Учитель Кайдун Наталья Евгеньевна




Урок биологии в 8 классе

Тема: «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека

Задачи урока:

- Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих.

- Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».

- Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

- Формировать логическое мышление.

- Формировать навыки самонаблюдений.

- Развивать навыки здорового образа жизни.

Оборудование урока: Модели «Скелет человека», «Скелет кролика», «Позвонки скелета человека», микроскоп, микропрепарат костной ткани

Тип урока: Комбинированный урок

Этап урока

Деятельность учителя Планируемая деятельность учащихся Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные универсальные

1.Оргмомент Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки Регулятивные учебные действия

2.Проверка домашнего задания

Вопросы учителя:

1. Функция опорно-двигательной системы, которая проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас.

2. Какая функция опорно-двигательной системы возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета?

3. В каком возрасте кости человека наиболее прочны.

4. Как называется плотная соединительная ткань, которой покрыты кости?

5. Кости плеча, предплечья, бедра и голени –этотрубчатыеилигубчатыекости?

6. В каком возрасте завершается рост в длину трубчатых костей?

 

Записывает тему урока на доске «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

- Что мы уже знаем о скелете?

Записывает на доске то, что уже знаем:

- образует каркас;

- выполняет опорную, двигательную, защитную функции;

- функционирует вместе с мышцами.

Исходя из знаний, которые у нас имеются, я предлагаю вам дать определение скелета. Варианты записывает на доске.

Верно ли вы сформулировали определение, давайте посмотрим в учебнике на стр. 50

Итак, тема сегодняшнего урока «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности» и мы уже знаем, что такое скелет, тогда давайте сформулируем цель нашего урока

Отвечают на вопрос –этотемаурока

Ответы учащихся.

Дают определение.

Находят определение в учебнике и сравнивают его с записанным на доске. Верный вариант записывают в тетрадь

Изучить приспособления скелета к прямохождению, трудовой деятельности

Умение применять имеющиеся знания, обобщать их

Умение работать с учебником.Умение четко формулировать свои мысли Логическое мышление

4.Изучение нового материала Начнем с того, что человек является млекопитающим. Я предлагаю сравнить скелет человека со скелетом другого млекопитающего животного –кролика.

- Что общего в рассмотренных скелетах?

- Чем они отличаются?

- В скелете человека различают осевой скелет и добавочный (рассказ учителя сопровождается выполнением схемы на доске).

Скелет

Осевой Добавочный

Череп Скелет туловища Пояса конечностей Свободные конечности

Позвоночник Грудная клетка Плечевой пояс Тазовый пояс Скелет руки Скелет ноги

- Для чего служит череп?

Череп имеет мозговой и лицевой отделы.

- Чем они отличаются?

Кости черепа неподвижно соединены между собой, кроме нижней челюсти.

- Как вы думаете, почему?

Основу скелета туловища составляет позвоночник (рассказ сопровождается показом на модели).

Он имеет S-образную форму, образован отдельными позвонками (показ моделей), которые имеют тело, дугу и отростки. Межпозвоночные хрящевые диски придают позвоночному столбу подвижность, упругость, смягчают сотрясения при ходьбе и беге. Позвоночник человека имеет 4 изгиба (шейный, грудной, поясничный и крестцовый) и 5 отделов (шейный – 7 позвонков, грудной– 12, поясничный– 5, крестцовый– 5 сросшихсяпозвонков, копчиковый– 4-5 сросшихсямаленькихпозвонков).

Итак, мы рассмотрели строение скелета человека, но цель наша: изучить его приспособления к прямохождению и трудовой деятельности.

- Какие приспособления из рассказа вы уже можете назвать?

- Кроме этого, приспособлением к прямохождению является массивность костей нижних конечностей, широкая стопа. А преобладание мозгового отдела над лицевым говорит о приспособлении человека еще и к трудовой деятельности.

Таким образом, скелет человека состоит примерно из 208-210 костей (это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека) весом около 10-15 кг. Самая маленькая кость 3 мм (стремечко), самая большая 70 см (бедренная). Позвоночник выдерживает нагрузку 2 т, большеберцовая кость – 1,6 -1,8 т, бедренная кость -1,5 т, плечевая кость - 850 кг. 1 мм кости выдерживает нагрузку 15 кг, это в 30 раз больше, чем строительный кирпич.

- Так почему же наши кости не ломаются от таких нагрузок, что же способствует прочности костной ткани?

Рассматривают модели скелетов человека и кролика

Отвечают на вопрос (Отделы скелетов, строение костей, внешняя форма некоторых костей)

Ответы учащихся (человек стоит на двух конечностях, кролик –начетырех, костичеловекакрупнее)

Выполняют схему в тетради

Ответы учащихся (Защита головного мозга, органов слуха, обоняния, зрения)

Ответы учащихся (в мозговом –находитсяголовноймозг, влицевом–находятсяорганызрения, обоняния)

Ответы учащихся (нижняя челюсть выполняет жевательные движения, благодаря ее движению люди разговаривают)

 

6.Закрепление изученного материала Обратимся к микропрепаратам костной ткани. Рассмотрите микроскопическое строение костей и постарайтесь ответить на этот вопрос.

Отвечают на вопрос (органические и минеральные вещества придают кости прочность и упругость)

7.Рефлексия Итак, мы сегодня на уроке познакомились со скелетом человека. Я думаю, после проделанной работы, вы без труда сможете ответить на вопрос:

- Какие знания, полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни?

Отвечают на вопрос:

8.Домашнее задание: Проработать конспект, ответить на вопросы конспекта и в книге после пораграфа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: