Действие – основа сценических переживаний и основной материал в искусстве актера.




Основные положения системы К.С. Станиславского.

В основу профессионального (сценического) воспитания современного актера положена система К.С. Станиславского.

 

1.Принцип жизненной правды.

Главным принципом системы Станиславского является — жизненная правда. Это основа основ всей системы. Требованием жизненной правды проникнуто в системе Станиславского решительно все. Он требует не прощать ни самому себе, ни своим ученикам ничего приблизительного, нарочито условного, ложно театрального, как бы это «условное» и «театральное» ни казалось эффектным и интересным. Это и есть путь к истинной театральности — живой, естественной, органической. Однако, если на сцене не следует допускать ничего, что противоречило бы жизненной правде, это вовсе не означает, что на сцену можно тащить из жизни все, что только на глаза попадет.

 

Принцип идейной активности искусства, или учение о сверхзадаче.

Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему художник стремится в конце концов, она - самое заветное, самое дорогое, самое существенное его желание, она идейная активность художника, его целеустремлённость, его страстность в борьбе за утверждение бесконечно дорогих для него идеалов и истин. Таким образом, учение Станиславского о сверхзадаче - это не только требование от актёра идейности творчества, но и требование его идейной активности, которая лежит в основе творческого процесса. Верное определение сверхзадачи влияет на отбор литературного, музыкального и художественного материала, на выбор технических приемов и выразительных средств. Большое значение имеет точность в определении сверхзадачи, то какими действиями и словами ее можно выразить, так как неправильное ее определение может повести исполнителей по ложному пути.

Сверхзадача вмещает в себя представление, понимание внутреннего смысла всех отдельных больших и малых задач пьесы. Выполняя эту одну сверхзадачу, выполняешь все задачи партитуры, все куски, всю главную сущность роли.

Творить - это значит страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче.

Но творческая сверхзадача ещё не самое творчество. Творчество артиста заключается в постоянном, непрерывном стремлении к основной сверхзадаче и в действенном её выполнении. Действенное воплощение сверхзадачи – сквозное действие.

Сверхзадача и сквозное действие - главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача - изюминка пьесы. Сквозное действие - лейтмотив, проходящий через всю пьесу. Сверхзадача и сквозное действие - компас, направляющий творчество и стремление артиста. Сквозное действие - подводное течение пьесы. Подобно тому, как подводное течение вызывает волны на поверхности реки, так и невидимое сквозное внутреннее действие, проявляется во внешнем воплощении и действии. Жизнь – непрерывная борьба, одоление или поражение. Поэтому как в жизни, так и на сцене рядом со сквозным действием пьесы и роли существует целый ряд контрсквозных действий других людей, фактов, обстоятельств. Столкновение и борьба сквозного действия с контрсковозным действием дают трагическую, драматическую и иные коллизии.

Действие – основа сценических переживаний и основной материал в искусстве актера.

Сценическое действие – это единый психофизический процесс, направленный на достижение цели, протекающий в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами, выраженный в пространстве и во времени.

 

Действие – выразительный материал в актерском искусстве: «нельзя играть образы и страсти, нужно действовать в образах и страстях», говорил К.С. Станиславский.

 

На базе этого утверждения К.С. Станиславским был разработан «метод действенного анализа», который состоит из двух этапов:

1. Анализ действия, то есть внимательное прочтение произведения, определение темы и авторской идеи, формулирование конфликта, выявление исходного, ведущего и прочих предлагаемых обстоятельств, а так же определение сверхзадачи и сквозного действия и анализ образной структуры произведения. Иначе анализ действия называют застольным этапом работы на постановкой.

2. Анализ действием, или этюдный метод – импровизация актеров в заданных авторам условиях. Актеру предлагается представить себя в предлагаемых обстоятельствах. Этюдный метод может быть применен режиссером только на начальном этапе мизансценирования, а затем режиссер, исходя из сверхзадачи и линии сквозного действия, выстраивает мизансцены, включая в них только самые удачные находки из импровизаций актеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: