Подобрать методики и упражнения для коррекции детских страхов.




Вопросы к гос. экзамену

Специальная психология

1. Специальная психология как отрасль психологической науки. 000 000000Специальная психология (от греч. specialis — особенный, своеобразный) — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

Структура специальной психологии.

Специальная психология подразделяется на:

1. психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихология);

2. психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихология);

3. психологию умственно отсталых (олигофренопсихология);

4. психологию детей с нарушениями речи;

5. детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Становление специальной психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики, определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения.

Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Систематизация задач относительно негативных атипий развития впервые была представлена Владимиром Ивановичем Лубовским. Он сгруппировал эти задачи по содержанию и практической направленности.

Основные группы задач специальной психологии:

1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития:

· раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей (норма – аномалия);

· раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;

· раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии;

· установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта.

2. Вторая группа задач – это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у различных групп детей с проблемами в развитии, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

3. Третья группа задач – выявление путей компенсации дефекта развития психики в целом и различных психических процессов.

4. Четвёртая группа задач – разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Психология ребенка с отклонением в развитии - одна из достаточно изученных отраслей специальной психологии. Над разрешением его проблем трудятся исследователи ведущих научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов России. Основными проблемами современной спе­циальной психологии являются:

1) проблема ранней диагностики отклонений в раз­витии ребенка. Диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный, системный характер, должен вестись учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологического обсле­дования;

2) вопросы дифференцированной диагностики ум­ственной отсталости и ряда других нарушений в психическом развитии. Наряду с умственной отсталостью выделяют не­сколько внешне сходных состояний. Это задержка психического развития, педагогическая запущенность, общее недоразвитие речи, задержка развития в результате нарушения зрения или слуха у детей, ранний детский аутизм. Данная проблема получила свое развитие в работах отечественного дефектолога Владимира Ивановича Лубовского («Психологические проблемы диагностики аномального развития детей» и др.). Владимир Иванович Лубовский анализирует историю и современное состояние, а также перспективы дифференциро­ванной диагностики различных форм нарушений пси­хологического развития ребенка, разрабатывал невербальные методы срав­нительного изучения различных групп аномальных де­тей.

Владимир Иванович Лубовский предложил модель дифференцированной диагностики умственной отсталости, общего недоразвития речи и задержки психического развития. Основным критерием при этом являлось со­стояние речи и мышления ребенка, а также способ­ности к обучению. Проблема дифференцированной диагностики раз­личных отклонений в развитии освещалась и в ряде pa6oт Игоря Александра Коробейникова. Он разработал комп­лекс экспериментальных заданий для сравнительно­го изучения олигофрении и задержки психического развития у детей 6-7 лет. В данный момент Елена Александровна Стребелева работает над созданием системы раннего вы­явления умственной отсталости в дошкольном воз­расте и ее дифференциальной диагностики от других сходных состояний. Еленой Александровной Стребелевой предложены экспериментально-диагностические материалы для выявления умственной отсталости у детей дошколь­ного возраста на каждом году жизни.


20. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ОУ являются:

1. Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.

2. Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3. Оказание помощи детям, нуждающихся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.

4. Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Достижение данных целей возможно при помощи:

1. Создания ситуации безусловного принятии ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности.

2. Использовании комплекса методов психологического сопровождения: психогимнастики, психологических, развивающих игр и т. д.

Задачи психологического сопровождения решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а также родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:

- психологическое просвещение и профилактика;

- психологическая диагностика;

- психологическая коррекция и развитие;

- психологическое консультирование.

В целом, психологическое сопровождение включает 5 этапов.

Первый этап – подготовительный. Административная группа службы совместно с администрацией образовательного учреждения обеспечивают нормативно-правовые, экономические, материально-технические, научно-методические, социально-психологические и другие условия, необходимые для организации процесса сопровождения. Специалисты сопровождения подбирают необходимый диагностический инструментарий, согласуя его методологические позиции, комплексность, объем, вырабатывают план и сроки проведения диагностики.

Второй этап – психолого-педагогической диагностики.

Выделено два направления психологической диагностики:

1.0Первичное психодиагностическое обследование, направленное на выявление нарушений в развитии.

2. Углубленное психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление особенностей психического развития.

Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании являются: психологические тесты и интервью; диагностическое интервью; наблюдения поведения детей в разных видах деятельности; метод экспертных оценок; изучение продуктов деятельности детей; проективные методы; экспериментальные методы.

Третий этап – аналитический. Включает в себя анализ полученной информации и совместный поиск специалистами сопровождения причин возникновения данных проблем и их дифференцирование. Причины могут быть установлены в ходе анализа документов (например, медицинской карты ребенка), а также результатов психологической и педагогической диагностики (определение уровня развития ребенка и характера развития; составления профиля речевого развития ребенка…). При этом важно искать причину, которую выявляет результат психологического, педагогического обследования. На основе анализа определяется, какого рода необходимо организовать помощь и поддержку. В результате аналитического этапа составляются индивидуальные заключения и рекомендации.

Четвертый этап – коррекционный, в ходе которого осуществляется коррекционная работа в соответствии с выявленными проблемами; используются специальные методики, направленные на коррекцию вторичных отклонений в психическом развитии ребенка.

Психологическая коррекция – это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.

Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ОУ в следующих формах:

1) индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

2) подгрупповые психокоррекционные занятия;

3) тренинговые занятия с педагогами, специалистами;

4) занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

5) тематические занятия с родителями.

В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

- развитие познавательной активности детей;

- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями преподавателями об окружающей действительности;

- психокоррекция поведения ребенка;

- формирование навыков общения, правильного поведения.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает следующие направления:

1. Эмоционально-мотивационный блок (связан с решением следующих задач):

1) создание ситуации успешной деятельности;

2) обеспечение атмосферы эмоционального приятия;

3) формирование мотивации развития.

4) формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия ее детьми как личностной цели развития;

5) формирование адекватной и гибкой самооценки;

6) развитие рефлексии, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

Опыт успешной деятельности обеспечивается за счет учета актуального уровня развития детей и предложения им достаточно простых задач, соответствующих этому уровню. Важнейшим средством для опыта успешной деятельности является создание ситуации успеха и формирование у детей мотивации достижений.

2. Социально-нормативный блок. Задачи:

1)0формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;

2) развитие навыков успешной коммуникации;

3) формирование навыков успешной совместной деятельности;

4) развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии.

Средством формирования в тренинге правил и норм является использование ритуалов и игр с правилами.

3. Блок тренировки согласованной работы анализаторов и развития пространственно-временных представлений (блок тренировки целостного восприятия). Задачи:

1) развитие возможностей восприятия;

2) формирование базовых пространственно-временных представлений;

3) согласованная и координированная тренировка работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно.

Средствами решения поставленных задач являются методы телесно-ориентированного тренинга, методы обучающей кинезиологии. Они составляют комплекс специальных упражнений по тренировке изолированной работы анализаторов, их координации, а также по формированию пространственно-временных представлений.

4. Блок развития когнитивных процессов. Задачи:

1) формирование ориентировочной основы деятельности;

2) развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь);

3) развитие вербального и невербального интеллекта, предпосылки формирования эффективных навыков стратегий учебной деятельности.

Пятый этап – завершающий. На этом этапе по мере необходимости осуществляется консультирование родителей, детей, проводится повторная диагностика, осмысливается приобретенный детьми новый опыт, новые отношения, делаются выводы. На основе обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в план программы деятельности сопровождающих, разрабатываются организационно-содержательные научно-методические рекомендации по сопровождению детей с речевыми отклонениями.

39. Организация специальной психологической помощи лицам со сложными недостатками развития. В нашей стране уже сложились и действуют определенные виды помощи слепоглухим детям и другим детям со сложными сенсорными нарушениями: умственно отсталым глухим и слабослышащим, умственно отсталым слепым и слабовидящим, умственно отсталым детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогательных классах соответствующих типов школ и в некоторых учреждениях Минсоцзащиты.

Но было бы преждевременно говорить о наличии системы помощи детям со сложными нарушениями или полагать, что она находится в стадии становления.

Действительное положение дел представляет собой очень неоднородную картину. Для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки вообще отсутствуют, например, для глухих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями, для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы и после школы.

В детском доме слепоглухих детей (г. Сергиев Посад Московской обл.) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха дошкольного и школьного возраста. Сюда принимаются дети со сложным сенсорным нарушением, которые не могут посещать детские сады и школы для детей с нарушениями слуха, где обучение ведется на основе зрительного восприятия, или для детей с нарушениями зрения, где обучение ведется на основе слухового восприятия. Возраст воспитанников от 3 до 18 лет, учреждение рассчитано на 100 детей.

В нем содержатся:

полностью слепые и слепые с остаточным зрением с остротой зрения от светоощущения до 0,04;

слабовидящие с остротой зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией стеклами на лучше видящем глазу и с более высокой остротой зрения, при дополнительных нарушениях (например, с резким сужением поля зрения) или при неблагоприятном прогнозе (например, при синдроме Ушера);

глухие, а также слабослышащие дети с потерей слуха, при которой ребенок не может воспринимать связную речь на ухо с помощью слуховой аппаратуры.

В последние годы наряду со слепоглухими в детский дом стали принимать детей с множественными нарушениями, где в качестве компонента сложного дефекта могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость в легкой степени, аутистические проявления в поведении.

Решение о зачислении слепоглухого ребенка принимается директором детского дома на основе заключения медико-педагогической комиссии детского дома или лаборатории содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта Института коррекционной педагогики РАО после комплексного клинико- психолого-педагогического обследования ребенка.

Все расходы по обучению, воспитанию и содержанию ребенка в учреждении несет государство. В детском доме обучаются дети со всей территории России.

Специальные задачи учреждения состоят в формировании познавательной и практической деятельности детей, формировании пространственной ориентировки, словесной речи в различных ее формах (дактильной; письменной – крупным шрифтом, если позволяет остаточное зрение учащихся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной), включении слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обучении доступной профессии.

Наряду со специальными ставятся общие задачи – общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие.

Воспитание и обучение проводится по учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики и в детском доме, предусматривающим учебные занятия в классе (свыше 30 ч в неделю) и внеклассные занятия. Используются специальные технические средства: звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих.

Детский дом имеет дошкольное и школьное отделения, учебно-трудовые группы, группы для детей с множественными нарушениями. После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в вечерних школах слепых или глухих в специальных классах для слепоглухих.

Серьезной проблемой в новых социально-экономических условиях стало трудоустройство слепоглухих выпускников.

Реализация системы психологической помощи осуществляется в рамках следующих постоянно действующих динамических модулей:

Модуль 1 – комплексно-диагностический.

Данный этап рассматривается как организационная и содержательно-деятельная единая система, в которую вовлечены разные специалисты (врачи, педагоги-дефектологи, психологи), а также семья. Основной его целью являются реализация комплексного подхода к изучению личности ребенка, имеющего сложное нарушение, и первая ступень разработки индивидуального маршрута развития.

Модуль 2 – коррекционно-диагностический.

Задачей данного модуля является выявление особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что определяет перспективу построения коррекционной работы.

Границы этого модуля расплывчаты, т.к. он служит промежуточным образованием. С одной стороны, он является диагностическим, потому что первичное обследование еще не может дать точных показаний для принятия окончательного решения в отношении дальнейшего обучения. С другой – этот модуль имеет учебно-образовательную сферу. Однако действия педагога еще находятся в стадии поиска, уточнения, определения наиболее верного пути для дальнейшего обучения.

Модуль 3 – коррекционный.

Этот модуль представляет собой организованный целенаправленный коррекционный процесс, в котором осуществляется взаимодействие педагогов, психологов, родителей и детей. Составной и неотъемлемой частью этого процесса является психолого-коррекционная деятельность. Среди основных задач этого этапа можно выделить следующие: уточнение и постановка целей работы, проектирование вариантов оптимальных условий для воспитания и обучения детей, реализация на практике коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов с детьми.

 

Подобрать методики и упражнения для коррекции детских страхов.

Возраст: 4-6 лет.

Категории детей: умственная отсталость, задержка психического развития.

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями, поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста, воспитателям и психологам ДОУ.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:

1) наличие страхов у родителей;

2) тревожность в отношениях с ребенком;

3) избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

4) большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола; 000005) многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; 000006) отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков;

7) конфликтные отношения между родителями;

8) психические травмы типа испуга;

9) психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством и т.д.

Цель: снятие страхов у детей.
Задачи:
1. Развивать социальное доверие.
2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.
3. Помочь в преодолении негативных переживаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: