Воспитатель Е.Н.Зданович




Красносельского района Санкт-Петербурга

Группа № 6

 

Подготовила: воспитатель Зданович Е.Н.

 

 

Санкт-Петербург

Г.


Характеристика группы: Группа для детей подготовительного к школе возраста
для детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Общее количество детей
14 человек: девочек - 3, мальчиков - 11, возраст 6-7 лет.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) группы № 6 проведен в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 1710.2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности, раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2.

Информация и сведения по изучению и анализу РППС группы № 6
были сформированы исходя из следующих показателей:

1. Безопасность и психологическая комфортность
пребывания детей в группе

Материалы и оборудование, представленные в группе создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивают реализацию основной образовательной программы дошкольного отделения
в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Подбор материалов и оборудования группы осуществлялся для тех видов деятельности детей, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства, в том числе с целью активизации двигательной активности. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям СанПиН по обеспечению надежности и безопасности их использования. Все материалы и оборудование безопасны и имеют соответствующие гигиенические сертификаты.

Необходимо отметить, что мебель и оборудование, которым пользуются дети, соответствуют антропометрическим параметрам. Мебель установлена и размещена в группе с учетом безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения. Шкафы и полки надежно закреплены. Столы и стулья промаркированы, используются детьми с учетом размеров и ростовых показателей. В целях самоконтроля на столы и стулья нанесены цифровые и символические обозначения.

Для осуществления непосредственно-образовательной деятельности рабочее место каждого ребенка рационально организовано: мебель соответствует росту детей, рабочая зона хорошо освещена: столы расположены возле окна, свет падает с левой стороны, используется дополнительное искусственное групповое верхнее освещение. Оборудование, инструменты, материалы, необходимые для совместной деятельности с детьми, аккуратно, удобно и рационально размещены на полках и в шкафах, содержатся в чистом и исправном состоянии. Колющие и режущие инструменты хранятся в закрытых емкостях, в недоступных для детей местах. Трудовая деятельность детей, с использованием инструментов, осуществляется только под непосредственным контролем и наблюдением воспитателя.

Весь представленный в группе материал внешне привлекателен (чистый, разнообразных, цветов и оттенков, правильных и нестандартных оригинальных форм). Оформление РППС соответствует требованиям дизайна по цветовой гамме, фактуре материала, расположению в пространстве группы.


2. Реализация образовательных программ
дошкольного образования

Спроектированная РППС позволяет полноценно реализовать Адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития принятую решением Педагогического совета протокол № 2
от 26.03.2015 г. и утвержденную директором в полном объеме. Предметная развивающая среда группы подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В группе № 6 представлены традиционные материалы и материалы учитывающие современную субкультуру ребенка дошкольного возраста. Материалы подобраны сбалансировано. При создании предметной развивающей среды учитывается принцип информативности, что отразилось в разнообразии тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Игровые зоны: сюжетно-ролевые игры с необходимыми атрибутами; режиссерские игры; строительно-конструктивные игры;

В уголке ОБЖ расположен макет-улица по ПДД, наглядные пособия (плакаты, наборы картинок), игрушки по данной тематике (машинки, лото «Транспорт»), настольные игры («Правила дорожного движения для маленьких»).

Уголок сюжетно-ролевых игр оснащен различными атрибутами для создания разнообразных сюжетов, подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, пупсы, коляски для кукол; для мальчиков - наборы инструментов, техники. Для поддержания интереса к игровой деятельности игровой материал периодически дополняется новыми атрибутами и, при необходимости, производится его смена.

В зоне театрализованной деятельности представлены разные виды театра (кукольный, настольный, би-ба-бо). Здесь же размещены маски, ширма для показа сценок и спектаклей, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, платочки, ткани для ряжения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

В уголке сенсомоторного развития имеются большое количество логико-математических игр: блоки Дьенеша, «Палочки Кюизенера», кубики Никитина, игры на плоскостное моделирование, вкладыши-формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два - сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации»).

Для детского экспериментирования подобраны бросовый материал и оборудование для игр с песком и водой: емкости разной вместимости, палочки, воронки, лопатки, лупа, цветные прозрачные пластмассовые «стеклышки», набор для опытов с магнитом, пипетки, шпатели, соломки, природный материал, сыпучие материалы. В уголке представлены схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Дети с интересом творят, мыслят и общаются, проводя несложные опыты и определяя свойства различных предметов и материалов. Предметное наполнение уголка для экспериментирования подобрано с учетом безопасности для детей. Кроме того, в группе имеются комнатные растения и средства для ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, пластмассовые палочки.

Для развития у детей представлений об окружающем мире широко используются различные муляжи (фруктов, овощей, животных), настольные игры («Земля и её жители», «Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи-фрукты» и т.д.), макеты.

В группе создан уголок строительных игр, в котором представлены различные игровые материалы, с учетом возрастных особенностей детей: деревянный конструктор (крупный, мелкий и средний по размеру), сборно-разборные модели конструктора «Лего», тематические строительные наборы для возведения замка, крепости, домиков. В уголке представлены схемы и модели построек, которыми дети самостоятельно пользуются для реализации своих игровых замыслов. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Несмотря на то, что уголок сосредоточен на одном месте, он достаточно мобилен, что позволяет детям, разворачивать сюжеты игр за его пределами: дети могут играть на столе, на полу, в любом уголке группы.

Образовательная область «Речевое развитие»

В группе при непосредственном участии специалистов (учителя-дефектолога и учителя-логопеда) создан центр «Грамотности», где собраны материалы и пособия для коррекции речевого развития воспитанников: «Артикуляторные сказки», «Артикуляционная гимнастика», игры «Поймай звук», «Придумай слово, которое начинается со звука», «Назови ласково», «Жадина», «Назови одним словом» и пр., серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, схемы-модели для развития связной речи и т.д.

В книжном уголке размещены книги в соответствии с программой, которые обновляются один раз в месяц, а также с учетом интересов детей.

Кроме того, имеется подборка познавательных иллюстрированных альбомов различной тематики («Профессии», «Времена года», «Спорт», «Наши папы, наши мамы» и т.д.), наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры на звукопроизношение.

Образовательная область «Физическое развитие»

В соответствии с задачами по физическому развитию воспитанников подобран разнообразный спортивный инвентарь: массажные мячи, гимнастические косички, «кочки» с различными наполнителями, гимнастические палки, мягкие маты, массажная дорожка и массажный коврик; кегли, дорожки здоровья, игры-ловушки, кольцеброс.

При формировании позитивного отношения детей к здоровому образу жизни активно используются красочные альбомы о спорте, настольно-печатные игры.

Для создания позитивного настроения во время проведения утренней гимнастики, физкультурных минуток используется музыкальное сопровождение.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В зоне изобразительной деятельности имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы, клей. В уголке собраны образцы декоративно-прикладного творчества.

В музыкальном уголке группы собраны разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо; музыкальные инструменты; фонотеки с записями классической и народной музыки, различных сказок, детских песенок, звуками природы; музыкальные инструменты.

Стены в групповом помещении выкрашены в тёплые цвета, мебель подобрана в той же цветовой гамме (желтый, бежевый, охра). Это создаёт благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой детей. Интерьер спальной комнаты выдержан в спокойных тонах (светло-бежевый), что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

3. Учет возрастных особенностей детей

Подбор материалов и оборудования учитывает особенности возраста детей подготовительной группы, на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Созданы тематические «зоны», а «начинка» этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости.

Среда отличается динамичностью, многофункциональностью (наличие возможности достаточно быстрого изменения среды детьми в соответствии с их потребностями). При создании предметной развивающей среды группы учитывалась гендерная специфика, среда обеспечивалась как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей

Объектом коррекционной работы в группе являются дети, имеющие отклонения
в психофизическом развитии (задержка психического развития).

В создании развивающей предметно-пространственной соблюдены принципы, которые носят универсальный характер воздействия на ребенка, то есть обеспечивают необходимый уровень зрительной, слуховой, осязательной, вестибулярной и двигательной нагрузки.

Игровые средства могут быть использованы для коррекционных занятий и в свободной деятельности детьми с различным уровнем развития. При необходимости имеется возможность упрощения сложности предъявляемых заданий для детей с проблемами усвоения материала, а так же возможность усложнения для тех, кто успешно справляется с выполнением поставленных задач, таким образом, учитывается зона ближайшего и актуального развития каждого ребенка.

Игровые пособия и дидактические материалы подобраны с учётом вариативности и многообразия их использования. Практически каждое из них предполагает несколько вариантов заданий с несколькими вариантами сложности. Например, для конструктивных игр имеются схемы построек с различными уровнями сложности, варианты разрезных картинок из 2, 3 и более частей, разрезанные в разных направлениях, схемы к кубикам Никитина «Сложи узор» от простых «дорожек» до сложных схем узоров и т.д.

В игровом пространстве группы имеются в наличии дидактические игры и пособия, для развития внимания, памяти, воображения, развития речи, математических знаний.

Пространство группы организовано таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям, что обеспечивает все основные виды детской активности. Все игры и пособия расположены на уровне глаз детей, таким образом, дети имеют возможность самостоятельного выбора интересующей их игры. Уголок ИЗОдеятельности насыщен разнообразными материалами для творчества: пластилин, карандаши, фломастеры, белая и цветная бумага, бросовый материал. В книжном уголке подобраны книги разнообразные по своему содержанию, есть сказки, энциклопедии, а также сюжетные картинки, рассматривая которые ребёнок сам может придумать сказку или рассказ.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в тесной взаимосвязи со специалистами: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. С целью закрепления сформированных у детей навыков, полученных в ходе коррекционной работы со специалистами, в режиме дня группы запланирован коррекционный час, во время которого проводятся индивидуальная или подгрупповая совместная деятельность детей с воспитателем.

Немаловажной частью коррекционно-развивающей работы с детьми является активное взаимодействие с родителями в ходе, которого мы проводим индивидуальные консультации по ознакомлению родителей с особенностями развития детей с ЗПР и возможностями коррекции, в том числе в домашних условиях. В соответствии с планом работы по взаимодействию с семьями воспитанников регулярно проводятся совместные мероприятия, досуги, круглые столы, мастер-классы и прочее целью которых мы видим обеспечение комфортного пребывания и развития ребенка, а так же сплочение и создание дружественной атмосферы коллектива родителей и педагогов группы.

Кроме того, в сети интернет нами создан сайт, на страницах которого родители могут задать вопрос на интересующую их тему любому педагогу и специалисту дошкольного отделения. Так же на страницах нашего сайта можно найти рекомендации от воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов, касающиеся вопросов развития детей и мероприятий по воспитанию, обучению и коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития.

 

ВЫВОДЫ: проанализировав отмеченные показатели, можно сделать вывод о личном участии воспитателя Зданович Е.Н. в проектировании и наполнении РППС группы № 6. Созданная развивающая предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей, таким образом происходит реализация общеобразовательной программы дошкольного образования, при этом учитываются потребности каждого ребенка, происходит коррекция имеющихся недостатков.

09.11.2016 г

 

Директор Л.Н.Ненашева

Воспитатель Е.Н.Зданович

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: