякиши» среди развивающих игрушек для детей всегда на первом месте!

§ Развивающие игрушки из мягкого полимера – современное и высококачественное пособие для формирования хорошей моторики пальцев и развития мышления ребёнка. Мягкие пазлы не только помогают научиться логически мыслить, но и развивают тактильные ощущения. Полимерные вкладыши – отличная замена игрушек из дерева для маленьких детей.

§ В раннем возрасте можно начинать знакомить малыша с формами и размерами. Подойдут для этого рамки и вкладыши. Развивающие игрушки в виде различных фигур вкладываются в окошки соответствующей формы. Такие игрушки хорошо подходят для коррекционных занятий с детьми. Они развивают логику, мышление и мелкую моторику, способствуют увеличению словарного запаса малыша.

§ Наряду с классическими игрушками, ребёнок обязательно должен заниматься и активными играми. Скакалки, кегли и другие игрушки для спортивных игр помогут ребёнку стать ловким и подвижным.

§ Пазлы для самых маленьких с крупными элементами и яркими картинками развивают зрительное восприятие, мышление и мелкую моторику рук, учат подбирать подходящие по форме фрагменты рисунка и складывать целое изображение.

Так как я занимаюсь спортом, я считаю, что спорт лучший помощник в развитии. Спортивные игры — прекрасно помогают в процессе реабилитации инвалидов любого возраста, способствуют тому, что ребенок живет насыщенной приятными и полезными событиями жизнью. В зависимости от двигательных возможностей можно подобрать игру, которая по силам.

«Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

· Мячи можно только передавать, но не бросать.

· Количество мячей можно увеличивать.

· Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

 

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

Методические указания.

· Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.

· Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

· Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).

· Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

 

Я считаю, что дети с ОВЗ должны находиться в обществе детей с полноценным развитием. Незачем отделять детей, показывая, что они менее способны. Давно прошли те времена, когда инвалиды вынуждены были жить отшельниками, лишенными радостей жизни. Современные технологии и медицинское оборудование позволяет не только разнообразить жизнь людей с ОВЗ, повысить их качество жизни, но и значительно улучшить общее состояние здоровья. Об этом должен думать каждый, ведь это не только проблема этих детей и их родителей, но и проблема всех вокруг. Мы не должны оставаться равнодушными!

 

 

ИСТОЧНИКИ

1.Толстоносова Р. В. Значение игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10244/ (дата обращения: 21.09.2018).

2.Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным! // Дошкольное воспитание 12/96 Российско-Германский центр «АКОНИТ»

3. Источник: https://womanadvice.ru/deti-s-ovz

4. Источник: https://www.kindereducation.com/razvivayushhie-igry-dlya-detej-invalidov.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: