Вопросник для определения сенсорного профиля
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Сопротивляется любым переменам
|
|
|
|
|
| Замечает даже мельчайшие измене- ния в окружающей среде
|
|
|
|
|
| Не узнает знакомые места, если при- ближается к ним с другого, непри- вычного/необычного направления
|
|
|
|
|
| Не узнает людей в незнакомой, непривычной одежде
|
|
|
|
|
| Не воспринимает оптические иллюзии
|
|
|
|
|
| Часто смотрит на микроскопические крупицы, поднимает малюсенькие кусочки пуха, пушинки
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Не любит находиться в темноте или при слишком ярком освещении
|
|
|
|
|
| Пугается резких вспышек света, молнии
|
|
|
|
|
| Большую часть времени смотрит вниз
|
|
|
|
|
| Закрывает глаза или щурится на ярком свете
|
|
|
|
|
| Повышен интерес, внимание к свету
|
|
|
|
|
| Пристально смотрит на людей и предметы
|
|
|
|
|
| Двигает, вертит, машет пальцами или предметами перед глазами
|
|
|
|
|
| Очаровывается, завораживается от- ражением, яркими цветными предметами
|
|
|
|
|
| Водит рукой по краю предмета
|
|
|
|
|
| Обходит комнату по периметру
|
|
|
|
|
| Легко расстраивается, быстро устает при флуоресцентном освещении
|
|
|
|
|
| Не любит, испытывает диcкомфорт от определенных цветов
(особенно:)
|
|
|
|
|
| Завораживается цветными и блестя- щими предметами
(а именно:)
|
|
|
|
|
| По-разному реагирует (удовольстви- ем – индифферентно – стрессом) на один и тот же визуальный стимул (огни, цвет, узор)
|
|
|
|
|
| Обращает внимание на детали, а не на весь предмет (например,
на колесико, а не на весь игрушеч- ный автомобиль)
|
|
|
|
|
| Легко может заблудиться
|
|
|
|
|
| Боится эскалаторов, лестниц, высоты
|
|
|
|
|
| С трудом ловит мяч
|
|
|
|
|
| Сильно пугается, если к нему подходят неожиданно
|
|
|
|
|
| Производит компульсивные повто- ряющиеся движения рукой, головой или телом, чтобы рука или объекты то приближались, то удалялись
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Ударяет, трет глаза, когда расстраивается
|
|
|
|
|
| Ведет себя как слепой
|
|
|
|
|
| Демонстрирует ритуальное поведение
|
|
|
|
|
| Реакция на зрительные стимулы отсрочена
(например, не сразу мигает/закрыва- ет глаза, когда включается свет)
|
|
|
|
|
| Все воспринимается как новое и незнакомое, несмотря на то, что ре- бенок уже неоднократно сталкивался с тем же самым
|
|
|
|
|
| Внезапные вспышки аутоагрессии, ярости или убегание в ответ на зри- тельный стимул
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что ребенок не видит, что происходит вокруг, когда он что-то слушает
|
|
|
|
|
| Избегает прямого глазного контакта
|
|
|
|
|
| Производит впечатление бездумного, ведомого
|
|
|
|
|
| Удивляет других тем, что знает
«неизвестную» информацию
|
|
|
|
|
| Обнюхивает, облизывает, трогает или стучит по предметам
|
|
|
|
|
| Выглядит поглощенным светом, цветом или узором
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что знает, что делают люди, которые в данный момент не находятся рядом
|
|
|
|
|
| Прикрывает, трет глаза, щурится, моргает в ответ на звук, прикоснове- ние, запах, вкус, движение
|
|
|
|
|
| Испытывает недовольство (фрустри- рован) из-за «неправильного» цвета букв, цифр и т.п. на цветных кубиках
|
|
|
|
|
| Демонстрирует хорошую зрительную память
|
|
|
|
|
| Повышена реакция на свет, цвет, рисунки или узоры
|
|
|
|
|
| Легко складывает паззлы
|
|
|
|
|
| Помнит маршруты и места
|
|
|
|
|
| Запоминает огромные объемы информации с одного взгляда
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Плохо усваивает математику
|
|
|
|
|
| Сначала выучивает существительные
|
|
|
|
|
| Испытывает трудности с наречиями и предлогами
|
|
|
|
|
| Необычные паттерны в речевом развитии, например, называет одну вещь, чтобы обозначить другую
|
|
|
|
|
| Легко расстраивается, если приходится делать
что-то в шумной комнате, в толпе
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что ребенок не понимает инструкции, если гово- рят несколько человек
|
|
|
|
|
| На многие звуки закрывает уши
|
|
|
|
|
| Чутко спит
|
|
|
|
|
| Боится животных
|
|
|
|
|
| Не любит грозу, море, толпу
|
|
|
|
|
| Не любит стричься
|
|
|
|
|
| Избегает звуков и шумов
|
|
|
|
|
| Производит повторяющиеся шумы, чтобы заглушить другие звуки
|
|
|
|
|
| Стучит предметами, хлопает дверями
|
|
|
|
|
| Любит вибрирующие звуки, например, наклоняется к холодиль- нику, чтобы услышать вибрацию
|
|
|
|
|
| Любит кухню и ванную
|
|
|
|
|
| Любит транспорт и толпу
|
|
|
|
|
| Рбенка привлекают звуки и шумы
|
|
|
|
|
| Рвет, комкает бумагу в руке
|
|
|
|
|
| Производит громкие ритмичные шумы
|
|
|
|
|
| Фрустрируется некоторыми звуками
(например,)
|
|
|
|
|
| Пытается сломать предметы, кото- рые издают звуки (часы, телефон, музыкальные игрушки)
|
|
|
|
|
| Поглощен некоторыми звуками, осо- бенно,)
|
|
|
|
|
| По-разному реагирует (удовольстви-
ем – индифферентно – стрессом) на один и тот же слуховой стимул (звук, шум)
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Слышит (с пониманием) некоторые слова, а не все предложение
|
|
|
|
|
| Имеет проблемы с произношением
|
|
|
|
|
| Не может различить некоторые звуки
|
|
|
|
|
| Бьет себя по ушам во время стресса
|
|
|
|
|
| Выглядит и ведет себя как глухой
|
|
|
|
|
| Отсрочен ответ на звуки, вопросы, инструкции
|
|
|
|
|
| Эхолалия монотонным высоким, попугайным голосом
|
|
|
|
|
| Внезапные вспышки аутоагрессии, ярости или убегание в ответ
на слуховой стимул
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что
не слышит, если смотрит на что-то
|
|
|
|
|
| Лучше реагирует на инструкцию, если она «адресована» стене
|
|
|
|
|
| Ищет источник звука
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что поглощен звуками
|
|
|
|
|
| Создается впечатление,
что «читает» мысли, чувства других
|
|
|
|
|
| Выражает недовольство (расстраива- ется) от «несуществующих» разгово- ров, звуков
|
|
|
|
|
| Закрывает (бьет) уши в ответ на свет, цвет, прикосновение, запах, вкус, движение
|
|
|
|
|
| Выражает недовольство из-за звука в ответ на цвет, текстуру, прикосно- вение, запах, вкус, движение
|
|
|
|
|
| Демонстрирует хорошую слуховую память (детские стихи, песни)
|
|
|
|
|
| Реакции запускаются звуками, словами (определенные звуки, слова вызывают определенную реакцию или «трудное» поведение: аутоагрессию, истерику и т.д.)
|
|
|
|
|
| Использует необычные шаблонные ответы
|
|
|
|
|
| Использует строчки из песни, рекламы и т.д. в качестве ответа
|
|
|
|
|
| Не может придерживаться темы в беседе
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Сочиняет музыкальные отрывки, песни
|
|
|
|
|
| Не различает интенсивность так- тильных стимулов (например, легкое и грубое прикосновение)
|
|
|
|
|
| Сопротивляется прикосновениям
|
|
|
|
|
| Не переносит новую одежду, избегает ношения обуви
|
|
|
|
|
| Демонстрирует повышенную реакцию на тепло, холод, боль
|
|
|
|
|
| Избегает того, чем можно испачкаться
|
|
|
|
|
| Не любит продукты (еду) определен- ной текстуры (а именно:)
|
|
|
|
|
| Отодвигается от людей
|
|
|
|
|
| Настаивает на том, чтобы носить одну и ту же одежду
|
|
|
|
|
| Любит тугую, сдавливающую одежду
|
|
|
|
|
| Стремится к тому, чтобы ощутить давление, заползая под тяжелые предметы
|
|
|
|
|
| Обнимает, сильно сдавливая
|
|
|
|
|
| Любит бурные игры (валяться,
кувыркаться)
|
|
|
|
|
| Склонен к самоповреждениям
|
|
|
|
|
| Понижена чувствительность к боли, температуре
|
|
|
|
|
| Не переносит определенные тексту- ры (а именно:)
|
|
|
|
|
| Очень любит, завораживается опре- деленными текстурами (а именно:
)
|
|
|
|
|
| По-разному реагирует (удовольствием
– индифферентно – стрессом) на один и тот же тактильный стимул (одежду, прикосновение, тепло, боль и пр.)
|
|
|
|
|
| Жалуется на определенные детали одежды
|
|
|
|
|
| Во время стресса бьет самого себя
|
|
|
|
|
| Чувствует и ведет себя так, как будто у него онемение
|
|
|
|
|
| Внезапные вспышки аутоагрессии/ ярости или убегание в ответ на так- тильный стимул
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Создается впечатление, что не ощу- щает прикосновения, если смотрит на что-то или слушает что-то
|
|
|
|
|
| Затрудняется определить текстуру или определить место прикоснове- ния (где к нему прикасаются), если закрыты глаза
|
|
|
|
|
| Переносит только «инструменталь-
ное» (не социальное) прикосновение
|
|
|
|
|
| Иногда не реагирует ни на какие тактильные стимулы
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что поглощен определенной текстурой
|
|
|
|
|
| Кажется, что чувствует боль, когда больно другим
|
|
|
|
|
| Жалуется на то, что к нему прикаса- ются, на холод или тепло и пр.
в отсутствие стимула
|
|
|
|
|
| Расстраивается, жалуется на то, что чувствует цвет или звук во время прикосновения
|
|
|
|
|
| Расстраивается, жалуется на то, что чувствует прикосновение, когда смотрит на что-то
|
|
|
|
|
| Жалуется на боль в спине, на жару, холод в шумных, красочных, ярких, многолюдных местах
|
|
|
|
|
| Демонстрирует хорошую тактильную память
|
|
|
|
|
| Реакции запускаются текстурой/ прикосновением/температурой (имеется в виду, что определенные текстуры, прикосновения вызывают определенную реакцию или
«трудное» поведение: аутоагрессию, истерику и т.д.)
|
|
|
|
|
| Не может различать сильный и слабый запахи
|
|
|
|
|
| Имеет проблемы с туалетом
|
|
|
|
|
| Убегает от запахов
|
|
|
|
|
| Нюхает себя, других людей, предметы
|
|
|
|
|
| Размазывает/играет с фекалиями
|
|
|
|
|
| Ищет сильные запахи
|
|
|
|
|
| Мочится в постель
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Не переносит некоторые запахи
(а именно)
|
|
|
|
|
| Заворожен некоторыми запахами (а именно:)
|
|
|
|
|
| По-разному реагирует (удовольстви- ем – индифферентно – стрессом) на один и тот же запах
|
|
|
|
|
| Жалуется на запах некоторых кусоч- ков пищи, хотя игнорирует остальные
|
|
|
|
|
| Во время стресса бьет себя по носу
|
|
|
|
|
| Имеет трудности с интерпретацией запахов
|
|
|
|
|
| Реакция на запах отсрочена
|
|
|
|
|
| Внезапные вспышки аутоагрессии/ ярости или убегание в ответ на запах
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что чувству- ет запах, если смотрит/слушает
|
|
|
|
|
| Избегает прямых запахов
(когда, что называется, «бьет в нос») – духов, освежителей воздуха, запаха пота от человека рядом и т.д.)
|
|
|
|
|
| Иногда вообще не реагирует на запах
|
|
|
|
|
| Проверяет еду, перед тем как съесть (например, разглядывает, или нюхает, или ощупывает, перед
тем как положить в рот)
|
|
|
|
|
| Кажется, что заворожен запахами
|
|
|
|
|
| Жалуется/говорит о несуществую- щих запахах
|
|
|
|
|
| Закрывает/ковыряет/бьет нос в ответ на зрительные, слуховые стимулы, прикосновение, вкус, движение
|
|
|
|
|
| Жалуется на запах в ответ на зрительные, слуховые стимулы, прикосновение, вкус, движение
|
|
|
|
|
| Демонстрирует хорошую память на запахи
|
|
|
|
|
| Реакции запускаются запахами; определенные запахи вызывают определенную реакцию или
«трудное» поведение: аутоагрессию, истерику и т.п.)
|
|
|
|
|
| Не может различить сильный и сла- бый вкус
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Плохо ест
|
|
|
|
|
| Использует кончик языка, чтобы пробовать вкус
|
|
|
|
|
| Часто давится пищей. Ребенка тошнит, легко возникает рвота
|
|
|
|
|
| Очень сильно хочет определенные продукты (простую пищу)
|
|
|
|
|
| Ест несъедобное
|
|
|
|
|
| Берет в рот и облизывает предметы
|
|
|
|
|
| Ест смешанную еду
(например, сладкую и кислую)
|
|
|
|
|
| Частая отрыжка
|
|
|
|
|
| Не переносит некоторые продукты
(а именно:)
|
|
|
|
|
| Заворожен некоторыми вкусовыми ощущениями (а именно:)
|
|
|
|
|
| По-разному реагирует (удовольстви- ем – индифферентно – стрессом) на один и тот же продукт
|
|
|
|
|
| Не узнает (жалуется) на еду, которую обычно любит
|
|
|
|
|
| Плохо различает вкусы
|
|
|
|
|
| Отсроченная реакция на вкусовые ощущения
|
|
|
|
|
| Внезапные вспышки аутоагрессии/ ярости или убегание в ответ на какой-то вкус продукта, еды
|
|
|
|
|
| Не чувствует вкуса еды, если смо- трит на что-то или что-то слушает
|
|
|
|
|
| Очень аккуратно ест
|
|
|
|
|
| Иногда не реагирует ни на какой вкус
|
|
|
|
|
| Выглядит поглощенным определенной едой
|
|
|
|
|
| Жалуется, говорит о, скорее всего, несуществующем вкусе во рту
|
|
|
|
|
| Производит жевательные движения в ответ на зрительные, слуховые стимулы (прикосновение, запах, движение)
|
|
|
|
|
| Жалуется на вкусовые ощущения в ответ на зрительные, слуховые стимулы, прикосновение, запах, движение
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Демонстрирует хорошую память на вкусовые ощущения
|
|
|
|
|
| Реакции запускаются определенной едой
|
|
|
|
|
| Ребенок неуклюжий, двигается неловко
|
|
|
|
|
| Принимает необычные позы
|
|
|
|
|
| С трудом манипулирует мелкими предметами (например, пуговицами)
|
|
|
|
|
| Поворачивается всем телом, чтобы посмотреть на что-то
|
|
|
|
|
| Низкий мышечный тонус
|
|
|
|
|
| Слабый захват, роняет вещи
|
|
|
|
|
| Плохо осознает положение тела в пространстве
|
|
|
|
|
| Не осознает ощущения от собственного тела (например, не чувствует голод)
|
|
|
|
|
| Натыкается на предметы, людей
|
|
|
|
|
| Выглядит ленивым, пассивным, часто прислоняется к людям, мебели, вещам
|
|
|
|
|
| Часто спотыкается, падает
|
|
|
|
|
| Раскачивается вперед и назад
|
|
|
|
|
| Не переносит некоторых движений, поз
|
|
|
|
|
| Часто производит сложные движения телом, особенно если расстроен или скучает
|
|
|
|
|
| Может иметь различный тонус в мышцах (повышенный, пониженный)
|
|
|
|
|
| Неровные буквы, слова, линии (например, иногда нажим слишком слабый, иногда слишком сильный)
|
|
|
|
|
| Жалуется на конечности, части тела
|
|
|
|
|
| Трудности при прыгании, при прыга- нии на одной ноге, езде на велосипе- де, при перепрыгивании
|
|
|
|
|
| Создается впечатление,
что не знает, что делает его тело
|
|
|
|
|
| Очень неуспешен в спорте
|
|
|
|
|
| Очень легко устает, например, в шумных ярких местах,
или когда долго стоит
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Создается впечатление, что не осоз- нает положение тела в пространстве (что делает тело), когда смотрит, слушает, говорит
|
|
|
|
|
| С трудом имитирует/копирует движения
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что не знает, как двигать телом (не способен изменить позу, чтобы было удобно)
|
|
|
|
|
| Смотрит на ноги во время ходьбы
|
|
|
|
|
| Смотрит на руки, когда делает что-то
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что поглощен движениями тела
|
|
|
|
|
| Жалуется на несуществующий физический опыт (например,
«я летаю», и т.п.)
|
|
|
|
|
| Возникают непроизвольные позы тела в ответ на зрительные, слуховые стимулы, запах, вкус, прикосновение
|
|
|
|
|
| Демонстрирует очень хорошую про- приоцептивную память (например, понимает указания лучше, если про- изводит точно такие же движения, которые сопровождают инструкцию)
|
|
|
|
|
| Реакции запускаются позой тела, движениями (определенные позы или движения вызывают определен- ную реакцию или «трудное» поведе- ние: аутоагрессию, истерику и т.д.)
|
|
|
|
|
| Имитирует действия (то, что ему нужно будет сделать), когда дается инструкция
|
|
|
|
|
| Сопротивляется изменению позиции, движению головы
|
|
|
|
|
| Пугается простых двигательных ак- тивностей (раскачиваний, езды
с горки, карусели)
|
|
|
|
|
| Затрудняется при хождении или ползании по неровным или неустойчивым поверхностям
|
|
|
|
|
| Не любит, когда его переворачивают вниз головой
|
|
|
|
|
| Тревожится или ощущает стресс, если ноги отрываются от земли
|
|
|
|
|
| Любит качели, карусели
|
|
|
|
|
| Кружится, бегает по кругу
|
|
|
|
|
№
| Поведение
| Да
(раньше)
| Да
(сейчас)
| Нет
| Не уверен, не знаю
|
| Боится упасть, боится высоты
|
|
|
|
|
| Крутится, прыгает, раскачивается, если фрустрирован или скучает
|
|
|
|
|
| По-разному реагирует (удоволь- ствием – индифферентно – стрессом) на одну и ту же двигательную актив- ность (качели, горку, «веретено»)
|
|
|
|
|
| Сопротивляется новым видам двигательной активности
|
|
|
|
|
| Ходит на цыпочках
|
|
|
|
|
| Дезориентируется после изменения позиции головы
|
|
|
|
|
| Забывает об опасности высоты и т.п.
|
|
|
|
|
| Держит голову вертикально (прямо),
даже когда отклоняется или наклоняется
|
|
|
|
|
| Ребенка тошнит, или начинается рвота от сильных движений (качелей, машины, карусели)
|
|
|
|
|
| Не ощущает никакого движения, когда смотрит, слушает, говорит
|
|
|
|
|
| Избегает тех активностей,
где надо удерживать равновесие
|
|
|
|
|
| Дезориентируется в шумных, ярких, местах или после физической активности
|
|
|
|
|
| Неосознанно раскачивается во время других активностей (например, когда смотрит телевизор)
|
|
|
|
|
| Внимательно рассматривает поверх- ность, перед тем как пройти по ней
|
|
|
|
|
| Создается впечатление, что постоян- но находится в движении
|
|
|
|
|
| Совершает непроизвольные движе- ния тела в ответ на зрительные, слуховые стимулы, запах, вкус, прикосновение
|
|
|
|
|
| Переживает чувство движения, хотя находится в покое (например, «я ле- таю, когда лежу в кровати», и т.п.)
|
|
|
|
|
| Реакции запускаются двигательной активностью (определенные вестибу- лярные ощущения вызывают опреде- ленную реакцию или «трудное» пове- дение: аутоагрессию, истерику и т.д.)
|
|
|
|
|
|
Поиск по сайту:
|