Еду ли ночью по улице тёмной




Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как больной и голодный
Я унывал, выбивался из сил?
Б комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Также глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
И бесполезно замрут!..

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» Н. А. Некрасова написано в августе 1847 г. и посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века – судьбе русской женщины. По жанру это баллада.

Н. А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и голод, гибель единственного сына. Затем для того, чтобы похоронить ребенка и накормить мужа, женщина решается на отчаянный шаг: она продает свое тело. Всю ответственность этого поступка героиня берет на себя. Муж первое время даже не догадывается об ужасном поступке жены.

Случай нас выручил?

Бог ли помог?

– наивно спрашивает себя он. Потом страшная догадка все-таки приходит ему в голову:

Ты не спешила печальным признаньем,

Я ничего не спросил,

Только мы оба глядели с рыданьем.

Только угрюм и озлоблен я был….

Муж, ради которого и вместо которого героиня заработала деньги, озлобился. Герои расстались.

Где ты теперь? С нищетой горемычной

Злая тебя сокрушила борьба?

Или пошла ты дорогой обычной

И роковая свершится судьба?

Кто ж защитит тебя?

– все эти вопросы, сконцентрированные в последней строфе стихотворения, так и останутся без ответа. Даже муж, который и должен был защитить свою жену от бедности и унижения, посылает ей бесполезные проклятья, но все равно мучительно вспоминает о ней словами: «Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!» Обращение «друг» подчеркивает, что в душе героя все еще есть нежные чувства к любимой женщине.

Созвучные эпитеты «беззащитный, больной и бездомный» усиливают трагическое звучание фразы.

Судьбу героини произведения, к сожалению, можно считать типичной для того времени. Добродетельная Соня Мармеладова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» прошла подобный же путь: ради голодных детей своей мачехи она становится проституткой. В одном из ее разговоров с Родионом Раскольниковым звучит мысль о том, что Полечка в скором времени тоже должна будет повторить печальную судьбу Сонечки.

Обилие отрицаний («с детства судьба невзлюбила тебя», «муж тебе выпал недобрый на долю», «не покорилась», «да не на радость сошлась и со мной», «он не смолкал», «слез безрассудных не лей», «ты не спешила с печальным признаньем»). Эти отрицания придают негативную окрашенность художественной атмосфере произведения. Эту же семантическую функцию выполняют в произведении образы мира природы (буря, дождь). Злоба, угрюмство – вот настроение, которое может породить подобная атмосфера.

В таких условиях для человеческой души не может быть радости. Не случайно основной мотив произведения – беззащитность, безысходность.

Примечательно, что весь сюжет произведения разворачивается в атмосфере полутьмы, полусвета. Темная улица, пасмурный день – все эти художественные детали призваны также подчеркнуть безрадостность существования.

Эту же функцию выполняют заунывные звуки труб, подчеркивая тему тяжести непосильного капиталистического труда.

Н. А. Некрасов показывает, что на отчаянный шаг героиню подталкивает только крайне тяжелое положение. Не случайно в сюжете произведения моделируется несколько иной вариант развития событий:

С горя да с голоду завтра мы оба

Так же глубоко и сладко заснем;

Купит хозяин, с проклятьем, три гроба –

Вместе свезут и положат рядком….

Таким образом, ценой личного счастья и супружеской верности героиня стихотворения, по сути, спасает любимому жизнь.

Автор потрясен благородством души русской женщины, ее мужественным, хотя и некрасивым с точки зрения общественной морали поступком. Примечательно, что герой, который не может простить поступок жены, с животным чувством, не раздумывая, утоляет голод, съедая ужин, купленный на принесенные женой деньги. Не случайно смерть в такой ситуации представляется герою сладостным избавлением.

Образы автора и героя то сливаются в стихотворении, то вновь разъединяются. Этот прием взят поэтом из фольклорных источников. Однако всем ходом развития сюжета произведения Н. А. Некрасов убедительно показывает, что настоящим виновником грехопадения героини является не ее муж, который сам, выбиваясь из сил, пытался прокормить семью, а несправедливость общественного устройства, при котором одни люди могут покупать душу и тело других как товар.

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», обладая высокой обличительной силой, вызвало широкий общественный резонанс: отклики И.С. Тургенева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. Социальная тема – главная тема в творчестве Н. А. Некрасова. Это явление было новаторским для поэзии.

Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:

Сейте разумное, доброе, вечное…

Тема заступничества за народ звучит и в стихах, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю. Народные заступники – страдальцы, несущие в себе боль о человеке, боль о России, идут ради общего блага на жертвы.

Они проносятся «звездой падучей», но без них «заглохла б нива жизни».

Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

Две основные интонации Некрасова: разоблачительная, сатирическая и скорбная, лирическая.

Страхову не нравился реализм, с которым Некрасов показывал крестьянскую жизнь во всех её проявлениях, не избегая самых тёмных сторон.

Действительно Николай Алексеевич Некрасов по-новому создаёт образ крестьянина в лирике. К теме русского крестьянства обращались и другие поэты, такие как Алексей Кольцов или Алексей Толстой. Но до Некрасова лирики создавали обобщённый былинно-песенный образ земледельца. Некрасов же сосредоточил внимание на личности крестьянина, его судьбе и индивидуальности. Поэт создал целую галерею крестьянских образов. Это и труженики, и пьяницы, и праведники, и хитрецы, и простаки, взрослые не по годам крестьянские дети.

Социальная направленность стихотворений требовала нового подхода к поэзии. Ведь если стихи о бедах и унижениях простого народа писать безупречным высоким стилем, они покажутся фальшивыми. Некрасов использовал в поэзии методы критического реализма. Героями его стихотворений стали обычные люди, типичные для своей социальной среды и времени: крестьяне, солдаты, чиновники, детвора.

Более того, поэт наполнил новым содержанием старые жанры. Например, элегия – это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

При этом стихотворение «Элегия» у Некрасова затрагивает проблемы социально-исторического плана, а именно результаты крестьянской реформы.

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Поэт привносит в сентиментальный жанр социальную тему, а интимным переживанием становится не печаль о былых потерях или любовь к женщине, а любовь к народу:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Некрасов обогатил русскую поэзию живой народной речью. Поэт использовал фольклорные элементы, пословицы, поговорки и речевые обороты простого народа. В его стихах поэтическая лексика сочетается с просторечиями, а ораторские приёмы с пародийно-сатирическим стилем.

Образ страдающей женщины – один из центральных образов поэзии Некрасова. Это и образ возлюбленной из «панаевского цикла», и образ страдалицы-матери, и крестьянская девушка из стихотворения «Тройка », и жена ямщика из стихотворения «В дороге», и даже Муза поэта, которая предстаёт в образе страдающей крестьянки.

Мотив пути, соединенный с мотивом пробуждения и даже воскрешения, является организующим в трех знаменитых и превосходящих по объему обычное лирическое стихотворение (не укладывающихся и в обычные жанровые рамки) произведений Некрасова. Это «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Крестьянские дети» (1861) и «Железная дорога» (1864). Если в «Крестьянских детях» именно дети пробуждают героя стихотворения, то в «Размышлениях...» высказывается надежда на то, что должен же к этому пробуждению привести какой-то до времени скрытый в народной душе импульс.

Крупнейший исследователь творчества Некрасова Корней Иванович Чуковский заметил, что Некрасов сосредоточен на тёмных, тяжёлых, сторонах жизни, несовершенстве мира. Некрасов – поэт трагический. Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что Некрасов «любил всех тех, кто страдал от насилья».

В лирике Некрасова исследователи отмечают большую долю драматического элемента, эпические тенденции, синтез различных лирических жанров и даже их «прозаизацию».

В поэзии Некрасова поражает странное стилевое и еще более необычное образное смешение совершенно натуралистических подробностей деревенского и городского быта (деталей, рисующих жизнь крестьянской и городской бедноты, строителей железной дороги или, к примеру, демократической интеллигенции, литераторов, политзаключенных) — с мифологическими и фольклорными деталями и персонажами. Реальные черты современников, даже тех, кто послужил прототипами героев его поэм или воспет в его лирике, — С.Г. Волконского, жен декабристов, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского (показательно, что стихотворение о нем печаталось под заглавием «Пророк»), Н.А. Добролюбова, матери поэта Елены Андреевны (урожд. Закревской) и других, — соседствуют с чертами христианских подвижников, мучеников, иномирных существ.

Поэзия Некрасова – это не только драматизм эпохи, вопросы жизни кризисной поры, развития России, это еще и драма души поэта, трагедия его чувств, состояний, реакция на чужую боль и собственные страдания.

Лирика приобретает эпический характер. Выразительные картины деревенской жизни, зарисовки природы, «рассказы» в стихах, городские сценки, урбанистические пейзажи, портреты уличных типов – такого традиционная лирика не знала. Он открывал новые жанровые просторы, это был гениальный прорыв в поэзию ХХ века, когда дерзкие новаторские его открытия станут нормой.

Для поэзии Некрасова также характерно смешение высоких стихотворных жанров с жанрами бульварной прессы, например, фельетона. Особенно ярко такое смешение жанров проявляется в сатирах Некрасова. И здесь поэт тоже выступает новатором. До него в сатирах поэт высмеивал, изобличал и карал, глядя на объект своего негодования сверху вниз.

В сатирических стихах Н. А. Некрасов не поднимается над обличаемым героем, а старается приблизиться к нему и заострить его черты. Таким образом его герои сами себя разоблачают и обличают.

Примером такого саморазоблачения послужит герой стихотворения «Нравственный человек», ставший причиной позора и смерти жены, дочери, своего повара-крестьянина, друга.

Особое место в творчестве Некрасова занимает так называемая покаянная лирика. К ней относятся стихотворения «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...».

Умру я скоро. Жалкое наследство,

О родина! Оставлю я тебе.

Покаянная лирика отражает мучительный разлад с самим собой, противоречия, терзающие душу поэта. Особое место в этих стихотворениях занимает тема нравственного идеала, которому должен, но не смог соответствовать поэт.

Но, жизнь любя, к ее минутным благам

Прикованный привычкой и средой,

Я к цели шел колеблющимся шагом,

Я для неё не жертвовал собой.

Кого же поэт считал нравственным идеалом? Рано угасших Добролюбова и Белинского, памяти которых он посвятил стихи. Своего друга-разночинца Николая Чернышевского, который 20 лет провёл в ссылке за свои убеждения.

Николай Алексеевич Некрасов был строг к себе, оценивая свои жизненные итоги. Но потомки его знают как одного из самых влиятельных деятелей культуры девятнадцатого века и поэта, изменившего русскую поэзию и литературу.

Основные выводы:

Своеобразие тем поэзии Н.А.Некрасова:

¾ тема нелегкой жизни простого трудового народа,

¾ тема изобличения различных угнетателей этого народа,

¾ тема защитников человека,

¾ тема любви,

¾ тема природы,

¾ тема предназначения поэта и поэзии как тема гражданского служения и ответственности перед народом и самим собой,

¾ тема нелёгкой судьбы русской женщины.

Основные образы поэзии Некрасова:

¾ образ страдающей женщины;

¾ образ Родины – образ помещичьей усадьбы с рабством крестьян, с унижением женщин, с неограниченным деспотизмом;

¾ образ народного заступника,

¾ образ поэта-гражданина.

Для поэзии Некрасова характерен синтез различных лирических жанров.

До встречи на занятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: