- Аналитические связь субъекта и предиката тождественны. Функция пояснительная.
- Синтетические связи субъекта и предиката не тождественна. Функция расширительная.
Для Декарта аналитические суждения были достоверными. Потому математика как самая достоверная наука аналитическая.
Кант говорит, что научное знание это синтез опыта и анализа, чувственности и рассудка. Поэтому закон должен включать в себя и априори и апостериори. Синтез априорного и апостериорного выражен в вопросе: как возможны априорно синтаксические суждения.
Априорно синтетические суждения: как получить соединение понятий, которые не выводятся друг из друга аналитически и чтобы это соседние носило всеобщий необходимый характер.
Кант пересматривали понятие чувственности. Раньше чувственность мыслилась, что даёт многообразие ощущений, а уже разум приводит их к единству. Кант соглашается с этим, но говорит что в самой чувственности есть свои формы упорядоченности ощущения. Это пространство и время. Пространство априорная форма внешнего созерцания, время априорная форма внутреннего чувства.
Синтетические суждения могут быть априорными, если они опираются на априорные формы чувственности (на пространство и время). В самом опыте есть нечто априорное. АСС относится с математике, естествознанию и метафизике, которые основаны на разуме и содержат АСС как свои принципы.
Познание | ||
Чувственность | Рассудок | Разум |
(трансцендентальная эстетика) от априорного чувства (простанство и время) | (Транс. Аналитика) | (транс диалектика) |
Транс логика от априор мышления |
Рассудок оперирует понятиями. Чувственность различает вещи а рассудок синтезирует в одно. Рассудок использует понятия. Рассудок деятельный. Деятельность рассудка он был бы пустой если бы не содержание чувственности. Рассудок нуждается в чувственности. Рассудок приводит многообразие чувственных восприятий под единство понятий и делает это с помощью категорий.
Мы можем познать только то, что сами создали. Возникает граница между явлением и вещью в себе. То естественно мы познаём форму и понятие разума то мы изучаем наше отношение к вещам, а не вещи сами по себе. Вещи сами по себе не познаваемы. Но вещи оставляют след в нашем сознание.
38. Немецкая классическая философия: И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг
Для Европы, европейской культуры и европейского сознания 19 век - классический. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиков немецкого идеализма, последователей, но и критиков Канта: И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762-1814) - субъективный идеалист. Он ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм "вещей в себе" и явлений. Исходным пунктом его философии является тезис об автономности "Я". "Я" утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. "Я" есть - это самоочевидное суждение. Самоочевидность "Я" у Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. "Я" есть волевое, действующее существо.
Стремясь преодолеть дуализм Канта, Фихте отказался от кантовской "вещи в себе", отождествил мышление и бытие. Кантовский трансцендентальный субъект у него превратился в абсолютное начало всего существующего, в абсолютное "Я", из деятельности которого, по Фихте, объяснялся весь окружающий человека мир -"не - Я". Тем самым предметная сфера человека оказывалась продуктом его деятельности. В конечном счете "Я" осваивал "не - Я", достигал тождества с самим собой. Совпадение индивидуального и абсолютного "Я" - идеал всего движения и развития общества. Однако полное достижение этого идеала невозможно. Оно привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. Поэтому вся человеческая история - лишь бесконечное приближение к идеалу.
Идеи Фихте развивал его младший современник ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854). Он разработал учение о тождестве субъекта и объекта. Абсолютный субъект, связанный у Фихте с индивидуальным "Я", в системе Шеллинга превратился в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих. Он, таким образом, в своих воззрениях занял позицию объективного идеализма. Оставалось решить вопрос, как из этого первоначального тождества вывести все многообразие определений существующего мира, как "творческий акт", который недоступен для разума и представляет собой интеллектуальную интуицию - синтез сознательной и бессознательной деятельности. Такой интуицией, по Шеллингу, обладают только особо одаренные люди, гении. В учении Шеллинга интеллектуальная интуиция, следовательно, являлась высшей формой философского творчества, тем инструментом, на основе которого саморазвертывалось тождество.
39. Немецкая классическая философия: Г.В.Ф. Гегель
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) кантовской "вещи в себе" противопоставил диалектический принцип - сущность проявляется, явление существенно, отрицал учение Шеллинга об интеллектуальной интуиции. Он утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Философия права" (1821) и др.
Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом". Он утверждал, что категории - суть объективные формы действительности, в основе которой лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". "Абсолютная идея", таким образом, - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность ее заключается в мышлении, цель - в самопознании.
Процесс самопознания "абсолютной идеи", "мирового разума" включает три этапа:
1.Пребывание самопознающей "абсолютной идеи" в ее собственной лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой "абсолютная идея" через самодвижение законов и категорий диалектики раскрывает свое содержание; логика как наука о себе и для себя).
2.Развитие природы как инобытия "абсолютной идеи", "окаменевший дух" (природа представляет собой внешнюю реальность "абсолютной идеи", ее проявление; философия природы как наука об идее инобытия).
3.Развитие общества и человеческого сознания - духа (дух - снятие природного проявления, возвращение идеи к самой себе, познание "мировым духом" самого себя через достижение абсолютной истины, после чего развитие заканчивается; философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия).
Движение "абсолютной идеи", а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получалось, что высшей формой и концом развития "абсолютной идеи", где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится "абсолютным духом", является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движение "абсолютной идеи" прекращается и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, простое повторение ею пройденного пути.
От системы Гегеля следует строго отграничивать его диалектический метод: сама гегелевская система, как мы выяснили, ставит предел развитию мышления, а метод требует отказа от границ в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона:
* 1.ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс;
* 2.ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, импульс, побудительную силу всякого самодвижения;
* 3 .ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов:
Преодоление старого,