как фактор эффективного развития инклюзивного образования




Информационно-методическое сопровождение специалистов общеобразовательного учреждения

как фактор эффективного развития инклюзивного образования

Т.А. Шистерова, учитель-логопед ЦПМПК МО

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, создание для них специальных условий получения образования вносит существенные изменения в организацию образовательного процесса в целом, ориентирует педагогов на поиск специальных методов и технологий в обучении всех детей с учетом их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Все эти нововведения неизбежно приводят к повышению требований к деятельности педагогов, специалистов психолого-педагогического сопровождения, расширению их функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых качеств личности.

Именно поэтому и существует объективная потребность в организационной и методической поддержке педагогических работников, реализующих инклюзивное образование в Мурманской области.

Еще до принятия федерального закона «Об образовании в РФ» в рамках реализации госпрограммы «Доступная среда» (2011 – 2016г.г.) в Мурманской области проходил региональный эксперимент по созданию в образовательных учреждениях модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов общеобразовательных учреждений в процессе внедрения инклюзивного образования осуществляли специалисты Центральной психолого-медико-педагогической комиссии.

За 3 года функционирования в режиме эксперимента образовательные организации создавали собственные модели инклюзивного обучения детей с учетом образовательных потребностей, имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических), велась большая просветительская работа с родителями, педагогическими работниками, общественностью. В рамках расширения информированности педагогов образовательных учреждений, повышения их профессиональной компетенции, изучались базовые модели интегрированного (инклюзивного) обучения, проектировалась инклюзивная образовательная среда, обобщался практический опыт других регионов по взаимодействию специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики.

В октябре 2014г. состоялся областной семинар по итогам регионального эксперимента по развитию в Мурманской области инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, на котором были представлены результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению эксперимента, основная цель которого заключалась в формировании профессионального сознания педагогов, профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ, созданию эффективной системы инклюзивного образования. Наш Центр представил модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе общеобразовательных организаций, в центре которой ребенок с особыми образовательными потребностями, раннее выявление его проблем в развитии и обучении через трёхуровневую систему ПМПК.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Мурманской области на Центр была возложена функция регионального ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению экспериментального перехода на ФГОС НОО образования детей с ОВЗ.

В целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов Мурманской области по вопросам организации психолого-педагогической поддержки педагогов ОО, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ, детей-инвалидов специалисты ЦПМПК МО провели ряд мероприятий, представленных на слайде.

В мероприятиях приняло участие более 60 педагогов-психологов образовательных организаций Мурманской области.

Cпециалистами ЦПМПК МО разработана модель психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС образования детей с ОВЗ, представляющая собой технологию комплексной поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, его родителям (законным представителям) и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Итоги деятельности Центра на этапе экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ были подведены на областном семинаре- практикуме «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области», который состоялся в декабре 2015г.

Следующим важным направлением в сопровождении инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью стала реализация плана мероприятий («дорожная карта»), направленных на обеспечение доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, на 2017-2018 годы (приказ МОиН МО от 04.04.17г №545). С этой целью специалисты ГОБУ МО ЦППМС-помощи организовали и провели ряд информационно-методических мероприятий.

Цикл семинаров-практикумов «Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в образовательных организациях Мурманской области. Роль и место ПМПк ОО в системе сопровождения». Слушателям был представлен методический пошаговый сценарий сопровождения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида по двум основным направлениям: выявление детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий и последующем психолого-педагогическом сопровождении членами консилиума.

Участники семинара получили информационный диск с методическими материалами для использования в практической деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

По итогам проведения семинара-практикума составлены методические рекомендации «Технология организации деятельности ПМПк ОО в инклюзивном образовании».

По итогам ежегодного мониторинга учета выполнения рекомендаций ЦПМПК МО, нами был определен круг актуальных вопросов, касающихся обучения детей с ОВЗ, одним из которых стал вопрос о разработке адаптированных программ для детей, обучающихся в условиях инклюзии. Исходя из запроса была организована и проведена серия обучающих семинаров по теме «Проектирование АООП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном образовании Мурманской области». Программа семинара предусматривала круг актуальных вопросов, касающихся создания специальных условий получения образования детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях, технологию проектирования АООП для детей с ЗПР, ТНР, с сенсорными нарушениями.

В рамках сетевого взаимодействия в семинаре приняли участие заместитель по учебной работе ГОБОУ «Минькинская коррекционная школа-интернат» Е.Т. Мельниченко, учителя-дефектологи ГОБОУ «Мурманская коррекционная школа-интернат №3»: сурдопедагог Л.Ю. Яковлева и тифлопедагог Н.М. Шишкина.

Активное развитие инклюзивной практики в образовании приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

С цельюповышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений в вопросах организации и содержания образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра нашими специалистами была разработана программа просветительской направленности для педагогических работников Мурманской области «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС». Программа реализовывалась в течение двух лет. За это время обучение прошли 79 специалистов ОО Мурманской области. По результатам обучения все педагоги получили электронный диск с информационно-методическими материалами по работе с детьми с РАС.

Для полноценного включения ребенка с ОВЗ, инвалидностью в общеобразовательные учреждения необходимы специальные образовательные условия. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог адаптироваться в коллектив сверстников. Таким специалистом психолого-педагогического сопровождения является тьютор. Учитывая актуальность проблемы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, специалистами ЦПМПК МО разработана программа просветительской направленности для педагогических работников Мурманской области «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику». Программа раскрывает специфику работы тьютора в инклюзивном образовании, нормативно-правовые основы его деятельности, определяет функции тьютора в командном взаимодействии с педагогами и специалистами, особенности работы тьютора с разными категориями детей с ОВЗ, инвалидностью, включению их в детский коллектив. Программа учитывает проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, излагаются основные аспекты работы тьютора с родителями.

В реализации программы по тьюторскому сопровождению приняли участие 38 педагогов из 4 муниципальных образований Мурманской области: Кольский район, ЗАТО Североморск, Александровск, Видяево.

 

В рамках координации и организационно-методического обеспечения деятельности ресурсных центров, созданных на базе государственных областных коррекционных учреждений, специалистами ЦПМПК МО организованы практикоориентированные семинары для руководящих и педагогических работников ОО Мурманской области, участвующих в реализации инклюзивного образовании.

В ходе проведенных мероприятий были представлены современные практики и технологии обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями развития, используемые в условиях инклюзивного образования. Всего в работе семинаров приняли участие более 90 педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

Для Центра стало уже традиционным организация и проведение региональных межведомственных научно-практических конференций. С целью обобщения эффективных практик инклюзивного образования в Мурманской области; выявления проблем и определения перспективы развития инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью специалистами ЦПМПК МО организованы и проведены три таких научно-практических конференций с привлечением представителей здравоохранения, социального развития, родительской общественности.

В ноябре 2016 года в рамках реализации комплексного плана мероприятий по созданию системы ранней помощи детям на территории Мурманской области состоялась региональная межведомственная научно-практическая конференция «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ: реальность и перспективы».

В ходе пленарного заседания рассматривались актуальные вопросы реализации в Мурманской области Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года. Важной частью конференции стала трансляция опыта пилотных площадок по созданию служб ранней помощи детям на территории муниципальных образований г.г. Кандалакша, Оленегорск, Кола. Была представлена региональная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в Мурманской области.

В апреле 2017 года прошла региональная межведомственная научно-практическая конференция «Комплексный подход к инклюзивной образовательной среде как залог успешной социализации и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)». Цель конференции – консолидация усилий профессионального сообщества, родителей, представителей общественных организаций в создании условий для развития системы комплексного сопровождения детей с РАС в Мурманской области. Одна из задач – обсуждение межведомственного взаимодействия и междисциплинарного подхода при организации системы помощи детям с РАС и их родителям.

В ноябре 2017 г. года состоялась региональная межведомственная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: возможности и ограничения». Участники конференции отметили своевременность и актуальность привлечения внимания исполнительных органов власти, всего профессионального сообщества к проблеме развития и продвижения инклюзивных процессов в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также согласовали общую позицию и понимание основных направлений практической реализации задач дальнейшего развития такой формы инновационного образования в Мурманской области, как инклюзивное образование.

С целью повышения мобильности и доступности информационно-методической помощи руководящим и педагогическим работникам ОО Мурманской области, направленной на повышение профессиональной компетентности в вопросах успешной реализации инклюзивного образования, специалисты ЦПМПК МО ежегодно разрабатывают по 6 – 7 наименований методических рекомендаций и распространяют их в ходе проведения различного рода выездных мероприятий.

Я представила вашему вниманию лишь некоторые наиболее важные мероприятия, проводимые специалистами ЦПМПК МО, по психолого-педагогическому сопровождению педагогических работников Мурманской области, реализующих инклюзивную практику.

Мы постарались выстроить систему организационно-методического сопровождения, но понимаем, что эта система не может быть статичной, в нее важно своевременно вносить изменения и поправки с учетом тех требований, которые диктует современная ситуация развития образования в целом и в Мурманской области в частности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: