Курс ОЗО
Темы ДКР «Методика математического развития,
Теоретические основы методики обучения математики»
1.Особенности организации занятий по математике в разных возрастных группах.
2.Формирование математически точной терминологии в речи дошкольников.
3.Роль дидактических игр в формировании представлений о числе.
4. Роль дидактических игр в формировании представлений о величине.
5.Использование детской художественной литературы для формирования элементарных математических представлений.
6.Театрально-игровая деятельность как средство формирования элементарных математических представлений и их применение.
7.Роль дидактических игр в формировании представлений об эталонах формы.
8.Роль дидактических игр в формировании пространственных ориентировок.
9.Роль дидактических игр в формировании временных ориентировок.
10.Значение развития чувства времени у дошкольников.
11.Значение формирования у детей представлений о числе.
12.Значение формирования у детей представлений о величине.
13.Значение формирования у детей представлений об эталонах формы.
14.Значение формирования у детей представлений о пространственных ориентировках.
15.Роль наглядного материала в развитии элементарных математических представлений.
16.Роль словесных методов в обучении детей приемам образования числа.
17.Роль игровых методов и приемов в обучении детей различию эталонов формы.
18.Роль игровых методов и приемов в обучении детей измерительной деятельности.
19.Роль игровых методов и приемов в обучении детей пространственным ориентировкам.
20.Особенности методики ознакомления детей со временем.
21.Влияиие математических знаний на умственные способности детей.
22.Формирование пространственных ориентировок как средство развития интеллекта.
23.Особенности перехода от счетной к вычислительной деятельности.
24.Сюжетно-дидактические игры как метод формирования и закрепления элементарных математических знаний.
25.Занимательная математика в детском саду.
26.Применение математических знаний в разных видах деятельности в соответствии современности.
Алгоритм
Выполнения ДКР по Методике математического развития
теоретическим основам методики обучения математики.
1. Продумать и выбрать основное направление темы. Если тема контрольной работа начинается со слова:
а) «Значение…» - раскрывайте проблему и ее значение для умственного развития, речевого развития, развития познавательных процессов;
б) «Особенности …» - показать в сравнении, если это организация занятий. Используя журналы «Дошкольное воспитание «до 1992 года и после 1992 года;
в) «Роль…» - дайте определение проблеме, коротко охарактеризовать, указать фамилии педагогов и раскрыть роль этой проблемы в развитии математических представлений, развитие речи, познавательных процессах, играх;
г) «Влияние…» - раскрыть проблему, показывая ее место в формировании математических представлений и показать, как эта проблема влияет (см. тему домашней контрольной работы);
д) «Роль игровых приемов…» - следует раскрыть методы и приемы, которые используются в формировании математических представлений и отметить какое же место они занимают.
2. Работа с литературой. В каждом 12 номере журнала «Дошкольное воспитание» или «Ребенок в детском саду» сделать выборку статей, имеющих отношение к методике математике. Перечень статей записать в тетрадь.
3. Изучая литературу, следует иметь под рукой лист бумаги и ручку, делая из каждого источника краткую выписку: автор, название статьи, цитаты, или для себя примечание.
4. Составление плана: просмотрев методическую литературу, накопив записи составить план. В соответствии с планом сложить выписки как того требует план, что составит черновик контрольной работы.
5. Делая вывод в конце домашней контрольной работы отразить собственное мнение и отношение к рассматриваемой проблеме.
Основная литература
1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. - М., Академия, 1998.
2. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М., П., 1992.
3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. /под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- С-Пб., Детство-пресс, 2004.
4. Леушина А.М.Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., П., 1974.
5. Мария Фидлер. Математика уже в детском саду. – М., П., 1981.
6. Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении. /составитель В.В. Данилова. - М., П., 1987.
7. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у
8. Смолякова О.К., Смолякова Н.В. Математика для дошкольников. - М., Издат-школа, 1998.
9. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М., П., 1988. (или 1992.)
10. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., П., 1980.
11. Умстенное воспитание детей дошкольного возраста. /под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.,П., 1988.
12. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. /под ред. А.А.Столяра. – М., П., 1988.
13. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., Академия, 2000.
Дополнительная литература
1. Бабаева Т.И. У школьного порога. М., П., 1993.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.,П., 1989.
3. Воспитание и обучение в детском саду. /под. ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М., Педагогика, 1976. (глава «Умственное воспитание» стр. 441-459).
4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. /под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. - С.Пб., Детство-пресс, 2004.
5. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. /под ред. А.А.Столяра. М., П., 1991.
6. Давидчук А.Н. Обучение и игра: методическое пособие. - Мозаика-Синтез, 2004.
7. Колесникова.Е.В. Математические ступеньки. (конспекты занятий для детей средней, старшей групп). М., Академия, 2002.
8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., П., 1990.
9. Сербина Е.В. Математика для малышей (игры для младшей разновозрастной группы). - М., П., 1992.
10. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., П., 1987.
11. Чего на свете не бывает. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. /под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. - М., П., 1991.
Периодическая печать
1. Формирование временных представлений у дошкольника. А.А.Смоленцева //Дошкольная педагогика. № Ноябрь-Декабрь, 2004. с.24-27.
2. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. Н.Михайленко - доктор пед.наук, Н Короткова - к.пс.н. // Дошкольное воспитание 1992. № 5-6. с.17.
3. Развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга». Е.Соловьева //Дошкольное воспитание 1995. № 2. - с.2
4. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений. В.В.Позднякова. //Дошкольное воспитание 1996. № 1.- с. 21; № 2.- с.20
5. Интеллектуальные игры для развития мышления у дошкольников. Е.Федорова. //Дошкольное воспитание 1996. № 3.- с.19
6. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. А. Давидчук - к.п.н. //Дошкольное воспитание 1996. № 12.- с.71.
7. ТРИЗ и математика. С.Самарцева (конспекты занятий). //Дошкольное воспитание 1996. №10.- с.12
8. Знакомим детей с геометрическими фигурами. М. Габова. // Дошкольное воспитание 2000. №9. - с.2
9. Планирование занятий по математике в разновозрастной группе детского сада. Е.Соловьева. (Конспекты занятий). //Дошкольное воспитание 2000. №8.- с.38; №9.- с.61; № 10.-с.38; № 11.-с.20; №12.-с.5.
10. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. А.В. Белошистая - к.п.н., доцент. //Дошкольное воспитание 2000. № 2.- с.69.
11. Разновозрастная группа: планы-конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 3-5 лет. А. Давидчук - к.п.н. //Дошкольное воспитание 2000. № 4.с.78.
12. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений. А. Давидчук - к.п.н. //Дошкольное воспитание 2000. № 8. - с.69.
13. Двухзначные числа: методика знакомства. А.В. Белошистая - к.п.н., доцент. //Дошкольное воспитание 2003, № 4. - с.9
14. Великий квадрат не имеет предела. О. Доценко. //Дошкольное воспитание 2003. № 6. - с. 74
15. Знакомство с арифметическими действиями. А.В. Белошистая - к.п.н., доцент. //Дошкольное воспитание 2003. № 8.- с. 13; № 10.- с.31
16. Знакомим детей с цифрами. Н.Перепетайло. //Дошкольное воспитание 2003. № 10. - с. 23; № 11.- с.28
17. Занятия по математике: развиваем логическое мышление. Белошистая А. - к.п.н., доцент. //Дошкольное воспитание 2004. № 9. - с. 66
18. Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей. Л.Нескучаева, И.Пискунова и др. //Дошкольное воспитание 2004. № 10. - с. 15
19. Первые шаги в математику. М.Полякова-доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена, З.Михайлова – профессор, главный научный специалист Института педагогических новаций. //Дошкольное воспитание 2004. № 12. - с. 10
20. Как помочь ребенку. // Ребенок в детском саду. 2000. № 3.
*** А также другие статьи вышедшие с 2005 года