Изучение нового материала. Закрепление изученного материала




Изучение нового материала

1. Работа по опорной схеме

Сост.им. сказ. = глагол-связка (м.б. нулевой) + именная часть

↓ ↓

указ. на накл. и время содержит ЛЗ

2. Работа по таблицам

- Вспомогательная часть выражается различными видами глагольных связок. Запишите в тетрадь только левую часть таблиц.

Виды глагольных связок

1. Отвлечённая, или незнаменательная связка (быть), м.б. нулевой (для передачи значения настоящего времени) Знания в юности – это мудрость в старости. Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н.Некрасов.)
2. Полузнаменательные связки (делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т.д.) Дни становятся короче. На курсе она считалась красавицей.
3. Знаменательные связки (приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и др.), обозначающие состояние или движение Он пришёл угрюмый. (А.Пушкин.) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость. (А.Пушкин.)

- Именная часть составного именного сказуемого выражается различными частями речи.

1. Существительное в форме им. или тв. п. Его (Есенина) поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. (А.Толстой.) В искусстве слова все являются учениками друг друга. (М.Пришвин.)
2. Прилагательное: а) в краткой форме; б) в полной форме в им.п.; в) в полной форме в тв. п.   Мне мил стихов российский жар. (С.Есенин.) Осенние зори хмурые, медленные. (К.Паустовский.) Небо всегда было ярким и тёмным. (К.Паустовский.)
3. Причастие Охвачено сердце тревогой смутной. (С.Щипачёв.)
4. Местоимение Вишнёвый сад теперь мой. (А.Чехов.)
5. Числительное Возраст дуба – две тысячи лет. (М.Пришвин.)
6. Наречие Окна были настежь. (К.Паустовский.)
7. Инфинитив Курить – здоровью вредить.
8. Неделимое (или фразеологическое) сочетание Варя была с заплаканными глазами (А.Чехов.) Он был тёртый калач.

- Составное именное сказуемое может быть осложнённым. Определите состав составного именного сказуемого.

1. Предикативное прил. + глагол-связка + именная часть В человеке всё должно быть прекрасно…(А.Чехов.)
2. Модальный (фазовый) глагол + глагол-связка + именная часть Шаги его перестали быть слышны. (Л.Толстой.)

3. Составление опорной схемы

-Составьте опорную схему.

Тире между подлежащим и сказуемым

Детская любовь – лучшая награда учителю.

Заставить рассмеяться аудиторию – наполовину убедить её в своей правоте.

Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь.

Первое дело в жизни – честно служить Отчизне.

Два да три – пять.

Безумство храбрых – вот мудрость жизни.

Знания в юности – это мудрость в старости.

Прочесть книгу и понять её, как нужно, - значит стать на уровень автора.

Но:

Бедность не порок. Плохой товарищ – не подмога.

Я учитель. Я – студент!

Озеро как изумруд.

- Проверьте, так ли у вас получилось.

Сущ. в им. п. - сущ. в им. п. это

Числ. в им. п. – числ. в им. п. + вот

Глаг. в инф. – глаг. в инф. значит

Но:

Сущ. в им.п. не сущ. в им. п.

Сущ. в им.п. мест.

Сущ. в им.п. как, точно сущ. в им.п.

словно, будто, как будто

Закрепление изученного материала

1. Осложнённое списывание

- Подчеркнуть грамматическую основу, указать тип сказуемого и способ выражения подлежащего и сказуемого.

Пословицы учат

Сердитый человек рано стареет. Позор длиннее жизни. Наука, не приносящая пользы, подобна лекарству, не излечившему больного. Самое дорогое для человека на чужбине – Родина.

Тема: Односоставные предложения.

Цель: сформировать опознавательные учебно-языковые умения отличать односоставные предложения от двусоставных и виды односоставных предложений; рассмотреть особенности употребления односоставных предложений в зависимости от стиля речи;

определить роль односоставных предложений в тексте.

Изучение нового материала

- Посмотрите видеоурок.

11 класс. Односоставные предложения. Длительность 10-31 мин. 25 октября 2020г.

Режим доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=ekjodJIN2hc&t=207s

- Составьте таблицу (продолжите по образцу):

Односоставные предложения

Виды Значение Способ выражения сказуемого
1.Определённо-личные   2. Неопределённо-личные   3. Обобщённо-личные 4. Безличные   Действие отнесено к определённому субъекту   Действие отнесено к неопределённому субъекту   Гл. 1, 2 л. ед. и мн. ч. изъяв. накл.; гл. повел. накл.   Гл. 3л. мн.ч. наст. и буд.вр.; гл. пр.вр. мн.ч.; гл. в сослаг. накл.  

Закрепление изученного материала

1. Распределительный диктант

- Распределите односоставные предложения по их типам.

Персия! Тебя ли покидаю? (С.Есенин.) На палубе успокоились. (А.Толстой.) В пятом часу позвонили в парадной. (А.Толстой.) Не будь тороплив, будь памятлив.(Пословица.) В чужом доме не указывают. (Пословица.) На земле живут лишь раз. (С.Есенин.) О семейном в кабаках не кричат. (М.Горький.) Так меня холодом и обдало. (Л.Толстой.) Хозяев уже не было. (Л.Толстой.) Сначала нужно было идти на вёслах. (А.Толстой.) Нельзя жить вдали от молодости. (К.Паустовский.) Один раз пришлось спуститься глубоко вниз.(А.Толстой.) Обломову стало немного неловко от собственного промаха.(И.Гончаров.) Дороги размыло. (К.Паустовский.) Мне было тревожно. А.Толстой.) В лесу было безветренно. (К.Паустовский.) Не всем казакам в атаманах быть. (Пословица.) Молодости не воротить.(Пословица.) Долго петь и звенеть пурге. (С.Есенин.) Там поставить кровать. (Н.Гоголь.)

2. Сочинение-миниатюра

- Напишите сочинение-миниатюру (5-6 предложений), используя односоставные предложения. Укажите их вид. Выполненное задание пришлите по электронной почте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: