Перечень заданий по психологии




Задание 1

Определение особенностей ориентации деятельности учителя.

А.В. Петровским выделяется два типа ориентации учителя при взаимодействии с учащимися (функционально-ролевой и личностный), которые оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности ребенка.

Функционально-ролевая ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе нормативно-ролевых предписаний, иногда без всякого учета позиции ученика. Педагогическое воздействие направлено главным образом на преобразование когнитивной сферы ребенка. В этом случае ученик выступает как объект воздействия, как средство для достижения эффективности, результативности урока (субъект - объектное отношение).

Личностная ориентация взаимодействия педагогов с учащимися строится на основе учета способностей и потребностей ученика и учителя. Взаимодействуя с учеником, педагог транслирует свою индивидуальность, реализуя свою потребность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующие потребности и способности у учащихся.

Таким образом, функционально-ролевая ориентация предполагает, что в поведении учителя преобладает отношение к ученику как средству осуществления его деятельности; урок при этом выступает как главная цель его педагогической деятельности. При личностной ориентации поведение учителя показывает, что целью его деятельности является развитие и формирование личности ребенка, а урок выступает при этом как средство для достижения этой цели.

Функционально-ролевой или личностный планы могут преобладать в деятельности учителя.

Во время посещения уроков студенты заполняют протоколы, в которых фиксируют особенности поведения учителя и учащихся, определяя ориентацию учителя в процессе взаимодействия его с учениками.

Анализ поведения строится из учета следующих составляющих: состояние класса или ученика, действия учителя в ответ на это состояние или ситуацию, и ответную реакцию класса (или ученика) на воздействие учителя.

Под состоянием класса или ученика следует понимать особенности поведения, которые требуют обязательную вербальную или невербальную ответную реакцию учителя: недисциплинированность, не включенность в работу, неадекватная эмоциональная реакция и др.

Действия учителя - это совокупность проявлений его личности на происходящее в классе: форма обращения, соотношение порицания и поощрения, особенности оценочных суждений, палитра эмоциональных проявлений, дистанция в общении и др.

Реакция класса (ученика) предполагает изменение поведения в ответ на воздействие учителя.

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ТИП ОРИЕНТАЦИИ
состояние класса действия учителя реакция класса функционально- ролевая личностная
Ученик играет фантиками Обращается к ученику: «Ты мешаешь мне работать». Застыл, и урок продолжается. Проявление функционально–ролевой ориентации  
Ученик смотрит в тетрадь к соседу. Обращается к ученику: «Ты не знаешь как решить задачу?» Начал сам решать задачу.   Проявление личностной ориентации

В протоколе фиксируются особенности поведения, по анализу которых можно судить о преобладающей ориентации в деятельности учителя.

В протоколе наблюдения описаны возможные варианты поведения, демонстрирующие разные типы ориентации педагога.

По результатам посещения нескольких уроков каждая группа студентов должна сделать выводы о преобладающей ориентации педагогической деятельности учителей наблюдаемого класса на основе анализа особенностей поведения.

При анализе субъект - объектных (функционально-ролевая ориентация) и субъект - субъектных (личностная ориентация) форм взаимодействия педагога с учащимися предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какой стиль отношения учителя к учащимся наблюдается во время урока?

2. Какая форма обращения преобладала?

3. Какие оценочные суждения высказывались учителем? Касались ли они личности ученика или ответов на вопросы учителя?

4. Какие приемы и способы общения использовал учитель во время урока?

Анализ взаимодействия учителя с учащимися побуждает студентов к рефлексии, которую можно стимулировать следующими вопросами:

Ваше отношение к действиям и реакциям учителя?

Были ли они эффективны?

Как бы Вы сами поступили в том или ином случае?

Возможны ли другие способы реагирования?

Чего не учел учитель? и т.д.

Задание 2

Изучение особенностей возрастной субкультуры школьников

Для изучения возрастной субкультуры студентам рекомендуется познакомиться со следующим учебным пособием: Шаров, А. С. Психология культуры, образования и развития человека. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2013. – 300 с.

Для написания характеристики возрастной субкультуры необходимо воспользоваться методом наблюдения. Приступая к наблюдению, студентам важно изучить предлагаемые вопросы, а также расширить список, если они считают это необходимым. Предполагается, что наблюдение студенты, проходящие практику, будут проводить в течение 2-4 дней.

Цель: пронаблюдать и описать конкретные факты проявления компонентов возрастной субкультуры школьников.

Протокол наблюдений

  Вопросы для наблюдения 1 день наблюдения 2 день наблюдения 3 день наблюдения
Описание конкретного факта проявления компонента субкультуры Описание конкретного факта проявления компонента субкультуры Описание конкретного факта проявления компонента субкультуры
1. Взаимодействие со сверстниками  
  Принятые правила и нормы взаимодействия 1. Как чаще всего ребята обращаются к своим сверстникам? По имени, фамилии, прозвищу и др.      
2. Как ребята обычно здороваются и прощаются друг с другом? Словами: привет, пока, бывай и др. Какие используются жесты? Поднятая рука, похлопывание по плечу и др.
  Стимулы и санкции используемые в общении и взаимодействии со сверстниками 1. Как выражают одобрение поведением одноклассников? Каким-либо возгласом: молодец, клёво и др., жестами: похлопывание по плечу и др. 2. Как показывают недовольство поведением другого? Осуждают его поступки словами, жестами и др.
  Предметно-вещная сторона общения и взаимодействия со сверстниками 1. Какие престижные предметами, вещи имеют ребята? (хорошие часы, дорогие телефоны, планшеты, ручки и др.      
2. Используют ли при общении со сверстниками молодежный сленг, жаргон? Приведите примеры.      
3. Используют ли в общении с товарищами какие-либо символические жесты: приведите примеры.      
4. Используют ли украшения, значки, рисунки, имеющие особое символическое значение Что это за символы и что они обозначают? Приведите примеры.      
5. Используют ли в одежде элементы характеризующие какую-либо молодежную субкультуру? Если да, то напишите что, и к какой субкультуре это имеет отношение.      
  Знаково-символическая сторона общения и взаимодействия 1. Какие темы предпочитают обсуждать в процессе общения с товарищами на переменах, после уроков. Обсуждать поступки своих сверстников, взаимоотношения с родителями, свое будущее, свои увлечения, книги, фильмы.      
2. Значима ли учебная деятельность для ребят, обсуждают ли они домашние задания, работу на уроке и т.п.?      
2. Характеристика проявления социокультурных механизмов трансляции значимости
  Игры, традиции 1. Помогают ли друг другу ребята на уроках? Подсказывают, списывают, советуют….      
2. Какие обычаи и традиции существуют в учебной группе? Праздники, походы, конкурсы, поздравления и др.      
Выполняемые роли 1. Есть ли неформальные лидеры в классе, что позволило им занять данную социальную позицию. Физическая сила, хорошая учеба, престижные вещи, умение объединять людей или что-то другое.      
  2. Какие социальные роли ребят можно пронаблюдать. Есть ли лидер, шут, скндалист, подлиза, умник….      
3. Дополните протокол наблюдений другими наблюдаемыми фактами проявления компонентов субкультуры, которые вы выявили при беседе с учащимися
               

Задание 3

Изучение особенностей личности ученика

Для написания психолого-педагогической характеристики

школьника используется психолого-педагогическая карта учащегося, которая является лишь вспомогательным инструментов для написания характеристики. Причем, отмеченные особенности личности должны быть подтверждены наблюдаемыми фактами поведения ребенка, дана их интерпретация. При написании характеристики (особенно в затруднительных ситуациях) целесообразно использовать метод беседы. Для проведения беседы необходимо продумать вопросы к ученику и обсудить их с преподавателем.

Характеристика учащегося может быть представлена в произвольной форме.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ.

ШКОЛА.........КЛАСС..............ИМЯ.............ПОЛ.....

1. УЧЕБА.

Сильный ученик_______________________Слабый ученик.

Учится с интересом___________________Учебой не интересуется.

Много читает_________________________Читает мало.

Есть учебные интересы,_______________Учебных интересов нет, связанные с ориентацией

на будущую профессию (для ст.кл. указать какие).

2. ПОВЕДЕНИЕ.

Упрямый______________________________Покладистый. Дисциплинирован______________________Плохая дисциплина.

Отсутствие конфликтов________________Частые конфликты с учителями

Отсутствуют конфликты ______________Частые конфликты с учениками

Агрессивное поведение________________Спокойный, уступчивый, доброжелательный стиль поведения.

Усидчивый____________________________Высокая двигательная активность, неусидчивость.

Трудновоспитуем______________________Легко поддается воспитанию.

3. ОБЩЕНИЕ В ШКОЛЕ.

Хороший организатор__________________Слабые организаторские способности.

Высокая инициативность_______________Низкая инициативность.

Занимает ведущие (лидерские________ Обычно выступает в роли

позиции) "ведомого", следует за кем-то.

Высокий авторитет,___________________Низкий авторитет.уважение товарищей

Охотно выполняет общественные________Отлынивает от общественных поручения поручений.

Имеет много друзей,__________________Непопулярен

популярный

Отсутствуют недоброжелатели,_________Многие одноклассники недолюбливают.

Любит быть на людях, ищет_____________Замкнутый,общается с узким кругом старых друзей. новых друзей.

Не боится выступать перед____________Робкий,застенчивый

незнакомой

обстановке

Является опорой для педагога_________Дурно влияет на соучеников

4. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Спокойный,уверенный в себе___________Тревожный и неуверенный. Переоценивает,завышает_______________Занижает, недооценивает свои силы свои возможности.

Честолюбив___________________________Скромный, незаметный.

Вызывает симпатию____________________Не вызывает симпатии. Открытый_____________________________Скрытный. Отзывчивый___________________________Черствый. Веселый______________________________Грустный. Самостоятельный______________________Зависимый.

Эмоционально-________________________Импульсивный.

устойчивый

5. ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ.

Атмосфера в семье друже-_____________Атмосфера недружелюбная,

любная,теплая конфликтная.

Отношения близкие,довери-____________Отношения отчужденные.

тельные

Хорошее взаимопонимание______________Плохое взаимопонимание с

с родителями родителями.

Строгий,жесткийконтроль_____________Слабый контроль.

за поведением ребенка

Ограничение самостоятель-____________Большая самостоятельность.

ности ребенка

Родители охотно сотрудничают_________Родители вступают в проти

с учителем воречие с учителем.

Задание 4

«Портрет на себя»

"Портрет на себя" должен включать следующие аспекты:

а) рефлексию по анализу результатов взаимодействия учитель - ученик (для меня другой человек - объект или субъект при общении с ним);

б) оценку точности своего первого впечатления о другом человеке, насколько оно значимо для дальнейшего общения с данным человеком;

в) анализ степени совпадения собственных оценок и оценок других, оказались ли они неожиданными;

Методические указания дляобучающихся, в том числе, по организации их самостоятельной работы:

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, психолого-педагогическая) направлена на овладение первыми профессиональными (аналитическими, коммуникативными, организаторскими) умениями будущих бакалавров. Для прохождения педагогических разделов практики наиболее эффективным является применение следующих методов обучения: методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, практические, работа под руководством преподавателя), методы стимулирования и мотивации (метод формирования интереса), методы контроля и самоконтроля. Наряду с этим практиканты должны опираться на следующие принципы воспитания: принцип демократизации, принцип гуманизации воспитания, принцип учета индивидуальных, возрастных и половых различий. Особо следует выделить возможность использования информационных технологий, мультимедийных проекторов и другой техники для презентаций учебного материала.

Организация самостоятельной работы студентов предполагает: самостоятельное планирование своей деятельности в период практики; формирование ресурсного пакета для своего профессионального развития; решение учебно-профессиональных задач; самоанализ своей деятельности; выполнение отчёта по практике.

Перед началом практики проводится конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и содержанием практики, формами отчетности; после ее окончания проводится итоговая конференция, цель которой обобщить результаты практики, обменяться опытом, обсудить проделанную работу, внести предложения по содержанию и организации практики.

По итогам практики студентом готовится отчет с анализом всех видов его деятельности. Индивидуальные отчеты по результатам педагогической практики предоставляются руководителю, который дает оценку работы студента с учетом предоставленных документов из образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая практика:

1 день: 1. Активное знакомство со школой. Проведение малого педсовета с целью знакомства с администрацией и классными руководителями. Распределение студентов по классам. 2. Составление плана работы студентов с классным руководителем на период педагогического практикума. 3. Посещение студентами уроков в своем классе. Проведение наблюдения в соответствии со следующей программой: • педагогическое общение учителя с учащимися; • способы побуждения учащихся к активному учению; • способы активизации внимания учащихся; • динамика настроения учащихся на уроке; • способы дисциплинирования учащихся на уроке. 1. Выполнение задания №1. Анализ взаимодействия учителя со школьниками «Определение особенностей ориентации деятельности учителя» - психология  
2 день: 1. Методическое занятие по знакомству со школьной документацией, с направлениями работы школы, с правилами, режимом работы школы. 2. Знакомство с работой учителя-предметника, посещение уроков, знакомство с кабинетом. 3. Посещение уроков в своем классе. 4. Выполнение задания №1, №4 – педагогика; 5. Выполнение задания №1.Составление протокола наблюдений «Определение особенностей ориентации деятельности учителя» - психология.
3 день: 1. Методическое занятие по знакомству с функциями классного руководителя. 2. Работа с классным руководителем: выбор воспитательного дела, создание инициативной группы по его подготовке и организации. 3. Сбор материала для выполнения исследовательского задания. Проведение фрагмента урока, внеклассного мероприятия по своему предмету (по усмотрению учителя-предметника). Выполнение заданий № 2 – педагогика; 4. Посещение уроков и внеурочных мероприятий класса с целью наблюдения за учащимися и изучения субкультуры. 5. Выполнение задания № 2. Анализ возрастной субкультуры - психология; Составление и анализ протоколов наблюдения возрастной субкультуры.  
4 день: 1. Методическое занятие по изучению традиций школы, передового опыта, творчески работающих учителей. 2. Методическое занятие по знакомству с деятельностью школьного психолога, социального педагога 3. Подготовка к проведению воспитательного дела. 4. Выполнение задания № 3 – педагогика; 5. Выполнение задания № 2. Анализ возрастной субкультуры - психология;
5 день: 1. Проведение воспитательного дела в классе, его анализ с классным руководителем, методистом. Выполнение задания № 6 – педагогика; 2. Коллективное составление паспорта школы - педагогика; 3. Выполнение задания № 3. Составление "Психолого-педагогической характеристики на ученика" – психология;  
6 день: 1. Выполнение задания № 5 – педагогика; 2. Выполнение задания № 4 Написание «Портрета на себя»- психология; 3. Итоговый педсовет. 4. Сдача отчетной документации.  

Общий план педагогической деятельности студента

1. Познакомиться с функциями классного руководителя, планами воспитательной работы школы, класса, нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждения, стандарты подготовки выпускников. Посетить занятия у ведущего преподавателя.

2. Подготовить и провести КТД в рамках инструктивного лагеря и классное мероприятие по определённой дисциплине или в соответствии с планом воспитательной работы класса

3. Изучить опыт работы классного руководителя по внедрению инновационных образовательных технологий в воспитательный процесс. Подготовить методические материалы.

4. Подготовить протоколы уроков по результату анализа уроков «Определение особенностей ориентации педагогической деятельности учителя».

5. Изучить особенности субкультуры, структуры субкультуры. Подготовить протоколы наблюдений за особенностями проявления возрастной субкультуры. Сравнить результаты проведенного анализа с данными литературных источников.

6. Составить психолого-педагогическую характеристику на ученика

7. Составить "Портрет на себя".

8. Составить отчет, в котором обобщить результаты собственного педагогического опыта работы в определенном образовательном учреждении), и представить его на итоговой конференции (например, в форме мультимедийной презентации).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: