Работа над ошибками. Физика.




1. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
А) физическая величина   Б) единица физической величины   B) физический прибор 1)  интерференция 2)  спектроскоп 3)  частота 4)  герц 5)  дисперсия

 

А Б В

2. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
А) физическая величина   Б) единица физической величины   B) физический прибор 1)  микроскоп 2)  диффузия 3)  энергия 4)  джоуль 5)  молекула

 

А Б В

3. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПРИМЕРЫ
А) физическая величина   Б) единица физической величины   B) прибор для измерения физической величины 1)  испарение воды 2)  влажность воздуха 3)  атмосфера 4)  психрометр 5)  миллиметр

 

А Б В

 

4. Брусок массой m скользит по плоскости, наклонённой под углом к горизонту. Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) модуль силы трения Б) модуль силы тяжести 1) mg 2) 3) 4)

Ответ:

 

А Б
   

5. Брусок массой m скользит по плоскости, наклонённой под углом к горизонту. Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) модуль силы нормальной реакции плоскости Б) модуль силы трения 1) 2) 3) 4)

Ответ:

 

А Б
   

6. Установите соответствие между формулами для расчёта физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m  — масса тела; υ  — скорость тела. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ФОРМУЛЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) Б) 1) работа силы 2) кинетическая энергия тела 3) давление твёрдого тела 4) модуль импульса тела

Ответ:

 

А Б
   

 

7. Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для проведения опытов по изучению плавания тел Василий использовал стакан с пресной водой, поваренную соль и сырое яйцо. На рисунке представлено поведение яйца в зависимости от _________(А) соляного раствора в стакане. В стакане 3 плотность раствора была _________(Б). При увеличении плотности раствора сила тяжести, действующая на яйцо, _________(В), а выталкивающая сила _________(Г).

 

Список слов:

1) максимальной

2) минимальной

3) концентрации

4) массы

5) увеличивается

6) уменьшается

7) не изменяется

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г

 

8. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

 

Для изучения условий плавания тел провели два эксперимента. В первом эксперименте взяли железную гирю и поместили её в сосуд с водой. Гиря утонула (рис. 1). Это произошло потому, что плотность железа больше плотности воды, поэтому сила тяжести, действующая на гирю, _______(А) выталкивающей силы, действующей на гирю со стороны воды, и гиря будет тонуть в воде, пока не опустится на дно сосуда.

Во втором эксперименте эту же самую гирю поместили в сосуд со ртутью. Гиря всплыла (рис. 2). Плотность железа меньше, чем плотность ртути. Поэтому сила тяжести, действующая на гирю, _______(Б) выталкивающей силы, действующей на гирю со стороны ртути, и гиря будет всплывать, поднимаясь к поверхности. Поднявшись на поверхность, гиря будет плавать так, что часть её будет выступать из ртути. Это объясняется тем, что при равновесии тела, плавающего в жидкости, вес _______(В) жидкости (в данном случае объёма части гири, находящейся под свободным уровнем ртути) должен быть равен _______(Г) гири.

 

Список слов и словосочетаний:

1) больше

2) меньше

3) масса

4) вес

5) вытесненный объём

6) общий объём

7) плотность

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

 

А Б В Г

 

9. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

 

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе следующий опыт. На левой чашке весов были установлены стакан с водой и штатив с подвешенным к нему грузом, а на другой  уравновешивающая их гиря (рис. 1). Груз при этом находился целиком над водой. Затем учитель удлинил нить настолько, что груз оказался в воде, не касаясь стенок и дна стакана. При этом равновесие весов, вопреки ожиданиям некоторых учеников, не нарушилось.

Почему же так происходит? Ведь при опускании груза в воду натяжение нити уменьшается на величину _________(А), действующей на груз, а это значит, что уменьшается и сила давления штатива на левую чашку. Однако, согласно _________(Б), на эту же величину возрастает сила, действующая со стороны груза на воду и _________(В). Таким образом, давление стакана на чашку увеличится. Причём уменьшение силы давления штатива будет в точности скомпенсировано увеличением _________(Г) стакана на чашку весов. Вот поэтому равновесие весов не нарушается.

 

Список слов и словосочетаний:

1) сила тяжести

2) второй закон Ньютона

3) архимедова сила

4) нить

5) третий закон Ньютона

6) сила давления

7) дно сосуда

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

 

А Б В Г

 

 

10. Чему равен объем рыбы, плавающей в морской воде, если на нее действует выталкивающая сила 10,3 Н? Ответ дайте в кубических метрах без указания единиц измерения. Плотность морской воды равна 1030 кг/м3.

 

 

11. Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V 1 = V 3 < V 2.

Какой шар имеет наименьшую среднюю плотность? Запишите в ответе цифру, которой обозначен шар.

12. Цилиндр 1 поочерёдно взвешивают с цилиндром 2 такого же объёма, а затем с цилиндром 3, имеющим меньший объём (см. рисунок).

Какой цилиндр имеет наибольшую среднюю плотность? Запишите в ответе цифру, которой обозначен цилиндр.

 

13. На рисунке представлены графики зависимости смещения x от времени t при колебаниях двух математических маятников. Во сколько раз период колебаний первого маятника меньше периода колебаний второго маятника.

14. На рисунке представлены графики зависимости смещения x от времени t для двух математических маятников. Во сколько раз различаются амплитуды колебаний маятников.

15. На рисунке представлен график гармонических колебаний математического маятника. Чему равна амплитуда колебаний? Ответ запишите в сантиметрах.

 

16. На рисунке представлен график зависимости модуля скорости от времени t для тела, движущегося прямолинейно в инерциальной системе отсчёта.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

 

1) На участке DE тело двигалось равномерно.

2) Наибольшее ускорение тело имело на участке АВ.

3) В интервале времени от 6 до 8 с тело прошло путь 6 м.

4) На участке CD кинетическая энергия тела уменьшалась.

5) В интервале времени от 0 до 2 с тело прошло путь 6 м.

17. На рисунке представлены графики зависимости смещения x от времени t для двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

1) Маятник 2 совершает колебания с большей частотой.

2) Маятники совершают колебания с одинаковой частотой, но разной амплитудой.

3) Оба маятника совершают гармонические колебания.

4) Длина нити первого маятника больше длины нити второго маятника.

5) Амплитуды колебаний маятников различаются в четыре раза.

18. На рисунке представлены графики зависимости координаты от времени для двух тел. Используя рисунок, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

1) Скорость тела (1) в момент времени t 2 равна нулю.

2) На участке АВ тело (1) имело максимальную по модулю скорость.

3) На участке EF тело (2) двигалось ускоренно.

4) Момент времени t 3 соответствует остановке тела (1).

5) К моменту времени t 1 тела прошли одинаковые пути.

 

 

19. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

 

1. Полярным сиянием называют образование радуги.

2. Полярным сиянием называют свечение некоторых слоев атмосферы.

3. Наибольшая активность полярных сияний проявляется только около Северного полюса.

4. Наибольшая активность полярных сияний проявляется только в экваториальных широтах.

5. Наибольшая активность полярных сияний проявляется около магнитных полюсов Земли.

 

Полярные сияния

Полярное сияние — одно из самых красивых явлений в природе. Формы полярного сияния очень разнообразны: то это своеобразные светлые столбы, то изумрудно-зелёные с красной бахромой пылающие длинные ленты, расходящиеся многочисленные лучи-стрелы, а то и просто бесформенные светлые, иногда цветные пятна на небе.

Причудливый свет на небе сверкает, как пламя, охватывая порой больше чем полнеба. Эта фантастическая игра природных сил длится несколько часов, то угасая, то разгораясь.

Полярные сияния чаще всего наблюдаются в приполярных регионах, откуда и происходит это название. Полярные сияния могут быть видны не только на далёком Севере, но и южнее. Например, в 1938 году полярное сияние наблюдалось на южном берегу Крыма, что объясняется увеличением мощности возбудителя свечения — солнечного ветра.

Начало изучению полярных сияний положил великий русский учёный М. В. Ломоносов, высказавший гипотезу о том, что причиной этого явления служат электрические разряды в разреженном воздухе.

Опыты подтвердили научное предположение учёного.

Полярные сияния — это электрическое свечение верхних очень разреженных слоёв атмосферы на высоте (обычно) от 80 до 1000 км. Свечение это происходит под влиянием быстро движущихся электрически заряженных частиц (электронов и протонов), приходящих от Солнца. Взаимодействие солнечного ветра с магнитным полем Земли приводит к повышенной концентрации заряженных частиц в зонах, окружающих геомагнитные полюса Земли. Именно в этих зонах и наблюдается наибольшая активность полярных сияний.

Столкновения быстрых электронов и протонов с атомами кислорода и азота приводят атомы в возбуждённое состояние. Выделяя избыток энергии, атомы кислорода дают яркое излучение в зелёной и красной областях спектра, молекулы азота — в фиолетовой. Сочетание всех этих излучений и придаёт полярным сияниям красивую, часто меняющуюся окраску. Такие процессы могут происходить только в верхних слоях атмосферы, потому что, во-первых, в нижних плотных слоях столкновения атомов и молекул воздуха друг с другом сразу отнимают у них энергию, получаемую от солнечных частиц, а во-вторых, сами космические частицы не могут проникнуть глубоко в земную атмосферу.

Полярные сияния происходят чаще и бывают ярче в годы максимума солнечной активности, а также в дни появления на Солнце мощных вспышек и других форм усиления солнечной активности, так как с её повышением усиливается интенсивность солнечного ветра, который является причиной возникновения полярных сияний.

 

 

20. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

 

1. Молния — это электрический разряд в атмосфере.

2. Молния — это излучение света облаком, имеющим большой электрический заряд.

3. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Поверхность Земли в этом месте будет заряжена положительно.

4. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Поверхность Земли в этом месте будет заряжена отрицательно

5. Над Землёй висит облако, поверхность которого, обращённая к Земле, заряжена положительно. Заряд поверхности Земли в этом месте будет равен нулю.

 

Молния

Красивое и небезопасное явление природы — молния — представляет собой искровой разряд в атмосфере.

Уже в середине XVIII в. исследователи обратили внимание на внешнее сходство молнии с электрической искрой. Высказывалось предположение, что грозовые облака несут в себе большие электрические заряды и молния есть гигантская искра, ничем, кроме размеров, не отличающаяся от искры между шарами электрофорной машины. На это указывал М. В. Ломоносов, занимавшийся изучением атмосферного электричества.

Ломоносов построил «громовую машину» — конденсатор, находившийся в его лаборатории и заряжавшийся атмосферным электричеством посредством провода, конец которого был выведен из помещения и поднят на высоком шесте. Во время грозы из конденсатора можно было извлекать искры. Таким образом, было показано, что грозовые облака действительно несут на себе огромный электрический заряд.

Разные части грозового облака несут заряды разных знаков. Чаще всего нижняя часть облака (обращенная к Земле) бывает заряжена отрицательно, а верхняя — положительно. Поэтому если два облака сближаются разноимённо заряженными частями, то между ними проскакивает молния.

Однако грозовой разряд может произойти и иначе. Проходя над Землёй, грозовое облако создаёт на её поверхности большой индуцированный заряд, и поэтому облако и поверхность Земли образуют две обкладки большого конденсатора. Напряжение между облаком и Землёй достигает нескольких миллионов вольт, и в воздухе возникает сильное электрическое поле. В результате может произойти пробой, т.е. молния, которая ударит в землю. При этом молния иногда поражает людей, дома, деревья.

Гром, возникающий после молнии, имеет такое же происхождение, что и треск при проскакивании искры. Он появляется из-за того, что воздух внутри канала молнии сильно разогревается и расширяется, отчего и возникают звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков, гор и других объектов, создают длительное многократное эхо, поэтому и слышны громовые раскаты.

 

21. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

 

1. Из графика на рисунке видно, что при температуре 20 °С плотность насыщенного водяного пара равна 17,3 г/м3. Это означает, что при 20 °С в 1 м3 масса насыщенных паров воды составляет 17,3 г.

2. Из графика на рисунке видно, что при температуре 20 °С плотность насыщенного водяного пара равна 17,3 г/м3. Это означает, что при 20 °С в 17,3 м3 воздуха находится 1 г насыщенного водяного пара.

3. Туман испарения можно наблюдать только при процессе АС.

4. Туман испарения можно наблюдать только при процессах АВ и АС.

5. Туман испарения нельзя наблюдать ни при процессе АВ, ни при АС.

 

Туман

При определённых условиях водяные пары, находящиеся в воздухе, частично конденсируются, в результате чего и возникают водяные капельки тумана. Капельки воды имеют диаметр от 0,5 до 100 мкм.

Возьмём сосуд, наполовину заполним водой и закроем крышкой. Наиболее быстрые молекулы воды, преодолев притяжение со стороны других молекул, выскакивают из воды и образуют пар над поверхностью воды. Этот процесс называется испарением воды. С другой стороны, молекулы водяного пара, сталкиваясь друг с другом и с другими молекулами воздуха, случайным образом могут оказаться у поверхности воды и перейти обратно в жидкость. Это конденсация пара. В конце концов, при данной температуре процессы испарения и конденсации взаимно компенсируются, то есть устанавливается состояние термодинамического равновесия. Водяной пар, находящийся в этом случае над поверхностью жидкости, называется насыщенным.

Если температуру повысить, то скорость испарения увеличивается, и. равновесие устанавливается при большей плотности водяного пара. Таким образом, плотность насыщенного пара возрастает с увеличением температуры (см. рисунок).

Для возникновения тумана необходимо, чтобы пар стал не просто насыщенным, а пересыщенным. Водяной пар становится насыщенным (и пересыщенным) при достаточном охлаждении (процесс АВ) или в процессе дополнительного испарения воды (процесс АС). Соответственно выпадающий туман называют туманом охлаждения и туманом испарения.

Второе условие, необходимое для образования тумана, — это наличие ядер (центров) конденсации. Роль ядер могут играть ионы, мельчайшие капельки воды, пылинки, частички сажи и другие мелкие загрязнения. Чем больше загрязнённость воздуха, тем большей плотностью отличаются туманы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: