Естественнонаучная и гуманитарная культуры




КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

 

Курс лекций

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Эволюция естественнонаучной картины мира……………….………….  
  1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры……………………..  
  1.2. Научный метод……………………………….………………………..  
  1.3. История естествознания и тенденции его развития…………………  
  1.4. Развитие представлений о материи…………………………………..  
  1.5. Развитие представлений о движении…………………………………  
  1.6. Развитие представлений о взаимодействии…………………………  
  Вопросы для самоконтроля………………………………………………...  
  Тесты………………………………………………………………………...  
  Литература…………………………………………………………………..  
2. Пространство, время, симметрия………………………………………….  
  2.1. Эволюция представлений о пространстве и времени……………….  
  2.2. Специальная теория относительности……………………………….  
  2.3. Общая теория относительности………………………………………  
  2.4. Принципы симметрии и законы сохранения…………………………  
  Вопросы для самоконтроля………………………………………………...  
  Тесты………………………………………………………………………...  
  Литература…………………………………………………………………..  
3. Структурные уровни и системная организация материи………………..  
  3.1. Системный подход к изучению организации материи……………...  
  3.2. Структурные уровни организации материи………………………….  
  3.3. Системы микромира…………………………………………………...  
  3.4. Процессы в микромире………………………………………………..  
  3.5. Химические системы………………………………………………….  
  3.6. Структурные уровни организации живой материи………………….  
  Вопросы для самоконтроля………………………………………………...  
  Тесты………………………………………………………………………...  
  Литература………………………………………………………………….  
4. Порядок и беспорядок в природе………………………………………...  
  4.1. Динамические и статистические закономерности в природе………..  
  4.2. Концепции квантовой механики………………………………………..  
  4.3. Принцип возрастания энтропии………………………………………..  
  4.4. Закономерности самоорганизации материи……………………………  
  Вопросы для самоконтроля………………………………………………...  
  Тесты………………………………………………………………………...  
  Литература…………………………………………………………………  
5. Панорама современного естествознания…………………………………  
  5.1. Космология (мегамир)………………………………………………......  
5.2. Геологическая эволюция………………………………………………..  
  5.3. История жизни на Земле и методы исследования биологической эволюции……………………………………………………………….  
  5.4. Эволюция живых систем……………………………………………..  
  5.5. Генетика и эволюция…………………………………………………  
  Вопросы для самоконтроля…………………………………………………  
  Тесты………………………………………………………………………….  
  Литература……………………………………………………………………  
6. Биосфера и человек………………………………………………..……….  
  6.1. Устойчивость и эволюция биосферы………………………………..  
  6.2. Глобальный экологический кризис………………………………….  
  6.3. Принципы универсального эволюционизма. Ноосфера……….…...  
  Вопросы для самоконтроля……………………………………………….  
  Тесты………………………………………………………………………..  
  Литература…………………………………………………………………  

 

ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫМИРА

 

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

 

Исходным понятием всей дисциплины, а не только её первого модуля, является термин «культура», означающий исторически определенный уро-вень развития общества, творческих сил и способностей человека, выра-женный в формах организации жизни и деятельности людей, а также в соз-даваемых ими духовных и материальных ценностях – продуктах соответ-ствующих составляющих культуры (рис. 1.1):

 

Составляющие культуры
Духовная культура (цель – познание реального мира)
Гуманитарная культура
Коммерциализация естественнонаучного знания
Материальная культура (цель – удовлетворение потребностей человека)
Средства достижения цели – техника, технология, товары, услуги
Естественнонаучная культура
Экономика

 

 


Рис. 1.1. Составляющие культуры и их цели

 

С помощью понятия культуры обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия, ибо культура – это все, что создано человеком в добавление к природе, хотя и на её основе. Наг-лядной иллюстрацией данного тезиса может служить известное рассуждение античного мыслителя и поэта Лукреция из его дидактической поэмы «О при-роде вещей» («De rerum natura») – если, допустим, посадить в землю черенок оливы, то из него вырастет новая олива, но если закопать в землю скамейку из оливы, то вырастет отнюдь не скамейка, а опять же новая олива! В итоге сохранится только природная основа этого предмета, а чисто человеческая – исчезнет. Но не тривиальная мысль о хрупкости продуктов материальной культуры, создаваемых человеком, является моралью приведенного примера. Главное в другом – человеческая культура является результатом сначала познания (отображения) реального мира, природы (см. рис. 1.1), а затем, в зависимости от специфики полученного знания – его практического исполь-зования (там же). В соответствии с вышеописанной двойной (вечной при-родной и преходящей человеческой) сутью любых продуктов духовной куль-туры и выделяют две её составляющие. Естественнонаучная культура изу-чает природу, в том числе и человека, как составляющую природы живой, в силу чего эту культуру образуют одноименные (естественные) науки – физи-ка, химия, биология, геология и др. Следствием практического (коммерчес-кого, см. рис.1.1) использования продукта этой культуры – естественнонауч-ного знания – является материальная культура и её продукты (там же). Гума-нитарное же знание охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения только людей, как существ уже (в отличие от естественнонаучной культуры), во-первых, социальных (общественных), и, во-вторых – духовных (эмоциональных). Гуманитарная культура включает именно такие, изучающие двойную – коллективную и индивидуальнуюсуть человека науки (философию, историю, психологию и др.), а также искусство, религию, мораль, право и т.п., которые являются непременными атрибутами опять же человеческого бытия, в силу чего и входят составными частями в гуманитарную культуру.

Сопоставительный анализ двух культур как «наук о природе» и «наук о человеке» (табл. 1.1) показывает, что разнятся они практически всем – пос-тановкой и целями исследований, инструментарием познания, способами до-казательства достоверности получаемого знания, формой его представления, отношениями тех или иных наук с обществом и т.д. Суть некоторых, наибо-лее важных из приводимых в данной таблице пар признаков-антагонистов, следует пояснить.

Различие в объектах исследования – мир природы и мир человека – является основным и потому первым критерием выделения специфики двух культур. Не менее важны взаимоотношения объекта и субъекта исследо-вания. В естествознании субъект (человек) и объект познания (природа) раз-делены – человек как бы наблюдает реальный мир со стороны, отстраненно. В гуманитарной же сфере субъект и объект познания могут совпадать части-чно (человек и общество) или полностью (человек и его духовный мир) со-ответственно.

Заслуживает упоминания и разница в степени устойчивости природ-ных и гуманитарных объектов исследования. Первые по сравнению с масш-табами человеческой жизни необычайно стабильны – физик, например, зна-ет, что изучаемая им звезда или элементарная частица практически не изме-нились со времен античности. Точно так же появление нового вида растений или животных требует не одной сотни, а то и тысячи лет. Динамика же собы-тий общественно и социально значимых вполне сопоставима с протяжен-ностью жизни отдельного человека, а то и вообще может быть практически мгновенной. Так, среднее и старшее поколение россиян согласны с тем, что живут они совсем в другой стране по сравнению с той, в которой прошла их молодость. Можно привести примеры уникальных культурных явлений, мас-сово и значимо изменивших эстетические вкусы людей – выход романа Дж. Джойса «Улисс», показ «Черного квадрата» К. Малевича, исполнение рок-оперы Э.-Л. Уэббера и Т. Райса «Иисус Христос – суперзвезда» и т.д.

Таблица 1.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: