Задние: написать конспект лекции
ТЕМА
Социальные конфликты
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Участники конфликта называются субъектами конфликта:
– свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
– подстрекатели – это те, кто подталкивает других участников к конфликту;
– пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
– посредники – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом.
Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, – это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие - это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных – политических, экономических, этнических – интересов.
Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении – чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт – открытый и динамический.
Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
В истории социологии имеют место различные концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов.
Функции конфликтов.
Позитивные | Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте. |
Получение новой информации об оппоненте | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. |
Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом | Представление о побежденных группах, как о врагах. |
Стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе. |
Снятие синдрома покорности у подчиненных | После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников. |
Диагностика возможностей оппонента | Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:
– социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;
– различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
– религиозные различия;
– поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
Социальный конфликт проходит три основные стадии:
1. Предконфликтная – конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.
2. Непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.
3. Разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта.
Виды социальных конфликтов
• По длительности – долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему – глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
• По источнику возникновения – объективные; субъективные; ложные.
• По используемым средствам – насильственные; ненасильственные.
• По форме – внутренние; внешние.
• По влиянию на ход развития общества – прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития – преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общественной жизни – экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
• По типу отношений – внутри– и межсистемный (индивиду ально-психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
Выполните задание 2
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
Социальный конфликт — высшая стадия развития ___(А) в отношениях между людьми, социальными группами, социальными институтами, которая характеризуется ___(Б) противоположных тенденций, столкновением различных интересов.
Участники конфликта могут и не находиться в непосредственном _____(В), однако они влияют на ход конфликта. Благо, предмет, проблема, вопрос, по поводу которого разгорается конфликт, называется предметом конфликта. Его не надо путать с ____(Г) конфликта — объективными обстоятельствами, которые предопределяют появление конфликта. Повод для конфликта — это какое-либо часто даже незначительное событие, которое предопределяет конфликт.
Социальные конфликты в жизни общества неизбежны, поскольку социальное развитие осуществляется в условиях противоборства различных интересов, ____(Д), стремлений. Однако в развитом обществе существуют ____(Е) предотвращения и мирного урегулирования конфликтов в рамках нормированных отношений.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) усиление | 2) система | 3) противоборство |
4) обстоятельство | 5) противоречия | 6) причина |
7) группа | 8) установка | 9) механизм |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |