Перечень основных туристских и курортных зон




Федерального значения

 

п/п № № Зоны развития туризма федерального значения Специализация по видам туризма Города и районы, рекомендуемые для развития туризма
1. Север (Баренцево море, Белое море, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республика Карелия) Познавательный и экологический, религиозный, спортивный виды туризма Архангельск, Соловки, Вологда, Волго-Балтийск, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины, Сорталава
2. Северо-Запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области) Познавательный, деловой и конгрессный виды туризма Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Новгород, Старая Руса, Валдай, Псков, Печеры, Пушкинские горы
3. Балтийское побережье (Калининградская область) Деловой и рекреационный, лечебный виды туризма Калининград, Зеленоград, Светлогорск, Рыбачье
4. Москва и Московская область Познавательный, деловой, конгрессный виды туризма Москва, Верея, Сергиев посад, Звенигород, Коломна, Истра, Руза
5. Золотое кольцо древних русских городов (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская и Тверская области) Познавательный, деловой, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Кострома, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Тутаев, Углич, В. Волочек, Тверь, Осташков, оз. Селигер, Торжок
6. Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Ульяновская области, республики Татарстан и Чувашия) Познавательный, деловой, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Нижний Новгород, Волгоград, Б. Болдино, Астрахань, Казань
7. Северный Кавказ
7.1 Каспийское побережье (республика Дагестан) Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Дербент
7.2 Черноморское и Азовское побережья (Краснодарский край, республика Адыгея, Ростовская область) Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Анапа, Азов, Сочи, Ейск, Геленджик
7.3 Кавказские Минеральные воды Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Кисловодск, Минводы, Железноводск, Пятигорск
7.4 Республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия Познавательный, экологический, спортивный рекреационный, лечебный виды туризма Домбай, Архыз, Теберда, Приэльбрусье
8. Сибирь
8.1 Горный Алтай (Алтайский край) Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Телецкое озеро, курорт Белокуриха
8.2 Горная Шория (Кемеровская область) Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Междуреченск, Таштагор
8.3 Байкал (Иркутская, Читинская области, республика Бурятия) Многофункциональная зона Иркутск, оз. Байкал, Улан-Уде, Кяхта
8.4 Якутия Познавательный, экологический, деловой виды туризма Якутск, река Лена
9. Дальний Восток
9.1 Приморье (Приморский край) Многофункциональная зона Владивосток, Находка
9.2 Сахалин, Курилы Познавательный, экологический, рекреационный, лечебный виды туризма Анивский залив, Курилы
9.3 Камчатка, Командоры (Камчатская область) Познавательный, экологический виды туризма Петропавловск-Камчатский, Долина Гейзеров, Командорские острова

 

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в современной России достаточно распространенными являются экологический, познавательный, рекреационный, лечебный, деловой виды туризма. Для реализации данной туристской деятельности имеются социокультурные и природно-климатические ресурсы.

Исследуя тенденции развития туризма в современной России, необходимо остановиться на общемировых факторах. Прежде всего, это фактор глобализации. Как отмечает С.Е. Щеглов «Глобализация означает усиливающуюся взаимозависимость государств и отдельных регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в общую систему с едиными для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения». Проявления глобализации в настоящее время очевидны, современные воздушные лайнеры сократили до минимума расстояние между странами, глобальная сеть Интернет позволяет общаться с людьми из разных городов мира, осуществлять покупки посредством электронной коммерции, транснациональные корпорации расширяют производство и рынки сбыта до глобальных размеров, стимулируя миграцию рабочей силы и т. д. В современных условиях достаточно распространенной практикой миллионов людей, становятся бронирование отелей, билетов на транспорт, заказ других услуг через Интернет. Этому способствует широкое распространение on-line услуг во всем мире. В настоящее время европейский туристский on-line рынок представлен следующими сегментами: 28 % - сайты авиалиний; 27 % - туристические фирма и агентства (туроператоры); 26 % - on-line агентства путешествий; 9 % - железные дороги; 3 % - компании по аренде автомобилей.[53]

Глобальное распространение всемирной сети Интернет, позволило туристским фирмам и организациям более наглядно и оперативно предоставлять туристскую информацию потребителю. Благодаря фактору информатизации в туризм внедряется электронная коммерция. Миллионы людей в настоящее время могут не выходя из дома побывать в различных уголках планеты, ознакомится с историческим наследием различных народов. С очевидностью прослеживается тенденция к виртуализации туризма. Как справедливо замечает С.Е Щеглов «под влиянием фактора информатизации развивается новый вид туризма - виртуальный»[54].

Таким образом, в настоящее время туристская деятельность принимает глобальные масштабы. Для этого создаются благоприятные социально-экономические и политические условия. В.А. Квартальнов в этой связи замечает, что туризм в условиях глобализации должен, прежде всего, содействовать формированию мира без войны. Во-вторых, туризм – это самый эффективный способ познания и развития своих и иных ценностей. Именно на базе мировых ценностей предстоит создать новую модель глобального развития без террора. Основу этой модели глобализации представляет не коммерческий туризм, а социальный, познавательный и рекреационный.[55]

Внедрение в сферу туризма новых технологий, привели к появлению новых видов туризма. Достижения в области новых технологий позволяют современным туристам побывать в ранее не доступных для них местах. Ярким примером является космический туризм. В настоящее время при наличии определенных материальных возможностей вполне возможно побывать на орбитальной космической станции. Думается, что подобные виды туризма в скором времени станут все более привычными.

Необходимо отметить, что для российского туризма сегодня характерна высокая степень институциализации и легитимации. Образованы и функционируют такие общественно-туристические организации как: Российская ассоциация туристических Агентств (РАТА), Национальный союз туриндустрии (РСТ), Московская ассоциация туристических агентств (МАТА). В августе 2000 года был создан государственный орган управления – Департамент туризма. Правительство России на современном этапе признает туризм приоритетной отраслью экономического развития. В 2002 году принята «Концепция развития туризма до 2005 года». Ежегодно в стране проводятся десятки международных и региональных выставок и конференций, посвященных проблемам туризма в России. В российских вузах открыты факультеты и отделения, на которых идет подготовка специалистов в области социокультурного сервиса и туризма. Все это является свидетельством развития социокультурной инфраструктуры индустрии туризма, а также позволяет сделать вывод о стабильном функционировании туристских институтов и организаций.

С.Е. Щеглов, совершенно справедливо обращает внимание на то, что социальное расслоение российского населения привело к дифференциации в туризме в форме различных видов туризма. Исследователь на основе метода включенного наблюдения при работе в туристическом бизнесе в течение 12 лет, предлагает следующую типологию российского туриста:[56]

Первый тип – элит-туристы. Это представители государственной элиты и крупного бизнеса. Обязательные приоритеты – очень престижные, дорогие курорты, авиаперелеты только первым классом, проживание в отелях только 5 звезд. Бюджет путешествия несколько сотен тысяч долларов. Поездка организуется по индивидуальной программе. В последние два года все чаще они отдыхают в России. Во-первых, такой вид отдыха с каждым годом становится все престижнее (отдых в усадьбах и дворцах, экзотическая охота и рыбалка, гольф и парусный спорт, катание на воздушных шарах, пребывание в невесомости и гидрокосмосе). Во-вторых, на кануне предвыборной кампании политики и госчиновники считают некорректным проводить отпуск за границей.

Кроме того, у состоятельных туристов в последнее время появился новый вид туризма, в данном случае на самое дно – бомжевание, которое становится очень модным видом проведения досуга.

Второй тип – супер-турист. Старается приблизиться к первому типу имитируя образ жизни. Обязательный приоритет «дорого и круто», так как цель поездки поддержание собственного имиджа. Чаще всего этот тип, как отмечает исследователь, составляют топ-менеджеры. Бюджет поездки 10-40 тысяч долларов.

Третий тип – массовый турист. Самая многочисленная группа. Большинство туристов во всем мире, в том числе и в России принадлежит к данному типу.

Такова типология современных туристов по их социальному статусу. Итак, приведенная типология свидетельствует о наличии тенденции к дифференциации туристской деятельности. Подводя итоги, следует обозначить основные тенденции развития туризма в современной России. Неустойчивость развития туризма в России начала 90-х была обусловлена в целом нестабильностью политической и социально-экономической ситуации того времени. В современных условиях туризм приобретает массовый характер. Факторы глобализации, информатизации, технологизации обусловили появление новых видов туризма. Туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики.

В современной России имеются все предпосылки (наличие природно-культурного потенциала, богатого исторического наследия, развития социокультурной инфраструктуры туриндустрии) для дальнейшего устойчивого развития туризма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: