Концептуальные подходы к созданию элективного курса по литературе на тему «О. Сулейменов – поэт и публицист»




И развивающее обучение, и проблемное преподавание, индивидуализация и дифференциация обучения, и интенсификация учебного процесса не будут действенны без опоры на прочно сформированный интерес учащихся. Одним из путей формирования интереса к литературе и искусству является такая организация учебного процесса, которая составляет органическое единство классной и внеклассной работы, представляет собой целостную систему.

Необходимым условием решения задачи развития литературно-художественных интересов учащихся и углубления их литературных знаний является связь внеклассной работы с учебной программой, систематичность и регулярность проведения внеклассной работы, разнообразие ее форм, массовость участия в ней школьников, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. Системное использование разнообразных форм внеклассной работы создает условия для углубления знаний по интересующим учащихся вопросам и проблемам. На уроках создаются ситуации, ставящие учеников перед необходимостью расширения своего кругозора. Они должны стимулировать желание заниматься во внеклассных и внешкольных учреждениях, кружках по интересам. В свою очередь, внеклассные занятия должны рождать у школьников потребность реализовать свои знания на уроках. Такая связь классных и внеклассных занятий будет способствовать активизации всего учебного процесса.

Система внеклассной работы содействует возможности перевода интересов учащихся в новые области искусства, а также реализации целой системы воспитательных задач. Так, если учитель организует работу кружка «Топонимы в художественном тексте» и познакомит учащихся с лирическими произведениями О.О. Сулейменова, то каким же образных и прекрасным предстанет перед школьниками мир, окружающий их!

При изучении поэтического творчества О.О. Сулейменова возможно использование самых разных форм внеклассной работы: экскурсии, вечера, диспуты, выставки, кружки, факультативные занятия и др. И вместе с тем, отметим, что внеклассная работа по литературе действенна и эффективна, когда ее формы взаимосвязаны, составляют при всем их разнообразии единство, когда, взаимопроникая и дополняя друг друга, они подвижны и гармоничны, то есть – когда это система. Каждая форма внеклассной работы – отдельное звено единой цепи. Так, литературная экскурсия может предварять литературный вечер, который, в свою очередь, потребует подготовки литературной выставки, диспута. Вместе с тем каждая форма внеклассной работы самостоятельна, автономна.

Одна из действенных форм внеклассной работы в среднем школьном звене – литературные классные часы. Тесно связанные с учебной работой, они способствуют обобщению круга знаний по искусству, истории и другим предметам, смежным с литературой. В процессе подготовки и проведения литературных классных часов учащиеся имеют возможность развить необходимые навыки работы с книгой, справочной литературой, отбора и систематизации материала. В ходе внеклассных мероприятий значительно разнообразнее становятся формы и виды учебной деятельности школьников. Есть еще одна задача, которая может успешно решаться средствами внеклассной работы, – это интеграция отдельных сведений в представлении учеников, формирование целостной картины, например, об определенной эпохе. По-настоящему понять и почувствовать героев О.О. Сулейменова, атмосферу той жизни, которую они проживают, наконец, понять и почувствовать самого поэта нельзя, не представляя тех конкретных реалий быта, которыми наполнена эпоха второй половины двадцатого столетия.

Исследуя возможности различных систематических и эпизодических форм внеклассной работы по литературе, мы обратились к особенностям элективных курсов. Дело в том, что такая йорма внеклассной работы сравнительно недавно вошла в парактику школьного преподаванияи уже завоевала признание как альтернатива факультативных занятий. Нами разработан элективный курс, «О.О. Сулейменов – поэт и публицист». Такой элективный курс необходим для реализации цели литературного образования, которая заключается в следующем: становление духовного мира человека, формирование у него потребности в самосовершенствовании, развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. На занятиях элективногокурса такого плана в единстве могут решаться обучающие, образовательные и воспитательные задачи.

Считаем, что в изучении курса литературы в старших классах поэтическому произведению уделяется недостаточное внимание, что связано с насыщенностью программы, небольшим количеством учебных часов, сложностью понимания учащимися стихотворного текста. Тем не менее именно поэзия более органично способствует формированию и развитию образного мышления, видению художественного слова, развитию эстетического вкуса у учащихся, реализации воспитательных целей.

Программа предлагаемого нами элективного курса «О.О. Сулейменов – поэт и публицист» нацелена на то, чтобы помочь учащимся приобрести прочные навыки анализа литературоведческого и лингвистического анализов поэтического произведения, научить понимать художественное слово.

Задачи учителя

• знакомить учащихся с шедеврами поэтического творчества О.О. Сулейменова, уделяя внимание библиографическому комментарию, созданию лирического портрета автора, выразительному чтению как способу передачи настроения, интонации, переживания;

• учить анализировать, обращаясь к литературоведческим терминам, раскрывая тему и идею поэтического произведения через средства художественной выразительности и словесно-предметной изобразительности;

• развивать речь учащихся;

• развивать образное мышление, способствовать реализации творчества учащихся;

• воспитывать нравственную личность, чутко относящуюся к окружающему миру, стремящуюся к гармонии с ним.

(В качестве предмета исследования предлагается поэзия О.О. Сулейменова – выдающегося классика современности, публициста и общественного деятеля, известного далеко за пределами нашей страны. На наш взгляд, учащимся предлагается сложный и интересный материал поэзии.

Курс является одной из многих составляющих предпрофильной подготовки учащихся 11 классов и рассчитан на 30 учебных часа.

Средствами обучения являются учебные пособия по литературе для старших классов, справочная литература, дидактический материал, художественные произведения, музыкальные произведения, видеоматериал.

Формы обучения

• анализ – исследование поэтического произведения;

• творческий анализ – интерпретация;

• семинарские занятия.

Формой итоговой отчётности может быть урок-конференция, урок- литературная гостиная, вечер, заседание литературного клуба (поэтический салон).

Виды итоговых работ

• тестирование;

• доклад;

• реферат;

• создание групповых и индивидуальных проектов;

• творческая работа (эссе, подготовка презентаций, стихотворения)

Умения и навыки

Учащиеся должны знать раздел литературоведения «Лирика. Анализ поэтического произведения», оперировать основными литературоведческим и лингвистическими терминами, понятиями.

Учащиеся должны уметь:

• выразительно читать поэтическое произведение; составлять поэтическую композицию;

• интерпретировать поэтическое произведение, выполняя свободный и ассоциативный анализ;

• находить ключевые слова в поэтическом произведении, создавать по ним художественный образ;

• давать толкование поэтического слова, объяснять художественный образ;

• находить средства художественной выразительности в поэтическом произведении, объяснять их роли в определение темы, идеи произведения, в создании художественного образа;

• анализировать поэтическое произведение, используя основные теоретические понятия литературоведения и лингвистики;

• составлять устно и письменно высказывания о поэтических произведениях и их авторе;

• собирать и систематизировать материал к докладу, реферату;

• решать тестовые задания, задания обучающих упражнений, задания творческого характера;

• создавать творческие работы.

Изучение литературы как искусства слова предполагает чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при умело направленном знакомстве с литературой. Литература тесно связана с историей, и влияние исторических событий на произведения искусства бесспорно. Жизнь писателя, вехи его творчества всегда связаны с историческими событиями. Программа «О.О. Сулейменов – поэт и публицист» показывает влияние исторической эпохи на судьбу и творчество О.Сулейменова.

Цель курса: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова; понимание истоков творчества поэтао; умение увидеть внутреннюю драму сильной творческой личности при столкновении с суровой эпохой.

Поскольку наша работа имеет дидактичесский аспект, мы обратились к выявлению тех методических рекомендаций, которые помогут учителю рационально отобрать материал к уроку и обеспечить его эффективными технологиями для организации вступительного этапа, чтения, анализа и обобщения материала. Сформулированные рекомендации предлагаются ниже.

При составлении методических рекомендации мы опирались на работы

В. Бабикова [11], Е. Сидорова [12], У. Абдыханова [13], К. Прманова [14], К. Сейдахмета [15], К. Прманова [16], Е. Спиновой [17]. Полезным было обращение к периодике [18], к специализированным журналам [19], к электронным ресурсам [20]. Большой интерес представляло для нас знакомство с учебниками по методтке преподавания литературы [21;22;22;24;25;26].

Для анализа используются произведения О.О.Сулейменова, отражающее его жизненный и творческий путь [27].

Лирические и публицистические произведения выбираются по усмотрению учителя и учащихся. В Приложении содержится календарно-тематический план рабработанного нами элективного курса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэзия занимает особое место в творчестве Олжаса Омаровича Сулейменова, интереснейшего поэта нашего времени. Размышляя о достоинстве и недостатках своей лирики Сулейменов говорит: «Опубликование моих стихов – закономерность, любое дарование пробивается как травинка сквозь бетон. Мне пришлось пробиваться сквозь цензуру, разного рода сложности только укрепили меня. Я всегда знал – всю степь не забетонируешь».

Описывая методические подходы к изучению творчества О.О. Сулейменова на школьном уроке, мы прдлагаем обратиться к его биографии, чтобы учащиеся могли понять, каким непростым и уникальным был путь этого талантливого человека в мир большой литературы.

За основу взята традиционная классификация жанрового и видового разнообразия произведений литературного творчества. На первое место будет поставлена социально-общественная, гражданская лирика О. Сулейменова. Не останется без внимания лирика любви и дружбы. Духовно-нравственные темы также займут должное место при знакомстве с творчеством выдающегося классика. Широко представлена в сборниках стихов Сулейменова пезажная лирика. Ночная тишина, утренняя заря, первый снег, завывание снежной бури, летняя гроза, сосны, березы, белые ночи Енисейска – все становится объектом его лирической рефлексии. Постигая поэтические пейзажи О.О. Сулейменова, учащиеся не только будут внимательно всматриваться в окружающий нас мир, но и ярче научатся осознавать, как этот мир отражается в нас.

Рациональной возможностью реализации изложенных выше условий и требований является система классной и внеклассной работы по изучению творческого наследия О.О.Сулейменова в школе, соотносимая с учебным процессом. Литературные и лингвистические кружки, творческие лаборатории юных журналистов и поэтов, элективные курсы позволят ученикам целенаправленно и планомерно формировать и развивать литературно-художественные умения как основу повышения эстетического уровня постижения произведения», а также в системе и планомерно накапливать опыт литературного творчества.

Задачи элективного курса «О.О. Сулейменов – поэт и публицист» применительно к формам познавательной и творческой деятельности учащихся на занятиях и в ходе подготовки к ним сводятся к следующему:формировать эстетический вкус учащихся; повышать интерес к изучаемому материалу; формировать и развивать умения грамотно исвободно владеть устной и письменной речью. Программа предусматривает различные формы работы (анализ лирического стихотворения, устные сообщения, работа со справочной литературой, мини-сочинения в прозаической и стихотворной форме, составление сценария).

Подводя итоги проведенного этапа исследования, мы обращаемся к выдержке из интервью журналиста С. Янышева с Олжасом Сулейменовым. Отвечая на вопрос журналиста С. Янышева о том, в чем именно книга «Аз и Я» расходилась с официальной версией Академии наук, О. Сулейменов сказал: «Я впервые заявил, что «Слово о полку Игореве» было написано для двуязычного читателя двуязычным автором. Допустим, русским, который владел и тюркскими языками. Значит, на Руси тогда существовал билингвизм. Я попытался это доказать, опираясь на данные многих древнерусских источников. В советской исторической науке считалось, что в русский язык за время половецкого и татаро-монгольского нашествия попало всего несколько тюркских слов, таких как аркан или кумыс. Я же говорил о невидимых тюркизмах, которые всегда считались русскими…

Нет химически чистых языков. Все они – результат синтеза, многочисленных встреч, контактов, скрещиваний… Я приводил примеры того, что в корейском языке 75 процентов китайских, а во французском – 25 процентов арабских слов. Это вовсе не унижает великий язык, но увеличивает, продлевает его историю. Недавно языковеды на Украине подсчитали словоформы различных языков. Во французском – 100.000, в немецком – 185.000, в украинском – 186.000, а в русском – 346.000 словоформ! О чем это говорит? О том, что русский язык наиболее в этом плане историчен. Он не был закрыт для влияний. И конечно, в нем процентов тридцать – тюркизмов. Это же замечательно! И русские встречались с тюрками не только на поле брани. На поле брани можно позаимствовать – «ура». Или – «сабля». Или – «узда». А слово «друг»? …Слово «товарищ» тоже тюркского происхождения…»

В этой выдержке – грамотное, выверенное отношение к тюркизмам как к историческому явлению, занимающему значительное место в лексике русского языка. На материале тюркизмов можно проследить различные звуковые процессы, лексико-семантические явления, морфологические изменения, что, безусловно, представляет значительный интерес для изучения как русского, так и других языков.

В заключение необходимо сказать о перспективности проведенного нами исследования. Представляется, что каждое его направление, отраженное в плане исследования, может стать предметом самостоятельного изыскания. Так, нуждается в научном освещении с учетом реалий сегодняшнего дня вопрос о поэтике и проблематике лирических произведений О.О. Сулейменова. Этот вопрос может быть исследован на основе историко-хронологической классификации, представленной нами во введении. Не менее важен вопрос о дальнейшем изучении феномена книги О.О. Сулейменова «Аз и Я», для определения ее стилистического своеобразия и научной значимости. В нашей научной работе только намечен формат воспитательных возможностей произведений О.О. Сулейменова, которые определили основу элективного курса и нашли отражение в эпиграфах к занятиям, каждое из которых может быть посвящено конкретному воспитательному направлению. Предметом отдельного разговора может стать публицистическое творчество выдающегося соотечественника. И, безусловно, самостоятельное исследование необходимо посвятить дидактическому аспекту феномена творчества классика современности – О.О. Сулейменова.

Список использованной литературы

 

1. Лекция к 70-летию О. Сулейменова//

https://rudocs.exdat.com/docs/index-230734.html

2. «Поэзия – родник души моей»(лекция к 70-летию О.Сулейменова) Усть-Каменогорск, 2006г. // https://uchebana5.ru/cont/2138742.html

3. Языковая личность Олжаса Сулейменова и художественное своеобразие его произведений //https://infourok.ru/yazikovaya-lichnost-olzhasa-suleymenova-i-hudozhestvennoe-svoeobrazie-ego-proizvedeniy-404531.html

4.Токсонбаева Ш. «Особенности использования устаревшей лексики в произведениях О. Сулейменова», Гуманитарные науки. Караганда, 1975. Вып. 2.

5.Олжас Сулейменов: Указатель лит-ры / Сост. Л. М. Никитина и др. Алма-Ата, 1986. (Гос. б-ка Казах.ССР им. А. С. Пушкина).

6. Изучение лирики А.С. Пушкина в школе //https://refy.ru/51/187464-2-izuchenie-liriki-a-s-pushkina-v-shkole.html

7. Открытый урок: «Олжас Сулейменов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Волчата» //https://dar-uchitelya.ru/?p=2826

8. Урок русской литературы "Земля, поклонись Человеку!"// https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-russkoi-litieratury-ziemlia-poklonis-chielovieku

9.Эссе,публицистика.Стихи,поэмы.Аз и Я, - Алма-Ата:Жалын:1989.- 592с

10. Урок русской литературы «Земля, поклонись Человеку!»// https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-russkoi-litieratury-ziemlia-poklonis-chielovieku

11. Бабиков В. «Новые ветры: очерки современного литературного процесса Казахстана. – Алматы: «Жибек жолы», 2005.- с. 335

12. Сидоров Е. На мировом кочевье: о поэзии О. Сулейменова Текст. // Простор. 1986. - № 3. - С. 195 - 198.

13.Уалихан Абдыханов. «Нет Востока, и Запада нет. Есть большое слово – ЗЕМЛЯ»/ Панорама Шымкента, М 2016год 13мая №37-38 с8-9 wwwHYPERLINK "https://www.shymkala.kz/".HYPERLINK "https://www.shymkala.kz/"shymkalaHYPERLINK "https://www.shymkala.kz/".HYPERLINK "https://www.shymkala.kz/"kz

14. Прманов К. Олжас. / Центральная Азия. – 2005, 12 августа.

15. Феномен Олжаса, или вихрь духа [Текст] / К. Сейдахмет // Мысль. - 2006. - №4. - с. 54-58

16. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982;

17. Спинова Е.В. О взаимосвязи исторических явлений и языковых процессов.// Сборник статей «Современные технологии в образовательном процессе». – Москва-Шымкент, 1999 г – С.98-102.

18. «Время в судьбе поэта». – «Казахстанская правда»,15 мая,1996.

19. «Олжас Омарович Сулейменов» - Русский язык в школах и вузах Казахстана. 2006. №6.

20.Открытый урок "Олжас Сулейменов. Жизнь и творчество"//https://sc0010.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/49560CECB5 09F830.html

21. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977

22. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977

23. Коровина В.Я. Литература. Методические советы. 7 кл. - М.: Просвещение, 2003. - 176 с.

24. Проблемы анализа художественного произведения в школе. Методические рекомендации для студентов / Отв. ред. О.Ю. Богданова. – М.: Академия, 1996. – 160 с.

25. Аркин И.И. Уроки литературы. – М.: Просвещение, 2002.

26. Исляева М.Р. Инновационные образовательные технологии процессе обучения литературе в школе. // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы: сб. ст. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – С. 114-117.

27. ОЛЖАС ОМАРОВИЧ СУЛЕЙМЕНОВ // https://tak-to-ent.net/publ/17-1-0-460

 

Приложение

Календарно-тематический план элективного курса «О.О. Сулейменов – поэт и публицист»

 

Эпиграфы каждого урока Теория Практика
Урок по биографии Сулейменова «…на все вопросы не нашел ответа, но людям я не лгал, хотя и мог…    
Урок – интеграция (история литература) «Дикое поле» «Казахстан, если можешь, прости..». И да здравствует запрещение испытаний!    
Урок-признание (патриотическая лирика поэта)   «Я поехал бы в штат Небраско, но мне надо спешить на родину...»    
Урок-путешествие (география литература)   «А я, как удастся какая оказия, мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям…»    
Урок-исследование по публицистике поэта «Мой Чокан» «...Его судьба – капля, по которой узнают вкус океана».    
Урок - диспут по публицистике поэта «Будущее нуждается в нас». « Настоящее, чтобы полноценно осуществиться, нуждается в будущем. А будущее, чтобы состояться, нуждается в нас. В активных гражданах мира конца ХХ века».    
Урок – литературная прогулка на тему «Черный жаворонок» «...И когда я приезжаю в область, Я подолгу слушаю ночами: Жаворонок под огромным облаком Голосит о родине молчаньем»    
Урок – откровение по публицистике К взаимозависимости «...Независимость лишь первый шаг по пути к равенству.Подлинное равенство – через взаимоуважение. И это мы поняли».    
Урок – путешествие в прошлое Красный гонец и черный гонец По обычаю, красного гонца награждали, черного вестника казнили.    
Урок – откровение Минута молчания на краю света «Есть они, Чаттерджи, в каждой стране, в каждой волости – сволочи».    
Урок – заочная экскурсия к традиции «Кыз куу» «Догони меня, джигит, Не жалей коня, джигит. Если ты влюблен и ловок, Конь умрёт, но добежит».    
Урок – интеграция (история→ литература)   «Нет ничего истинного – всё дозволено». Ницше. Fas – высшее право в римском законодательстве. Fas est – «Всё дозволено».    
.Любовная лирика поэта «Айналайын»   «Айналайын – чудесное слово...»    
Конкурс «Читаем Олжаса» (итоговое занятие) «Мир, Земля, Шар земной – Сочетание слов, Сочетанье народов…»      
Научно-практическая конференция «О.О. Сулейменов – наш современник» «Лезь в колчан библиотек жить эпосом в царстве прозы»    
Литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству О.О. Сулейменова «Преодолеем людские тяжбы!»    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: