Сталин и Дзержинский в Вятской Губернии




ССЫЛКА СТАЛИНА в древнем городе Соль­вычегодске


О жизни Иосифа Виссарионовича наши преподаватели-историки в последующее время если что-то и знали, предпочитали не рассказывать. Следуя строгим методическим указаниям и учебным планам, говорили о съездах, конференциях, борьбе с меньшевиками…


Находящийся в Сольвычегодске единственный в России дом-памятник политической ссылки доказывает, что такими масштабными событиями история Отечества не ограничивается. В этом меня чуть ли не с первых слов убедила сотрудник музея Наталья Масленникова. Бесстрастного слушателя из меня, признаюсь, не получилось. Стремясь по журналистской привычке докопаться до сути, временами обращался к Наталье Сергеевне с возникающими по ходу вопросами.


Вначале моя собеседница напомнила, что Сольвычегодск стал местом политической ссылки с 1867 года. До 1917-го здесь побывало 1500 ссыльных со всех концов России. Самый знаменитый из них – Иосиф Джугашвили, поэтому в народе нынешний дом-памятник, в стенах которого он жил, называют музеем Сталина.


В 1909 году, когда революционер не по своей воле прибыл в Сольвычегодск, здесь насчитывалось 1760 местных жителей. Ссыльных же было 500, то есть на трех-четырех горожан приходился один сосланный.
– Где же располагались все эти политически неблагонадежные? – удивляюсь я. – В какой-то тюрьме?


– Специального здания для ссыльных в нашем городе не строилось, – поясняет Наталья Масленникова. – Они жили на квартирах у местных горожан. Те сдавали жилье не по принуждению со стороны властей, а по соб­ственному желанию. Ведь ссыльные платили горожанам как обычные квартиросъемщики. Сосланные жили у хозяина дома или по одному – по двое, или «коммуной» – по 10–12 человек. Ведь не каж­дый из сосланных получал пособие, позволяющее квартировать в одиночку. Живя «коммуной», было легче совместно заплатить ежемесячно за жилье, чтобы оставалось и на питание.
– О каком пособии идет речь? – вновь недоумеваю я.
– Поскольку ссыльным работать запрещалось, государство оказывало им небольшую финансовую помощь, – говорит Наталья Сергеевна. – Кроме того, была пар­тийная касса, из которой помогали ссыльным. Так делали не только большевики, но и эсеры, меньшевики. Денежные переводы, как и бандероли с литературой, посылали на имя постоянных жителей городка.
Государственное же пособие не было постоянным. Так, например, в 1898 году платили восемь копеек в сутки на питание и полтора рубля в месяц на жилье. Позднее стали выделять на еду 15 копеек ежесуточно. На жилье имеющим среднее образование предоставляли от шести до восьми рублей – это было немного. Не имеющие образования ссыльные из категории рабочих получали еще меньше – 2 рубля 20 копеек. Естественно, пролетарии не могли снять в одиночку квартиру.


Наталья Сергеевна продолжает, делясь, видимо, давно наболевшим:
– Сравните с нынешними осужденными, находящимися в тюрьме. Тех сейчас государство одевает, обувает, кормит. И работать им не надо! Над головой сухо. Не надо, как бомжам, думать – какую картонку постелить на ночлег. Не удивительно, что, выйдя из тюрьмы, они не могут адаптироваться к условиям на воле, где надо работать, чтобы получить средства на кусок хлеба… В начале же прошлого века это было наказанием для ссыльных – не работать. А теперь, если сказать: «Не работайте, мы будем вам платить пособие», то обрадуется, наверное, каждый.


Возвращаясь вновь к жизни политических ссыльных, Наталья Масленникова уточняет:
– Известный революционер Федосеев, будучи в сольвычегодской ссылке, получал пособие шесть рублей. Джугашвили как проучившийся некоторое время в духовной семинарии – семь рублей сорок копеек. Из них четыре рубля платил за комнату.


На оставшееся должен был прожить месяц. Зимы на севере тогда были не чета нынешним сиротским, а потому немало денег уходило на одежду.
– Государство платило лишь столько, чтобы человек не умер, – делает вывод моя собеседница.


Она напоминает, что ссыльным запрещалось работать в государственных учреждениях, читать лекции и заниматься преподавательской деятельностью. Сосланные подписывали документ о том, что они согласны с этими требованиями. Если же человек начинал работать, его наказывали – сажали в тюрьму. Маленькое одноэтажное здание ее, кстати, находится неподалеку, метрах в трехстах от музея. Все было направлено на то, чтобы пришедшие по этапу перевоспитались – одумались, стали законопослушными и пошли по правильному пути.


– И бывало такое? – уточняю я.


– Да вряд ли, – улыбается Наталья Масленникова. – Убеждения у людей тогда были прочные.


Немного подработать, правда, ссыльные могли. Все они были грамотные, а потому помогали горожанам составить какое-либо письмо, прошение, получая за это небольшую плату.


Сейчас у многих современников сложилось мнение, что революционной деятельностью занимались лишь люди умственного труда. Сотрудник музея Наталья Масленникова убеждена, что это было не так:
– Если в Сольвычегодск ссылали сапожника, то он, естественно, прибывал со своими инструментами. Здесь мог частным образом шить обувь, ремонтировать ее – конечно, не числясь в штате государственного учреждения. Столяр, отбывая в ссылку, тоже прихватывал с собой инструмент. Вообще же среди сосланных было очень много рабочих, крестьян.
К последним, как свидетельствуют документы, относился и 29-летний Иосиф Джугашвили. В них написано, что он крестьянин одного из сел Тифлисского уезда и губернии.


– А почему для перевоспитания людей был выбран Сольвычегодск?
– Для этого использовали не только наш город, – поясняет Наталья Сергеевна. – Адресов для высылки неблагонадежных в России было очень много. Сольвычегодск, как известно, возник в XV веке на месте поселения солеваров. Отсюда появилось и название, ведь добывали соль на реке Вычегде. Удобное расположение на торговом пути в Сибирь способствовало быстрому росту города. Последующие два века связаны с именами известных купцов Строгановых. Они занимались торговлей с Англией и Голландией. Но со временем промышленные запасы соли иссякли, и торговый путь с Вычегды переместился на Каму. Сольвычегодск превращается в провинциальный захолустный городок. А таких в стране было много, особенно в Сибири.


Сольвычегодск тогда относился к Вологодской губернии. Поэтому все сосланные в него проходили этапом тюрьму в Вологде. А из российской столицы они шли пешком до берегов Вычегды 600 верст – ехали только сопровождавшие их жандармы, охран­ники.


Иосиф Джугашвили, родившийся 21 декабря 1879 года, за свою революционную деятельность был впервые арестован в 1902-м. Всего же на его счету – семь арестов. Шесть раз мерой наказания были ссылки, и пять раз он бежал из них. В Вологодскую губернию его сослали на два года после ареста, последовавшего в марте 1908-го. В Сольвычегодск шел этапом из вологодской тюрьмы долго – четыре месяца, потому что в пути заболел тифом и вынужден был лечиться в Вятке.
В бывшую столицу российского солеварения недоучившийся семинарист Иосиф Виссарионович Джугашвили прибыл 27 февраля 1909 года. Поселился в доме Григоровых, где сдавали комнату ссыльным. Это довольно просторное жилище вряд ли назовешь крестьянской избой, как, впрочем, и находящийся через дорогу нынешний музей Сталина. Оба дома стараниями сольвычегодцев прекрасно сохранились.


В их стенах и окрестностях города происходило немало любопытных вещей. Об одних из них долгое время умалчивали канонические учебники по истории. О других, обсуждавшихся в обществе во времена перестройки, до сих пор не стихают споры. Но это – тема отдельного рассказа.

https://sovross.ru/articles/411/6749

Домов на самом деле два Они стоят через улицу. Жил Сталин здесь в разное время. В этом в марте 1909, после чего бежал.

Основной Дом-музей политической ссылки. Дом Марии Кузаковой. Здесь и жил Сталин в 1911 году. Охраняется государством. Современный адрес дома: Архангельская обл, г. Сольвычегодск, ул.Ленина 28.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: