Третья часть. Задания, оцениваемые в 8 баллов.




Дом Учителя Уральского федерального округа

XII Международная Олимпиада по основам наук

Финальный этап. Премьер лига

Научный руководитель предметного проекта: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар.

Автор заданий: Савеня Ольга Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МАОУ «Лицей №58», г. Новоуральск.

Биология 9 класс

Проводится в честь Мэй-Бритт Мозер и Эдварда Мозера

Время выполнения работы 1 час 30 минут

 

___________ ________ __________ ___________ ____________ __________ __________

Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № Код участника

 

Таблица ответов

Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание                                      
Задание 15.1                                    
Задание 15.2                                    
Задание 15.3                                    
Задание 15.4                                    
Задание 16.1                                    
Задание 16.2                                    
Задание 16.3                                    
Задание 16.4                                    
                                         

Инструкция по выполнению работы

Часть 1 состоит из 5 заданий (1-5), оцениваемых в 3 балла.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6-10), оцениваемых в 5 баллов.

Часть 3 состоит из 5 заданий (11-15), оцениваемых в 8 баллов.

Часть 4 состоит из 1 задания (16), оцениваемого в 20 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Ответы занесите в специальную таблицу ответов.


Первая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 1-5 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.

 

1. Клеточные белки у эукариот могут синтезироваться в:

1) ядре 2) лизосомах 3) хлоропластах 4) митохондриях 5) шероховатой эндоплазматической сети 6) вакуолях

2. Из перечисленных ниже представителей млекопитающих пальцеходящими являются:

1) Степная зебра 2) Черный носорог 3) Обезьяна носач 4) Белый медведь 5) Снежный барс 6) Парагвайская лисица

3. В состав цитоскелета могут входить следующие белки:

1) актин 2) альбумин 3) тубулин 4) миозин 5) гемоглобин 6) инсулин

4. Ферментами являются следующие белки:

1) ДНК-полимераза 2) фосфолипаза 3) кератин 4) альбумин 5) актин 6) химотрипсин

5. Непосредственными участниками сокращения мышечной клетки являются:

1) ЭПС 2) АТФ 3) актиновые филаменты 4) миозиновые филаменты 5) лизосомы 6) рибосомы

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 6-8 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Запишите ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца (например, 1А2B3C4D5E).

 

6. Установите соответствие между событиями и фазами митоза:

1) выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки А) интерфаза
2) расхождение сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки B) профаза
3) деконденсация хромосом, формирование ядерных оболочек, оформление ядер C) метафаза
4) синтезируются молекулы АТФ и белков D) анафаза
5) формирование нитей веретена деления, исчезновение ядрышек, разрушение ядерных оболочек E) телофаза

 

7. Установите соответствие между терминами и определениями:

1) обмен участками нитей ДНК А) ген
2) многократное увеличение гаплоидного набора хромосом в клетке В) катаболизм
3) последовательная необратимая смена биогеоценозов С) сукцессия
4) совокупность реакций распада органических веществ с высвобождением энергии D) полиплоидия
5) участок молекулы ДНК E) кроссинговер

8. Установите соответствие между организмами и систематическими категориями:

1) Чесоточный зудень А) Мастигофоры
2) Сетчатый слизень В) Плоские черви
3) Атлантический тупик C) Членистоногие
4) Эхинококк D) Хордовые
5) Лямблия E) Моллюски

В заданиях 9-10 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов в установленной последовательности (например, 45123).

9. Расположите животных в порядке уменьшения размеров их мозжечка относительно размеров их мозга:

1) Хрящевые рыбы 2) Рептилии 3) Птицы 4) Земноводные 5) Млекопитающие

10. Установите правильную последовательность групп живых организмов в порядке их появления в палеонтологической летописи:

1) Членистоногие 2) Губки 3) Голосеменные 4) Цианобактерии 5) Риниофиты

Третья часть. Задания, оцениваемые в 8 баллов.

В заданиях 11-12 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца (например, 1A2B3C4D5E6F7G8H).

11. Установите соответствие между терминами и определениями:

1) небольшая кольцевая ДНК, реплицирующаяся независимо от хромосомы A) инбридинг
2) белок, гидролизующий АТФ в процессе мышечного сокращения B) геронтология
3) гормон, выделяемый почками при снижении артериального давления C) спирометрия
4) образование плодов растения, обычно бессемянных, без оплодотворения D) плазмида
5) наука о старении организма E) миозин
6) измерение жизненной емкости легкого F) фасция
7) тонкая соединительнотканная пленка, покрывающая мышцы G) ренин
8) близкородственное скрещивание H) партенокарпия

12. Установите соответствие между этапами онтогенеза и их событиями:

1) зигота А) процесс образования тканей из зародышевых листков
2) дробление B) клетка, образующаяся в результате слияния гамет
3) бластула C) многоклеточный двухслойный зародыш
4) гаструла D) многократное деление зиготы после оплодотворения
5) нейрула E) развитие от рождения до смерти
6) гистогенез F) образование зачатков органов и их дифференцировка
7) органогенез G) многоклеточный трехслойный зародыш
8) постэмбриональный H) многоклеточный однослойный зародыш

В заданиях 13-14 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов в установленной последовательности (например, 45123687).

 

13. Установите правильную последовательность прохождения пищи по пищеварительному каналу, начиная с момента ее попадания в ротовое отверстие:

1) желудок 2) тонкая кишка 3) глотка 4) пищевод 5) толстая кишка 6) двенадцатиперстная кишка 7) ротовая полость 8) прямая кишка

 

14. Расположите рисунки организмов в указанном порядке:

пиявка → белая планария → радиолярия → лямблия → ремнец → кошачья двуустка → инфузория сувойка → пескожил

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8)

В задании 15 выполните 4 подзадания 15.1-15.4. Выберите в каждом подзадании один правильный ответ из пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

 

15.1. Выберите из представленных вариантов правильное суждение:

1) фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений

2) обычно у пасленовых завязь образована тремя плодолистиками

3) в процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей

4) мирацидий печеночного сосальщика обитает в воде

5) человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды

 

15.2. Гаструла – это:

1) стадия, на которой происходит формирование осевых органов у зародыша

2) двухслойный зародыш, образующийся при перемещении клеток

3) однослойный зародыш, формирующийся из зиготы в процессе дробления

4) шаровидный зародыш с однослойной стенкой и полостью внутри

5) оплодотворенная яйцеклетка

15.3. Выберите область научных интересов Мэй-Бритт и Эдварда Мозеров:

1) эмбриология

2) генная инженерия

3) нейробиология

4) нефрология

5) гистология

 

15.4. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300.

1) в 5 раз 2) в 7 раз 3) в 6 раз 4) в 9 раз 5) в 8 раз


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: