Интеллектуальное поведение животных




ФОРМЫПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

 

1. Инстинкт

2. Навык

3. Интеллектуальное поведение животных

Различают три основные формы поведения животных:

1. инстинкт;

2. навык;

3. интеллектуальное поведение.

Инстинкт

 

Инстинкт – это врожденная видовая форма поведения. Обучаться инстинктам не нужно. Они заданы животному в готовом виде, заложены в генной программе. Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Подражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанью курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появившееся на свет существо не может иметь никакого представления об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери-курице.

Инстинкты выработались в процессе естественного отбора, как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически-целесообразных действий – сезонные перелеты птиц, постройка гнезда птицами и нор животными, запасание пищи на зиму. Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.

Порой инстинктивное поведение бывает очень сложным и на первый взгляд кажется, что животные чуть ли не обладают разумом. Один из примеров такого поведения приведем в книге бельгийского иезуита Ренье – выдающегося специалиста по муравьям. Существует вид муравьев, так называемые муравьи-амазонки, которые не способны ни к какой деятельности кроме войн. Они совершают свои набеги в жаркие послеполуденные часы. Вот описание такого набега, представленные Ренье. «Около 3 часов дня на поверхности гнезда появляется несколько беспокойно-бегающих амазонок, они подбегают друг к другу, обмениваются торопливыми ударами усиков по голове и груди; постепенно из гнезда выходит достаточное количество солдат. Вдруг вся эта кишащая масса строится в колонну шириной в 20 сантиметров и решительно, нисколько не колеблясь в выборе пути, отправляется в поход на новую, обреченную на разграбление колонию. Быстрым маршем движется авангард, а в это время все новые потоки солдат текут и текут из отверстия муравейника. Ни один вспомогательный рабочий муравей не участвует в набеге. Создается полное впечатление согласованности действий. Но иногда проделываются маневры, смысл которых нелегко постичь, - словно что-то разладилось. Дойдя до гнезда жертв, колония может внезапно повернуть назад и вернуться домой. Однако в большинстве случаев муравьи-амазонки совершают нападение. Несмотря на мужественное сопротивление, рабочие-муравьи гибнут массами, а завоеватели уносят с собой их куколок. Часть куколок они пожирают, но большинству дают возможность развиваться дальше с тем, чтобы из них вышли рабочие муравьи. Это будущие «рабы»». Если верить некоторым авторам, «рабы» определенных видов участвуют в набегах на гнезда своих же соплеменников!

Однако, несмотря на кажущуюся целесообразность, инстинктивная форма поведения отличается шаблонностью. И если меняются условия, то животное не может перестроится. Французский исследователь Фабр наблюдал стереотипное, целесообразное поведение земляной осы, черцелиса. Когда земляная оса принесла к своей норке парализованного кузнечика, и, как свойственно инстинктивному поведению, полезла осматривать норку, исследователь отодвинул добычу. Оса выползла, нашла добычу и опять отправилась осматривать норку. Фабр сорок раз отодвигал кузнечика от норки осы и сорок раз оса, найдя добычу, обыскивала норку, чтобы затем втащить в нее кузнечика. Отсюда ясно, что инстинктивное поведение строго приурочено к определенным условиям и теряет свою целесообразность, как только изменяются стандартные условия. Подобная шаблонность может превратить инстинктивное действие из очень совершенного и целесообразного в биологически-бессмысленное, а иногда даже вредное. Например, если у гагарки, высиживающей птенца, переложить во время ее полета за пищей яйцо несколько в сторону, она по возвращении садится в точности на прежнее место и продолжает его «высиживать», нисколько не заботясь о яйце, которое лежит поблизости, в поле ее зрения. Таким образом, всякая необычная перемена в условиях жизни может превратить инстинктивное действие в губительное для животного.

Инстинкт – жестко организованная форма поведения животных. Инстинктивные действия вызываются совершенно определенными сигналами, раздражителями. Так лягушка, кидается ловить насекомое только тогда, когда оно мелькает перед ней. И в это время лягушка может умереть с голоду, окруженная мертвыми мухами.

У млекопитающих инстинктивные действия также развертываются в ответ на один из раздражителей, причем одна и та же реакция у представителей разных видов может быть вызвана различными внешними факторами. Известно, например, что только родившийся щенок реагирует на теплую шерсть. Если ему подложить вместо матери грелку, поисковых реакций нет. Если ему подложить разогретый мех, он тут же начинает поиски. Ягненок же реагирует на затемнение темени; если в рот ягненку вкладывали рожок, то детеныш не производил сосательных движений, но если ему прикрывали темя и подставляли рожок, он тут же начинал сосать.

Мы видим, что инстинктивное поведение, как одна из низших форм поведения присуща как насекомыми, так и более высокоорганизованным видам животных, в том числе и млекопитающим. Возникает вопрос, есть ли инстинкты у человека. Да есть. Это врожденные безусловные рефлексы: пищевой, оборонительный инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода и т.д. У человека эти инстинкты играют важную роль, только в первые месяцы его жизни, а затем по мере включения человека в социальные связи инстинкты начинают играть второстепенную роль. Они подчиняются сознательной деятельности и контролируются ею.

Таким образом, инстинкты – это врожденная форма поведения, характеризующаяся шаблонностью и жесткой организацией. Однако, как мы видим, они не обеспечивают полного и точного приспособления животного к меняющимся условиям среды. Более совершенное приспособление обеспечивают навыки.

Навык

 

Навык – это индивидуально-приобретенная форма поведения животных. Навыки – это более совершенный приспособительный механизм животных. Подчеркнем, что навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения; в ряде случаев инстинкты гораздо более сложные формы поведения – вспомним приведенные ранее примеры. Но эта форма поведения более гибкая и пластичная, и вследствие этого и более совершенная.

Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях (путем проб и ошибок) так и путем специального обучения дрессировки.

Но некоторые простейшие навыки могут образовываться даже у одноклеточных животных. Например, инфузория-туфелька, плавая в четырехугольном сосуде и наталкиваясь на стенку, поворачивается на 900, а другая, плавая в треугольном на 600. Пересаженные после такого многократного упражнения в круглый сосуд, каждая из них некоторое время повторяет привычный путь. Таракана можно приучить брать пищу только с черных квадратиков шахматного поля.

Однако в тех условиях, в которых развивались животные, относящиеся к нижним этапам эволюции, вплоть до насекомых, инстинктивные формы поведения вполне могли обеспечить приспособление этих животных к окружающей среде и тем самым обеспечить выживаемость вида. Поэтому поведение, опирающееся на навыки не играет в их жизни существенной роли. Однако, чем сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков.

Что касается разума, мышления, то в навыках они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык – лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 1800. Собака подходила не к дверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой; словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.

Однако навык – это изменяющаяся форма поведения. В данном случае с собакой. После безуспешных попыток у нее этот навык угаснет, т.е. поведение опять изменится.

Яркий пример выработки навыка у рыб представляет следующий опыт с окунями. Аквариум был разделен стеклянной перегородкой на две половины. В одной находилась пара окуней, в другую сажали на полчаса пескарей, служащих обычно пищей окуням. Окуни, естественно, делали энергичные попытки напасть на пескарей, но всякий раз ударялись головой о стекло. Такой опыт повторялся ежедневно в течение месяца. Постепенно попытки окуней броситься на пескарей становились все реже и к концу месяца прекратились. Тогда стекло было удалено. Пескари заплывали, конечно, на половину окуней, но окуни их не трогали и не пытались сами переходить на половину пескарей. В дальнейшем этот навык угас, т. к. не находил больше подкрепления.
И окуни стали вести себя привычным образом.

Изменения навыка может проявляться и в таком явлении как перенос, т. е. усвоенные животным навыки могут переноситься в другую измененную ситуацию. Например, проводили такой опыт. Перед собакой клали кусочек мяса, до которого она заведомо не могла дотянуться. Мясо было привязано к веревке, конец которой собака могла достать лапой. После ряда неудачных роющих движений, возникших в результате возбуждения животного, собака случайно подтянула веревку и таким образом овладела мясом. Это движение закрепилось, и впредь собака всякий раз уверенно подтягивала веревку с пищей. Однажды веревку была положена на недосягаемое для передних лап собаки расстояния. После некоторых неудачных проб передними лапами собака изменила поведение, она перевернулась и наступила задней ногой на веревку. На лицо перенос навыка.

Как видно навык – это качественно новая, в отличие от инстинктов, форма поведения животных. Однако между навыками и инстинктами существует тесная связь. Наиболее успешно вырабатываются те навыки, которые соответствуют инстинктам. Так, например, если у собаки брать переднюю лапу и приговаривая «дай лапу» подкармливать при этом, то уже после 10-12 подкреплений образуется условный рефлекс. На слова «дай лапу» собака сама поднимает и протягивает ее. Но, если мы попробуем у той же собаки выработать такой же рефлекс с задней ноги, то для этого понадобятся сотни подкреплений.

Почему? Да потому, что в природном поведении собаки движения передней лапы обычно участвуют в добыче пищи, а задней – нет.

Значит, в выработке этого условного рефлекса играют роль не только сами сочетания движения с пищевым подкреплением, но естественная предрасположенность собаки к совершению соответствующих движений.

Такого рода предрасположенность может послужить основой для выработки, на наш взгляд очень необычных навыков.

Так, например, известно, что утята везде гуськом следуют за своей мамашей-уткой. Ранее считалось, что это инстинкт. Но, вот, немецкий ученый Лоренц показал, что можно добиться, чтобы утенок повсюду следовал не за матерью, а за любым, выбранным нами предметом. Достаточно, чтобы это был первый движущийся предмет, который он увидит после рождения. Поэтому такого рода научение назвали «импринтинг», по-русски - запечатление.

Механизм импринтинга работает только в первые часы или дни жизни. Например, для утят – это первые 14-16 часов жизни. Результаты его необратимы. Так, утята, которые первым увидели движущегося экспериментатора, после этого ходят только за ним, не обращая внимания на свою мать-утку. И никакие поощрения и заботы уже не способны вернуть к утке утенка, привязанность которого сосредоточилась после рождения, например, на человеке. Этой своей чертой импринтинг сходен с инстинктом, с той только разницей, что обусловленное им поведение запечатляется не в яйце или в чреве матери, а почти сейчас же после вылупливания или рождения.

Итак, мы выяснили, что навыки более совершенная, индивидуально приобретенная форма поведения. В процессе эволюционного развития навыки, обеспечивающие приспособление организма к среде наследуются и закрепляются путем естественного отбора.

Интеллектуальное поведение животных

 

Теперь мы переходим к самому трудному вопросу – попытаемся разобраться в структуре интеллектуального поведения.

Почему самому трудному? Потому, что до сих пор, во всех рассмотренных типах поведения (инстинкт, навык), связь между свойствами раздражителя и ответной реакцией ни, а него, была так сказать, наглядной и непосредственной. Организм отвечал приспособительным поведением прямо на соответствующие биологические значимые свойства предмета. Например, убегал, если предмет представлял опасность или сигнализировал о ней. Приближался, если предмет сигнализировал о возможности удовлетворить пищевую или другую потребность.

По иному обстоит дело, когда мы имеем дело с интеллектуальным поведением. Связь между свойствами раздражителя и ответной реакцией носит в этом случае опосредствованный характер.

Рассмотрим интеллектуальное поведение животного на примере серии опытов, проведенных И. Л, Павловым над обезьянами. Перед фруктами, запрятанными глубоко в ящик, зажигалась спиртовка. После многочисленных попыток достать плоды шимпанзе Рафаэль случайно задел кран от бака с водой, который помещался над горячей спиртовкой. Хлынувшая вода погасила огонь. Действие закрепилось. В новой ситуации бак стоял в стороне. После нескольких проб Рафаэль справился и с этой задачей: он набрал воду в рот и выплеснул ее на огонь. Затем поучился использовать кружки. В следующей ситуации ящик с приманкой находился на плоту посреди водоема. Бак с водой был установлен на другом плоту. Для того, чтобы погасить огонь, Рафаэль кинулся по шатким мостикам к соседнему плоту.

Животное перенесло усвоенный способ действия (навык) в новую ситуацию. Конечно, такое действие представляется нецелесообразным (вокруг плота вода). Но между тем биологически оно оправдано. Передвижение по шатким мостикам для обезьяны не составляет чрезмерных физических трудностей, и поэтому заданная в эксперименте ситуация не стала для шимпанзе проблемной ситуацией, которую она была вынуждена решать в интеллектуальном плане. Инстинкты и навыки как более стереотипный способ регулирования охраняют животный организм от перенапряжения. Лишь в случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом – интеллектуальным решением задач. Однако для животных возникшие ситуации редко становятся проблемными и, следовательно, не появляется выраженной необходимости в отражении на более высоком уровне. Интеллектуальное поведение остается для животных чаще всего как потенциальная возможность.

Наиболее часто интеллектуальное поведение наблюдается у человекообразных обезьян и дельфинов.

Рассмотрим еще несколько примеров, относящихся к этой категории.

Обезьяна находится в клетке; вне клетки кладут приманку, например банан, на таком расстоянии, что обезьяна не может дотянуться до нее рукой; внутри клетки находится палка. После безуспешных попыток достать банан рукой обезьяна раньше или позже – замечает палку хватает ее и с помощью этой палки подталкивает банан к решетки клетки.

Банан подвешен на такой высоте, что обезьяна не может его достать. После ряда безуспешных попыток добраться до банана путем прыжка обезьяна подтаскивает к этому месту находящийся в клетке ящик, взбирается на него и достает банан. Если высота ящика недостаточна, обезьяна громоздит друг на друга два или несколько ящиков.

Банан лежит, как и в первом случае вне клетки на таком расстоянии, что его нельзя достать ни одной из имеющихся в клетке палок. Палки эти – бамбуковые, полые внутри. Тогда обезьяна, засовывает конец одной палки в другую, составляет из двух коротких палок одну длинную и достает банан.

В опытах советского писателя Н. Н. Ладыгиной-Котс шимпанзе Парис, получая трубку с приманкой внутри, выбирал подходящее для употребления орудие, годное для проталкивания в трубку. При этом Парис дифференцировал различные признаки: форму, длину, ширину, плотность, толщину предмета. Если не было подходящего предмета, Парис обрывал боковые стебли от лежащей возле него ветки дерева, отщеплял лучины от широкой доски, выпрямлял скрученную проволоку, одним словом, обезьяна изготовляла «орудие».

Однако не следует преувеличивать значение «орудийной деятельности» высших обезьян. Орудие возникает только в процессе непосредственного изготовления. Изготовленные орудия они не берегут, впрок не изготавливают, в отличие от человеческой деятельности, где фаза изготовления орудия труда становится автономной и независимой от фазы использования.

Итак, можно выделить два существенных признака характеризующих действия интеллектуального типа, которые дают основание выделить его в особую форму поведения животных.

Во-первых, интеллектуальное поведение значительно пластичнее навыков и обеспечивает более быстрое приспособление к новым условиям. Навык формируется медленно: при выработке навыка животное постепенно овладевает способом действия, отвечающим данной ситуации. В интеллектуальном же поведении сначала, пока задача не решена, мы наблюдаем полный неуспех (безрезультатные попытки достать банан рукой или прыжком), но как только животному удается найти решение (это бывает, конечно, не всегда), успех достигается почти сразу.

Во-вторых, способ действия, найденный в интеллектуальном поведении, тотчас же становится прочным достоянием животного; при повторных опытах обезьяна воспроизводит решение задачи без всяких проб и новых поисков.

Наконец, все ее действия интеллектуального типа имеют опосредствованный характер; предмет, привлекающий животное, добывается не прямо, а через посредство другого действия или предмета. В связи с этим действие в целом распадается на две фазы: фазу подготовления – например поднос и установку ящиков, изготовление длинной палки из двух коротких и фазу осуществления – добывание самой приманки. Операции, производимые животным в первой фазе, имеют, во многих случаях характер добывания или изготовления вещи, посредством которой можно осуществить желаемое действие.

 

Литература:

 

1. Хрестоматия по общей психологии

2. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. - М., 1976

3. Лоренц К. Человек находит друга. - М., 1977

4. Лавик-Гудолл Дж. Ван. В тени человека. - М, 1974

5. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.,1966

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: