Ранние формы религии. Шаманизм.




Чел должен понять что он существует как человек. Религиозные верования сапиентного человека нашли отраже­ние в произведениях пещерной живописи. Анализ этих рисунков позволил сделать вывод о том, что пер­вобытный человек верил в особую связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей было широко распространено почитание раз­личных предметов, которые должны были отводить опасности и прино­сить удачу.

Эта форма религиозных верований получила название фетишизм от португальского слова feitifo (амулет, магическая вещь), которое в свою очередь является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаруж.

Фетиш чтото естественное для природы, чтото необычное, например камень в форме машины. В общем, поклонение неодушевленным вещам. Предмету приписываются не присущие ему свойства (умение исцелять например). За оказанную помощь предмет благодарили, за бездействие наказывали. Африканский обычай истязания фетиша для побуждения его к действию.

К позднему развитию фетишизма можно отнести поклонение деревянным столбам и камням, для которых осуществлялилсь жертвопринашения. Ранний фетишизм не подразумевал обожествления предмета!!!

Тотемизм. Вера в существование особой связи между группой людей (племя) и опр. видом животных и растений.

Возникновение тотемизма связано с хозяйственной жизнедеятельностью человека, растения и животные, позволявшие им выживать, становились объектами поклонения.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов. Табу запрет. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастные табу разделили первобытный коллектив на брачные классы и тем самым исключили половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, старикам, женщинам, детям.

Анимализм поклонение животным

Магия. Главным теоретиком учения о магии был Бронислав Малиновский. Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обра­щения к чудодейственным силам.

Классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контак­тную (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (маги­ческий акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта ма­гической деятельности), парциальную (опосредованное воздействие че­рез остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди — колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды соплеменников, воздействовать на духов или чудодейственные силы. Главное состояло в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты.

Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, ЮгоВосточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли.

Особенности, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:

Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана.

Шаманизм опирается на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.

Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником, а иногда следует воле духов.

Шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.

Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.

Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.

Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов).

Шаман — человек, который, благодаря небесному избранию, способен посредством Мирового Дерева(мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания) перемещаться между мирами для достижения практических целей: исцеления больного, предсказания, вызывание дождя и т. д.

На шаманизм опираются анимистические религии, утверждающие, что все в мире наделено душой. В своих развитых формах анимистические религии содержат политеистические представления, где природные явления, такие, как Солнце, Луна, звезды, гром и молнии, огонь, являются персонифицированными в виде божеств.

 

Анимизм вера в существование душ и духов. 2 ряда анимистических верований:

 

1. размышления человека о сне, видениях, галюцинациях и тд.

2. одухотворение окружающей действительности.

 

Теория «динамизма» Маррета. Вера в некую сверхъестественную силу. Меланезийские племена ее называли Мана. Вся религия сводится к тому чтобы овладеть мана и использовать ее себе во благо. Все ею обладает6 но в разной степени.

Более того, различные модификации веры в некую силу были обнаружены в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей. (вера в амулеты, вера в духов)

Аниматизм вера в некую силу кот управляет всем сущим, кот определяет существование человека. Вера в фатум, судьбу.

ВАЖНО! На ранних этапах развития чел общества эти религии не существовали в чистом виде, они переплетались между собой и образовывали различные системы верований! Поэтому нельзя сказать, что из всего вышеперечисленного появилось раньше!

 

Индуизм.

Индуизмом называется совокупность религиозно-мифологических воззрений и культов, сформировавшаяся и бытующая в Южной Азии: Индия (83 % населения), Непал, Шри-Ланка, Бангладеш. Отчасти он распространен в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Синга пур), Африке и некоторых других регионах в основном среди выходцев из Индии или Шри Ланки. Последователей индуизма в мире насчитыва ется более 700 млн. Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта имени реки Синдху (греч. Индус, соврем. Инд), ко торое зафиксировано еще в Авесте. Позже это слово стало означать не только реку и страну, прилегающую к ней, то есть Индию, но и населяю щий ее народ. Во времена мусульманских и европейских завоеваний «хинду» называли всех приверженцев местной религии, противопостав

ляя их мусульманам и позже — христианам. Сами же хинду(индусы, ин дуисты), восприняв через англичан слово «индуизм», до сих пор продол жают использовать и самоназвание религии — санатана дхарма, что, учитывая многозначность слова дхарма, можно перевести лишь очень обобщенно — как «извечный порядок», «извечный закон». Индуизм на следовал традиции ведийской религии и брахманизма.

В индуизме множество богов, но нет единого для всех бога; нет основате

ля религии, учителя или пророка, но есть множество основоположни ков (часто мифических) отдельных учений и сильно развитый культ ду ховного наставничества; нет единого священного писания, но авторитет основополагающих для того или иного направления текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры или общепризнанной доктрины, но есть понятия, всегда находящиеся в центре внимания индуистов (дхарма, карма, сансара, мокша, Брахман, Атман, варна, каста и др.).

Первые были арийцы. Бог огня – Агний и Сурия- бог солнца. Бог бури и грома- Индра.

От них пошло брахманизм.

В 9-8в до н.э. брахмы заняли власть и пошло разделение на касты.

1-ый Рассвет индуизма 6-5 в до н. э. (появление буддизма там)

2-ой рассвет индуизма 5в н.э.

С 5в н.э. начинают поклоняться Тримурти. Три бога индуизма- Вишну, Шива, Брахма. Одно из воплощений Вишну – Иисус Христос.

В этой триаде каждый бог исполняет присущую ему функцию в космогоническом процессе. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого космического временного цикла. Все вместе боги образуют некое единство и порой в иконографии изображаются соеди ненными вместе, но фактически каждый из них самостоятелен и явля ется центром определенного культа.

В 15 в н.э. появляются культы, которые связывают индуизм и ислам. Отказ от идолопоклонения.

В 20 в главный реформатор Ганди: у Индии своя собственная экономика, используя индуизм для обоснования индии как отдельного государства.

В основе всего есть брахман- дух великий. Часть брахмана – атман (душа любая(все что есть)

Когда существо помирает его душа переселяется в другое- колесо Сансары.

Если плохо себя вел- то в плохое тело.

Главная награда – новая жизнь, но лучшая

Юга (мировой век) – время за которое происходит развитие вселенной.

1) Крито Юга – эра совершенства(брахман создает вселенною (1 728 000 лет) создал Землю - Яйцо.

2) Трето Юга – 1296000 лет. Здесь появляется зло и поэтому эра уменьшается.

3) ДвапараЮга – 864000 лет длится- зло и добро наполовину правят.

4) Калиюга – появление человечества. Четверть добра 432000 лет (8февраля3102г до н.э.)

Когда закончится калиюга не будет каст, про священописания забывают, войны, не верят в бога => конец света и начнется Великая Юга(Махаюга длиться будет 4320000 лет- 4320000лет это один день Брахмана- потом ночь и все заново. У Брахмана в году 360 дней, всего он живет 100 лет. Мы живем 51-ый день Бога.

 

Цель человека:

1)артха- богатство и власть

2)кама – поиск любви, семьи и плотских утех.

3)дхарма – правильное поведение

- есть общая дхарма- закон морали и есть местная дхарма у своих общин, семей, в определенной местности.

4) мокша- освобождение от цикла перерождения.

 

Цель человека

1)нужно исполнить свой долг

2) мокша – достичь его может только индуист.Есть три путь спасения:

Марга - путь спасения.

1) Кармамарга – путь деяний(поступай хорошо, живи по принципам)

2) Бхактимарга – путь любви, путь через полную преданность Богу, лучше к Брахману

3) Джнянамарга -путь к знанию. Самый трудный путь к спасению. Это аскетический отказ от всего. В этом может помочь Йога- связь или соединение с высшем духом. Цель йоги- растворение в Брахмане, когда сможешь остановить свое сердце, ты достиг Брахмана.

Касты:

Брахманы- жрецы

Кшатрии- воины

Вайшьи- купцы торговцы

Шудры – крестьяне и плебеи

+ неприкасаемые (типо бомжи)

Жизнь высших каст:

1) В детстве мальчики читают священные тексты

2) Женятся(и надо сына)

3) Рождаются внуки- уходишь в лес

4) Пытаются достичь мокши

Вишну- Бог охранитель всего, иногда телесно(раньше у Вишну были аватары- воплощения Бога на Земле. Самый известный- Кришна, Иисус, Карлик, Калкин, рыба, черепаха, венерь, человеколев,Рама(герой),Рама с топором). Его изображают: 4 руки, синяя кожа, в каждой руке символы:морская раковина, диск(добродетель),лотос(любовь), булава(сила). Из пупка Вишну торчит лотос светящийся.

Бог Шива- бог разрушитель, аскет покрыт белым пеплом сидящим на Гималаях на шкуре тигра. Из макушки вытекает рекаГанг. Обычно поклоняются его члену(Линг Гам?). Бог секса и плодородия.

Шакти – две богини, жены Вишну и Шиву. Шакти ассоциируются с очагом и домом. Вторая сторона – тантризм. Тантра нарушает все законы – можно пить, много есть и секс. Все можно, но только между двумя людьми, которые созданы друг для друга.

Ганеж- сын Шиву. Его надо умилоствоветь. Изображен с головой слона. Он должен рассудить всех людей, кто куда попадет.

 

В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы, или Вишну, причем под местными названиями и в весьма свободной иконографической форме, либо второстепенные божества из их окружения, действующие лица богатейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше — слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Хануману — обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с де моном Раваной, лингаму Шивы, змеям-нагам — подземным божествам и повелителям вод из свиты Вишну-Нараяны, свирепой ипостаси Шивы

Бхайраве, карающему за проступки. Огромное значение имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам священных рек. Большая часть ритуальных событий происходит в семье. Прежде всего это обряды жизненного цикла, которыми отмечают все значимые рубежи жизни человека: рождение, взросление, свадьбу, смерть. Как правило, в них участвуют не только члены большой индийской семьи, но и сокастники, проживающие неподалеку. Жрецу помогают, а часто и заменяют его, старшие члены семьи, рода, касты. Обязательны для индийца регулярные поминовения предков, религиозный долг перед которыми включает и порождение мужского потомства для продолжения в поколениях этого обряда.

Вкратце:

Дхарма придает человеку еще одно измерение — космическое, ибо в наиболее общем плане она понимается как мировой закон, которому подчиняются и индивид, и человеческое общество, и боги, и космос.

Человек, согласно учению большинства направлений индуизма, есть частица (Атман) мирового духа (Брахмана), заключенная в телесную оболочку, под которой понимается не только плотское, но и психо-эмоциональное начало в человеке. Эта оболочка обретается им по закону кар мы, согласно которому деяния человека в одном рождении являются причиной его существования в следующем. Сансара, или цепь перевоплощений Атмана в разных телах и сферах бытия, оценивается в инду изме, как правило, негативно. Идеалом и конечной целью индуиста является освобождение от сансары, освобождение от перерождений (мок ша, мукги), которое означает соединение Атмана с Брахманом и достижение высшего блаженства. Пути к этому предлагаются разнообразные, из них главнейшие: карма-марга (путь деяний): исполнение долга, ритуалов, почитание богов, предков и т. п.; джняна-марга (путь знания): интеллектуальная работа, поиск Истины, постижение единства Атмана и Брахмана; бхакти-марга (путь преданности): эмоциональная любовь к богу, отдание себя на его милость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: