Философия эпохи Возрождения.




Вопросыдляобсуждения

1. Гуманизм и пантеизм философии Возрождения и Нового времени.

2. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода познания. Классификация наук. "Идолы познания".

3. Рационализм Р.Декарта. Теория научного метода. Дуализм. "Рассуждение о методе".

4. Метафизика и этика Спинозы. Проблема субстанциональности бытия.

5. Учение Г.Лейбница о субстанциях. "Монадология".

6. Эмпиризм и субъективизм Дж. Локка. Дж. Локк и Т.Гоббс о государстве и естественных правах человека.

Задание № 1. Изучите отрывок и ответе на вопросы.

В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».

1.Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.

2.Каков идеал человека вообще и ренессансного в частности?

3.Как называется данная концепция и как она соотносится с пантеистической картиной мира?

Задание № 2. Изучите отрывок и ответе на вопросы.

В философско-политическом трактате Н. Макиавелли анализирует мир человеческих отношений, политическую деятельность, способы и методы ее осуществления, называя главной ее целью всяческое содействие укреплению государства. Здесь же итальянский мыслитель провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими».

1.Сравните этот подход с христианскими социально-политическими идеалами.

2.Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли?

3.Под каким нарицательным названием его идеи вошли в социальную философию?

4.Как вы относитесь к этому? Приведите известные вам примеры, когда идея Макиавелли «Цель оправдывает средства» была реализована в политической жизни.

Задание № 3. Вставьте пропущенные слова:

a) Основатель утопического социализма, мыслитель эпохи Ренессанса____________________________________________________________________

b) Автор книги «Город Солнца»______________________________________________________________________

c) Мировоззренческая установка, отвергавшая идею повседневного вмешательства Бога в дела природы и человека. Бог здесь мыслился лишь как перводвигатель __________

d) Автором известного трактата «Государь» является ____________________________

e) Ученый-мыслитель Ренессанса, изложивший основы механистической картины мира_________________________________________________________________________

f) У истоков экспериментального метода познания мира стоял ___________________.

g) Известный философ Возрождения, ученый, кардинал_________________________.

 

Задание № 4. Заполните таблицу:

«Образ человека в искусстве Возрождения (живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело)»

Эпоха Основные черты, идеалы, отношение к телу и духу Предназначение человека, цель его бытия в мире
Возрождение      

 

 

Задание № 5. Дайте определение следующим понятиям -

Гуманизм__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антропоцентризм___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6. Укажите основные черты эпохи Возрождения.

Задание № 7. Письменно ответьте на вопрос: Какие устоявшиеся представления подрывала концепция Дж. Бруно?

 

Задание № 8. Ознакомьтесь с представленным ниже текстом и ответьте на вопросы к нему.

Кузанский Николай (1401-1464) философ раннего Возрождения, теолог, ученый (Цит. по: Кузанский Н. Охота за мудростью // Избр.произв.: В 2 т. Т.2. – М., 1980).

Вложенное в нас природное влечение побуждает нас искать не только знания, но и мудрости (sapientiam), то есть питательного знания (sapidam scientam).

Нашей интеллектуальной природе, поскольку она живет, надо питаться, причем она не может подкрепляться ничем, кроме пищи духовной жизни, как и все живое кормится сообразной его жизни пищей; жизненный дух всегда движим влечением – это движение и зовется жизнью – и сила духа жизни без восстановления свойственным ему питанием иссякнется и прекратится. Почему люди стремятся к мудрости по мнению Николая Кузанского?

 

Задание № 9. Ознакомьтесь с представленным ниже текстом и ответьте на вопросы к нему.

Декарт Рене (1596-1650) – французский философ, физик, математик, физиолог Нового времени (Цит. по: Декарт Р. Начала философии //Избр. произв. – М., 1950).

Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия, сделав почин с наиболее обычного, с того, например, что слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. А чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами. Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны помимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти последние не могли не быть познаны без знания начал. При этом необходимо понять, что здесь познание вещей из начал, от которых они зависят, выводится таким образом, что во всем ряду выводов нет ничего, что не было бы совершенно ясным. Вполне мудр в действительности один Бог, ибо ему свойственно совершенное знание всего; но и люди могут быть названы более или менее мудрыми, сообразно тому, как много или как мало они знают истин о важнейших предметах. С этим, я полагаю, согласятся все сведущие люди. Затем я предложил бы обсудить полезность этой философии и вместе с тем доказал бы важность убеждения, что философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов. Сверх того, любому человеку важно не только пользоваться близостью

тех, кто предан душою этой науке, но поистине много лучше самим посвящать себя ей же, подобно тому, как несомненно предпочтительнее при ходьбе пользоваться собственными глазами и благодаря им получать наслаждение от красок и цвета, нежели закрывать глаза и следовать на поводу у других; однако и это все же лучше, чем, закрыв глаза, отказываться от всякого постороннего руководства. Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно замкнули глаза и не заботятся открыть

их; между тем удовольствие, которое мы получаем при созерцании вещей, видимых нашему глазу, отнюдь не сравнимо с тем удовольствием, какое доставляет нам познание того, что мы находим с помощью философии. К тому же для наших нравов и для жизненного уклада эта наука более необходима, чем пользование глазами для направления наших шагов. Неразумные животные, которые должны заботиться только о своем теле, непрерывно заняты лишь поисками пищи для него; для человека же, главною частью которого является ум, на первом месте должна стоять забота о снискании его истинной пищи – мудрости. Я твердо убежден, что очень многие не преминули бы это

сделать, если бы только надеялись в том успеть и знали, как это осуществить. Нет такого самого последнего человека, который был бы так привязан к объектам чувств, что когда-нибудь не обратился бы от них к чему-то лучшему, хотя бы часто и не знал, в чем последнее состоит. Те, к кому судьба благосклонна, кто в избытке обладает здоровьем, почетом и богатством, не более других свободны от такого желания; я даже убежден, что они сильнее прочих тоскуют по благам более значительным и совершенным, чем те, какими они обладают. А такое высшее благо, как показывает даже и помимо света веры

один природный разум, есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам, то есть мудрость; занятие последнею и есть философия.

Вопросы:

1. Как Декарт определяет мудрость, и что должна сделать философия, чтобы стать мудростью?

2. В чем полезность философии для государства и для каждого человека в отдельности?

Задание № 10. Ответьте на вопросы

1. В чем принципиальное различие в понимании человека в средневековой и возрожденческой философии?

2. Как развивался принцип пантеизма в натурфилософский период?

3. В чем состоял «гуманизм» философских учений эпохи ренессанса на каждом из этапов?

4. В чем счастье утопийцев? Почему существовало такое жесткое материальное ограничение потребностей утопийцев?

5*. Чем отличается пантеизм Н. Кузанского от Д. Бруно?

6*. Какие причины реформации? В чем отличие концепции предопределения М. Лютера от Ж. Кальвина?

7*. Почему астрономия стала полем борьбы старого и нового мировоззрения? Почему концепция Птолемея устраивала церковь больше, чем учение Коперника?

Задание № 11. Проанализируйте высказывания Монтеня: какие принципы философии Возрождения они отражают? Каким было его отношение к религии? Сформулируйте основные положения этики стоицизма.

«Смерть – не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий.

Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счете она – все, что у нас есть, она – все наше бытие... Тот, кто хочет из человека превра­титься в ангела, ничего этим для себя не достигнет, ничего не выиграет, ибо раз он перестает существовать, то кто же за него порадуется и ощутит это улучшение?

<...> Каких только наших способностей нельзя найти в действиях жи­вотных! Существует ли более благоустроенное общество, c более разнооб­разным распределением труда и обязанностей, c более твердым распоряд­ком, чем у пчел? Можно ли представить себе, чтобы это столь налаженное распределение труда и обязанностей совершалось без участия разума, без понимания?

Все сказанное мною должно подтвердить сходство между положением человека и положением животных, связав человека со всей остальной массой живых существ. Человек не выше и не ниже других...

Когда Платон распространяется <...> о телесных наградах и наказаниях, которые ожидают нас после распада наших тел <...> или когда Магомет обещает своим единоверцам рай, устланный коврами, украшенный золотом и драгоценными камнями, рай, в котором нас ждут девы необычайной красоты и изысканные вина и яства, то для меня ясно, что это говорят насмешники, приспособляющиеся к нашей глупости... Ведь впадают же некоторые наши единоверцы в подобное заблуждение. <...>

Вместе c Эпикуром и Демокритом, взгляды которых по вопросу о душе были наиболее приняты, философы считали, что жизнь души разделяет об­щую судьбу вещей, в том числе и жизни человека; они считали, что душа рождается так же, как и тело; что ее силы прибывают одновременно c те­лесными; что в детстве она слаба, а затем наступает период ее зрелости и силы, сменяющийся периодом упадка и старостью.

<...> Поразительно, что даже люди, наиболее убежденные в бессмер­тии души, которое кажется им столь справедливым и ясным, оказывались все же не в силах доказать его своими человеческими доводами. <...>Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом».

(Монтень М. Опыты. Кн. II. М., Л., 1958. C. 27, 30, 146, 151, 219)

Задание № 12. Какие принципы философии Д. Бруно нашли отражение в этом отрывке из его работы «Диалоги». Какие идеи античных философов он одобряет? В чем специфика его пантеизма?

«Теофил. <...> В самом теле природы следует отличать материю от души и в последней отличать этот разум от его видов. Поэтому мы называ­ем в этом теле три вещи: во-первых, всеобщий интеллект, выраженный в вещах; во-вторых, животворящую душу всего; в-третьих, предмет. Но на этом основании мы не будем отрицать, что философом является тот, кто в своей философии приемлет это оформленное тело, или, как я предпочел бы сказать, это разумное животное, и начинает c того, что берет за первые на­чала некоторым образом члены этого тела, каковы воздух, земля, огонь; да­лее – эфирная область и звезды; далее – дух и тело; или же – пустое и пол­ное...

<...> как об одном и том же предмете могут судить различные чувства, и одна и та же вещь может рассматриваться различным образом. Кроме то­го, как уже было отмечено, рассуждение о вещи может производиться раз­личными головами. Много хорошего высказали эпикурейцы, хотя они и не поднялись выше материального качества. Много превосходного дал для по­знания Гераклит, хотя он и не вышел за пределы души. Анаксагор сделал успехи в познании природы, ибо он не только внутри ее, но, быть может, и вне и над нею стремился познать тот самый ум, который Сократом, Плато­ном, Трисмегистом и нашими богословами назван богом.

<...> Имеется первое начало Вселенной, которое равным образом должно быть понято как такое, в котором уже не различаются больше мате­риальное и формальное и о котором из уподобления ранее сказанному мож­но заключить, что оно есть абсолютная возможность и действительность. Отсюда не трудно и не тяжело прийти к тому выводу, что всё, сообразно субстанции, едино, как это, быть может, понимал Парменид, недостойным образом рассматриваемый Аристотелем».

(Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 235-240, 247)

Задание № 13. Проанализируйте рассуждения Н. Кузанского. Сравните его пантеизм с пантеизмом Д. Бруно.

«Оставаясь человечески конкретным, единство человечности явно свертывает в себе сообразно природе своей определенности всё в мире. Сила ее единства все охватывает, всё замыкает в пределах своей области, и ничто в мире не избегает ее потенции. Догадываясь, что чувством, или рассудком, или интеллектом достигается всё, и замечая, что она свертывает эти силы в собственном единстве, она предполагает в себе способность человеческим образом прийти ко всему. В самом деле, человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий бог (humanus deus). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он – микрокосм, или человеческий мир. Область человечности охватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом; а в качестве бога он по-человечески может быть человеческим ангелом, человеческим зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему всё.

В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсаль­ным образом, развернуто всё, раз она есть человеческий мир. В ней же че­ловеческим образом и свернуто всё, раз она есть человеческий бог».

(Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 258-261)

Задание № 14. Найдите правильный ответ:

1. Возрождение как движение в европейской культуре возникло в:

А) Германии

Б) Греции

В) Англии

Г) Италии

2. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике:

А) природоцентризм

Б) гуманизм

В) деизм

Г) идеализм

3. Принципы философии ренессанса:

А) гуманизм

Б) антропоцентризм

В) атеизм

Г) наукоцентризм

4. Представители гуманистического периода:

А) Петрарка

Б) Лоренцо Валла

В) Макиавелли

Г) Коперник

5. Название произведения Т.Мора, содержащее описание страны – образца общественного устройства - …….

6. Характеристика Вселенной по Д. Бруно:

А) ограниченность

Б) подвижность

В) неодушевленность

Г) беспредельное

7. Представители натурфилософского периода:

А) Коперник

Б) Галилей

В) Леонардо да Винчи

Г) Кузанский

8. Направление в христианстве, появившееся в ходе реформации - …..

9. Основатель протестантизма – ……

10. Автор работы «Похвала глупости»:

А) Коперник

Б) Галилей

В) Леонардо да Винчи

Г) Эразм Роттердамский


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: