Н.Римский-Корсаков. «Шехеразада».




Это последняя опера Р.-К. Жанр её – опера-сатира.

2) Сюжет основан на одноимённой сказке А.С.Пушкина.

3) Особенности драматургии оперы заключаются в том, что оба полюса драматургии (Додоново царство и Шемаханская царица) несут в себе негативное начало.

Додоново царство символизирует спящую, неосознающую себя Россию. И в сказке, и в опере народ един со своим царём и достоин такого царя. Народ здесь – темная, глупая и забитая масса.

Шемаханская царица – некая разрушительная сила, губительная для Додонова царства. В условиях начала ХХ века образ Шемаханской царицы воспринимался как образ чистой, абсолютной, эстетствующей красоты.

4) Музыкальный язык оперы.

Драматургические полюса и основные персонажи оперы получают свои лейтхарактеристики. В целом же особенностью музыкального языка является его полярность: нарочитая примитивность музыки Додонова царства и нарочитая усложнённость музыки Шемаханской царицы (приёмы импрессионизма).

Условно можно выделить 3 группы музыкальных характеристик и соответственно – 3 группы героев.

1-я группа – символические персонажи: Золотой петушок, Звездочёт.

Вступление – с. 4, л/т Петушка – с. 4, восточная тема Звездочёта и Шемаханской царицы – с. 4, 2-я строчка, л/т Звездочёта – с. 6, ариозо Звездочёта – с. 7.

1-е д.: ариозо Звездочёта – с. 32-33, его 2-я л/т – с. 41 («Мудрецам дары»).

3-е д.: появление Звездочёта – с. 179-180, 2-я тема – с. 182.

Опера обрамляется нравоучительными словами Звездочёта, что вносит черты «театра в театре» и особую таинственность.

*Партию Звездочёта исполняет очень редкий голос – тенор-альтино.

2-я группа – Додоново царство.

Вступление: тема Додона и его царства – с. 9.

1-е д.: тема Гвидона – с. 16, тема Полкана – с. 19, тема Афрона – с. 23, л/т войска Додона – с. 83 (основана на мелодии песни «Светит месяц»).

2-е д.: Плач Додона – с. 89-91, тема любви Додона – с.123 (основана на песне «Чижик-пыжик»), пляска Додона – с. 142, ц. 193.

3-е д.: трагическая развязка – гибель Додона.

3-я группа – Шемаханская царица.

2-е д.: ария Ш.ц. – с. 98 («Ответь мне, зоркое светило»), с. 104 («Своей воли я девица»), с. 114 («Сброшу чопорные ткани»), рассказ Ш.ц. о своей родине – с. 126 («Между морем и небом» – приём импрессионистического письма).

 

 

Н.Римский-Корсаков. «Шехеразада».

1) Программность произведения. Сюжетная основа – арабские сказки «1000 и 1 ночь». Здесь сочетаются 2 типа романтическойпрограммности – обобщённо-образная и литературно-сюжетная. Музыка чрезвычайно театральна и композитор планировал дать каждой части название: 1-я ч. «Море и Синдбадов корабль», 2-я ч. «Рассказ Календара царевича», 3-я ч. «Царевич и Царевна», 4-я ч. «Багдадский праздник и Гибель Синдбадова корабля». Впоследствии он отказался от этих названий.

2) Особенности жанра. В «Шехеразаде» сочетаются черты симфонической сюиты (последование частей) и симфонии (4 части по типу симфонического цикла, наличие л/т Шехеразады и Шахриара).

3) Наличие интонационных связей в произведении. Основные л/т связаны с главными героями – Шехеразадой и Шахриаром, при этом образ Шехеразады эмоционально не меняется, а образ Шахриара развивается от сурового и воинственного (1-я ч.) до спокойного и умиротворённого (4-я ч.). Кроме этих тем в каждой части есть самостоятельные темы: в 1-й ч. – темы моря и корабля, во 2-й ч. – темы Календара и боя, в 3-й ч. – темы Царевича и Царевны, в 4-й ч. – тема багдадского праздника (в жанре лезгинки) + темы из предыдущих частей (Календар, Царевич и Царевна, море, корабль). Т.о. 4-я часть – итоговая, объединяющая.

4) Формы частей: 1-я ч. – бесконфликтная сонатноя форма, основанная на принципах эпической драматургии; 2-я ч. – сочетание вариационности и сложной 3-хчастной формы; 3-я ч. – двойные вариации; 4-я ч. – рондальная форма с большой кодой (море и гибель Синдбадова корабля).

5) Оркестровка сюиты. Р.-К. проявил себя как выдающийся мастер тембра (лейттембрШезеразады – скрипка-соло, солирующие деревянные и медные духовые во 2-й ч. и т.д.).

 

Камерно-вокальное творчество Н.Римского-Корсакова.

Романсы не занимают важного места в творческом наследии композитора, но составляют интересную страницу русской вокальной лирики.

Р.-К. выбирал образцы высокохудожественной поэзии – стихи Пушкина, Фета, Майкова, А.Толстого, Г.Гейне).

Р.-К. продолжает типологию русского романса, но ему не свойственна«российская песня», т.к. он считал, что народная песня и городская – по сути разные, несочетаемые для него виды. Для Р.-К. характерны романсы-лирические исповеди, романсы, связанные с образами природы («Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Пророк »), восточные романсы («Восточный романс», «Анчар»).

Романсовый стиль Р.-К. отличается изысканностью, тонкостью в воплощении человеческих эмоций. Фортепианная партия сложна, т.к. в ней используются разнообразные виды фактуры.

Романсы «Анчар» и «Пророк» на стихи А. Пушкина подобны оперным сценам (масштабные, с л/т), часто звучат в оркестровом варианте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: