Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:
ü адресант – отправитель сообщения;
ü референция – содержание сообщения;
ü адресат – получатель сообщения.
Функции языка:
1) Познавательная.
2) Регулятивная (призывно-побудительная).
3) Экспрессивная (эмотивная).
4) Фатическая.
5) Эстетическая (поэтическая).
6) Магическая.
7) Мето-языковая.
8) Этническая.
Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к
человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые
разделены временем и пространством.
1) Познавательная функция языка. Язык в познании выступает в двух аспектах:
ü Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова,
использовать методы мышления.
ü Средство хранения и передачи информации:
- библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях,
грамматиках, учебниках и т.д.
- библиотека текстов – вся информация, устные и письменные
сообщения, созданные на данном языке.
2) Регулятивная функция языка. Теория речевых актов.
Это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на
воздействии на адресата.
3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании
прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная
цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект
реализуется с помощью:
- интонаций;
- междометий речи;
- использование слов с коннотацией.
Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.
Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это
слово означает.
4) Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель –
наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в
основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую
беседу.
5) Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция
связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения.
Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит
слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь
становится яркой, свежей, непредсказуемой.
6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай
релятивной функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие
силы. Проявление этой функции - табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная
трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с
вещью.
7) Мето-языковая (языковой комментарий) функция. Связана с
какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.
8) Этническая функция.
ОБЩЕНИЕ И ЕГО АСПЕКТЫ
Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности и саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.
В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, то есть устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший её информативный аспект, как коммуникация.
За взаимодействием, или интерактивной, и коммуникативной сторонами общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в процессе общения взаимное восприятие его участников.
Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в своем сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.
Международное деловое общение предусматривает необходимость понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Эта задача упрощается в случае, если деловые отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие корни - языковые, этнические, религиозные и др.
Перцептивный аспект общения - это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объёме, то получится весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:
· Другого индивида, принадлежащего к «своей» группе;
· Другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе;
· Свою собственную группу;
· Чужую группу.
Если в качестве субъекта восприятия берется не только отдельный индивид, но и группа, то к перечню процессов следует добавить восприятие:
· Группой своего собственного члена;
· Группой представителя другой группы;
· Группой самой себя;
· Группой в целом другой группы.