Тема: Экология и заболевания.
Цель: изучение влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Ход урока.
- Сегодня мы рассмотрим много понятий:
- окружающая среда – чистый воздух, чистая вода и плодородная почва
- природная среда (природа) – совокупность объектов материального мира в естественном состоянии, не являющиеся продуктом трудовой деятельности человека
- биосфера – оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов
Различие живой и неживой природы состоит в способах использования энергии:
- живые существа улавливают энергию, удерживают её в виде сложных органических соединений, передают её друг другу, преобразовывают в механическую, электрическую, тепловую и т.д. Человек – часть живой природы
- неживые тела преимущественно рассеивают энергию, например, нагреваются
- На уроках природоведения вы уже получали знания о том, что все в природе взаимосвязано. И человек тоже часть природы. Зная о том, что территория нашей страны богата полезными ископаемыми, растительностью, озерами, реками и т.д., мы не заботимся о сохранении природного богатства.
Кажется, что оно неисчерпаемо. Проблема состоит в том, что человек рассматривает окружающую среду как источник ресурсов, возвращая обратно в основном отходы (мусор). Сейчас состояние биосферы и существование самого человека под угрозой, т.к. только 2% используется, 98% возвращается в виде отходов. Происходит загрязнение окружающей среды, что наносит вред здоровью самого человека.
- давайте послушаем сообщение ученика: сколько лет разлагаются разные виды мусора (задание дано заранее – найти в Интернете,)
(При рассказе обратить внимание на чрезвычайную важность и актуальность проблемы отходов и изменить свое отношение к мусору; в какой экологической обстановке будут расти дети и внуки, если некоторые виды мусора разлагаются более 100 лет, выделяя токсичные соединения).
- Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Разработаны ПДК вредных веществ в воде, воздухе, почве для каждого вещества.
- Рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей природной среды по направлениям: загрязнение атмосферы, почв, вод.
- Самостоятельно, изучая параграф, заполните таблицу:
-Давайте подведем итог: (обобщение результатов работы):
· основные источники загрязнения предприятия топливно-энергетического цикла, транспорт, промышленные предприятия и т.д.
· Загрязнение окружающей природной среды негативно влияет на органы дыхания, центральную нервную системы, кровообращения, возникают онкологические заболевания и т.д.
Мы с вами уже знаем, что загрязнение природной среды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии и приводит к негативным последствиям:
1. ЧС экологического характера
ЧС суши (почвы) | ЧС в атмосфере | ЧС в гидросфере | ЧС в биосфере |
Выработка недр – оползни, просадки | Изменения погоды, в результате деятельности человека | Загрязнение источников питьевой воды | Исчезновение видов животных и растений |
Выброс тяжелых металлов | Превышение ПДК | Истощение водных ресурсов | Опустынивание территорий |
Заболачивание почв, эрозия почв | «Кислородный голод» в городах | Загрязнение внутренних морей и мирового океана | Уменьшение способности биосферы к воспроизводству новых ресурсов |
Переполнение свалок промышленными и бытовыми отходами | Разрушение озонового слоя | Массовая гибель животных |
- Рассмотрите предложенную схему.
- Привести примеры, подтверждающие данные таблицы. (обсуждение)
- Итак, подведем итог. К чему приводит загрязнение окружающей среды?
Примерные ответы учащихся:
o к разрушению озонового слоя
o изменению климата,
o гибели флоры и фауны,
o ускоренному разрушению объектов,
o снижению урожайности,
o ухудшению качества продукции.
А всё вместе к ухудшению здоровья и благополучия человека
- Формирование у каждого человека экологического мировоззрения и экологической культуры для защиты окружающей природной среды и сохранения человека как вида на Земле от самоуничтожения важно начинать с самого раннего возраста.
- Существуют качества человека, которые характеризуют экологическую культуру.
- Используя материал учебника выполните задание, заполнив таблицу
Качества человека | Качества, способствующие формированию экологической культуры человека |
- Как вы думаете, что конкретно каждый из Вас может сделать уже сегодня для сохранения окружающей природной среды нашего поселка? (Ответы учащихся)
- Как вы думаете, для того чтобы было чище у нас в городе, что необходимо сделать? (увеличить количество урн для сбора мусора и правильно их использовать).
Закрепление нового материала
- Как влияет жизнедеятельность человека на загрязнение окружающей среды.
- Как происходит загрязнение атмосферы, почвы и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
- Назовите основные источники загрязнения окружающей среды?
- воздух (выбросы вредных веществ промышленными предприятиями, транспортом, энергетикой)
-вода (сточные воды: бытовые, атмосферные, производственные)
-почва (эрозия – разрушение почвы, загрязнение выбросами, отходы)
- Какое влияние оказывает на здоровья человека последствия загрязнения природной среды.