Тип свободных экономических зон | Цель | Характеристика | Примеры |
, Свободные таможенные (налоговые) зоны (Duty/tax free areas free parts) | Рост грузооборота и привлечение необходимых товаров | Освобождение от таможенных пошлин, налогов на импортный товар и косвенных налогов на товары, не нарушающие границы таможенной территории страны | Свободный порт Гамбург, территории подзон свободной торговли в США и т. д. |
1. Продажа, свободная от таможенных пошлин и налогов (dury/tax free areas) | Увеличение товарооборота страны и, в определенной мере, рост отечественного производства | Отмена тарифов и косвенных налогов для лиц, проживающих за границей или выезжающих за границу | Беспошлинные магазины в международных аэропортах, например Шеннон |
. Зоны свободной банковской деятельности free bank areas) | Повышение конкурентоспособности отечественных банков | Отмена требований, касающихся минимальных банковских резервов, регулирование нормы процента и т. п. В настоящее время применяются только в отношении зарубежных клиентов | Банки, действующие на валютных еврорынках, например в Люксембурге, Лондоне |
. Зоны свободной страховой деятельности free insurance zones) | Повышение конкурентоспособности отечественных страховых организаций | Отмена ограничивающего страхового регулирования, действующего в данной стране. В настоящее время применяется только в отношении зарубежных клиентов | Зона свободной страховой деятельности в Нью-Йорке |
5. Зоны свободной торговли (free trade zones) | Увеличение товарооборота страны и, в определенной мере, рост отечественного производства | Отмена тарифов, косвенных и прямых налогов; гарантирование механизма таможенных формальностей | Шри-Ланка, Малайзия, Египет, Сингапур, Тайвань |
6, Зоны экспортного производства(export processing zones) ) | Рост экспортного потенциала страны за счет развития и конкурентоспособности производства | Отмена тарифов, косвенных и прямых налогов, гарантирование минимума таможенных формальностей; экспортные льготы | Республика Корея, Маврикий, Мексика |
7. Зоны свободного предпринимательства (free economic activity zones) | Содействие переходу страны к рыночной экономике | Отмена тарифов, налогов, других ограничений, сдерживающих развитие совместного предпринимательства | Польша, Китай |
В начале 1990-х гг. в мировом хозяйстве насчитывалось более 700 различного вида свободных экономических зон. Количество СЭЗ продолжает увеличиваться.
Наибольшее число свободных таможенных зон (СТЗ) действует в индустриально развитых странах. В Европе насчитывается около 130 таких зон, в США - более 180. Зоны экспортного производства (ЗЭП) получили наибольшее распространение в развивающихся странах. В начале 1990-х гг. там действовало более 300 ЗЭП, более 100 находилось на стадии обустройства и более 50 - на планово-подготовительной стадии.
При создании специальных зон государства стремятся к повышению конкурентоспособности производства, увеличению притока валюты как от экспорта, так и в виде иностранных инвестиций, к сокращению затрат на приобретение импортной продукции, ускорению освоения производства новых изделий и услуг.
Создание СЭЗ в территориально ограниченном пространстве путем формирования специального экономического механизма позволяет достичь следующих целей.
1. Научно-технические:
• приток передовой технологии и техники;
• концентрация научно-технических кадров и средств на приоритетных направлениях;
• ускорение внедрения полученных результатов в производство;
• переход на качественно более высокий уровень в конкретном научном направлении.
2. Экономические:
• повышение конкурентоспособности национального производства;
• увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций;
• сокращение затрат на приобретение импортной продукции;
• ускорение освоения производства новых изделий и услуг;
• расширение экспорта готовой продукции; рационализация импорта;
• изменение структуры производства;
• освоение новых форм хозяйствования.
3. Социальные:
• ускорение развития отсталых районов;
•повышение занятости;
• повышение квалификации рабочих, инженеров, управленцев;
• повышение жизненного уровня населения.
• Комплекс задач, решаемых в свободных экономических зонах, варьирует в зависимости от целей создания и экономико-политических условий в данной стране (рис. 4.3).
[ |
Система льгот | |||||
****** | |||||
Льготные ставки за использование земли, воды, энергии | Льготное налогообложение | Снижение федеральных налогов | Ускоренная амортизация | Освобождение экспорта, производимого в зоне от квотирования и лицензирования | Льготные условия валютных расчетов с Федеральным бюджетом |
* I * | |||||
Для местных предприятий | Для перевозимой за границу продукции (для иностранных инвесторов) | Для реинвестируемой части прибыли |
Рис. 4.2. Система льгот в СЭЗ
В развитых капиталистических странах это прежде всего упрощение выхода национальных фирм на внешние рынки. В США в специальных экономических зонах корпорации комплектуют экспортную продукцию импортными компонентами, которые здесь не облагаются пошлинами, пользуются маркетинговыми услугами.
Цель создания специальных экономических зон в развивающихся странах - освоение новых технологий, диверсификация экспорта, создание новых рабочих мест, в конечном счете - ускорение экономического подъема.
В России было создано 13 свободных экономических зон. Наиболее крупные расположены в Находке, Новгороде, Выборге, Калининграде. В Выборге планируется освоение новых наукоемких технологий, создание современных производств, развитие туризма. Новгородская СЭЗ специализируется на выпуске бытовой электроники и туризме. В Находке ведется глубокая переработка сырья и продуктов морского происхождения. Специфика Калининградской СЭЗ заключается в использовании ее геополитического положения и наиболее развитых отраслей промышленности, имеющихся в пределах зоны.
Пути создания зон, так же как и цели, неодинаковы, а значит, различны и сами формы и типы СЭЗ: от простейших точечных размером в несколько десятков гектаров (беспошлинные складские) до зон с более широкими функциями, вплоть до крупных промышленных. В литературе встречаются различные виды классификаций СЭЗ.
Наиболее общей является следующая классификация:
свободные таможенные зоны;
зоны экспортного производства;
зоны экономического и научно-технического развития;
зоны страховых и банковских услуг;
импортно-промышленные зоны.
Свободные таможенные зоны представляют собой ограниченные участки таможенной территории, в пределах которых устанавливается беспошлинный таможенный режим ввоза из-за рубежа и вывоза товаров за рубеж.
Свободные таможенные зоны создаются в портах, пограничных пунктах, на железнодорожных узлах, в аэропортах или иных местах, в которых имеются условия, необходимые для обеспечения таможенного контроля. Их территория используется для создания консигнационных складов, проведения выставок, осуществления доработки, сортировки, упаковки ввозимых в свободную таможенную зону товаров для последующего реэкспорта и поставок на другие территории данной страны. Статус свободной таможенной зоны может быть распространен на таможенные склады.
Зоны экспортного производства — это ограниченные участки таможенной территории страны, в пределах которых устанавливается льготный по сравнению с общим режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). Этот режим предоставляется национальным и иностранным инвесторам, а также предприятиям с иностранными инвестициями, поставляющим па экспорт определенный обусловленный законодательством процент производимой ими продукции обрабатывающих отраслей промышленности данной страны. Зоны экспортного производства создаются в районах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру и благоприятные условия для развития внешнеэкономической деятельности.
Зоны экономического и научно-технического развития (технополисы) представляют собой обширные районы страны, где по сравнению с другими регионами представляются льготные условия для создания и деятельности национальных, совместных и иностранных предприятий на основе существующего в стране научно-технического потенциала с использованием прогрессивного оборудования, а также зарубежного управленческого, коммерческого, маркетингового опыта.
Зоны страховых и банковских услуг способствуют укреплению страховой и банковской сферы с помощью особых финансово-кредитных механизмов.
Импортно-промышленные зоны (зоны по замещению импорта) призваны обеспечить принимающую страну современными товарами, замещающими импорт, на основе внедрения прогрессивной технологии и организации современных производств.
Для успешного развития зон необходимо выполнение особых условий при их создании, что подразумевает возникновение специального режима хозяйственной деятельности, ключевыми элементами которого являются:
1. Специальный (льготный) таможенный режим.
2. Особый валютный режим.
3. Система налоговых льгот.
4. Отмена (смягчение) нетарифных мер регулирования экспорта и импорта.
5. Разрешительный порядок осуществления инвестиций на территории зон.
При этом надо учесть, что специальный (льготный) таможенный режим, включающий отмену (снижение) таможенных пошлин и упрощенный порядок перемещения товаров через государственную границу, устанавливается с учетом конкретных условий и особенностей каждой зоны.
Кроме выполнения вышеперечисленных условий при создании СЭЗ необходимо учесть и другие:
1. Выгодность экономико-географического положения.
2. Определение оптимальных размеров зоны.
3. Наличие производственной инфраструктуры.
4. Наличие транспортной инфраструктуры.
Создание специального режима хозяйственной деятельности невозможно без системы льгот, которые имеют особое значение в зонах экспортного производства (ЗЭП). При обоснованном ограничении круга льгот, на которые может распространяться данная система (как правило, это иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями, поставляющие на экспорт часть своей продукции), могут применяться следующие льготы:
снижение налога на прибыль;
снижение налога на переводимую за границу прибыль (для иностранных инвесторов);
освобождение от налогообложения прибыли до пяти лет с момента ее объявления;
освобождение от налогообложения реинвестируемой части прибыли, снижение других федеральных налогов (кроме акцизов);
ускоренная амортизация основных фондов;
освобождение экспорта производимой в зонах продукции от квотирования
и лицензирования;
льготные условия валютных расчетов с федеральным бюджетом;
понижение ставки платы за пользование землей, водой, энергией, производственными зданиями и сооружениями, другими объектами инфраструктуры за счет средств, остающихся в распоряжении администрации зон экспортного производства.
Размер льгот, представляемых инвесторам в зонах экспортного производства, зависит от следующих факторов:
объема продукции, поставляемой на экспорт;
степени переработки продукции, которой она подверглась на территории зоны;
установленной приоритетности сфер инвестирования;
объема инвестиций и реинвестиций;
уровня используемой технологии;
доли местного сырья, материалов и компонентов в конечной продукции и т. д.
Зарубежный опыт свидетельствует, что надежная правовая основа является важнейшим условием успешного развития СЭЗ. Создание свободных экономических зон в РФ, как уже отмечалось, началось в 1990 г. после принятия Верховным Советом РСФСР постановления о создании зон совместного предпринимательства, тем не менее, до настоящего времени не создано надлежащей правовой базы для развития СЭЗ.
Основными целями создания СЭЗ в России стали:
1) развитие экспортного потенциала;
2)увеличение валютных поступлений и активизации внешнеэкономической деятельности России и отдельных ее регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, передовой техники, технологии, управленческого опыта.
Анализ функционирования существующих СЭЗ и действующих на этих территориях совместных предприятий (СП) показывает, что в реальных условиях возникает много осложнений во взаимодействии с зарубежными партнерами.