СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ




ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Реферат

По дисциплине «Семейная педагогика и семейное воспитание в раннем и дошкольном возрасте»

На тему: «Типология родителейи стили семейного воспитания»

 

Выполнила: ст. гр. Под/б-19-1з,

Саган Л.В.

Проверил: доц.,

Удина Е.Н.

 

 

Севастополь, 2020 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЕЙ.. 4

1.1. Классификация мам.. 4

1.2. Типология пап. 6

2. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 15

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания.

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда родители его поучают, делают замечания, поощряют, бранят или наказывают. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать.

Воспитательное воздействие семьи заключается не только в ряде целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном. В памяти ребенка, когда он повзрослеет, останется какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который он переживал в связи со многими, непонятными для него ситуациями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

 


 

ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Классификация мам

 

Некоторые психологи выделяют четыре типа мам:

1. Спокойная, уравновешенная мама – может служить своеобразным эталоном материнства. Она как часовой на боевом посту. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Причем так чутко и заботливо, с такой быстротой раскрутит весь клубок проблем ребенка, что многие из близких родственников еще даже не успеют догадаться о том, что этот клубок был. Но самым важным для ребенка является то, что ребенок растет и даже "расцветает" в атмосфере благожелательности и доброты.

2. Тревожная мама – противовес спокойной. Ей постоянно что-то кажется, ей постоянно что-то мнится. И это "мнящееся", "кажущееся" касается ее ребенка, его здоровья, над которым все время будто бы висит угроза, когда такой угрозы нет. Короче говоря, тревожность мамы подобна яду, отравляющему жизнь семьи.

3. Тоскливая мама, в которой есть что-то общее с тревожной. И та, и эта вечно недовольны, напряжены, им многое не так. Но если первую обуревают думы лишь о будущем ребенка, вторая думает только о своем будущем. И беспокойна и нервозна от того, что видит в малыше обузу, возникшую невольно на пути. Ребенку, у которого такая мать, бесспорно, уже с самого рождения не повезло.

4. Тип уверенной и властной мамы. Такая мама очень твердо знает, что ей необходимо от ребенка, ни на йоту не желая отходить от планов, которые наметила, наверное, еще до рождения ребенка на всю его сознательную жизнь. Такая мама, словно аллигатор, поглощает неповторимость своего ребенка. И он, вряд ли, сможет хоть когда-нибудь, общаясь с нею, решиться отстоять свою индивидуальность.

Свои варианты типов предлагают также медики (А.И. Захаров). Среди этих вариантов наибольший интерес, пожалуй, представляют типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья их детей, ввиду того, что воспитательные меры, применяемые ими, превращаются в пусковые механизмы для развития неврозов и различных невротических реакций.

«Царевна несмеяна». Главной установкой такой мамы является задача – не избаловать ребенка. И это больше всего ее беспокоит. Уже с пеленок «Несмеяна» воспитывает своего ребенка лишь нотациями, выискивая в нем сплошные недостатки. Вся жизнь ребенка с такой матерью – это одни «нельзя», «не надо», «перестань». Она всегда принципиально и бездушно правильна. Ее лицо ребенок никогда не видит в освещении улыбки. И в этой атмосфере «правильности» и «суровости»он постепенно начинает чахнуть.

«Снежная королева». По-королевски непреклонна, недоступна. Всех держит от себя на расстоянии. И даже при общении с ребенком соблюдает определенную дистанцию. Ее удел – повелевать и править. Она не знает, что такое близость, теплота. Невольно кажется, что вместо сердца у нее кусочек льда – так холодно относится она к ребенку. И он обычно «замерзает» рядом с ней.

«Спящая красавица». Всю жизнь она продолжает ждать так и не встретившегося ей принца. Как правило, отец ее ребенка – совсем не он. Поэтому такая мать живет в плену своих фантазий, надежд, грез наяву, не «замечая» рядом своего ребенка, его потребностей, желаний и любви. Он просто для нее – живая кукла и милая игрушка, которая внезапно может надоесть.

«Унтер пришибеев». Сравнима только с генералом в юбке. Ребенок для нее солдатик, живущий по одним приказам. Неподчинение – ремень. В семье царит лишь дух казарменности, жестокости или бездушия.

 

«Наседка». Ребенок у нее на привязи, коротком толстом поводке. Не может сам, самостоятельно, решиться сделать даже шаг. Мать этот шаг сама предвидит, чтобы пройти с ним рядом, в ногу, убрав все «камни» на пути.

 

Типология пап

 

Типология пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка:

«Папа-мама». По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резкоконтинентальный климат в квартире или, вернее, контрастный душ: то очень горячо, то очень холодно... И почти нет золотой середины.

«Мама-папа». Напоминает «папу-маму», одну из разновидностей его. У «мамы–папы» – главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только лишь на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна предстать в процессе воспитания оборотной стороной медали.

«Карабас-барабас». Папа-пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, неполноценного... Этот страх – словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ребенка ждет наказание или за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания.

При таком типе папы однажды у ребенка закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти и прорвется наружу, чтоб собою обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать».

«Крепкий орешек». Тип папы признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, даже в тех ситуациях, когда он не прав. Его нрав – неприступная крепость, он действительно «крепкий орешек».

«Попрыгунья-стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока ребенок только как гость, о котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше. Его жизнь должна протекать без забот, как текла до рождения ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей – ведь ребенок обуза. И к тому же – тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.

«Добрый молодец», «рубаха-парень». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь счужими, чтоб сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то втайне сочувствуя папе, но не в силах ничто изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком». Не настоящий папа – манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный подпевать лишь в хоре, где солирует его жена, вторящий ей словно эхо, пляшущий под ее дудку, – словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь, боясь испортить отношения с женою. И ребенок не понимает, есть у него папа или нет.


 

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Стиль — приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д.Баумринд. Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитаниявключала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил, с учетом растущей компетентности детей.

Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил

и стандартов. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.

В авторитарных семьях у детей формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть.

Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.

Ребенку предоставлена полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений

ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая

тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Индифферентный стиль особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентногоповедения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

Исследование показало, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личностных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, особенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания индивидуальным качествам ребенка.

От системы воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Условием формирования адекватного поведения ребенка выступает гибкая система наказаний и поощрения. Нельзя гипертрофированно восхищаться или слишком сильно хвалить ребенка в его присутствии, часто дарить подарки за те или иные конкретные детские поступки.

Психологи и педагоги предлагают родителям несколько правил применения наказания:

1. Наказание должно быть справедливым и соответствовать характеру проступка. Оно должно быть направлено не на личность ребенка, а на его поступок.

2. Прежде чем наказывать, выясните причины и мотивы совершения проступка.

3. Не наказывайте по подозрению, ибо подозрительность не имеет ничего общего с истинной требовательностью.

4. Не наказывайте детей в состоянии озлобления, гнева и раздражения, в этом состоянии чаще всего совершаются ошибки.

5. Будьте милосердны, не прибегайте сгоряча к жестоким мерам наказания, отсрочьте его до более спокойной поры.

6. Соблюдайте чувство меры в наказаниях, ведь частые наказания перестают действовать.

7. Иногда полезно предложить провинившемуся самому оценить свой проступок и назначить себе меру наказания. Тем самым вы будите приучать ребенка анализировать свои поступки и предъявлять требования к себе.

9. Право наказывать в семье следует предоставить тому из родителей, кто обладает более спокойным и уравновешенным характером.

При рассмотрении типа детско-родительских отношений нельзя не уделить внимание понятию «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной и четко фиксировать скрытые формы неблагополучия, ее содержание определяется той потребностью родителей, которую ребенокудовлетворяет, а именно:

- ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом он выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;

- ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие, выполняяроль объекта социальной презентации;

- ребенок может быть элементом, который связываетсемью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенкаложится большая психологическая нагрузка, вызываяэмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именноего поведение является причиной развода родителей, если такоесобытие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье также характеризуется и той ролью,которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейныхотношениях. От характера, места и функционального наполнения роли вомногом зависит формирование характера ребенка:

- «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»).Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявлятьсяагрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему социум не принимает его так, как собственная семья.

- «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

- «Делегат». Через ребенка семья контактирует с социумом, позиционируя себя как успешную социальную группу. От ребенка родители ждут воплощения собственных несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

Таким образом, скрытое семейное неблагополучие не менее вредно для формирования личности ребенка, чем открытые (явные) формы его проявления. Проблема заключается в том, что на внутреннее неблагополучие

в семьях почти не акцентируется внимание общественности, что неспособствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации и не снижает опасности личностной деформации воспитывающихся в них детей.

Кроме того, сами взрослые члены семейной группы вынужденно играют социальные роли счастливых супругов или родителей, пытаясь использоватьребенка в особой функции, которая их устраивает. Что касается интересов самого ребенка, то о них при этом либо вообще не думают, либо искренне убеждены в том, что так будет лучше и для ребенка.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Принимать активное участие в жизни семьи;

- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

- Уважать право ребенка на собственное мнение;

- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева Т.В.Семейная психология: Учеб.пособие. — Спб.: Речь, 2004.

2. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособие. для вузов. — М., 2005.

3. Целуйко В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. — Волгоград, 2006.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: