Структура коммуникативного акта




Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:

ü адресант – отправитель сообщения;

ü референция – содержание сообщения;

ü адресат – получатель сообщения.

Функции языка:

1) Познавательная.

2) Регулятивная (призывно-побудительная).

3) Экспрессивная (эмотивная).

4) Фатическая.

5) Эстетическая (поэтическая).

6) Магическая.

7) Мето-языковая.

8) Этническая.

Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к

человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые

разделены временем и пространством.

1) Познавательная функция языка. Язык в познании выступает в двух аспектах:

ü Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова,

использовать методы мышления.

ü Средство хранения и передачи информации:

- библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях,

грамматиках, учебниках и т.д.

- библиотека текстов – вся информация, устные и письменные

сообщения, созданные на данном языке.

2) Регулятивная функция языка. Теория речевых актов.

Это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на

воздействии на адресата.

3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании

прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная

цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект

реализуется с помощью:

- интонаций;

- междометий речи;

- использование слов с коннотацией.

Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.

Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это

слово означает.

4) Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель –

наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в

основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую

беседу.

5) Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция

связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения.

Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит

слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь

становится яркой, свежей, непредсказуемой.

6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай

релятивной функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие

силы. Проявление этой функции - табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная

трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с

вещью.

7) Мето-языковая (языковой комментарий) функция. Связана с

какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.

8) Этническая функция.

ОБЩЕНИЕ И ЕГО АСПЕКТЫ

Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности и саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, то есть устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший её информативный аспект, как коммуникация.

За взаимодействием, или интерактивной, и коммуникативной сторонами общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в процессе общения взаимное восприятие его участников.

Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в своем сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Международное деловое общение предусматривает необходимость понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. Эта задача упрощается в случае, если деловые отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие корни - языковые, этнические, религиозные и др.

Перцептивный аспект общения - это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объёме, то получится весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:

· Другого индивида, принадлежащего к «своей» группе;

· Другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе;

· Свою собственную группу;

· Чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия берется не только отдельный индивид, но и группа, то к перечню процессов следует добавить восприятие:

· Группой своего собственного члена;

· Группой представителя другой группы;

· Группой самой себя;

· Группой в целом другой группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: