II. Потеря и поиск скота




<А вот, Е… И…, бывало так, что закрывало скотину?> Бывало. <А вот, а кто закрывает?> А кто закрывает уж, закрывает этот, как сказать тебе: леший. <Леший?> Да, да, леший уводит. <А как возвращали?> Писали кабалу, да. <А как это? Что это такое, кабала?> Одна тут старуха знала раньше, дак чего уж, она умерла, дак. <Ну, что это? Как это выглядит? Бумажка какая, или что?> На бересте. <На бересте?> Ага. Делали раньше, этот, в вечер-то дак, куклу такую сделают, вот куклу, и снесут. <А какую куклу?> Ну, из соломы, так. Ну, из соломы, как человека сделают. <В форме человека, да?> Да, ага, ага. Что: «Черт, черт, вот тебе кукла, ты играй, а животину мою отдай». И вот на третий день приходит животина домой.52

52 ФА СПбГУ, Сям20-221, Сямженский р-н, Голузинский с/с, Л. Е. И., ж., 1928 г.р. Зап. Балакин Ю. А., Куприянова С. О. 13.07.05.

<А вот что делать, если скотина потеряется?> А почто <нрзб>, теперь не теряется-то вот. Ходят у дома, потому не теряются. А и так, дак два пастуха. Так ведь бывало, да, и отходят. И раньше бывало тЕрявали. Ведь ходили искали да кабалы-то-те писали, да. <А что такое кабала?> А я не знаю, такое вот. Тоже такие были знахари, видно, бабушки. Сходят к ей, напишет вот она, бросят к ос... к осеку, к огороду где... и животина придет. А так найти не могут.53 <То есть, сама корова...> Сама, сама. Сама домой придет. Или к скотине, или домой придет, зарыкает. Было, бывало это. <…><А у вас не терялись?> Нет, слава Богу, не терялись. <Это значит вы хорошая хозяйка?> А Господь знает, какая. Бывает ведь... и чужой-то человек... дак ведь раньше как-то что говорят, отмахнул, наверное. Отмахни на опашку и все дак. И тому дак...занадывают <молодой?> чужой человек отмахнет неловко на опашку, а то может потеряться животина. <Это как на опашку?> Да вот как? Ну, на опашку дак. <Сглазить что ли?> А уж не знаю, сглазить или нет. Говорят, наверное, отмахнули на опашку. <Говорят «отмахнули на опашку», да?> Да, отмахнули. <...><А вот что такое вот эта вот опашка?> Ну, вот не то, что вот так... <Просто вот так вот в сторону?> Отмахнули, видно. Я вот эдак понимаю. <Это человек когда зла хочет, он может так сделать?> Не то что зла, и не зла, дак эдак бывает... Случайно может. По шо это? <нрзб>, не уж-то ты думаешь, как бы тебе потерять животину? Ведь это никто не думает. А вдруг да не придет животина. Или в такой след когда нечистый раньше вступила, немало бывало. <Ой, а чей это след-то?> А нечистый. Дак кто знает, он чей. <И что происходит? Вот ступила на него корова?> Ее и закроет. Ее... Ты, может, через ее ходишь, а ее не видишь. <То есть, закроет — это когда скотина стоит, а ты ее не видишь?> Да, это вроде. А потом на место-то придут да все тут выплясано. Ты уж видишь, что тут животина была, а ее ходили — не видели. А потом она пришла-то. Вот это как было. Всяко было раньше, Господь знает. А это теперь всё за пастухами-то по полям-то. Видите-то, бывает это. А это всё по лесам ходила скотина-то.54

53 Ср.: «При падеже скотины «для (по причине) бранного слова» знахарь берет бумагу и пишет пером, карандашом, а то и углем какие-нибудь каракульки от правой руки к левой, а в мысли держит и тихо произносит «В Новгородскую губ. главному начальнику на лесного проходца покорнейшее прошение. У крестьянина NNN потерялось NNN (описываются все признаки животного). Прошу возвратить немедленно назад и отдать крестьянину N оную вещь, иначе тебе будет худо: станем жаловаться высшему начальству. Хоть ты ее увел, а она на век не отдана. По безграмотству и личной просьбе расписался N». Проговорив это, знахарь идет в лес и бросает исписанный каракулями лоскут бумаги левой рукою «на опашку», т.е. назад через плечо». (Шайтанов П. Заговоры, записанные в Кадниковском уезде // Зеленин Д. К. Указ. соч. С. 254.)
54 ФА СПбГУ, Сям20-190, Сямженский р-н, Режский с/с, К. А. В., ж., 1930 г.р. Зап. Сайфиева А. Ю., Чечик А. А. 08.07.06.

Соседка пошла выпускать жеребят. Было у нас пять, четыре жеребёнка, ну, маленькие жеребятки. Вот в самый Егорий день, это было 2-го мая, это 6-го, 6-го у нас Егорий день, 6-го мая. Вот она выпустила, а один был тут на берегу с собакам, и этих жеребят-то у нас собаки эти пугнули, и они у нас убежали в разные стороны, мы их потеряли. И мы вот всё лето их искали, вот и кабалу-то ходили писать было, всё равно нам кабала не помогла. <А что это такое-то, кабала?> Ну вот старуха, которая знает, у нас вот, напишут, дак там чего пишут на бумаге, ведь не читают, у нас писали, дак неграмотная, дак чего уж, не знаешь, как чего там. И вот эту кабалу бросают, одёжу на левую сторону выворачивают, и идёшь вот, туда гоняли, дак туда идти, куда жеребята убежали, и вот и кидали через голову. <Через голову?> Да, кидать, вот назад чтобы и не оглянуться чтобы, идти, ни с кем не разговаривать. Вот и кабала, а чего там написано, я не знаю.55

55 ФА СПбГУ, Сям20-1, Сямженский р-н, Ногинский с/с. З. А. В., ж., 1932 г.р. Зап. Черенцова К. В., Мариничева Ю. Ю. 12.07.05.

<Так, а кто это закрывает-то?> Говорят, нечистая сила. У меня и это бывало — я канбалу писывала. <Да?> А вот на ферму всю жизнь ходила дояркой, дак всяко бывало. Сколько — поди четыре дня не было коровы. Вот, искали. Пока канбалу не написали, не могли найти. А когда вот нашли — стоит в сеновале, сеновалы раньше были на пожнях-то. Дак она уж видимо никуды не выходила, что ее не выпускали тут из этого сеновала, дак все чисто в грязь повернено в сеновале-то — истоптала эдак. <И никуда не может уйти, да?> Никуда не может уйти, да. <Ходит там кругами?> Угу. <Тоже к кому-то ходили?> Да, ходила канбалу писала. <…><И где ее кинуть надо было?> А кинуть надо — вот идешь, дак надо перевернуть платок на левую сторону, в общем на левую сторону все чтобы было на тебе, и вот эдак кинуть на опашку. И не оглядываться идти. <…><Так а где это ее бросать-то надо?> А вот я в прогон заходила — мне велено эдак, что переодиться всё на левую сторону и бросить эту канбалу на опашку. Ну, я так и сделала. <И что, она нашлась в этот же день?> Да, нашла.56

56 ФА СПбГУ, Сям20-159, Сямженский р-н, Режский с/с, Ф. Н. М., ж., 1939 г.р. Зап. Степанов А. В. 24.07.06.

<А что там за кабала? Нам все говорят.> Кабала? А это на берёсте углём пишутся слова определённые задом наперёд, зеркальное отражение. Ведётся, кабала эта несётся, например, ушёл человек в Щ…ну, значит, до первого дерева в Щ…не человек должен идти задом, ну всё в общем задом наперед. Кабала — это магическое заклинание. Всё делаешь задом наперёд и всё. И обратно идут уже прямо, но ни с кем не разговаривают. Помогает.57

57 ФА СПбГУ, Сям20-26, Сямженский р-н, Ногинский с/с, В. А. Я., ж., 1950 г.р. Зап. Туминас Д. К., Семенова А. С., Чечик А. А., Мариничева Ю. Ю. 14.07.05.

<А канбалу-то на чём пишут?> В.Е. М.: На бумаге. Непонятными чёрточками. З. А. А.: Говорят, на берёсте пишут. В. Е. М.: И на берёсте пишут и непонятно, чего пишут, и завьют туго-туго или скажут ли чего: выйти на опашку, где выпускала вот. <А как выкинуть?> Бумажку эту взять да через левое плечо выкинуть на опашку. Вот и всё. З. А. А.: На опашку, это, через левое плечо. Через правое, дак… Через левое надо. В. Е. М.: Вот было шесть коров, не было колхозниц. Я сама отлично знаю, сама ходила. Мы вить на <нрзб> работали. Вроде, всем чисто это место выходит <нрзб.>. Написали канбалу. Вышли они с <нрзб> да чисто в <нрзб> положить. И чтобы <нрзб>, как канбалу написали, ему подать <нрзб> пришли. Вот не так махнули рукой. Раньше больше было, а сичас… <А что там пишут в канбале?> Неизвестно чего. Мы не знаем. Его читать нельзя <смеётся> .58

58 ФА СПбГУ, Сям20-182, Сямженский р-н, Режский с/с., В. Е. М., ж., 1931 г.р, З. А. А., ж., 1952 г.р. 19.07.06. Зап. Цветкова А. Ю.

<А вот эта кабала, она как выглядела? Что это было?> Какой-то кусок бересты. Не видал ее, но слыхал. Кусок береста, там что-то углями крестов каких-то наставят. Углем. И вот где корова эта или овца паслась, приходили на это место, и... бросай на опашку.59

59 ФА СПбГУ, Сям20-210, Вологодская обл., Сямженский р-н., Режский с/с., С. В. В., м., 1932 г.р. Зап. Чечик А. А. 18.07.06.
60 ФА СПбГУ, Сям20-151, Сямженский р-н, Режский с/с., Ф. Р. А., ж., 1932 г.р. Зап. Степанов А. В. 11.07.06.
61 ФА СПбГУ, Сям20-25, Вологодская обл., Сямженский р-н, Ногинский с/с., В. М. Л., ж., 1923 г.р. Зап. Черенцова К. В., Мариничева Ю. Ю. 14.07.05.

<А вот когда бросаешь, что-нибудь надо сказать?> Ничего не говорила, бросила и все — а написано дак. Может быть и тут ничего не написано, ничего, только из устОв-то на бумажку-то — написано чего надо.60

<А как вот называлась эта берестянка-то?> Какая берестянка? <На которую она чертей-то собрала, вы вчера рассказывали? Она как-то называлась?> Да, да, да. Вот чего я не читала. «Черти, — говорят, — чертитесь, беси, беситесь и нам нашего козлика обратно верните». Вот чего написали на этой бересте, я хоть не читала, а добрые люди, говорят, читали, дак говорили, что: «Черти, чертитесь, беси, беситесь, нашего козлика обратно верните». Вот. <А читать было нельзя что ли?> Нельзя, она мне сказала, говорит: «Не читай». Она мне написала, говорит: «Не читай, а куда, — говорит, — он побежал, туда, — говорит, — и брось». Вот я и бросила туда…61

Вот, например, скотину потеряют, тоже вот люди пишут — канбалу. Не рассказывали вам? <Ну, так что-то немножко…> Вот тоже пишут, как не найти. Как напишут канбалу — и всё. Вот я еще работала телятницей на Г-не, работала телятницей, перегоняло на Р-о телят, и у меня теленок вот сюда — не знаю, как они прихватили его — и мы потеряли теленка, да искали, искали неделю там — всё нет и нет. А у нас бабушка была тоже в первой бригаде — она сейчас умерла, родственница наша была. Я пришла к ней, говорю: «Бабушка погадай — говорю — у меня телка пропала». Вот, это самое, она сделала хлебушек — у ее такие вот кусочки квадратные, маленький хлебушек черный, она тут этими кусочками начала тут — чё-то водила, водила и говорит: «А у тебя телка на дворе стоит вот как, и обряжают ее. Она не в лесу, нигде — на дворе». Ну, ладно, думаю: дай зайду вот на наш двор — я тогда на Г-не обряжалась — зашла на двор-то, смотрю — первая-то она и привязана, на цепи стоит. Я пришла, бригадиру-то и говорю, я говорю: «Вот телка, я потеряла телку, вот телка-то у меня». А бабы те тут обряжаются и говорят: «Как твоя? У нас счет». Они своих-то не знают, так. Ты-то уж ходишь — 60 голов, дак их всех знаешь почти. «Нет, нет». А он пас на К-ве этих коров-то, а телка-то у их быка заискала, убежала к коровам — ихняя-то большая-то, оне нашу-то взяли, а что им — поголовье лишь бы дак. Вот так, она: «Вот на дворе обряжается». Но она говорит, на дворе там много, говорит, скотины — не одна. Я думаю: «Уж не одна — значит ферма». Дай-ка, думаю, на ферму. Да и нашли. <Так это вот хлеб — как кости что ли какие?> А сухие — хлебушек нарезан вот, насушен — сухарики, как вот кириешки. Вот она начала — на стол выложила их, как-то разбирает. Разбирала, разбирала и мне вот так и сказала.62

62 ФА СПбГУ, Сям20-167, Сямженский р-н, Режский с/с, М. Г. В., ж., 1955 г.р. Зап. Степанов А. В. 24.07.06.

<Кто это закрывает?> Ч. Т.С.: Закрывает? А я не знаю, как закрывают. У нас вот телицу…У меня бабуся-то пекла пироги, посадила в печь-то, а коров-то погонили. Она вышла вон сюды, а вон из того дому Лидия погонила. До лавы-то догонила. Говорит: «Лидия, подхвати мою корову, у меня — говорит — пироги в печи». Она, говорит, махнула эдак рукой: «Ну, у тебе всё пироги в пече, все некогда тебе!». И телица не пришла в этот день. Так вот, говорят, махнула на… — обратно… <На опашку?> На опашку. И телица не пришла, две недели вот и… Ч. Н. А.: И не пришла. Две недели. Ч. Т. С.: Лошади эдак терялись и коровы терялись. <И как тогда нашли, раз две недели?> А сама пришла. Вот сходили, канбалу-то написали, кинула, и пришла сама телица.63

63 ФА СПбГУ, Сям20а-62, Сямженский р-н, Режский с/с,Ч. Т. С., ж., 1928 г.р., Ч. Н. А. г.р, м., 1929 г.р. Зап. Степанов А. В. 18.07.06.

Ч. Т. С.: У нас вот был случай: корова, телица большая ушла — не пришла в деревню. Искали, искали, не могли найти. А потом я сходила вот в М-ую, там была женщина, всю жизнь работала за скотиной — за лошадями, за коровами, за телятами — сходила к ей вечером, она раскинула на карты. Говорит: «Живая, не расстраивайся». Она, говорит, или за огородом или за рекой — живая. Говорит: «Знаешь чего — утром-то не ешь, а сразу приди ко мне, еще погадаю — еще на бобы». Бобы раскинула — живая, никуда не девалась. Говорит, скоро скажет молодой человек. На другой день поди и сказали… <…><Как это — на бобах?> Ч. Н. А.: На бобах да и на картах гадали… Ч. Т. С.: На бобах — вот от хлеба корки, от корочек разрежут как… Ч. Н. А.: Ну, этот — мякиш… Ч. Т. С.: Не мякиш — корки, корки отрежут да такими вот… <Квадратиками?> Квадратиками… Ч. Н. А.: Да, квадратиками… Ч. Т. С.: Бобы назывались. <Кубики что ли такие?> Ч. Н. А.: Ну, кубики. <И чего?> Ну, вот гадали тут… Ч. Т. С.: И на картах и на этих. Вот и угадала, что жива. И правда. <…><Еще говорят, какую-то канбалу пишут?> Ч. Т. С.: Да… Ч. Н. А.: <нрзб> тоже писала. <Так она на бобах гадала или канбалу писала?> Ч. Т. С.: Сперва сгадала и канбалу написала. Я пошла, в завор кинула на опашку. Вот на другой день и пришла телица — вышла за коровами. <…> Завернута. Этот, сказала, ты не гляди, ничего, только на опашку кинь. <В тряпочку была завернута?> Да.64

64 ФА СПбГУ, Сям20-156. Те же информанты. Зап. Степанов А. В. 18.07.06.

<А вот если вдруг случайно корова потеряется?><…> П. Н. А.: А ведь вот корова потеряется другой раз — выпустят неловко, скажем. <Как это?> П. Р. П.: Не благославясь. П. Н. А.: Может с лешаками выпускают, всяко. Кабалу пишут… <А что это такое?> Кабала — я не писывала, я не знаю. Кабалу напишут, и снесут на дорогу, чтобы корова-то обратно пришла. Все рассказывали: эдак написали да строго, дак ворота она не отворила корова-то… П. Р. П.: Афанаска писала? П. Н. А.: Афанасьевна часто писала. У меня это — собака убежала, я ездила вот в пожинье, она убежала. Вот тоже ума-то нет — а что же у собаки? Что же собака у нас домой-то не бежит? Ой, со мной до обеда ездила, с обеда что-то не пришла. Вот меня и заругали за собаку-ту. Ой, а она ходила к огородам эта бабка-то. Говорю: «Бабушка, напиши кабалу». Да говорит: «Приходи вечером-то». Я пришла. «Только разволокись рубаху на левую сторону, эти — котики свои — все на другую». Все на левую сторону на себя надела и пошла, она мне-ка наладила — в бумажку чего-то написала, а говорит: «Идешь ты дорогой, так хлёщешь по этим — батожчик возьми да по деревинкам, что: «Не вы поили да кормили мою собаку, отдайте мою собаку». А я за отходку так недалёко да отошла, а вихрь-от поднялся. Ой, страшно! А говорит: «Не оглядывайся, все бежи, бежи. Как три раза проговоришь это — «собаку-то отдайте»…». Ну, конечно, ее отправили в Сямжу, так из Сямжи привели. <Собаку?> Собаку-ту. <И что вы эту бумажку бросили?> Она мне эка велела бросить на дорогу. <А вы бросили?> Бросили. Она сказала: «И иди, и не оглядывайся, дорожкой-то пойдешь, так хлёщешь по деревинкам-то». Ведь я дорожку-то, топерь-то дороги-то нет, а раньше дорожки-те были, дак деревинкам-то, батожчик взяла… <По деревьям?> Ну вот, вот как эдак. «Отдайте мою собаку, не вы поили да кормили!». <Это по забору надо стучать?> По огороду — по этим по деревинкам. Три раза проговори и обратно иди, не оглядывайся. А вихорь вот поднялся, сосны эдак там на П-ке так и прижимает к земле. Ой, ой и страшно! А надо мной хохочет. Я говорю: ума-то нет, повинилась, что собака со мной бежала, а што у собаки? — везде бегает собака. А я сказала, что со мной ездила. Вот и всё. <Говорят, как-то еще гадают, как потеряется?> Не знаю. Гадают. Раньше гадала у нас одна женщина — в блюдце ходила. <Это как?> А вот буквы написаны у нее, я, ой, я вам все расскажу… Вот я… Вот про эту собаку и есть, которая… Я говорю: «Ой, Настасья, вот меня съели за собаку. Вот — говорю — я повинилась, нет ничего ума-то. Погадай мне — говорю — про собаку». «Пойдем». Пошли к огородам, мы пришли на П-к вот к нам в избу, я принесла ей блюдце чайноё, она на листочке написала буков, и захватили — она не знаю что поговорила — захватила из блюдца, блюдце-то заходило, заходило, заходило. Она и говорит: «Кого станешь вызывать-то?». Покойника это, видишь, вызывают-то. А я говорю: «Первого попавшего — кто первый попадет, так и того». Она и — заходило блюдце — она и говорит: «Пришел, пришел. А кто пришел?». «Фуфа толстопятая пришла». «Вот — говорит — станешь ты рассказывать про собаку?» «Скажу, скажу». Она мня даже имя назвала — читает. «Она на грядовой на <нрзб> клала жердье, а я за кУстом стояла». Это Фуфа-то толстопятая и сказывает, что: «Я за кУстом стояла, она жердье клала да слешакалась. И я ее отправила в Сямжу, пока кабалу не напишет». Она мне и сказала эта женщина, Настасья: «Убери, не надо мне, я тебя научу, так ты <нрзб> не надо, не надо, не надо». И учиться не стану. Так надо отправить ведь — позвать да и отправить, как гадают. <Вы отправили?> Отправила она, эта? как которая со мной гадала. Она говорит: «Я тебя научу — отправлять научу». «Не надо: отправлять не стану и гадать не стану». <А Фуфа — это кто?> А кто занет — кто? <То есть ее, эту Фуфу, обратно отправили?> Всё, обратно отправили, где она была. Дак до чего…Вот я говорю, всё говорят, что святые… это говорят. Какие святые?! Как она и сказала, что: «Я стояла за кУстом», как я голье клала и слешакалась, слешакалась, и отправила собаку в Сямжу. Правда — собаку из Сямжи привели. «Пока кабалу не напишите». <Так кто лешакался-то?> Я. Я на лошадей клала жердье-то. Вот она и сказала: «клала жердье» — я распускала огород, так клала жердье-то — «и она слешакалась». Я ведь уж лешакала не ее. Да говорит: «слешакала, да я собаку-то отправила в Сямжу». <Это кто, Фуфа сказала?> Фуфа-то толстопятая вот и отправила в Сямжу. Так вот и пришлось кабала писать, это я и ходила, «Вот» — говорю… <А вы за кабалу-то что-нибудь дали?> Бабке-то? Ничего не дала. Она в нашей деревне жила. Когда придет, банку молока дам — у нее не было коровы-то…65

65 ФА ПЦ, СямDTxt1-91, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, П. Н. А., ж., 1922 г.р., П. Р. П., ж., 1956 г.р. Зап. Сайфиева А. Ю., Степанов А. В. 09.08.06.

<А вот когда скотина потеряется, в лесу-то говорят, закрывает как-то…> Это опять чего-то не знаю как. То-то тоже правда, закрывает вот будто бы вот... Не придет животина, вот и нет, и не, и нет и не может найтись, закрывает, правда. <А кто это закрывает?> А хто знат хто? Черт какой-то! <…> У меня тоже. У нас не было борана. Ну, борана, от овец. Большого. Мы с бабушкой-то жили вдвоем вот. А были колхозные овцы те, целое стадо было. От наши... И этот наш... А они были в тех деревнях стадо овец-то. Были здесь жили, а потом в те деревни туда их угонили. Жить-то. Ну вот. Мы давай… Здесь была бабка такая, она многознающая. Она вот погадала на картах, и говорит: «А жив ваш боран». Выходит, что живой. Ну, ищите дома. Вот, и дала нам такие вот березы, вот скалы такие, две штучки скалы, а там написала матюков. <Матюков?> Загнула. <А вы что читали?> А я нельзя, читать-то ведь. Говорит: «Не читай. А вот, грит, раскидай, вот на эту дорогу и на... ну на рос… как-то вот так на кресты, раскидай, и вот…» <Двумя руками?> Ага. <Или одной?> Эдак, эдак как ты, вот даже эдак вот <показывает: двумя руками кидает за спину — А. С.>. И вот я нашла борана-то. <Сам пришел?> Какое сам! Он с колхозными гуляет! Да там последняя деревня была, теперь деревни-то нет, там не много и домов-то было, ну вот я туда пришла, а он там. Да как он с колхозными, дак я и привела его. Пригонили его в З-но, из З-но-то я и привела. А бывало, теленок тоже терялся у нас. Маленький теленок. У всей деревни телята ходили вот здесь, на задворках. А раньше этих овинов-то много, как гумна те. Возили хлеб вот по гумнам да молотили руками вот, так молотилом. Вот, и там топили зерно-то, сушили на овинах-то. У нас потерялся теленок. Нет теленка, с бабкой тоже. Куда же делся, не можем найти. Тоже поворожили, тоже на картах. А живой, теленок, а в теснОм месте. В теснОм месте! Все прошли, везде теснЫе места, а нигде нет. Ага. А ведь под овином-то там тёмно, туда залезет.. туды вот лесенка и … туда залезет а там камешница большая, ну хлеб вот сушили. Там накладешь, дров-то вот и сохнет хлеб от, зерно ли там чего. И снопы. Молотить-то надо, чтоб сухое зерно-то было <нрзб> ну вот. Так я туда прилезу, а он пестренький был, ведь и кричала его по овину, как зовут его забыла. Не сказывается. А за камешницей даже стоит. Оттоль выгонила да и вытащили. <…> А только ищите в теснОм месте. И нашли в теснОм месте. А ежели корова где у кого где потеряется, дак надо идти, куда угонена скотина, вот, например, туда <нрзб> гоняли, улица тут была. Дак у теня тоже корова,.. у меня, да, не было коровы колхозной. Вот я тоже пришла к этой бабке, она теперь умерла, бабка-то эта, ну. Я говорю: «Коровы у меня нету не один день, нет коровы». Она тоже, это кабала называется, грит: «Я те сейчас кабалу напишу, а ты, грит, не смотри чего тут я напишу. Дак возьми две палочки, уйди туда», ну там огород-от пошел кругом кустья везде, орехи да все орехи <нрзб>. «Вот туда уйди и хлопай что: Черт, отдай мою коровушку! Отдай… Черт, отдай мою коровушку!» Во-от. Отдает! <…> Я как похлопала, вот эдак, а у меня волосья дыбом вставало, вот так… мне самой-то страшно, никого-то нет! Никого нет, людей-то, одна! Пошла. Нельзя ведь с народом-то идти. Вот так помолотила я по огороду-то… <А, по огороду?> Черт отдай.. ага… палочками… черт отдай мою коровушку! Черт отдай мою коровушку! Видно есть какой-то черт, я не знаю. И корова пришла. <А кабалу-то куда?> А кабалу то… там кабалы-то… бросать… ага, раскидала тоже, ведь там тоже это, дорога эдак в лес пошла, и дорога эта идет в Шелота. Я тут раскидала, а только говорит: «Не смотри, чего я пишу». Я и не смотрела. <…> А после-то, после-то мы нахаживали эти, эти кабалы… <Да?> От написан матюг. <смущается><Матюг?> Большой матюг написан! <смеется смущенно><А что там написано?> Стыдно говорить… <Нет, ну уж скажите…> На букву «Х»! <Просто одно слово?> Да-а! <Написано «хуй» и все?> М-угу. <И все?> Да. «Черт <смеется>, черт, отдай вот, коровушку». <Так что там написано, черт или матюг?> Как уж мне, говорить-то стыдно… <Да уж вы начали, да и скажите…> Черт хуй… «Черт хуй, отдай нашу скотинку». Ну коровушку в общем. Опусти коровушку. Вот так. И придет коровушка. <Это вы потом находили?> Она сама придет! <Нет, потом вы находили эти скалинки?> Да, находила, так вот эти слова те, и написаны. Черт, отдай коровушку. <Черт хуй отдай коровушку?> М-угу. Черт… <Так она большая вот?..> Ну вот две сколинки маленькие… <Маленькие?> Да. И вот сверчена она, от так… <показывает> так сделает, от так… <Одну в другую?> Нет, обе вместе. Одна в этой руке, другая в этой, ну вот так, раскидай по этой, по дорогам-то туды-сюды. <…> Это скала. Она сама давала. <Не вы ее срывали?> Нет, нет, у ей уж это в запасе все, да к ей людные ведь ходили, не только одна я ведь. И людные нахаживали бувало. И по месяцу бывает не приходят, а потом найдут.66

66 ФА ПЦ, СямDTxt1-122, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, Р. А. Р., ж., 1925 г.р. Зап. Степанов А. В., Сайфиева А. Ю. 15.08.06.

А черт, говорят, суда боится, надо судом стращать, дак… <Судом? Это как?> «Засужу, в тюрьму посажу». <Это когда так говорится?> «Леший-черт, подай мою животину, ежели взял, не отдашь, судом засужу, в тюрьму посажу». <Это когда так говорится?> Вот когда — это бабка Павла когда писала, а Люба-то я не знаю, чего писала. <Так это надо сказать, когда бросаешь что ли?> Да, вот бросаешь, да и она это пишет, и она это пишет, в этой — на скалине-то. <Это она пишет?> Да вот это вот пишет она на скалине, Павла-то писала…«Леший-черт, подай мою животину, ежели взял, не отдашь, судом засужу, в тюрьму посажу». Вот и все, больше ничего. <…><Кабала называется?> Угу, кабала, кабала. Скала-та, говорят, ребята, не резать нужно — чтобы она сама которая отстала, на берёсте. <…> Вот, оборвешь так — большую нашто много-то брать, отрывай, пожалуйста, только чтобы это — губы-те чтобы эти отстали от березы сами. Сами, сами… <…><Так она, значит, слова пишет?> Не-ет — черточки. <Так как же, если «леший-черт, подай…»?> Так вот — пишет и бает…67

67 ФА ПЦ, СямDTxt1-86, Сямженский р-н, Двиницкий с/с, П. Н. А., м., 1955 г.р. Зап. Степанов А. В. 13.08.06.

Левухой писать матюки и надо говорить, я сама-то слышала, вот пишет, на скалке, ну — от березы скалочки. Левухой пишет, ну вот, не то что пишет — матюки большие: «ебаные... (ведь чертям она это) отпустите мою животинку, (называет как животину зовут). Так вот она пишет и вот говорит — матюкается. Я прислушалась, да не поняла толком-то. <Как вы говорите? Ебаные…> Да. Черти окаянные, и там, лешие, всякие. Надо больше говорить матюков. Отпустите, не держите. У нас овцы были, подумали, что отмахнули, ведь немного надо. Отмахнены были, двое суток не могли найти, отмахнено стадо. Так я сходила, иду уж, а овцы-то бегают у дома. Так это она напишет, так надо кинуть, дороги на крест. Так вот на крест кинуть. Левухой кинуть на опакишу <показывает: движение левой рукой вниз-назад — А. С.> .68

68 ФА ПЦ, Верх20а-24, Верховажский р-н, Шелотский с/с, П. А. Г., ж., 1932 (?) г.р. Зап. Степанов А. В., Платонова Е. А. 06.08.07.

<А у вас не терялась скотина? > Вот как мне сказать, я живу, у нас мать была 11-го году, она у нас так много знала, особенно по скотине-то — у нас всё хорошо было, не терялась. Там ведь в поскотине теряется, так кабалу пишут. <Это как?> Ну, возьмут скалку — я видала как она пишет — она не то, что как пишет, чё-то она возьмет ножик, станет к устью вот у печи, черкнет чё-то ножиком и говорит только там… И надо эту кабалу бросить на росстАни, вот чтоб было три дороги, чё, она говорит, надо матюкаться в обратную сторону, дак не так надо матюкаться — в обратную сторону. <В смысле? Матюгаться в обратную сторону?> Да. <Наоборот слова говорить что ли?> Да, да наоборот надо – сзади, не спереди. Что вы удивляетесь — ведь правда! <…><Ну, бывает, говорят, что в лесу там как-то водит, или не на тот след ступает?> Так я не знаю, чо за причина бывает. <Ну, вот когда скотина теряется же?> Ну, я тебе сказала: скотина теряется, так кабалу пишут. <Так ее кому-то… закрывает кто-то скотину-то?> Вот мне Д-на-то говорила, да я забыла, я вот писала весной. Ну, вот как тебе сказать еще: там в Вологде живет одна парочка, и этот мужик-то ушел — ну, потерялся, в общем, это Витя ушел с Наташей, ушел 27 апреля, а до 10 мая его всё не было. Вот я пришла к Д-не: «Такое дело, давай напишем кабалу». Кабалу написали, я бросила на… на Опаку бросать надо… <Как, как бросать?> На Опаку — вот так. <На Опаку?> Да, с левой надо, не с правой, а с левой – на опАку. Ну, он — я бросила, и он позвонил через два часа, ну, а потом пришел. Вот уж не знаю, то ли кабала помогло, то ли чего — не могу сказать. <А вот когда бросали, надо было что-нибудь сказать?> Да, там надо, там говорить надо, что… подожди: «Царь лесной, гони Витю домой быстрей, быстрей». Вроде так.69

69 ФА ПЦ, Верх20а-5, Верховажский р-н, Шелотский с/с, З. Т. П., ж., 1939 г.р. Зап. Толмачева Е. Б., Степанов А. В. 24.08.07.

<А так бывало, чтобы терялась корова?> Ш. И. В.: Бывало. Корова теряется, не обязательно корова — хоть овца, хоть чего, у нас бывало, помнишь баран-то потерялся? Тоже ходили к старушке, она писала кабалу, на росстАни эту кабалу бросали. Вот чужие люди видят нашего барана, а мы никак не видим… Ш. В. Д.: <нрзб> привез в кабине, долго там бегал, мы две недели не можем найти, а люди видают, <нрзб> поймал да в кабину посадил МАЗа, привез… <Закрывает как-то?> Ш. И. В.: Угу. Вот кабалу эту бросишь, на расстоянии четырех сторон чтобы дорога была — туда… <На росстанях, в общем?> Да, на росстанях эту кабалу бросаешь, и найдешь — или косточки или живого. <А кабала — это что такое?> Ш. В. Д.: На бересте пишут левой рукой как-то. <Левой рукой?> Ш. И. В.: Угу — на скале, от березы скала такая — береста. <От дерева отрывают или как?> Да. Дерево береза, знаешь, дак… <Или с полена?> Или с полена возьмут, сдерут, да и вот на скале пишут кабалу. Называется кабала. <А чем пишут-то?> Ручкой. Ш. В. Д.: Углешом. Вот углем, углем. Ты чего, бабка? <И чего пишут?> Ш. И. В.: Не знаю чего, просто начЕркают, не поймешь чего. Не читаешь! — только она тебе завернет, подаст, скажет: «Бросай». <Смотреть нельзя?> Нет, нельзя. Бросаешь и говоришь: «С лесу пришло — на лес поди, с поля пришло — на поле поди, с ветра пришло — на ветер поди, с воды пришло — на воду поди». Вот кидают. <Так говоришь, да?> Угу. Только это сказать да бросить. А уж если найдешь, дак благослави: «Бог с тобой да пойдем домой». <А вот когда идешь — вечером надо идти или когда?> Бросаешь-то? Ну, как потерялся, дак идешь, бросаешь в любой момент: сходишь к старухе, бросишь — хоть вечером, хоть утром. Как наговорит, так и бросай. <А если встретишь кого-нибудь?> Да не надо бы встречать-то, конечно. Стараешься обойти, чтобы не встретить никого. <Не говорить ни с кем, да?> Угу. Любой запуг обходишь. <А вот одежду не надо переодевать, когда идешь-то?> Не, я дак никогда не переодевала — в какой есть, такой и… <Нет, на левую сторону не надо переодеть?> Ш. В. Д.: Выворачивать на левую сторону. Ш. И. В.: Да вроде бы выворачивают, только я дак не выворачивала. Выворачивают, наверно, слыхала-то… <…> Да бог знает, чего бывает — выпустишь, вроде бы все нормально, а если придешь к старухе, там она наговаривает, чего скажет: «Ты ее сама отмахывала». <Отмахнула?> Угу, отмахнула. Как отмахнула — или словом или рукой, не знаю, чего-то сказала неладное, вот тебе, пожалуйста. <А бросать надо как?> На опакешу. <На опатешу?> На опакешу — левой рукой вот так вот бросишь.70

70 ФА ПЦ, Верх20-12, Верховажский р-н, Шелотский с/с, Ш. И. В., ж., 1939 г.р., Ш. В. Д., м., 1939 г.р. Зап. Степанов А. В. 15.05.07.

Прошлый год у нас вот соседи выпустили теленка. Выпустили теленка и он убежал. Убежал, вот сюда, и прямо куда вот… <нрзб> Ну вся деревня пошли искать-то теленка, первый раз выпустили — убежал. Пришли к ей. «Тетя Маруся, напиши кабалу!» Этого… теленка потеряли. Она и говорит: «Напишу, да сейчас найдите» Ну, бросили кабалу-то эту, как она велела… <А как она велела?> На росстани, вот например, тут дорога и тут... и вот тут и бросить. И мы пришли — он на берегу реки стоит. Теленок. Кто-то спереди идет, кто-то с боку, кто-то сзади, и думаем, вот до сарайки догоним и его в сарайку застанем. Да потом и уведем. А Коля-то, парень, которого теленок, хотел за хвост схватить. Он сыграл ножками да вот сюда, сюда убежал, да вот в это поле, потом вот сюда и больше не видели. И мы неделю ходили. Ой, мы этих кабалов писали, знать больше десяти штук! Живой, а не показывается. Следочки есть — а нет. Так и не могли найти! Теленочка-то. Больше никто и не видал. А это вот уж, кабалу-то правда. У нас хозяин тЕривал собак. Гончая была и лайка. Потерял собак. Он у нас этому ничего не верил. Там, <нрзб> бабушка была, я пришла и говорю: «Тетя Н-а, вот говорю, у нас хозяин потерял собак. Она раскинула карты, а оне, говорит, заперты под замком. Мужчина знакомый, собаки рвутся домой, а им не выйти. А я потом и говорю: «А на собак-то кабалу-ту не пишут?» Она говорит: «Пишут». Вот, говорит, я кабалу-ту напишу, так ты на росстани кинь, его говорит, затрясет, этого мужика, он собак отпустит. Я опустилась, с П-го, там с Большого идет дорога и с Малого. Бросила, пришла домой и говорю хозяину: «Собаки живы, но под замком. У знакомого мужика.» Он: «Ой, неправда». Наверно, через час одна собака бежит. Вот тут. Тайга. Погляди, говорю вот Тайга, как раз вот в этот завор бежит… Погляди, говорю, Тайга-то вот она, бежит! А где же Найда? Ну да уж и Найда… <…> Это правда истинная.71

71 ФА ПЦ, Верх20а-13, Верховажский р-н, Шелотский с/с, З. Н. П., ж., 1932 г.р. Зап. Степанов А. В., Толмачёва Е. Б. 25.08.07.

<А вот, например, со скотиной что-нибудь неладное — тоже к вам приходят?> А приходят… Тогда много ведь скотины-то было, дак ведь погонят — отмахнут, и не можут день найти, два не можут. Как пойдут, дак на скалке напишу, да бросят, да через сутки придут — сами выбежат… <Как это на скалке?> А как — вот на печном столбе напишешь на скалке, кинешь на улицу и всё. <Это слова какие-то что ли?> Да. <А кому это пишется?> Вот — Царь лесной. Чтобы не задярживал скотинку, домой бы гонял… «Царь лесной, скотинушку открой, открой, отмахни, домой пригони скоря-я-я!». Три раз проговоришь и бросишь, и прибежат — через сутки, сразу ли прибежат…72

72 ФА ПЦ, Верх20-8, Верховажский р-н, Шелотский с/с, З. А. Д., ж., 1913 г.р. Зап. Хон О. Г., Степанов А. В. 09.08.07.

Ну, в общем, я уголь так... <Берете уголь?><На видео зафиксировано, как информантка «пишет» правой рукой углем на бересте, прислонив ее к правому верхнему углу печного лба и производя круговые движения углем попеременно, но бессистемно, направо и налево; во время написания произносит заговор — А. С.> Начеркаю я чего вот эдак, вот тутока полОжу и черкаю: «Раба божия Анна, встаю не благословясь, выхожу не перекрестясь, не из дверей в двери, не из ворот в ворота в дремучий лес, в дремучем лесу — царь лесной, царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни, домой пригони скоря-я!» А там ведь другие и человеков отмахивают... Дак это пишу, да кидают, дак «приходи скоряя». Вот это-то и пишешь, всё, больше ничего.73

73 ФА ПЦ, Верх20-9. Тот же информант. Зап. Хон О. Г., Степанов А. В. 16.08.07.

<А вот как-то говорят, что есть бабушки, которые кабалу пишут?> И я напишу. Напишу, так завтра сбежите. <…><А кто вас научил кабалу писать?> А вот эта А…-то. <…><Ее пишут только когда скотина теряется?> Так а потеряется, пишут. <А что надо делать, вот потерялся скот?> Ну, так вот потерялся скот «Царь лесной, открой. Царь лесной, открой, и пригони раба Божьего, например, Валентина, быстрее домой». <Это на чем пишут?> На скале углем. Вот, у соседей стояли, а они не видели. Они бегали далеко до С-во, нигде теленка нет. Приходят, вот рядом. приходят: «Мань, все чисто прошли, не могли теленка найти». А я сходила, стала кабалу-то писать, а он ведь рядом у дома. Я написала кабалу: «Иди сейчас, найдешь». Она пришла — нашли. Так, а когда кабалу-то пишешь, вот если говоришь, углем-то пишешь, хорошо так говориться, все запомниться, значит он живой и не далеко. А вот если там: «Царь лесной <говорит, растягивая слова> ». Вот это уж он будет не живой и то долго не найдешь. А как сразу проговоришь, значит недалеко. <А потом чего?> Свернешь и на опашку бросишь. <Это левой рукой?> Любой. <Это хозяева должны сделать?> Да. <А, где на улице?> На росстанях. <А ведь не все умеют писать, а почему вы? Пошли к ней, у вас скотина что ли потерялась?> В Пасху раз я выпустила теленка, коров-то угонила, а теленка выпустила в сад. Были раньше этакие заборы, тын был. Он в тын-то залез и убежал. Был там поселок большой, за 6 км, бежал по этой трассе. Я пришла к бабке-то и говорю: «Бабка, убежал теленок». «Так иди по большой дороге, так встретишь». Я пошла по дороге-то, его и встретила. Вот, она меня тогда и научила. Это Марьи-то мать-то. Она хотела-то меня еще научить дедушком-соседушком ворожить. Я не согласилась.74

74 ФА ПЦ, Верх20-19, Верховажский р-н, Шелотский с/с, З. М. П., ж., 1923 г.р. Зап. Платонова Е. А., Толмачева Е. Б. 09.08.07.


«Кабала»; написана «знающей» по просьбе собирателей
DPh07_Vol-Verh_00113 Вологодская обл., Верховажский р-н, Шелотский с/с. Фото Толмачевой Е. Б. 09.08.07.


«Кабала»; написана той же «знающей» в процессе реального магического акта
DPh07_Vol-Verh_00114 Вологодская обл., Верховажский р-н, Шелотский с/с. Фото Степанова А. В. 09.08.07.


Написание «кабалы» (демонстрация)
DV07_Vol-Verch_001
Вологодская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: