Цели въехавших в Российскую Федерацию в 2003-2004 году




 

  2003 год 2004 год
Всего 22 514 000 22 051 000
Туризм 3 152 000 2 861 000
Частные поездки 14 723 000 14 308 000
Служебные поездки 2 568 000 2 723 000
Транзит 485 000 546 000
Другие 1 586 000 1 613 000

Развитие российского туризма тормозится целым рядом социально-экономических факторов как внутреннего, так и внешнего характера: это низкий уровень жизни широких слоев народных масс; скудность доходов российского бюджета; отсутствие стимулирующего экономического механизма в сфере туризма как на микро-, так и на макроуровнях; реклама выездного туризма и полное умолчание о характере уникальных туристских объектов внутри страны. Реальной становится конкуренция на туристском рынке России со стороны зарубежных туристских компаний.

Несмотря на наличие множества отрицательных факторов в туристической индустрии современной России, можно сделать вывод, что туризм в стране становится достаточно обычным делом для населения, на данном рынке усиливается конкуренция туристских фирм, а государство уделяет большое внимание обеспечению качества и разнообразия предоставляемых услуг.

Стремление России присоединиться к ВТО с целью защиты национальных интересов в мировой торговле глубоко оправдано. Однако нужно видеть не только потенциальные преимущества вступления России в ВТО, но и определенные негативные последствия этого. В частности, не лучшим образом может сложиться ситуация на рынке туристских услуг.

Возрастет влияние законов мирового туристского рынка на деятельность отечественных туристских фирм, усилится конкуренция. Но одно дело - конкуренция между отечественными турфирмами, находящимися практически в равных условиях, и совсем другое дело - с зарубежными фирмами. Свободная деятельность на туристском рынке России иностранных компаний создаст угрозу вытеснения из него российских туристских фирм. И эта озабоченность вполне объективна, поскольку уже сегодня 70% выездного потока россиян на турецком направлении находится под контролем турецких фирм. Иностранные турфирмы контролируют также значительную часть испанского и болгарского направления. Несомненно, имеющие большой опыт работы на международных туристских рынках иностранные фирмы могут предоставить более качественные услуги. Однако при этом будут затронуты интересы российских турфирм и одновременно возникнут факторы, негативно влияющие на развитие национального туристского комплекса. Деятельность на туристском рынке иностранных компаний, сориентированная, как правило, на своих национальных перевозчиков, приводит к снижению загрузки отечественных инфраструктурных секторов и перераспределению пассажиропотока; иностранные компании, действующие в России, не инвестируют прибыль в развитие нашей инфраструктуры, уходят от уплаты налогов, растет и нарушение ими прав потребителей. Но так как эти нарушения чаще всего происходят за рубежом, привлечение их к ответственности крайне затруднительно. Предлагаемые ограничения для иностранных участников полностью соответствуют мировой практике регулирования доступа на рынок туруслуг. Около 80 из 130 стран при вступлении в ВТО в той или иной форме зафиксировали ограничения деятельности зарубежных туроператоров и турагентов. Любая страна, которая ратует за развитие национальной экономики, и, в частности, сферы услуг, объективно стремится регулировать доступ капитала и рабочей силы на свои рынки. В России, где туристский рынок находится на стадии своего становления, нет другого пути в настоящее время, как создания временных протекционистских мер, приоритетно обеспечивающих развитие национального туристского комплекса.

Государственный орган по управлению туризмом мог бы возглавить работу по привлечению финансовых ресурсов на строительство объектов туристской инфраструктуры от Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка и других зарубежных финансовых структур, предоставляющих кредиты за приемлемый процент. Для этого нужно научить местные органы управления составлять грамотные бизнес-планы с учетом специфики гостиничного и туристского бизнеса. Целесообразно создать банк инвестиционных проектов развития туристских объектов; наладить систему отбора из них наиболее перспективных на основе проведения инвестиционных конкурсов; организовать «презентации» этих объектов за рубежом с целью привлечения средств. Все это должно показать (а если нужно и доказать) привлекательность сферы туризма для потенциальных инвесторов.

Следует разработать пакет предложений по созданию механизма привлечения инвестиций для реконструкции гостиниц, обновления их номерного фонда. Одним из таких предложений могла бы быть схема инвестиционного сотрудничества, когда за определенными турфирмами на долгосрочный период закрепляются блоки номеров в реконструируемой гостинице по льготной цене при условии авансирования ими инвестиционных ресурсов в реконструкцию и развитие соответствующей гостиницы. Однако подобное могут позволить себе не многие турфирмы, поскольку большинство из них являются типичными представителями малого бизнеса, не обладающие сегодня серьезным инвестиционным капиталом.

Необходимо создать благоприятные условия для поощрения кооперации туристских и гостиничных структур со страховыми компаниями не только с точки зрения разработки и продвижения туристского продукта, организации страхования туристов, а с точки зрения возможных инвестиций в развитие гостинично-туристского комплекса. Страховые компании, по оценкам специалистов, являются весьма существенным потенциальным источником инвестиционных ресурсов.

На наш взгляд, наиболее перспективно привлечение инвестиций в сферу туризма через механизм рынка ценных бумаг. В то же время немногие руководители предприятий сферы туризма знают и понимают возможности, которые может дать грамотное размещение ценных бумаг. Только 3% опрошенных руководителей турфирм в своей деятельности ориентируется на это[138].

Одним из наиболее привлекательных способов привлечения средств инвесторов может быть проведение вторичной эмиссии обыкновенных акций предприятия, поскольку ее можно рассматривать как возможность мобилизации крупных средств на неопределенный срок.

С точки зрения предприятия - это способ получения средств для развития производства без фиксированных финансовых обязательств; для инвесторов - возможность выбора альтернативных вариантов инвестирования; для национальной экономики - наиболее простой способ перераспределения капитала в пользу наиболее эффективных отраслей.

Однако существует ряд причин, которые тормозят использование возможностей механизма рынка ценных бумаг для предприятий индустрии гостеприимства. К числу основных из них относятся:

• боязнь со стороны руководителей предприятия потери контроля над предприятием;

• низкий уровень квалификации менеджеров, которые, как правило, являются одновременно держателями акций;

• слабое владение механизмом проведения эмиссии, отсутствие специальных кадров для этого;

• недостаток у предприятия средств на проведение и подготовку вторичной эмиссии.

Серьезным сдерживающим фактором является и необходимость оплачивать налог на операции с ценными бумагами как процент от объявленного объема эмиссии еще до начала размещения, а не после размещения (или во время размещения пропорционально привлекаемым средствам). А так как успешность размещения ценных бумаг трудно предугадать заранее, выплаченный налог вполне может оказаться чистым убытком предприятия.

Государство в этой связи призвано сформировать конкретный правовой механизм регулирования доступа иностранных фирм на национальный туристский рынок, а также защиты прав отечественных производителей турпродукта и его потребителей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: