Лекция №1. Введение. История как наука
Что такое история? Предмет истории
Методология и методы исторического знания
Исторические источники. Их классификация
Периодизация всемирной истории
Основные концепции исторического процесса
Функции исторической науки
Что такое история? Предмет и структура исторического знания
История – это наука о прошлом, настоящем и будущем человеческого общества. Прошлое, настоящее и будущее – ни что иное как временные фазы эволюции (развития) реальности, в первую очередь, социальной и антропологической (человеческой) реальности. Таким образом, история – одновременно и социальная, и гуманитарная наука, поскольку изучает как общество в целом или отдельные его группы и стороны, так и человека в многообразии его проявлений. Фазы эволюции реальности история рассматривает в их взаимосвязи, выявляя обусловленность одних исторических явлений другими историческими явлениями.
История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни).
Однако как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.
Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».
Предметом изучения истории является деятельность людей (социальная практика), вся совокупность отношений в обществе. Можно сказать, что все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени – есть предмет исторического знания. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.
В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история – наука многоотраслевая, ее структура слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.
История подразделяется и по широте изучения предмета: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, отличающиеся более узким предметом исследования, что в свою очередь обеспечивает более глубокое погружение в познаваемый аспект реальности, следовательно, способствует более ясному и отчетливому пониманию исторического процесса в целом.
К числу таких дисциплин относятся:
Хронология – изучает системы отсчета времени;
Палеография – рукописные памятники и старинное письмо;
Нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
Геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
Генеалогия – происхождение городов и фамилий;
Топонимика – происхождение географических названий;
Краеведение – историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся: источниковедение, и историография, задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций различных историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
Помимо этого, выделяют две самостоятельные исторические науки: археология – изучает памятники древности, а также этнография, изучающая культуру и повседневный бытовой уклад различных этнических общностей.
В соответствии с предметом и со структурой конкретной области знания в ее недрах вырабатываются специфические методы, приемы и принципы исследования. Обратим на них внимание.