Влияние технического состояния транспортных средств на безопасность дорожного движения.




Основы эксплуатационной безопасности транспортных средств.

Обеспечение безопасности при эксплуатации транспортного средства (эксплуатационная безопасность) во многом зависит от технического состояния его агрегатов, узлов и систем. При этом, техническое состояние в процессе эксплуатации изменяется под влиянием различных факторов: изнашивания, коррозии, разрушения под действием силовых нагрузок и др. Ухудшение параметров технического состояния транспорта приводит к появлению серьезных предпосылок для возникновения ДТП, имеющих значительный негативный эффект в силу ряда характерных особенностей.

Во-первых, резкое ухудшение технического состояния транспортного средства, вплоть до отказа, возникает внезапно, обычно при движении на высоких скоростях и соответственно повышенных нагрузках на конструкцию. Водителю в этих ситуациях крайне сложно экстренно отреагировать на внезапно изменившиеся условия управления транспортным средством. Во многих случаях, водитель объективно не может предотвратить ДТП, особенно в условиях ограниченного времени, пространства и интенсивном транспортном потоке.

Во-вторых, изменение технического состояния транспортного средства вследствие изнашивания, воздействия тепловых и силовых нагрузок, воздействия химически активных компонентов и др. протекает скрытно, что сохраняет предпосылки для отказов, а, следовательно, и для совершения ДТП.

В-третьих, ДТП из-за неудовлетворительного технического состояния транспортного средства характеризуются тяжелыми последствиями, как для людей, так и для транспорта и дорожной инфраструктуры.

Названные особенности приводят к необходимости более подробного рассмотрения понятия «техническое состояние транспортного средства» и сопутствующих понятий.

Техническое состояние транспортного средства (агрегата, механизма, системы, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров.

Отказ транспортного средства – изменение технического состояния, которое приводит к прекращению функционирования транспортного средства и невозможности осуществлять транспортный процесс.

Работоспособность транспортного средства состояние транспортного средства, при котором оно может выполнять заданные функции с параметрами, значение которых соответствует технической документации.

Неисправность транспортного средства – состояние транспортного средства, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований технической документации.

К основным видам неисправностей относятся:

– дефект – изменение технического состояния при изготовлении, сборке, монтаже, техническом обслуживании и ремонте элементов транспортного средства;

– повреждение – нарушение исправного состояния транспортного средства в процессе эксплуатации при снижении его работоспособности;

– изменение режима функционирования – нарушение функции транспортного средства при выполнении транспортного процесса.

На рис. 2.1.1 приведена схема изменения параметров технического состояния.

Рис. 1.1.1. Схема изменения параметра технического состояния.

Sп – предельное значение параметра;

Sпд – предельное допустимое значение параметра;

– номинальное значение параметра;

l y – ресурс упреждения;

l р – ресурс изделия;

I – зона исправного состояния;

II – зона предотказного состояния;

III – зона неработоспособного состояния (состояние отказа).

При параметрах технического состояния от SН до SПД изделие считается исправным и работоспособным. При параметрах от SПД до SП изделие считается неисправным, но работоспособным и находящимся в предотказном состоянии.

При достижении параметром технического состояния изделия предельного значения Sп наступает отказ, то есть прекращение его функционирования.

В процессе эксплуатации с увеличением наработки транспортного средства, параметры технического состояния его элементов (агрегатов, узлов, деталей) изменяются от номинальных значений до предельных значений , при которых дальнейшая эксплуатация изделия по конструктивным, техническим, экономическим, экологическим причинам и условиям безопасности недопустима.

Величины номинальных, предельных и предельно-допустимых значений параметров технического состояния транспортного средства устанавливается при проектировании и изготовлении его элементов и закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах, стандартах, проектно-конструкторских документах, систематизируются в отечественных и международных справочных изданиях.

Анализ схемы изменения параметров технического состояния транспортного средства позволяет сделать ряд важных выводов в контексте обеспечения эксплуатационной безопасности:

1. По мере выработки ресурса l р изделия, заложенного при его изготовлении, создаются предпосылки для возникновения неисправностей, снижающих его работоспособность. Особенно опасными считаются неисправности агрегатов, узлов и систем транспортного средства, влияющие на БДД (тормозная система, рулевое управление, колеса и шины, система освещения и сигнализации и др.).

2. При комплексном воздействии на объект негативных факторов (скорости, силовых и тепловых нагрузок, коррозионных и др. воздействий) зона исправного и предотказного состояния транспортного средства существенно уменьшается и, следовательно, интенсивность наступления отказов значительно возрастает. Несвоевременное обнаружение предотказного состояния элементов транспортного средства приводит к повышению уровня вероятности возникновения ДТП, что представляет собой реальную опасность, особенно при движении в транспортных потоках.

3. Следует признать, что при предрейсовом или предсменном контроле часть параметров технического состояния транспортного средства не всегда выявляется в процессе диагностирования и не восстанавливается за счет обслуживания и ремонта. В результате, в транспортных потоках имеются транспортные средства с потенциально опасными неисправностями, снижающими уровень эксплуатационной безопасности. Самая пессимистичная оценка по результатам анализа параметров, накопленных при проведении инструментального контроля транспортных средств в ряде регионов страны, позволяет утверждать, что «свыше 30% автомобилей имели неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация ».

1.2. Техническое состояние транспортных средств в условиях эксплуатации. В развитие устанавливаемых статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [2] обязательств в отношении субъекта транспортной деятельности, Министерством транспорта РФ приказом от 15.01.2014 г. № 7 [45] определены основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным

электрическим транспортом.

Субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов. К требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности, наряду с прочими, относят обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

При организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок, субъекты транспортной деятельности осуществляют, в частности, выполнение мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых содержит:

– проверку соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и грузов;

– проверку наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации (свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации);

– поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии.

– проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств.

– проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.

– обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.

Рассмотрим детальнее позиции, непосредственно воздействующие на поддержание безопасного технического состояния транспортного средства, содержащиеся, как в Перечне мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации, так и ряде других нормативно-правовых документов.

Как известно, безопасность любого технического объекта определяется безопасностью конструкции и безопасностью технического состояния. Существенно упрощая, безопасность конструкции рассматривают, как некий постоянный уровень, устанавливаемый изготовителем для достижения конкретной цели в определенный промежуток времени, а безопасность технического состояния – варьируемый показатель, зависящий и от конструкции объекта, условий и режимов его эксплуатации в течение неопределенного временного интервала.

Применительно к транспортным средствам, обе составляющие безопасности не взаимозаменяемы, не обладают взаимокомпенсаторными свойствами – снижение любой из составляющих приводит к снижению безопасности объекта в целом.

Безопасность конструкции транспортного средства оценивается множеством параметров. Субъективные оценки для этого недостаточно информативны. Полный набор показателей безопасности конкретного типа транспортного средства объемен, приводится полностью в технических описаниях изготовителя, не распространяется (даже владельцу транспортного средства) и не публикуется.

На практике применяют оценки двух типов: технического уровня и сертификации транспортного средства. Технический уровень отражает сравнительную оценку качества транспортного средства относительно базовых значений, в качестве которых чаще всего используют характеристики лучших в мире аналогов. Для оценки технического уровня транспортного средства проводят сравнительные испытания, или испытания на соответствие показателям, достигнутым лидерами мирового автомобилестроения для аналогичных по назначению транспортных средств. Результаты испытаний сравнивают с базовыми, с целью получения сравнительных оценок.

Для сертификации результаты испытаний и обследования транспортного средства, полученные в установленном объеме по строго регламентируемым процедурам, сопоставляют с системой показателей безопасности автомобильных конструкций. Эта система включает в себя минимальный состав показателей безопасности для доступа транспортного средства на рынок через процедуру сертификации.

По ряду основных параметров многие изготовители обеспечивают заметно более высокую безопасность выпускаемых транспортных средств, чем того требуют нормы сертификации – на практике нередки случаи, когда безопасность конструкций транспортного средства одного назначения, но разных изготовителей и разных лет выпуска может существенно различаться; или изготовителем, наряду

с новой моделью, зачастую продолжается производство менее безопасных предшествующих моделей транспортных средств.

Транспортные средства, обладающие сравнительно невысокими показателями технического уровня и безопасности (например, наиболее дешевые транспортные средства устаревших конструкций или уже выработавшие свой ресурс) допускаются действующими нормами к применению и эксплуатируются наравне с самыми современными. Таким образом, разноуровневая безопасность конструкций и отличия в техническом состоянии транспортных средств в составе парка единовременно эксплуатируемых автомобилей по факту является юридически допустимой нормой.

 

 
 

 

Рис. 1.2.1. Факторы, снижающие безопасность технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Уместно констатировать, что сертификация − это инструмент технической модернизации продукции, поступающей в обращение, созданный для защиты рынков стран-участниц международных соглашений от недобросовестной конкуренции в международной торговле, в качестве препятствия получению изготовителями ценовых преимуществ в ущерб безопасности. Это не единственная, но существенная в рассматриваемой тематике, цель сертификации.

Однако же, механизмы предъявления сертификационных требований к транспортным средствам не могут обеспечить вывода технически и конструктивно

устаревших транспортных средств из эксплуатации, выравнивания уровней безопасности единовременно эксплуатируемых транспортных средств и проч. – субъекту транспортной деятельности механизмом сертификации лишь обеспечивается возможность периодического повышения минимального уровня безопасности («входного», для выпуска в обращение) ежегодно обновляемой части парка транспортных средств (5 – 6% в России).

Безопасность технического состояния транспортных средств. Снижение безопасности происходит по мере выработки ресурса автомобиля, даже при нормальных условиях эксплуатации. Многократное повторение ремонта и плановых технических осмотров в сочетании с накоплением эксплуатационных износов и старением деталей неотвратимо ухудшает и активную, и пассивную безопасность транспортного средства.

Эти ухудшения действующими нормами не признаны и не регламентируются, а потому ресурс транспортного средства не ограничивается. Ни международные соглашения, ни российские нормативные правовые акты не обязывают изготовителей декларировать ресурс транспортного средства.

Границу допустимого снижения технического состояния транспортного средства по условиям безопасности устанавливают действующие эксплуатационные требования, всегда менее жесткие, чем требования к безопасности конструкции транспортного средства, предъявляемые при изготовлении и сертификации. Верхняя граница допускаемого в эксплуатации риска соответствует уровню эксплуатационных требований к безопасности технического состояния транспортного средства, если таковые установлены, либо условному уровню неработоспособности транспортного средства.

По мере выработки ресурса, начальный уровень безопасности перестает обеспечиваться и, транспортное средство, с действующим одобрением типа, перестает быть небезопасным в наиболее жестких режимах и условиях эксплуатации. Для субъектов транспортной деятельности, эксплуатирующих транспортные средства, подобная проблема сравнима по значимости с обеспечением безопасности конструкции изготовителями.

В условиях эксплуатации, техническое состояние каждого транспортного средства должно контролироваться, поддерживаться и восстанавливаться субъектом транспортной деятельности, подвергаться всестороннему анализу со стороны ряда структур (рис. 1.2.2).

Под техническим состоянием транспортного средства принято также понимать характеристики соответствия показателей параметров и признаков изменения эксплуатационных свойств, функционирования и целостности компонентов конструкции транспортного средства значениям, установленным в нормативной и эксплуатационной документации изготовителя под влиянием износа, старения и многократного выполнения технического обслуживания и ремонта.

 

Рис. 1.2.2. Виды и способы воздействия на техническое состояние транспортного средства.

Техническое состояние характеризуется показателями:

– структурных (конструкционных) параметров и признаков транспортных средств;

– параметров и признаков функционирования компонентов транспортных средств;

– параметров эксплуатационных свойств транспортных средств, подверженных изменениям при эксплуатации.

Техническое состояние транспортных средств, находящихся в эксплуатации, ситуационно оценивается:

показателями диагностируемых параметров – при контроле штатными встроенными в конструкцию транспортного средства средствами диагностирования; техническом обслуживании и ремонте (контроле износа и работоспособности агрегатов транспортного средства и допуске к эксплуатации по результатам ремонтно-восстановительных работ); выпуске транспортного средства на линию или на возврате с линии, техническом осмотре.

Данная оценка технического состояния транспортного средства считается наиболее объективной из применяемых, сопровождается сопоставлением результатов диагностики с установленными нормативами или эталоном, определяющим работоспособность (неработоспособность) транспортного средства и/или его компонентов. Обязательным условием применения данного вида оценки является наличие средств измерений и технического диагностирования.

наличием неисправностей. Оценка технического состояния транспортного средства совокупностями неисправностей или внешних признаков неисправностей применяется: при смене собственника транспортного средства; приемке и выдаче транспортного средства на техническое обслуживание и в ремонт; списании или передаче транспортного средства на капитальный ремонт; эксплуатации транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц. Часто, вместо перечня конкретных неисправностей при такой оценке используют номенклатуру неисправных компонентов транспортного средства.

Подобная оценка привязана к компоновочной схеме и комплектации транспортного средства и не является универсальной. До выявления конкретной неисправности зачастую используют ее внешние признаки, которые указывают на локализацию неисправности в конкретной системе или агрегате автомобиля.

обобщающими показателями объема или стоимости требуемых работ по ремонту оценивают техническое состояние транспортного средства при определении остаточной стоимости; восстановительном ремонте после ДТП; приемке транспортного средства в ремонт на станциях технического обслуживания; смене собственника.

Подобная технико-экономическая оценка учитывает тарифы и условия деятельности станции технического обслуживания на которой выполняется ремонт.

статистическими показателями работоспособности, когда техническое состояние транспортного средства или парка транспортных средств оценивают индивидуальными или групповыми статистическими показателями работоспособности – коэффициентами технической готовности единичного транспортного средства или парка транспортных средств, рассчитываемых по дискретному значению в каждый момент времени, принимающему только одно из двух состояний –

«работоспособно » или «неработоспособно ».

остаточным ресурсом (до технического обслуживания, капремонта, списания, истечения срока хранения при консервации). Такие оценки широко применяют в гарантийный период эксплуатации; при эксплуатации транспортных средств в отрыве от станции технического обслуживания и при магистральных перевозках, где вместо комбинации нескольких видов технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и др.) практикуется предрейсовое обслуживание; при списании транспортных средств.

документом, подтверждающим работоспособность транспортного средства, обычно при: надзоре за дорожным движением; контроле за лицензируемыми пассажирскими перевозками; контроле за выполнением международных перевозок; смене собственника (например, диагностическая карта транспортного средства).

В ряде случаев, например, при: автотехнической экспертизе транспортных средств, участвовавших в ДТП; ресурсных испытаниях компонентов транспортных средств; дефектовке деталей в технологических процессах капремонта, техническое состояние компонентов транспортных средств оценивают показателями структурных (конструкционных) параметров. Это наиболее наглядная прямая непосредственная оценка потери работоспособности компонентов (чаще всего – деталей) автомобиля. В условиях эксплуатации, возможность оценки структурных (конструкционных) параметров практически отсутствует.

Из изложенного очевидно, что оценка технического состояния транспортных средств и его компонентов производится практически непрерывно, на протяжении эксплуатационного цикла транспортного средства. Необходимо отметить, что современные методы определения технического состояния применимы, только при оценке текущего состояния транспортного средства и принятия решения о целесообразности продолжения его эксплуатации, прогнозирования безотказной работы или оценки вероятности отказа транспортного средства эти методы не обеспечивают.

Все транспортные средства относятся к ремонтируемым объектам, обеспечиваемым периодическим (циклическим) техническим обслуживанием, где в каждом цикле наработки до техобслуживания, техническое состояние изменяется от работоспособного до неисправного уровня или до состояния отказа.

С момента выпуска в обращение до утилизации техническое состояние транспортного средства претерпевает изменения по следующим уровням:

– исправное состояние;

– работоспособное состояние (наличие неисправности);

– неработоспособное состояние (наличие отказа);

– предельное состояние.

Причем, на любой из стадий процесс обратим – возможно, многократное снижение технического состояния транспортного средства в процессе эксплуатации до предельного состояния с последующим восстановлением работоспособного состояния посредством техобслуживания и ремонта.

Даже при отсутствии эксплуатации, техническое состояние транспортного средства подвержено изменениям вследствие старения и воздействия среды, например, при длительных простоях, консервации и проч. Темпы снижения технического состояния транспортного средства определяются интенсивностью и условиями эксплуатации, включая дорожные, природно-климатические, сезонные, транспортные условия и условия дорожного движения, а также своевременностью выполнения техобслуживания и ремонта, квалификацией водителей, условиями хранения, качеством конструкции и изготовления.

ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике (ССНТ). Основные понятия. Термины и определения [78], характеризует предельное состояние недопустимостью или нецелесообразностью дальнейшей эксплуатации объекта, либо невозможностью или нецелесообразностью восстановления его работоспособности. Переход

ремонтируемых объектов в предельное состояние влечет временное, для выполнения ремонта, или окончательное прекращение их эксплуатации.

Характер изменения технического состояния транспортных средств предопределяет потребности в производственной деятельности по его контролю, восстановлению и поддержанию, исходя из постулата немонотонного снижения технического состояния транспортного средства при эксплуатации, от начального уровня, обеспечиваемого качеством изготовления, до предельного или близкого к предельному.

Динамику технического состояния по мере выработки ресурса транспортного средства в эксплуатации характеризуют в первую очередь:

– параметры средневзвешенной наработки на отказ и ее (наработки) относительное сокращение по мере выработки ресурса;

– декларируемый изготовителем транспортного средства в конструкторской документации ресурс до списания (или первого капитального ремонта);

– динамика частоты возвратов с линии и отказов по техническим причинам;

– динамика простоев при техобслуживании и ремонте;

– динамика расходов горюче-смазочных материалов и рабочих жидкостей;

– динамика производительности и технической готовности транспортного средства;

– динамика трудоемкости и затрат на техобслуживание и ремонт.

Вариативность технического состояния транспортного средства закладывается изготовителем применением определенных конструктивных решений и качеством изготовления. Отношение к нормам и правилам технической эксплуатации транспортного средства водителя, персонала технических служб и собственника во многом определяют степень использования или недоиспользования ресурсов транспортного средства и его компонентов. Соблюдение предписаний изготовителя по периодичности и объемам работ техобслуживания, по своевременности выполнения ремонта для предупреждения (или сокращения продолжительности) эксплуатации транспортного средства с неисправностями, замедляет монотонное деградационное ухудшение параметров технического состояния, заметно повышая тем самым ресурс. Пренебрежение исполнением регламентного техобслуживания сокращает наработки на отказ, снижает ресурс большинства узлов и механизмов, негативно воздействует на безопасность, повышает текущие расходы на эксплуатацию.


Влияние технического состояния транспортных средств на безопасность дорожного движения.

В последние два десятилетия резко возросли темпы автомобилизации России, вследствие чего увеличилось количество транспортных средств на дорогах, существенно возросла нагрузка на дорожную сеть и экологическую среду.

По состоянию на начало 2019 г., количество транспортных средств составило 57,5 млн. единиц (легковые автомобили – 75,7%, легкие коммерческие

автомобили – 7,2%, коммерческие грузовые автомобили – 6,5%, автобусы – 0,7%,

мотоциклы – 4,2%, прицепы – 5,7%).

От темпов автомобилизации существенно отстает развитие дорожной сети, совершенствование системы организации дорожного движения, недостаточно полно учитываются параметры автомобилизации при градостроительном планировании.

Однако, несмотря на некоторое отставание от темпов автомобилизации количество автомобильных дорог с улучшенным покрытием увеличивается, что наряду с новыми конструкциями автомобилей создает предпосылки для увеличения скоростей движения. Рост скоростей, с одной стороны, позволяет повысить эффективность перевозок грузов и пассажиров, с другой – ставит новые задачи по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе, посредством улучшения эксплуатационных качеств транспортных средств, изменения условий регулирования движения, разработки дополнений к правилам дорожного движения, совершенствования требований к техническому состоянию транспортных средств.

Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более значимой проблемой дорожно-транспортного комплекса страны. Ежегодно с участием автомобильного транспорта совершается более 168 тыс. ДТП, в которых гибнут около 20 тыс. человек.

 
 

На рис. 1.3.1 и 2.3.2, на основе данных Научного центра безопасности дорожного движения МВД России (НЦ БДД МВД России) приведены графики, отражающие динамику изменения количества ДТП по годам и пострадавших в них участников дорожного движения.

Рис. 1.3.1. Динамика снижения количества ДТП в Российской Федерации за 2015 –

Гг.

Анализ динамики показателей безопасности дорожного движения показывает, что принятые законодательные, организационные, административные и технические меры позволили в последние годы существенно снизить количество

ДТП и, соответственно, уменьшить число пострадавших в них людей. Однако, улучшение показателей безопасности дорожного движения все еще не является значительным, так как абсолютные годовые значения количества ДТП (около 170 тыс.), число погибших (более 18 тыс. человек) и раненых людей (около 215 тыс. человек) остаются очень высокими.

Рис. 1.3.2. Динамика снижения количества погибших и раненых в результате ДТП в Российской Федерации за 2015 – 2018 гг.

Одним из направлений, повышающих уровень безопасности дорожного движения, является постоянная работа по поддержанию исправного технического состояния транспортных средств. Это направление требует особого внимания, так как по причине неудовлетворительного состояния транспортных средств совершается от 3% до 4% ДТП (по данным НЦ БДД МВД России). При этом, ДТП отличаются повышенной опасностью. Если, по итогам 2018 г. в России в среднем на 100 пострадавших в ДТП приходилось 7,8 погибших, то в ДТП из-за неудовлетворительного состояния транспортных средств – число погибших составило 10,7, что в 1,37 раза выше среднего уровня анализируемого показателя (см. табл. 1.3.1).

Таблица 1.3.1. Динамика показателей ДТП, произошедших из-за неисправности транспортных средств.

Показатели 2015 г. 2016г. 2017 г. 2018 г.
Кол-во Удельный Кол-во Удельный Кол-во Удельный Кол-во Удельный
ДТП   1,4   3,1   3,8   3,7
Погибло   2,3   4,8   5,5   8,8
Ранено   1,6   3,6   4,5   4,1

 

 
 

На рис. 1.3.3 и 1.3.4 показана динамика изменения показателей безопасности дорожного движения по причине технической неисправности транспортных средств (по данным НЦ БДД МВД России).

Рис. 1.3.3. Количество ДТП из-за технической неисправности транспортных средств в России (по данным НЦ БДД МВД России).

 
 

Рис. 1.3.4 Количество раненых и погибших человек в ДТП из-за технической неисправности транспортных средств в России (по данным НЦ БДД МВД России).

Анализ графиков показывает, что количество ДТП из-за технической неисправности транспортных средств, число раненых и погибших людей за последние годы сокращается недостаточными темпами, что требует дополнительного внимания к обеспечению эксплуатационной безопасности транспортных средств.

Рассматривая, подробнее ДТП с участием технически неисправных транспортных средств (более точно − с наличием неисправностей или условий, при которых запрещается их эксплуатация), необходимо отметить, что при общей по

стране слабо выраженной положительной тенденции на снижение в 31-ом регионе за 2018 год количество таких происшествий увеличилось.

Чаще, чем в среднем, выявляют при оформлении ДТП технические неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация, в Республике Коми (11,8%), Ставропольском крае (15,3%), Пензенской области (11,1%), Ямало- Ненецком автономном округе (10,4%), а в Красноярском крае данные факты выявлены более чем в половине (53,1%) случаев.

Вместе с тем, менее чем в 0,5% случаев были выявлены неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация, в Республике Башкортостан (0,3%), Приморском крае (0,2%), г. Санкт-Петербурге (0,4%), Волгоградской области (0,2%), а в Чукотском автономном округе – 0%, что свидетельствует о недостаточном внимании к техническому состоянию транспорта.

Чаще других среди видов технических неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация, выявляются в частности, такие, как « установка на одну ось транспортных средств шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора либо на транспортном средстве одновременно установлены ошипованные и неошипованные шины » (25,1%). В 2018◦г. зарегистрировано 1 562 ДТП с участием транспортных средств с подобным нарушением, в которых погибло 324 и ранено 2 227 человек. Данное нарушение повышает риск совершения происшествий в зимних условиях, в том числе, связанных с выездом на полосу встречного движения, а тяжесть последствий таких ДТП, как правило, в полтора раза выше средних значений.

Также достаточно часто выявляются наличия конструктивных изменений по сравнению с серийным транспортным средством, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах (19%), неисправность внешних световых приборов (14,4%) и износ рисунка протектора (9,6%).

Наиболее же часто (почти в каждом третьем случае, 29,4%), по-прежнему указываются не конкретизированные, а «иные» неисправности, при этом количество таких фактов уменьшилось (−11,5%, 1827).

Значительно возросло количество выявленных фактов неисправности внешних световых приборов (+60,2%, 899), несоответствие шин модели транспортного средства(+29,3%, 331), наличия конструктивных изменений по сравнению с серийным транспортным средством, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах (+16,9%, 1185) и разрыв колеса (+4,4%, 236).

Снижение отмечается только по выявлению при оформлении ДТП неисправностей рабочей тормозной системы (−37%, 102), рулевого управления (−12,5%, 63), тормозной системы прицепа, износа рисунка протектора, отсоединения колеса, неисправности сцепного устройства, неисправности электрооборудования, установки на одну ось транспортного средства шин различных размеров и конструкций, отсутствия, предусмотренных конструкцией транспортного средства ремней безопасности и (или) подголовников сидений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: