Понятие и система оценки Научно- Технического потенциала




Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность Научно- Технического потенциала в современной экономической теории

Понятие и система оценки Научно- Технического потенциала

Функции, задачи и значение Научно- Технического потенциала в современной экономике

Глава 2. Оценка НТпот экономики стран восточной Азии

Современное состояние НТпот стран восточной Азии

2.2 Место и роль НТпот стран восточной Азии в мировой экономике

Глава 3. Современные тенденции развития экономики стран восточной Азии

Основные направления развития экономики стран восточной Азии

Проблемы и перспективы развития стран восточной Азии

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность темы. Анализ развития мировой экономики показал, что сущностные черты современного этапа глобализации целиком проявляются в развитии отдельных стран. В работе требовалось раскрыть преимущества глобализации для стран с открытой экономикой, какими являются СВА (Страны Восточной Азии). Эти преимущества выступают в следующих формах.

Во-первых, соединение движения товаров, капиталов и рабочей силы в единый поток на мировом и региональных рынках. Во-вторых, более высокие темпы роста экспорта по сравнению с ростом ВВП и качественные изменения в структуре экспорта в сторону увеличения экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. В-третьих, возрастание участия иностранных капиталов в общем инвестиционном капитале страны, ускорение притока прямых иностранных инвестиций в развитие национального производства. В-четвертых, ускорение потоков миграции населения по различным странам и регионам мира. В-пятых, неизмеримо высокая роль научно-технического прогресса в экономическом развитии, сопровождающегося международным обменом Хай-Тэк, развитием новой экономики, основанной на использовании информационных и компьютерных технологий, качественно более высокого профессионализма, основанного на знаниях.

Одновременно с глобализацией идет процесс образования региональных экономических группировок, где устанавливаются свои правила игры, и они не всегда адекватны требованиям глобализации. Это обусловлено в первую очередь сохраняющимся неравенством в экономическом развитии, межстрановыми различиями в политических и общественных структурах и прочими факторами.

По существу серьезным вызовом глобализации стало формирование регионально замкнутых свободных экономических зон и тенденция к формированию в будущем более крупных экономических объединений, выступающих в формах общеевропейского или общеазиатского экономического пространства. СРВ находится в процессе присоединения в XXI веке к единому экономическому пространству стран Юго-Восточной Азии и участия в одной из субрегиональных зон этого пространства - АСЕАН. В какой мере участие в глобальных и региональных процессах дает шанс Вьетнаму ответить на вызовы XXI века, какие для этого создаются предпосылки и условия - это вопрос, требующий глубокого научного анализа.

Предметом исследования являются глобализация, юго-восточная региональная интеграция, Научно- технический потенциал стран восточной Азии

Цель - определить степень влияния НТпот на развитие экономики стран восточной Азии Задачи: 1) ознакомиться с понятием НТпот в современной экономике; 2) оценить состояние НТпот в странах восточной Азии; 3) проанализировать состояние экономики стран восточной Азии; 4) выявить проблемы и перспективы развития стран восточной Азии.

Теоретической основой работы стали труды российскихи западных ученых, в которых раскрыта теория и практика Научно- технического потенциала, современная экономическая модель и встраивание экономики стран восточной Азии в процессы региональной экономической интеграции. К наиболее крупным ученым, внесшим весомый вклад в исследование указанных проблем, относятся О.Т.Богомолов, А.Н.Быков, Р.С.Гринберг, Л.З.Зевин, А.Д.Некипелов, B.В.Михеев, М.Л.Титаренко, Л.А.Аносова, М.Е.Тригубенко, Г.С.Яскина, Л.И.Кондрашова, В.Г.Хорос, а также Г.Колодко, C.Рацеска, Нгуен Зуй Куи, Во Дай Лыок, Данг Нгуен Ань, Ле Суан Зыонг, Тау Хыу Фонг и др.

В работе использованы правительственные материалы, в т.ч. стратегия социально-экономического и научно-технологического развития, стратегия развития туризма и трудовых ресурсов, законы и постановления, доклады и прогнозы МВФ, Всемирного Банка, Азиатского банка развития, доклады Министерства планирования и инвестиций, статистические справочники, научные публикации, статьи вьетнамской периодической печати и прочие первоисточники.

 


Глава 1. Сущность Научно-Технического потенциала в современной экономической теории

Понятие и система оценки Научно- Технического потенциала

 

Понятия "научный потенциал" (НПл) и "научно-технический потенциал" (НТПл) используются с конца 60-х годов и сразу стали одними из центральных в изучении науки как сложной, относительно обособленной социально-экономической системы.

Объективная необходимость появления и широкого использования указанных понятий обусловлена, в первую очередь, такими важнейшими факторами, как:

увеличение масштабов научной деятельности, возрастание роли науки и объема потребляемых ею ресурсов. В эпоху научно-технической революции научная деятельность становится массовой, вследствие чего возникает потребность в инструментарии для ее соответствующего научно-экономического анализа. К разряду подобных инструментов и относятся понятия НПл и НТПл;

нарастающая индустриализация сферы НИОКР, что потребовало распространения на данную сферу понятий, родственных уже широко применявшимся в экономических исследованиях. Это обстоятельство является особенно актуальным для сферы прикладной науки и опытно-конструкторских разработок.

Исходя из общего определения понятия "потенциал (от латинского слова "potentia") как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели" в понятие НПл и НТПл какой-либо системы вкладывается смысл интегральных характеристик научных и научно-технических возможностей этой системы.

Исходя из вышеизложенного, в дальнейшем из большого количества различных определений НПл и НТПл будут использоваться следующие:

Научный потенциал (НПл) - способность научной системы вырабатывать научные и прикладные знания и определять основные направления их применения в производственной и социальной практике.

Научно-технический потенциал НТПл - способность научно-технической системы решать текущие и перспективные проблемы научно-технического прогресса. Необходимо учитывать, что способность системы обеспечить получение научного результата понимается, в том числе, и как получение указанного результата в определенные сроки.

Однако существует и другое определение понятия научно-технический потенциал.

Научно-технический потенциал НИО представляет собой совокупность трудовых, материально-технических, финансовых, информационных и организационных ресурсов для осуществления комплекса научных исслежований и разработок, а также внедрения их результатов в производство, т.е. научно-технический потенциал - это наличные ресурсы цикла "исследование - производство", звенья которого - фундаментальное и прикладное исследование, опытно-конструкторские разработки и внедрение научно-технической продукции в производственную сферу.

К научным исследованиям и разработкам относятся работы, направленные на получение новых научных знаний и определение путей их практического применения. Они включают фундаментальные, прикладные исследования и разработки во всех областях науки - естественных, технических, медицинских, общественных, гуманитарных, сельскохозяйственных.

К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, другие инновационные (внедренческие) и научно-технические работы (услуги), опытные образцы или опытные партии изделий (продукции), изготовленные в процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре (заказе) и принятые заказчиками.

Методологические подходы к оценке научно-технического потенциала

Выбор системы индикаторов (показателей), возможно более адекватно (прямо или косвенно) отражающих НТПл исследуемой научно-технической системы, производится на основе выявления наиболее существенных сторон и особенностей ее деятельности с учетом требований согласованности друг с другом целей системы, набора показателей и периода оценки, а также возможностей достоверного измерения или расчета фактически достигаемых значений показателей. В ряде случаев приходится идти на определенный компромисс, т.к. не всегда удается удовлетворить одновременно всем требованиям.

Принципиально важно исходить из того, что оценка всегда есть функция цели, а, следовательно, оценка НТПл в различных случаях может и должна осуществляться на основе различных наборов показателей, имеющих: количественное (абсолютное или относительное) выражение, только экспертную оценку, производную от этих показателей, натуральное или процентное выражение, стоимостную оценку.

К настоящему времени наиболее распространенными являются три основных подхода к оценке НТПл и, соответственно, к формированию системы показателей:

- ресурсный;

деятельностный:

комбинированный;

В рамках ресурсного подхода считается, что НТПл определяется имеющимися у научно-технической системы ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными, финансовыми), а также ее внутренней организацией. При использовании деятельностного подхода исходят из того, что НТПл проявляется, в конечном счете, в развитии общества, которое представляет собой многообразный процесс, охватывающий научную, производственно-экономическую и социальную сферу, что и должно находить отражение в соответствующем наборе показателей.

Ресурсный и деятельностный подходы вытекают из двух различных трактовок НТПл, а именно:

с позиций предпосылок научной (научно-технической) деятельности;

с точки зрения результатов научно-технического труда, выступающих, в свою очередь, в качестве предпосылок процесса производства.

Выделяются три основные стадии реализации модели воспроизводственного процесса для научно-технического потенциала:

формирование НТПл;

реализация НТПл, как свойства научно-технической деятельности;

использование НТПл, как элемента общественного производства.

Каждая указанная стадия воспроизводственного цикла НТПл характеризуется относительной самостоятельностью, хотя между ними существует диалектическая взаимосвязь, объединяющая их в целостную систему.

При этом деятельностный подход фактически включает в себя два методически различных подхода: первый, учитывающий чисто научные результаты деятельности (продуктивность научного труда) и соответствующий второй стадии воспроизводственного цикла НТПл, и второй подход, учитывающий результаты практического применения полученных научных знаний (результативность и научно-технического труда) и соответствующий третьей стадии воспроизводственного цикла НТПл.

В основе ресурсного подхода лежит допущение о прямой связи ресурсов и результатов научно-технической деятельности. Однако, подобное допущение не соответствует реальным закономерностям функционирования научно-технической системы и не подтверждается практикой. В отличие от материального производства, в таких специфических системах, как научно-техническая, затраты не характеризуют достаточно полно ни состояние системы, ни достигаемые ею результаты.

Вместе с тем существует корреляция между затратами на научно-техническую деятельность и результатами указанной деятельности. Это свидетельствует об определенной неполноте (некорректности) и чисто деятельностного подхода.

В связи с этим наиболее часто используется комбинированный подход к оценке НТПл на основе учета совокупности, как ресурсов научно-технической деятельности, так и результатов этой деятельности в виде новых научных знаний и их практического применения.

При наличии количественных значений каждого из показателей, характеризующих НТПл, возможны два подхода к дальнейшей оценке потенциала:

векторный, при котором НТПл представляется в виде набора чисел, отражающих отдельные стороны и проявления потенциала;

скалярный, при котором производится "свертка" частных показателей в интегральный (агрегированный) показатель, принимаемый за численную оценку потенциала (индикатор потенциала).

Первый подход обычно применяется в задачах управления, нацеленных на всестороннюю, углубленную оценку составляющих и проявлений НТПл, изыскание резервов развития и формирования потенциала, разработку мероприятий по использованию этих резервов. Второй подход незаменим при сравнительном анализе потенциалов различных научно-технических систем, а также при анализе и прогнозировании тенденций и траекторий развития потенциала. Наиболее эффективным является совместное использование указанных представлений оценки в рамках комплексного анализа деятельности научно-технической системы. При этом оценка НТПл в целом и оценка отдельных его составляющих выступают как взаимодополняющие и взаимообогащающие методы анализа развития научно-технической системы.

Выбор оптимальной операции "свертки", позволяющей получать интегральный показатель, достаточно объективно характеризующий оценку НТПл, является непростой теоретической и практической задачей, включающей в себя как выбор вида функции агрегирования, так и "взвешивание" отдельных входящих в нее показателей. Наиболее частое применение находят два метода:

представление оценки НТПл в виде среднего геометрического из значений отдельных показателей (мультипликативная свертка). При этом, благодаря свойству среднего геометрического достигать максимума при равенстве показателей (при их заданной сумме) оценка наиболее сильно реагирует на изменение наименьшего из показателей, или, в том случае, когда значения показателей равны, то на равномерный их рост;

представление оценки НТПл в виде взвешенной суммы значений показателей (аддитивная свертка). При этом предполагается равноправность (абсолютная взаимозаменяемость) всех показателей, а содержательная разнородность показателей и их разномасштабность учитываются путем установления соответствующих весовых коэффициентов (определяемых статистическим или экспертным путем, либо, исходя из принципа взаимозаменяемости показателей, определяемых по критерию разумной компенсации уменьшения значения одного из показателей увеличением значения другого показателя).

Основные оценочные показатели

Показатели продуктивности научно-технической деятельности

В процессе функционирования научно-технических систем создается поток научной продукции, в которой воплощены интеллектуальные результаты исследовательской деятельности.

Уникальность, разнородность, высокая неопределенность научных результатов, невозможность зачастую определить важность и полезность научного результата в момент его получения, отсутствие прямой связи между затратами труда и результатами исследований затрудняют количественное измерение и соизмерение данных результатов, и, соответственно, продуктивности деятельности отдельных научно-технических работников и научно-технических систем в целом.

Вопрос о критериях оценки научных результатов является одним из центральных в прикладном науковедении.

Обычно считается, что любое законченное исследование содержит в себе новые научные результаты, приобретающие признание как таковые только после их публикации и приводящие к приросту НТПл, причем величина прироста отражает прирост полученной при этом новой научно-технической информации, новых научных знаний, имеющих потенциальную ценность (продуктивность научного труда).

Одним из распространенных подходов к оценке продуктивности научного труда является отражение ее следующим набором показателей:

публикационно-информационные показатели (количество и объем опубликованных статей, монографий, количество поставленных докладов, количество изобретений и т.п.);

показатели завершения диссертационных исследований (количество защит кандидатских и докторских диссертаций);

показатели признания результатов научной общественностью (премии, награды, почетные звания и т.п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: