Методология построения индекса готовности страны к информационному обществу




Структура Индекса

Методология построения Индекса основана на концептуальной схеме оценки «электронной готовности». Индекс российских регионов строится на показателях, характеризующих три ключевых фактора электронного развития (человеческий капитал, экономическая среда, ИКТ-инфраструктура) и показателях доступа и использования ИКТ в шести сферах деятельности – в государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, здравоохранении, культуре, а также использование ИКТ домохозяйствами и населением (см. рисунок 1).

Индекс строится на основе агрегирования значений показателей, причем агрегирование происходит на нескольких уровнях, позволяя строить рейтинги регионов по отдельным направлениям и фактор­­­ ам развития информационного общества с различной степенью детализации.

 

Рисунок 1. Структура индекса готовности регионов к информационному обществу

Для получения оценки предметных областей (подындексов) использовались наборы показателей, объединенные по параметрам оценки данной области. На рисунке 2 для примера приведена структура подындекса «ИКТ в культуре», для подсчета которого использовались 7 показателей.

Рисунок 2. Структура подындекса «ИКТ в культуре»

По ряду направлений (ИКТ-инфраструктура, Экономическая среда, Использование ИКТ в домохозяйствах и частными лицами, ИКТ в образовании) подындексы рассчитывались напрямую, на основе составляющих их показателей без введения и расчета промежуточных параметров (как в случае подындекса «ИКТ в культуре» и др.).

Методика подсчета Индекса

Для подсчета Индексов все использованные показатели нормализовались (переводились в безразмерную величину в интервале от 0 до 1). Используемая начиная с Индекса 2008-2009 процедура нормализации отличается от аналогичной процедуры в предыдущих выпусках Индекса. Нормализация основана на расчете (путем деления) отношения текущего значения показателя для субъекта РФ к «эталонному» (нормализующему) его значению – обычно максимально возможному по данному показателю. Нормализованное значение показателя региона х рассчитывается по следующей формуле: Nх = Rx/Rn, где Rx – значение показателя для региона х, а Rn – нормализующее, «эталонное» значение.

Для оценки показателей, увеличение значения которых имеет негативный характер (например, «доля продуктов питания в структуре расходов домохозяйств») использовалась другая формула: Nх = Rn / Rx.

Таким образом, если регион имеет «эталонное» значение показателя, то его оценка по данному показателю равна 1, если значение меньше «эталонного», то его нормализованное значение будет в диапазоне от 0 до 1, и по величине нормализованного значению можно определить насколько регион отстает от «эталонного» значения.

Разрыв между субъектами РФ по отдельным и интегральным показателям рассчитывается путем деления друг на друга значений показателей для этих регионов (т.е. определяется во сколько раз одно значение больше другого), а информационное неравенство – делением максимального по России значения показателя у субъектов РФ на минимальное. При такой процедуре нормализации само значение индекса, изменение его значений и отношение значений для разных субъектов РФ имеет смысл и легко интерпретируется.

В качестве нормализующих («эталонных») значений показателей в случае долевых показателей (их большинство) бралось максимально возможное 100% значение. В других случаях нормализующее значение выбиралось исходя из желаемого, достаточного и достижимого для регионов-лидеров значения показателей на десятилетнем горизонте планирования, с учетом прогнозов значений показателей регионов-лидеров, России в целом и их значений в наиболее развитых странах.

В случае отсутствия значения показателя для отдельного региона его значение определялось с использованием статистических методов (корреляционный анализ и др.).

Значения подындексов подсчитывались как средневзвешенное оценок параметров, характеризующих соответствующую предметную область (если вводились параметры). Значение параметров и ряда подындексов (если для их параметров) рассчитывалось как средневзвешенное нормализованных значений показателей, характеризующих данное направление информационного развития – каждый показатель входит с определенным весовым коэффициентом (в большинстве случаев используются равные веса). Оценка индексов-компонентов («Факторы развития информационного общества» и «Использование ИКТ для развития») строится как среднее арифметическое от оценок подындексов. Общий Индекс готовности регионов к информационному обществу получается как средневзвешенное индексов-компонентов (с весами 1/3 и 2/3 соответственно), что эквивалентно среднему арифметическому от оценок всех входящих в Индекс подындексов. На основе общего Индекса, индексов-компонентов, подыдексов и оценок отдельных показателей строятся рейтинги регионов – ранжированные по значению индексов и отдельных показателей списки регионов.

В выпусках 2004-2005, 2005-2006 и 2007-2008 использовалась другая процедура нормализации показателей. Нормализованное значение показателя региона х рассчитывалось по формуле Nx=6*(Px-Pmin)/(Pmax-Pmin)+1, где Px, Pmax и Pmin – значение показателя региона х, а также максимальное и минимальное значения этого показателя у регионов России. Для оценки показателей, увеличение значения которых имеет негативный характер использовалась другая формула: Nx=6*(Pmax-Px))/(Pmax-Pmin)+1. В этих выпусках индекса веса индексов-компонентов, составляющих Индекс были одинаковые (по ½).

Источники информации

При расчете показателей и подындексов использовались два типа данных:

  • официальные данные государственной и отраслевой статистики: Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Минобрнауки, Минкомсвязи, Минкультуры;
  • данные опросов и обследований: результаты оценки официальных веб-сайтов органов исполнительной власти субъектов РФ, которую проводит ИРИО по методологии ООН для каждого выпуска Индекса; данные представительного опроса населения субъектов РФ Фонда «Общественное мнение» (проект «Георейтинг»).

Расчет показателей и подындекса «ИКТ-инфраструктура» основывался на данных Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и данных Росстата.

Расчет числа компьютеров на 100 человек населения осуществлялся с использованием данных о наличии ПК в организациях (форма государственного статистического наблюдения №3-информ) и данных Росстата о наличии компьютеров в домохозяйствах.

Оценка предметной области «Человеческий капитал» основывалась на опубликованных статистических данных Росстата.

Показатели экономической среды рассчитывались на основе опубликованных данных Росстата.

Составление рейтингов по показателям использования ИКТ домохозяйствами и населением базируется на результатах обследования бюджетов домохозяйств, проводимых Росстатом, и данных опросов населения в регионах, осуществляемых Фондом «Общественное мнение» (проект «Георейтинг»).

Показатели использования ИКТ в органах власти рассчитывались на основе результатов государственного статистического наблюдения по форме № 3-информ (данные по органам государственной власти и местного самоуправления), полученных из базы данных Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Федеральной службы государственной статистики (ГМЦ Росстата), а также на основе результатов оценки веб-сайтов региональных органов власти, проводимой Институтом развития информационного общества для каждого выпуска Индекса.

Для оценки использования ИКТ в бизнесе также применялись показатели, полученные на основе баз данных ГМЦ Росстата (результаты обследования предприятий по форме № 3-информ, отобранных по видам экономической деятельности в соответствии с рекомендациями ОЭСР и Евростата для аналогичных обследований).

Оценка использования ИКТ в культуре осуществлялась на основе данных, опубликованных Министерством культуры РФ.

Рейтинг регионов по показателям использования ИКТ в медицине был составлен исходя из результатов обследования организаций здравоохранения по форме № 3-информ из баз данных ГМЦ Росстата.

Рейтинг регионов по показателям использования ИКТ в образовании первый раз он был рассчитан на основе данных единовременного обследования использования ИКТ в общеобразовательных учреждениях, проведенного Россвязьнадзором в начале 2006 г. в рамках подготовки проекта подключения школ к интернету. Начиная с Индекса 2007 – 2008 гг., для построения подындекса «ИКТ в образовании» используются данные Минобрнауки, полученные в рамках государственного статистического наблюдения по форме № Д-4.

Недостающие данные по некоторым регионам были, как отмечалось, восстановлены с помощью статистических методов для получения полных рядов данных, поскольку отсутствие подобных данных сделало бы невозможными расчет композитного индекса и подындексов и межрегиональные сопоставления.

Таким образом, при составлении рейтингов все регионы ранжировались на основе композитных индексов, построенных на основе полного набора данных по всем показателям. Значения композитных подындексов и самого индекса для субъектов РФ округлены до трех знаков после запятой. Тот факт, что некоторые регионы, имеющие в приведенных таблицах одинаковые значения индекса и подындексов, получили разные места в рейтинге, объясняется тем, что при ранжировании использовались неокругленные значения переменных и композитных индексов.

Интерпретация результатов

Ранжирование по индексам-компонентам, подындексам и отдельным показателям позволяет определить зоны отставания региона в использовании ИКТ и оценить сложившиеся на данный момент условия для развития информационного общества. Анализ может проводиться на разных уровнях агрегирования показателей.

Использованная начиная с 2008-2009 гг. процедура нормализации показателей расширяет интерпретационные возможности Индекса готовности регионов России к информационному обществу по следующим направлениям:

 

  1. Нормализованные значения показателей и композитных индексов могут быть интерпретированы как расстояния (в долях) от «эталонных» значений. Например, значение подындекса 0,250 означает, что регион по данному направлению информационного развития отстает в 4 раза (его уровень составляет четвертую часть) от «эталонного» уровня.
  2. Нормализованные значения показателей и композитных индексов позволяют измерять различия между субъектами РФ по уровню информационного развития и тем самым, отслеживать значения соответствующего контрольного показателя Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Максимальные значения этих различий по интегральным показателям (подындексам, индексам-компонентам и индексу готовности) рассчитываются делением максимального значения композитного индекса у субъектов РФ на его минимальное значение, что позволяет в разах определить уровень информационного неравенства регионов. Аналогично, при желании, можно измерять «расстояние» субъекта РФ от любого другого выбранного для сравнения региона.
  3. При сохранении набора показателей и фиксированных «эталонных» (нормализующих) их значений становится возможным слежение за изменением композитных индексов субъектов РФ во времени. При избранной процедуре нормализации изменение значений Индекса и его составляющих в разные годы легко интерпретируется и становится значимым, в отличие от предыдущей версии нормализации, в которой нормализованные значения показателей определяются в отношении к максимальному и минимальному значению показателя в текущем году и их сравнение в разные годы ни о чем не говорило.

Вместе с тем при интерпретации данных об относительном уровне использования ИКТ и об имеющихся условиях для развития информационного общества важно понимать, что существует несколько ограничений в аналитическом использовании Индекса и его компонентов, которые необходимо учитывать:

  1. Есть регионы с очень близким значением Индекса готовности, и их различия в уровне готовности находятся вне пределов статистической значимости. Особенно характерно это для регионов, где отсутствующие данные восстанавливались с использованием статистических методов.
  2. Целый ряд регионов, прежде всего Ненецкий и Чукотский автономные округа, отличаются относительно небольшим числом жителей и небольшим числом организаций и предприятий, заполнивших форму государственного статистического наблюдения №3-информ, которая является один из основных источников информации об использовании ИКТ в экономике, государственном управлении и медицине (по ней не опрашиваются предприятия малого бизнеса, и собираемость этой формы далеко не 100%). В этой ситуации статистическая погрешность показателей по этим регионам возрастает и может сказываться на результатах построения индекса.
  3. Использование композитных индексов для характеристики относительного уровня развития информационного общества и отдельных направлений использования ИКТ в регионах России сглаживает определенные проблемы с качеством государственной и ведомственной статистики, однако имеющиеся дефекты официальных данных могут оказывать влияние на результаты рейтинга (особенно на уровне отдельных показателей).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: