Чел должен понять что он существует как человек. Религиозные верования сапиентного человека нашли отражение в произведениях пещерной живописи. Анализ этих рисунков позволил сделать вывод о том, что первобытный человек верил в особую связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей было широко распространено почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу.
Эта форма религиозных верований получила название фетишизм от португальского слова feitifo (амулет, магическая вещь), которое в свою очередь является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаруж.
Фетиш чтото естественное для природы, чтото необычное, например камень в форме машины. В общем, поклонение неодушевленным вещам. Предмету приписываются не присущие ему свойства (умение исцелять например). За оказанную помощь предмет благодарили, за бездействие наказывали. Африканский обычай истязания фетиша для побуждения его к действию.
К позднему развитию фетишизма можно отнести поклонение деревянным столбам и камням, для которых осуществлялилсь жертвопринашения. Ранний фетишизм не подразумевал обожествления предмета!!!
Тотемизм. Вера в существование особой связи между группой людей (племя) и опр. видом животных и растений.
Возникновение тотемизма связано с хозяйственной жизнедеятельностью человека, растения и животные, позволявшие им выживать, становились объектами поклонения.
Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов. Табу запрет. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастные табу разделили первобытный коллектив на брачные классы и тем самым исключили половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, старикам, женщинам, детям.
Анимализм поклонение животным
Магия. Главным теоретиком учения о магии был Бронислав Малиновский. Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обращения к чудодейственным силам.
Классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности), парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.
Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди — колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды соплеменников, воздействовать на духов или чудодейственные силы. Главное состояло в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты.
Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, ЮгоВосточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли.
Особенности, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:
Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана.
Шаманизм опирается на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником, а иногда следует воле духов.
Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов).
Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева(мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания) перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.
На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь, являются персонифицированными в виде божеств.
Анимизм вера в существование душ и духов. 2 ряда анимистических верований:
1. размышления человека о сне, видениях, галюцинациях и тд.
2. одухотворение окружающей действительности.
Теория «динамизма» Маррета. Вера в некую сверхъестественную силу. Меланезийские племена ее называли Мана. Вся религия сводится к тому чтобы овладеть мана и использовать ее себе во благо. Все ею обладает6 но в разной степени.
Более того, различные модификации веры в некую силу были обнаружены в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей. (вера в амулеты, вера в духов)
Аниматизм вера в некую силу кот управляет всем сущим, кот определяет существование человека. Вера в фатум, судьбу.
ВАЖНО! На ранних этапах развития чел общества эти религии не существовали в чистом виде, они переплетались между собой и образовывали различные системы верований! Поэтому нельзя сказать, что из всего вышеперечисленного появилось раньше!
Индуизм.
Индуизмом называется совокупность религиозно-мифологических воззрений и культов, сформировавшаяся и бытующая в Южной Азии: Индия (83 % населения), Непал, Шри-Ланка, Бангладеш. Отчасти он распространен в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Синга пур), Африке и некоторых других регионах в основном среди выходцев из Индии или Шри Ланки. Последователей индуизма в мире насчитыва ется более 700 млн. Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта имени реки Синдху (греч. Индус, соврем. Инд), ко торое зафиксировано еще в Авесте. Позже это слово стало означать не только реку и страну, прилегающую к ней, то есть Индию, но и населяю щий ее народ. Во времена мусульманских и европейских завоеваний «хинду» называли всех приверженцев местной религии, противопостав
ляя их мусульманам и позже — христианам. Сами же хинду(индусы, ин дуисты), восприняв через англичан слово «индуизм», до сих пор продол жают использовать и самоназвание религии — санатана дхарма, что, учитывая многозначность слова дхарма, можно перевести лишь очень обобщенно — как «извечный порядок», «извечный закон». Индуизм на следовал традиции ведийской религии и брахманизма.
В индуизме множество богов, но нет единого для всех бога; нет основате
ля религии, учителя или пророка, но есть множество основоположни ков (часто мифических) отдельных учений и сильно развитый культ ду ховного наставничества; нет единого священного писания, но авторитет основополагающих для того или иного направления текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры или общепризнанной доктрины, но есть понятия, всегда находящиеся в центре внимания индуистов (дхарма, карма, сансара, мокша, Брахман, Атман, варна, каста и др.).
Первые были арийцы. Бог огня – Агний и Сурия- бог солнца. Бог бури и грома- Индра.
От них пошло брахманизм.
В 9-8в до н.э. брахмы заняли власть и пошло разделение на касты.
1-ый Рассвет индуизма 6-5 в до н. э. (появление буддизма там)
2-ой рассвет индуизма 5в н.э.
С 5в н.э. начинают поклоняться Тримурти. Три бога индуизма- Вишну, Шива, Брахма. Одно из воплощений Вишну – Иисус Христос.
В этой триаде каждый бог исполняет присущую ему функцию в космогоническом процессе. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого космического временного цикла. Все вместе боги образуют некое единство и порой в иконографии изображаются соеди ненными вместе, но фактически каждый из них самостоятелен и явля ется центром определенного культа.
В 15 в н.э. появляются культы, которые связывают индуизм и ислам. Отказ от идолопоклонения.
В 20 в главный реформатор Ганди: у Индии своя собственная экономика, используя индуизм для обоснования индии как отдельного государства.
В основе всего есть брахман- дух великий. Часть брахмана – атман (душа любая(все что есть)
Когда существо помирает его душа переселяется в другое- колесо Сансары.
Если плохо себя вел- то в плохое тело.
Главная награда – новая жизнь, но лучшая
Юга (мировой век) – время за которое происходит развитие вселенной.
1) Крито Юга – эра совершенства(брахман создает вселенною (1 728 000 лет) создал Землю - Яйцо.
2) Трето Юга – 1296000 лет. Здесь появляется зло и поэтому эра уменьшается.
3) ДвапараЮга – 864000 лет длится- зло и добро наполовину правят.
4) Калиюга – появление человечества. Четверть добра 432000 лет (8февраля3102г до н.э.)
Когда закончится калиюга не будет каст, про священописания забывают, войны, не верят в бога => конец света и начнется Великая Юга(Махаюга длиться будет 4320000 лет- 4320000лет это один день Брахмана- потом ночь и все заново. У Брахмана в году 360 дней, всего он живет 100 лет. Мы живем 51-ый день Бога.
Цель человека:
1)артха- богатство и власть
2)кама – поиск любви, семьи и плотских утех.
3)дхарма – правильное поведение
- есть общая дхарма- закон морали и есть местная дхарма у своих общин, семей, в определенной местности.
4) мокша- освобождение от цикла перерождения.
Цель человека
1)нужно исполнить свой долг
2) мокша – достичь его может только индуист.Есть три путь спасения:
Марга - путь спасения.
1) Кармамарга – путь деяний(поступай хорошо, живи по принципам)
2) Бхактимарга – путь любви, путь через полную преданность Богу, лучше к Брахману
3) Джнянамарга -путь к знанию. Самый трудный путь к спасению. Это аскетический отказ от всего. В этом может помочь Йога- связь или соединение с высшем духом. Цель йоги- растворение в Брахмане, когда сможешь остановить свое сердце, ты достиг Брахмана.
Касты:
Брахманы- жрецы
Кшатрии- воины
Вайшьи- купцы торговцы
Шудры – крестьяне и плебеи
+ неприкасаемые (типо бомжи)
Жизнь высших каст:
1) В детстве мальчики читают священные тексты
2) Женятся(и надо сына)
3) Рождаются внуки- уходишь в лес
4) Пытаются достичь мокши
Вишну- Бог охранитель всего, иногда телесно(раньше у Вишну были аватары- воплощения Бога на Земле. Самый известный- Кришна, Иисус, Карлик, Калкин, рыба, черепаха, венерь, человеколев,Рама(герой),Рама с топором). Его изображают: 4 руки, синяя кожа, в каждой руке символы:морская раковина, диск(добродетель),лотос(любовь), булава(сила). Из пупка Вишну торчит лотос светящийся.
Бог Шива- бог разрушитель, аскет покрыт белым пеплом сидящим на Гималаях на шкуре тигра. Из макушки вытекает рекаГанг. Обычно поклоняются его члену(Линг Гам?). Бог секса и плодородия.
Шакти – две богини, жены Вишну и Шиву. Шакти ассоциируются с очагом и домом. Вторая сторона – тантризм. Тантра нарушает все законы – можно пить, много есть и секс. Все можно, но только между двумя людьми, которые созданы друг для друга.
Ганеж- сын Шиву. Его надо умилоствоветь. Изображен с головой слона. Он должен рассудить всех людей, кто куда попадет.
В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы, или Вишну, причем под местными названиями и в весьма свободной иконографической форме, либо второстепенные божества из их окружения, действующие лица богатейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше — слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Хануману — обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с де моном Раваной, лингаму Шивы, змеям-нагам — подземным божествам и повелителям вод из свиты Вишну-Нараяны, свирепой ипостаси Шивы
Бхайраве, карающему за проступки. Огромное значение имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам священных рек. Большая часть ритуальных событий происходит в семье. Прежде всего это обряды жизненного цикла, которыми отмечают все значимые рубежи жизни человека: рождение, взросление, свадьбу, смерть. Как правило, в них участвуют не только члены большой индийской семьи, но и сокастники, проживающие неподалеку. Жрецу помогают, а часто и заменяют его, старшие члены семьи, рода, касты. Обязательны для индийца регулярные поминовения предков, религиозный долг перед которыми включает и порождение мужского потомства для продолжения в поколениях этого обряда.
Вкратце:
Дхарма придает человеку еще одно измерение — космическое, ибо в наиболее общем плане она понимается как мировой закон, которому подчиняются и индивид, и человеческое общество, и боги, и космос.
Человек, согласно учению большинства направлений индуизма, есть частица (Атман) мирового духа (Брахмана), заключенная в телесную оболочку, под которой понимается не только плотское, но и психо-эмоциональное начало в человеке. Эта оболочка обретается им по закону кар мы, согласно которому деяния человека в одном рождении являются причиной его существования в следующем. Сансара, или цепь перевоплощений Атмана в разных телах и сферах бытия, оценивается в инду изме, как правило, негативно. Идеалом и конечной целью индуиста является освобождение от сансары, освобождение от перерождений (мок ша, мукги), которое означает соединение Атмана с Брахманом и достижение высшего блаженства. Пути к этому предлагаются разнообразные, из них главнейшие: карма-марга (путь деяний): исполнение долга, ритуалов, почитание богов, предков и т. п.; джняна-марга (путь знания): интеллектуальная работа, поиск Истины, постижение единства Атмана и Брахмана; бхакти-марга (путь преданности): эмоциональная любовь к богу, отдание себя на его милость.