ЗАИКАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ, КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА И ФОРМЫ




 

Первые упоминания о специфических расстройствах речи относятся еще к периоду расцвета греческой цивилизации. Так, согласно Аристотелю, заикание является результатом неправильного соотнесения частей артикуляционного аппарата. В свою очередь Гиппократ считал заикание следствием наполнения головного мозга влажностью. Позднее (в XVII - XVIII веках) заикание стали связывать с физическими недостатками периферического речевого аппарата. К примеру, Санторини утверждал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь; другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс), чрезмерно быстрый выдох (Беккерель) и, наконец, существовало мнение о возникновении заикания по причине несогласованности мышления и речи (Блюме) и т.п. (цитир. по: Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 1998).

Примерно с конца XIX века все определеннее становится мнение, что заикание - это по существу сложное психофизическое расстройство, в основе которого, по мнению некоторых ученых, лежат, прежде всего, нарушения физиологического характера, тогда как психологические недостатки носят вторичный характер (А.Гуцман, А.Куссмауль, И.А.Сикорский (1889)). В свою очередь другие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании - это лишь следствие этих психических недостатков (Х.Лагузен (1838), Р.Кож, Г.Каменка (1900).

Таким образом, в конце XIX - начале XX веков постепенно складывается позиция, в соответствии с которой заикание было признано сложным психофизическим расстройством. В частности, с позиций этой точки зрения заикание начинает рассматриваться как:

- судорожный невроз (Х.Лагузен (1838); Г.Д.Неткачев и др.);

- функциональное расстройство в сфере речи (И.А.Сикорский (1889); И.К.Хмелевский (1897) и др.);

- психическое расстройство, выражающееся судорожными движениями в аппарате или, иными словами, заикание есть проявление психоза (Г.Каменка (1900)).

В контексте современной логопсихологии заикание относят к одной из форм речевой патологии. Так, О.О.Косякова определяет заикание как лингвистическое нарушение, связанное с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы. Сущность заикания заключается в нарушениях темпо-ритмической стороны речи, при которой имеют место запинки судорожного характера (О.О.Косякова, 2007). При этом, как подчеркивает автор, эту группу нарушений следует отличать от недостатков мелодико-интонационной стороны речи (ринофония, дисфония, афония), фонетико-фонематических нарушений (недостатки звукопроизношения) и общего недоразвития речи (недостатки лексико-грамматической стороны речи, сложные формы дизартрии, алалии, афазии, дислексии и дисграфии).

Темп речи принято определять как скорость ее протекания во времени, и именно он, по словам Л.И.Беляковой и Е.А.Дьяковой, играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации, тогда как его нарушения мешают восприятию смысловой стороны высказывания. При этом замечено, что темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи – ритма, который представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как показывают исследования, темп и ритм речи находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003).

Темпо-ритмическая организация устной речи объединяет все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикулярно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Соответственно, нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата, по мнению ряда специалистов, и составляет суть феномена заикания (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003), который рассматривается как симптом разных в клиническом и этиопатологическом отношении заболеваний, проявляющихся в судорожном нарушении плавности речи (Л.З.Арутюнян, 1993).

С физиологических позиций анализа работы глотки Н.И.Жинкин пришел к заключению о том, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога (цитир. по: Заикание, 1983). Иными словами, по утверждению Н.И.Жинкина (1958), при заикании всегда нарушается саморегулировка системы речи, что впоследствии было убедительно доказано экспериментальными исследованиями В.М.Шкловского (1975, 1994), Ю.Б.Некрасовой (1992), Л.З.Арутюнян (1993, 1999) и некоторых других авторов. В частности, развивая точку зрения Н.И.Жинкина, Л.З.Арутюнян был констатирован факт наличия при заикании нарушения у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения нормально говорить (Л.З.Арутюнян, 1993).

Внешним проявлением заикания является судорожный синдром, поскольку, как показывают исследования (Л.З.Арутюнян, 1993; Л.С.Волкова, 1994; И.В.Данилов, И.М.Черепанов, 1970; Заикание, 1983; Л.Я.Миссуловин, 1997; В.И.Селиверстов, 2000 и др.), именно речевая судорога становится ведущей реакцией в системе заикания.

В судорожном компоненте заикания выделяют форму, локализацию и частоту судорог.

По форме в речевых судорогах различают тонический (короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц), клонический (ритмическое повторение одних и тех же судорожных движений мышц, как правило, с менее выраженным напряжениям) и смешанный (тонический и клонический) компоненты. В свою очередь локализация судорог может проявляться преимущественно в артикуляционном, голосовом и дыхательном аппаратах (В.А.Гиляровский, 1954; И.В.Данилов, И.М.Черепанов, 1970 и др.). Однако в клинической картине заикания на более поздних стадиях развития в картине судорог уже нередко встречаются так называемые смешанные судороги: дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и т.д. (Л.С.Волкова, 1994; Л.Я.Миссуловин, 1997; В.И.Селиверстов, 2000 и др.). Заметим, что возникновение речевых судорог при заикании обычно принято связывать с нарушением внутренней синхронизации естественного речевого цикла, которое может быть вызвано искажением в передаче или обработке сигналов обратной связи. При этом, как было установлено, судороги могут длиться от доли секунды до минуты и более, причем в большинстве случаев проявляются они на фоне определенного эмоционального состояния – личностной и ситуационной тревоги (Л.З.Арутюнян, 1993), тогда как «манифестация» судороги, по мнению ряда исследователей проблемы, открывает дорогу для последующих изменений и искажений поведения личности заикающегося в коммуникациях (Л.С.Волкова, 1994; В.И.Селиверстов, 2000).

Кроме того, следует отметить, что в клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания (как неречевого, так и речевого). При этом нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны связывать феномен заикания с нарушением регуляции дыхательной функции (И.Ю.Абелева, 1976а; Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003 и др.). Именно поэтому при коррекции заикания в качестве одного из ведущих приемов установления плавности речи используется регуляция речевого дыхания (Э.Бошкаю, 1967; Заикание, 1983 и др.).

Таким образом, резюмируя выше сказанное, отметим, что, по оценкам специалистов, заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, неба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего - артикуляционные судороги, судороги мышц гортани - голосовые (отсюда и название - «заикание», поскольку спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. В свою очередь механизм возникновения спазмов современные ученые связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

В целом, как показывает анализ научной литературы, к концу ХХ века оформились три теоретических направления в понимании и изучении проблемы заикания и его механизмов:

1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций), т.е. оценка заикания в свете невротизма (И.А.Сикорский, 1889).

2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера (Г.Д.Неткачев, 1999; Ю.А.Флоренская, 1995 и др.).

3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов индивида с окружающей средой (А.Адлер, 2007; С.С.Ляпидевский, 1960, 1963; Г.Д.Неткачев, 1999; Г.Г.Рождественская, 1974; И.И.Тартаковский, 1997 и др.).

В то же время существует точка зрения (В.М.Шкловский, 1994), согласно которой заикание - это проблема не только физиологии, патопсихологии и психоневрологии, но и медицинской психологии, к решению которой в последнее время присоединились коррекционная педагогика и специальная психология. Иными словами, проблема заикания должна рассматриваться комплексно и для ее решения необходимо участие многих специалистов – физиологов, невропатологов, психиатров, психологов, педагогов и логопедов (В.А.Гиляровский, 1932; В.М.Шкловский, 1979, 1994 и др.). Подтверждением этой точки зрения могут служить, в частности, исследования В.С.Кочергиной, позволившие выявить у детей, страдающих заиканием, симптомы психической и физической дисфункций, а именно: нарушения сна, потеря аппетита, энурез, энкопрез, плаксивость, нетерпимость, раздражительность, обидчивость (В.С.Кочергина, 1973).

Таким образом, в современной науке к изучению феномена заикания подходят с разных позиций – физиологических, нейрофизиологических, психологических, логопедических. Однако, несмотря на значительное число исследований, научное сообщество до сих пор не располагает точными представлениями о причинах и механизмах заикания.

Так, уже к концу 50-х годов ХХ века заикание стали рассматривать как нарушение процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга, как считал в свое время И.П.Павлов. Позднее благодаря работам М.И.Лохова (1983, 1994) заикание стали связывать с поражением теменно-затылочной зоны правого полушария. Как полагает автор, нарушения межполушарных взаимодействий, возникают в результате недостаточно эффективной работы правого полушария головного мозга, а следствием данной дисфункции становится расстройство речи, в частности, заикание: «...зона Вернике периодически захлебывается потоком информации, который ей надо перерабатывать из-за невыполнения своих функций симметричной зоной правого полушария. Происходит пауза» (Л.З.Андронова, М.И.Лохов, 1983, с. 64-65).

По мнению Н.М.Асатиани, Л.И.Беляковой, И.О.Калачевой, Е.Л.Мозговой (1978), а также Р.Е.Левиной (1963, 1969) и Ю.А.Флоренской (1995), заикание «является симптомом разных заболеваний, встречающихся в рамках невротических расстройств или резидуальной церебрально-органической недостаточности, и проявляется нарушением плавности экспрессивной речи с преимущественно поражением ее коммуникативной функции» (Н.М.Асатиани, Л.И.Белякова, И.О.Калачева, Е.Л.Мозговая, 1978, с. 3). Другими словами, заикание – это симптом, спровоцированный болезнью, при котором наряду с судорожными проявлениями в речи имеют место как невротические, так и неврозоподобные расстройства (там же). При этом, по словам Р.Е.Левиной, сущность феномена заикания можно трактовать как речевое недоразвитие, появляющееся преимущественно в нарушении коммуникации личности (Р.Е.Левина, 1963, 1969). Заметим, что подтверждением последней точки зрения могут служить данные современных исследований, которые убеждают во взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений: недостатки в речевом развитии приводят к затруднениям в общении, что снижает потребность в общении, приводит к несформированности коммуникативных способностей личности (О.О.Косякова, 2007).

Также существует мнение, что в возникновении заикания большую роль играют острые психогенные факторы (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003; Р.Е.Левина, 1981; Г.Д.Неткачев, 1999; Г.Г.Рождественская, 1974; И.И.Тартаковский, 1997 и др.), такие как страх, испуг, конфликтное состояние и т.п., которые провоцируют срыв нервной деятельности, проявляющийся в дисфункции, возникающей в коре больших полушарий (В.В.Ковалев, 1970; С.С.Ляпидевский, 1960, 1963 и др.).

В свою очередь Э.Фрешельс (1931) определял основой заикания специфическое психическое состояние, в результате которого происходит нарушение речи.

Кроме того, установлено, что механизм возникновения заикания может быть связан с осознанием заикающимся своего дефекта и излишней фиксации внимания на нем, т.е. многие случаи заикания имеют невротический генезис (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003; Н.А.Власова, 1939, 1974; В.И.Селиверстов, 2000; Ю.А.Флоренская, 1995; М.Е.Хватцев, 1963 и др.).

Так, по словам М.Е.Хватцева, первично возникнувшие итерации, спотыкания в речи сами по себе не являются проявлением заикания, так как они часто возникают у детей в период становления речи, однако если такие итерации фиксируются ребенком как неудачи, у него появляется неуверенность и страх, что приводит к возникновению стойкого действительного заикания (М.Е.Хватцев, 1963). Дальнейшее фокусирование внимания на дефекте речи провоцирует развитие невроза. На этом основании некоторые ученые делают вывод о том, что именно фиксация внимания на недостатке является причиной развития логоневроза, который сам М.Е.Хватцев расценивает как составную часть заикания, его особый вид.

Вместе с тем, отдельные специалисты полагают, что причиной заикания является невроз, проявляющийся в речевой дисфункции (Н.И.Жинкин, 1958, 1978), либо относят заикание к речевому недоразвитию детей, проявлениям болезненных состояний, проявляющихся в сложности формирования связного высказывания и произнесения фонетически сложных языковых конструкций (Р.М.Боскис, 1940). Однако, несмотря на наличие многочисленных научных данных относительно причин и механизмов заикания, можно согласиться с утверждением К.И.Поварнина о том, что вся сложность патогенеза заикания как нарушения речи до сих пор еще не раскрыта.

В контексте решения этой проблемы К.И.Поварнин (1959) выделяет несколько фаз заикания:

Первая фаза характеризуется влиянием какого-либо раздражителя, который вызывает функциональные расстройства моторной функции коры полушарий, вследствие чего происходит «срыв» высшей нервной деятельности и нервно-соматические реакции, прерывающие условные реакции «моторного динамического стереотипа речи», что и вызывает заикание.

Характерная особенность второй фазы – наличие психогенных раздражителей. На этой фазе механизм заикания можно определить как «сложное невротическое расстройство, которое в одних случаях является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушений корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), выражающихся, в конечном итоге, речевыми спазмами. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока. В других случаях заикание может быть результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений различного генеза» (цитир. по: М.Е.Хватцев, 1959, с. 402).

Таким образом, предпринятый нами анализ научных разработок в области речевых дисфункций позволяет нам утверждать, что заикание – это одно из самых сложных речевых расстройств, которое имеет различные психофизические механизмы и сопровождается дезорганизацией психики. Можно сказать, что заикание – это следствие нарушения коммуникативной функции речи, выраженной в судорожных спазмах речевого аппарата в различной степени тяжести.

Основной признак заикания – дискоординация в центральной нервной системе, которая вызывает торможение в периферических звукопроизводящих органах в виде судорожных спазмов, которые подобны судороге во время икания. Именно данный механизм возникновения заикания и лег в основу названия этой речевой дисфункции (М.Е.Хватцев, 1963).

Итак, как уже отмечалось выше, на сегодняшний день наука по-прежнему находится в процессе поиска причин и механизмов заикания. Новые исследования открывают новые факторы, влияющие на возникновения данного дефекта речи, мы же в свою очередь разделяем мнение, согласно которому «заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике человека при наличии особо благоприятствующих этому условий («почвы»)» (М.Е.Хватцев, 1963, с. 228).

По мнению М.Е.Хватцева, на возникновение заикания влияет невропатическая отягощенность родителей и личность самого заикающегося. Нервные, впечатлительные дети чаще страдают различными формами заикания. И хотя, согласно точке зрения автора, сам дефект речи не носит наследственный характер, дети могут наследовать слабый или неуравновешенный тип нервной деятельности, недостаточность в центральных речедвигательных механизмах, что определяет предрасположенность к заиканию (М.Е.Хватцев, 1963). Однако Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова, считают, что в семьях, среди родственников которых есть случаи заикания, вероятность появления заикания в следующих поколениях многократно увеличивается. В своей работе они приводят данные, согласно которым, частота возникновения заикания у сестер и братьев равна 18%, причем у монозиготных близнецов заикание бывает у 77% и у дизиготных только у 32% (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003).

Точку зрения о том, что заикание носит генетический характер, поддерживают также Р.А.Субботина и В.Н.Требулева - авторы статьи «О наследственности в заикании» (1987). В ходе их исследований были опрошены родственники пациентов 13-й московской детской психиатрической больницы № 6, в результате опроса выяснилось, что 50% случаев у лиц с расстройствами речи есть заикающиеся родственники, отмечено так же, что само заикание, проявляясь в следующих поколениях, имело более тяжелую форму. Однако сразу же оговоримся, что чаще всего здесь речь шла о неврозоподобной форме заикания и лишь в единичных – о невротической. Кроме того, результаты опроса подтвердили тот факт, что заикание у мальчиков встречается в три раза чаще, чем у девочек (100 мальчиков и 29 девочек). Как полагал в свое время И.А.Сикорский, данное явление может объясняться тем, что у женщины двигательные центры левого полушария мозга развиты намного лучше, нежели у мужчины (1889).

Опираясь на данные своих исследований, Р.А.Субботина и В.Н.Требулева делают вывод о том, что наследственность может не быть причиной возникновения заикания, однако в то же время имеет большое значение для его устранения (Р.А.Субботина и В.Н.Требулева, 1987). Подтверждение данной точки зрения мы находим и у В.А.Гиляровского, который считал, что нельзя говорить о заикании как о наследственной болезни, хотя в развитии дефекта речи наследственность играет достаточно серьезную роль (В.А.Гиляровский, 1932).

Для возникновения заикания огромную роль играет так же эмоциональная напряженность, если в семье неблагоприятная психическая и социальная обстановка, либо ребенок подвергается постоянной критике со стороны окружающих, что приводит к неуверенности в себе, угнетенности. Переживание ребенком состояния нервной напряженности может разрешиться заиканием.

Для возникновения заикания, необходимо наличие производящих причин, например анатомо-физиологических: поражение головного мозга, вызванное инфекциями, родовыми травмами и т.д. Испуг, же по нашему мнению, является лишь стимулом для возникновения заикания, поскольку состояние испуга переживают практически все дети, но для возникновения заикания необходима предрасположенность (М.Е.Хватцев, 1963). Именно этим объясняется наличие данного дефекта речи, прежде всего, у детей с неустойчивой психикой и с ослабленной нервной системой (В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова, 2007).

Если ребенок ослаблен затяжной болезнью, то внешние раздражители, такие, как громкий крик, неожиданный шум воспринимаются как сверхсильные и могут спровоцировать срыв высшей нервной деятельности, вызвав судорогу в момент проговаривания, этот факт фиксируется ребенком, а повышенное внимание взрослых к данному факту только усилит дефект (Б.Ф.Баев, 1968; В.А.Ковшиков, 1976; О.О.Косякова, 2007 и др.).

Испуг вызывает резкое изменение химической картины крови, что может спровоцировать «широкую иррадиацию возбуждения» в коре головного мозга. Согласно теории Н.П.Павлова, мы можем утверждать что торможение (возникающее воздействие сверхсильного раздражителя) в речевых зонах головного мозга может вызвать «срыв» речевой функции – заикание, однако нельзя утверждать, что психическая травма, является единственной причиной заикания (И.П.Павлов, 1951; Н.П.Тяпугин, 1966).

Возникновение и развитие заикания связны с фиксированием в гипоталамусе речевой судороги на фоне сильнейшего эмоционального стресса, и закреплением данного механизма в долговременной памяти.

Кроме того, заикание может возникнуть как форма подражания, если ребенок находится с заикающимся взрослым и подражает его речи. Это подражание может носить пассивную форму, когда ребенок начинает заикаться, если часто слышит речь заикающегося, особенно если это значимый взрослый, либо активную форму, когда ребенок сознательно копирует заикание, по разным мотивам, и, в конце концов, у него самого развивается заикание. На этом основании существует даже мнение о «заразительности заикания», хотя практикующие логопеды детских учреждений, как правило, опровергают его. Что же касается нашего мнения по этому вопросу, то мы склонны полагать, что и для возникновения заикания по подражанию у ребенка должна быть предрасположенность к данному дефекту речи.

По имеющимся в современной психологии и педагогике данным, при поступлении в школу у многих детей, прошедших коррекцию, отмечается усиление заикания. По оценкам ряда специалистов, причиной данного явления может быть стрессовая ситуация, вызванная отношением учителей и сверстников к ребенку с дефектом речи (И.И.Тартаковский, 1997; Н.П.Тяпугин, 1966 и др.). Иными словами, в этом плане можно говорить о проявлении специфического «школьного невроза».

На возникновение и развитие заикания влияют и недостатки воспитания (О.О.Косякова, 2007). Так, установлено, что недостаток внимания или же гиперопека формируют у ребенка определенные черты характера, которые могут стать благодатной почвой для развития заикания, тогда как его предпосылкой - чрезмерные психические и умственные нагрузки, резкое ухудшение климата в социальной среде, где находится ребенок, страх и т.п. (Основы специальной психологии, 2003).

В целом, обобщая результаты исследований зарубежных и отечественных авторов, мы считаем возможным сослаться на мнение Л.З.Арутюнян (1993), в соответствии с которым принято различать три основных варианта происхождения заикания.

Первый – это когда оно появляется на фоне отстающего речевого онтогенеза. Как правило, в этом случае у детей в сильной степени нарушена общая и мелкая моторика, ослаблен сенсомоторный контроль. При этом обычно в анамнезе таких детей нет указаний на психотравмирующие факторы. Второй вариант – «предрасположенность» мозга ребенка к заиканию, когда снижение степени латерализации головного мозга и вербальной функции не позволяет левому полушарию в полной мере осуществлять ведущую роль по отношению к процессам в правом полушарии. В свою очередь при третьем варианте заикание проявляется на почве воздействия стресса на изначально здоровый мозг ребенка, т.е. пусковым моментом в возникновении заикания является психическая травма, которая вызывает испуг, чувство страха.Однако во всех перечисленных выше случаях речевые судороги являются результатом временного рассогласовывания, нарушения саморегулировки речи.

Итак, как убедил нас предпринятый анализ научных первоисточников, одно из центральных мест в работах, посвященных заиканию, занимает проблема его происхождения. При этом на основе имеющихся в литературе фактических данных можно выделить три основных подхода к рассмотрению этиологии этого феномена. Первый настаивает на психогенной основе заикания, считает его обычным неврозом. Согласно второму – заикание является обученным или закрепленным поведением. И, наконец, третий подход опирается на концепцию физиологического дефекта или дефицита.

В настоящее время различают несколько степеней заикания (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003; Г.А.Волкова, 1993; М.Е.Хватцев, 1963):

- легкая, которая квалифицируется в том случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи;

- средняя, которая определяется в тех случаях, когда запинки отмечаются как в монологической, так и диалогической формах речи;

- тяжелая степень, фиксируемая, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной.

Как отмечает М.Е.Хватцев, легкая и средняя степень заикания проявляются только в возбужденном состоянии и, как правило, характеризуется ускоренным темпом речи. Однако при легкой степени заикание преодолевается довольно просто, в отличие от средней степени, в которой эмоциональное напряжение вызывает сильное непреодолимое заикание, усугубляющееся к тому же дискомфортом, вызванным осознанием заикающимся своего дефекта. В свою очередь при тяжелой степени субъект заикается в любой ситуации как в спокойной, так и стрессовой (М.Е.Хватцев, 1963).

В то же время некоторые специалисты считают, что в определении степени заикания опираться исключительно на моторный признак некорректно, поскольку у заикающихся при маловыраженных судорогах может иметь место тяжелая декомпенсация за счет различных невротических проявлений (В.М.Шкловский, 1994). И соответственно, должны быть приняты во внимание и другие критерии определения степени заикания.

В частности, с позиции этой точки зрения существует мнение, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте (В.И.Селиверстов, 1994, 2000).

Так, нулевая степень фиксированности характеризуется тем, что субъект не замечает недостатков своей речи и охотно вступает в контакт. При умеренной степени фиксированности человек начинает испытывать неприятные переживания, связанные с речевым дефектом, скрывать его, хотя при этом еще отсутствует тягостное чувство собственной неполноценности. При условии выраженной степени фиксированности имеет место глубокое переживание личностью своего речевого дефекта, зависимость всей деятельности от речевых неудач, уход в болезнь, самоуничижение и выраженный страх перед речью (цитир. по: О.О.Косякова. 2007). Соответственно, при таком подходе принято считать, что степень тяжести заикания адекватна степени фиксированности на своем дефекте. Образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные отрицательные эмоциональные реакции, а они в свою очередь усиливают речевые нарушения. Поэтому в конце концов для большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Все это вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Сразу же оговоримся, что на подобного рода связь речевого расстройства при заикании и отношения личности к своему дефекту указывал еще Н.И.Жинкин (1958). В частности, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегуляции, Н.И.Жинкин отмечал, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Иначе говоря, процесс становится циркулярным, поскольку дефект на приеме усиливает дефект на выходе (Н.И.Жинкин, 1958).

По другим оценкам степень тяжести заикания определяется по таким показателям как количество и длительность пауз, повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи (Ю.А.Кузьмин, 1983; Ю.А.Кузьмин, Г.А.Коробков, 1991).

Также следует иметь в виду, что степень тяжести заикания может варьироваться в зависимости от ряда условий, среди которых исследователи называют: эмоциональное состояние личности заикающегося в данный момент, эмоциональная значимость для нее ситуации общения, затруднения, связанные с формулированием высказывания, наличие трудных звуков в словах и т.п. (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003). Кроме того, исследователи выявили зависимость силы проявления заикания и формы речевого общения, к примеру, самые простые формы речи для заикающихся разных возрастов – это пение, сопряженная речь и шепот, а самые трудные – громкая речь, пересказ и ответы на вопросы (Л.З.Андронова, М.А.Арутюнян, А.С.Александровская, 1987; Н.И.Жинкин, 1958, 1978; В.А.Калягин. Т.С.Овчинникова, 2007; О.О.Косякова, 2007 и др.).

Заметим, что помимо трех степеней заикания некоторые авторы выделяют и другие. Так, специалисты лаборатории патологии речи при институте психиатрии им. Сербского под руководством Н.М.Асатиани (2001) предлагают ввести две промежуточные степени заикания: легко-среднюю и средне-тяжелую. Мы разделяем мнение данных специалистов и считаем, что пять степеней определения заикания, дают возможность для более точной диагностики состояния. Это связано с тем, что заикание является многослойным процессом и кроме нарушения плавности, темпа, ритма речи часто сопровождается и другими неочевидными явлениями, например звукофобией.

Звукофобия проявляется в страхе отдельных фонем, их сочетаний и отдельных слов (Е.В.Оганесян. 1981). Установлено, что чаще всего звукофобия встречается в подростковом и взрослом возрасте. Чтобы скрыть недостаток речи, заикающиеся используют паузы, которые заполняют звуками или словами-разбавителями, например «а», «м-м»; словосочетания «ну вот», «так значит», «это вот» и др. (безусловно, слова-разбавители встречаются в речи и здоровых людей, в таком случае их называют эмболофразиями). Заикающиеся стремятся избежать трудных, с фонетической точки зрения, слов и заменяют их синонимами, однако, часто в этом случае смысл искажается, и они не могут полноценно выразить свою мысль, что приводит к неуверенности и, как следствие, к замкнутости и отчужденности (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003; В.А.Калягин. Т.С.Овчинникова, 2007; О.О.Косякова, 2007). Возникает явление логофобии – безотчетного навязчивого страха речи, о котором будет сказано ниже.

Наиболее сильное заикание часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями, связанными с экстрапирамидной недостаточностью (М.Е.Хватцев, 1959, 1963). Проявление этих движений можно наблюдать как на лицевых, так и на мышцах туловища и конечностей. Также можно наблюдать у заикающихся двигательные уловки, так называемые эмболофразии, отвлекающие внимание слушателей от недостатка речи. По словам специалистов, навязчивые движения говорят о давности заикания и являются своеобразной защитной реакцией, приспособлением к дефекту (М.Е.Хватцев, 1959, 1963).

Таким образом, как показывают исследования, заикающиеся используют различные защитные механизмы: двигательные и словесные уловки, избегание трудных речевых ситуаций.

Еще одна проблема, активно обсуждаемая в литературе, касается классификации заикания, выделяемых исследователями его видов и форм.

В разные годы в разных контекстах к ней обращались многие авторы. Среди них: Н.М.Асатиани, В.Г.Казаков (1974); Н.М.Асатиани, В.Т.Казаков, Ю.Л.Фрейдин (2001); Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова (2003); М.И.Буянов, Б.З.Драпкин (1973); Н.А.Власова (1939, 1974); В.В.Ковалев (1970); Е.В.Оганесян (1981); И.А.Поварова (2003); М.Е.Хватцев (1963) и др.

Кратко остановимся на характеристике некоторых подходов к классификации заикания.

Так, в своих работах Н.А.Власова предлагает различать эволюционное и вторичное заикание. Эволюционное заикание связано с возрастным периодом формирования речи. Оно возникает в раннем детстве и может самостоятельно и бесследно исчезнуть без проведения специальной коррекции. Заметим, что по имеющимся в современной науке данным (В.И.Селиверстов, 2000) подобное заикание отмечается у 80% детского контингента, но лишь у 2% из них оно приобретает устойчивую форму.

Вторичное заикание, как правило, возникает вследствие органических заболеваний головного мозга, имеющих травматические, сосудистые или инфекционные факторы генеза, либо имеет психогенное происхождение, т.е. возникает вследствие острых аффектов (Н.А.Власова, 1974).

Согласно другой классификации, в науке и практике принято различать две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов (Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 1998). Также с позиций этой классификации выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются как тонические, так и клонические судороги.

Однако подавляющее большинство исследователей придерживается иной классификации, где выделяют две клинических формы заикания: невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами (Н.М.Асатиани, В.Г.Казаков, 1974; Н.М.Асатиани, В.Т.Казаков, Ю.Л.Фрейдин, 2001; Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003; М.И.Буянов, Б.З.Драпкин, 1973; В.В.Ковалев, 1970 и др.). Невротическая возникает вследствие влияния психических травм (острых и хронических); неврозоподобная – вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной нервной системы.

Благодаря усилиям ряда отечественных исследователей установлено, что для невротической формы заикания характерны следующие особенности (цитир. по: Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003):

- тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания;

- наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения;

- психогенное начало заикания;

- возникновение в возрасте от двух до шести лет;

- особые личностные свойства (дети, подверженные психической травматизации отличаются повышенной впечатлительностью, тревожностью, робостью, раздражительностью и т.п.);

- большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния и условий речевого общения;

- возможность плавной речи в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и т.п.

Напротив, при неворозоподобной форме заикания имеют место иные особенности (цитир. по: Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 2003):

- тенденция к задержке речевого развития, нарушение звукопроизношения до появления заикания;

- возникновение судорожных запинок в возрасте трех – четырех лет;

- совпадение проявления судорожных запинок с фазой развития фразовой речи;

- отсутствие связи с психотравмирующей ситуацией;

- постепенное начало заикания;

- патология моторных функций разной степени выраженности;

- отсутствие связи качества речи от ситуации;

- облегчение речи при привлечении внимания к процессу говорения и т.п.

По имеющимся на сегодняшний день данным невротическое заикание характеризуется тоническими судорогами в дыхательной и голосовой мускулатуре, волнообразного течения, которые спонтанно появляются в стрессовой ситуации (сказываются последствия психической травмы и переживания испуга). Подобная форма заикания сопровождается сензитивностью, раздражительностью, склонностью к истеричным проявлениям, сложностями, связанными с изменением обстановки, привычек, стыдливостью, мнительностью и т.п., а также физиологическими изменениями, среди которых потеря аппетита, расстройство сна, появление тиков и энуреза.

Один из основополагающих признаков невротического заикания - чувство собственной неполноценности / комплекс неполноценности, под которым в современной психологии понимают уверенность человека в своей не<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: