Преднаука древнего мира
Античная наука, её общие черты.
Философия Аристотеля
Список использованной литературы
Преднаука древнего мира
История науки совпадает с границами человеческого познания (англ.историк Дж. Бернал). Не выделяет науку из всего массива чел. познания, ей занимались пещерн. люди.
Наука началась в середине XIX в. (немецк.ученый Теодор Гомперц), т.к. стала полноценным социальным институтом. -На рубеже XIX - XX в.в. (фр.Поль Дюэм), когда начали писать диссертации. -Наука родилась с появлением первых университетов (XII в.)
Наука возникла в XVII в. Это детище европейской культуры и связано со становлением капитализма (Вяч. Сем. Степин). А преднаука - это познание, к. началось с Античной Греции с VI в. до н.э. Рождение философии и преднауки совпадают. Эта точка зрения считается нормативной. Наука - особое познание, стимулированное философией.
Восточная преднаука - уровень познания в Египте, Вавилоне, Китае, Индии с VI в. до н.э. 1.Синкретичность, т.е. наука вписана в практическое и мировоззренческое познание. Познание ради практического интереса. 2. Знания носят рецептурный характер, и правила не порождают теорий. 3. Состояние веры доминирует над культурой сомнения. Подавляющая роль религии. 4. Преднаука имеет характер священного познания, имеющего печать тайны.
Античная преднаука - социокультурные особенности Древней Греции. 1. Становление полисной (полис-город-государство) цивилизации. Структура полиса определила открытие греками демократии. 2. Пиратский разбой потребовал гибких и интегративных знаний. Пират стал единицей культуры (Гомер «Одиссея»). 3. Открытие демократического управления: публичное собрание - основа полисного устройства. 4. Творческое усвоение уроков чужеземных культур. (У финикийцев взяли алфавит). 5. Мощные импульсы искусства: скульптура, поэзия, драма. Основные понятия меры, космоса. 6. Идейное влияние тайных религий.
Античная наука, её общие черты.
Социокультурные особенности Др. Греции
1. Становление полисной цивилизации (появление городов, государств)
2. Пиратский разбой потребовал гибких и интегративных знаний
. Открытие демократического управления (появление народного собрания)
. Творческое освоение уроков чужеземных культур
. Мощные импульсы искусства (они повлияли на философию, а следовательно на науку)
. Идейное влияние тайных религий
Направления работы античных философов
1. Критика традиций (сомнение философы поставили на I место, веру не отбросили, но она не является доминирующей)
2. Идеал объективного знания (они начали преобразовывать богов во что-то другое: одни создавали объекты абстракций: Платон - эйдосы, Аристотель - формы; другие заменяли богов естественными стихиями: Фалес- «Всё последствие богов, но бог из воды», Эпикур - «Да боги существуют, но они существуют между мирами, в мирах господствуют атомы»)
. Становление теоретической рациональности (разум важнее чувств, эпистема (единица рациональности) > докса (единица чувственного знания)). Они аргументировали: «Есть, что мы видим, есть скрытый мир, населённый богами, богов заменяют на элементы». Рационализм, обоснованный философами, проложил дорогу для формирования элементов теоретической науки. В рамках рационализма признавался познавательный оптимизм, т.е. скрытая сущность доступная разуму.
. Знания ради знания (проведение границы между наукой и практическим познанием: познание самоценно и оно м.б. теоретическим).
. Теория как умозрение. Теория = ум + зрение. (Др. греки не считали зрение чувством, т.к. они считали это особое качество, основанное на быстром сигнале).
. Феномен натурфилософских догадок. (Если научная гипотеза проверяется фактами, то натурфилософская догадка такой проверки не имеет. Эксперимент относился к искусству или к технике, которая обманывает природу, но не познаёт её).
. Открытие теоретического доказательства.
Пифагорейско-платоновская программа
Пифагор (VI-V вв. до н.э.) греческий мыслитель. Основал школу где сплелись религия, философия, наука и политика, где обучение было устным и скрытым от посторонних (тайный образ жизни). Основные идеи:
1. Архе есть Числа. Числа суть первоначала всего, здесь под числом подразумевался не продукт человеческого ума, а сущностная реальность, скрытая в Космосе и определяющая поведение всех вещей. (Доказали единство математики и музыки октава - 1:2, квинта - 2:3, кварта - 3:4; числовые пропорции были открыты также в движениях Земли, Луны и Солнца: годы, сезоны, месяцы, дни и др.)
2. Диалектика божественных чисел. Пифагорейцы полагали, что сами числа зависят от двух элементов: неопределенно-бесконечного и определенно-конечного. Числа обозначали точками. Выделяли чётные (несовершенные) и нечётные (совершенные).
. Душа противоположна телу. Освобождение души от тела возможно через очищение и здесь пифагорейцы предложили новый способ очищения - занятия математической наукой.
Вывод:
Пифагорейская школа - первый исток европейской математики
Пифагорейцы весьма существенно повлияли на Платона
Проблемы, которые не решили Пифагорейцы
Не нашли перехода от точек к объёмным трёхмерным телам
Открытие иррациональности.
Философия Платона. Если Сократ имел незнатное происхождение, то его ученик - Платон (427-327 до н.э.) был представителем афинской аристократии: создав свою школу - «Академию», он стал вершиной всей античной и мировой философии.
Идеи философии, касающиеся математики - первоначалом всего являются Эйдосы (с греч. - идея, форма, вид) - это не мысли людей, а идеальные образования
Основные признаки эйдоса:
Они существуют за пределами космоса
Не материальны, обладают универсальной сущностью (т.е. что-то вообще)
В своем существовании они самостоятельны и представляют собой вечные, всеобщие мысли и совершенные образцы: «благо в себе», «прекрасное само по себе» и т.п.
Эйдосы организованы в иерархическое единство, на вершине которого расположено «Благо-Единое», ниже -другие идеи (бытие, покой и т.п.)
Теория познания Платона
Человек сочетает в себе вечную душу и бренное, конечное, смертное тело (тело связано с материей и космосом, душа имеет своей родиной - Гиперуранию)
Душа разумна и в своей памяти содержит образы эйдосов
Когда разумная душа попадает в тело, то теряет память, но в глубинной памяти у неё есть всё. Платон: «Познание это рациональное припоминание разумной душой эйдосов». Когда чувства видят предметы «космоса» это не познание (это тени теней из легенды о пещеры). Когда разумная душа начинает работать в математическом ключе, она начинает доставать из памяти образы геометрических тел и только после этого философский разум начинает припоминать эйдосы.
Влияние Платона на греческую математику
Математику разделили на 2 формы: практическую (вычислительна) и теоретическую (на базе Платоной школы).
Платон предложил создать математику теоретического типа. Эта математика д.б. дать картину мировых геометрических фигур.
Методом д.б. чисто рациональные операции, логические определения и логические доказательства.
На все вспомогательные устройства (циркуль, линейка) Платон накладывает протест. К III в. до н.э.
Евклид реализовал программу Платона:
o Аксиома = Эйдосу
o Логические постулаты = мировые многогранники
o Теорема = космос
Аксиоматическая геометрия это первые исторический вариант научной теории.
Влияние Платона на астрономию
Платон «Кроме наблюдательной астрономии д.б. теоритическая». Её идеи:
Главной моделью д.б. фигура круга.
Модель д.б. центрирована и в центре космоса - Земля
Петлеобразное движение планет нужно свести к кругам (Евдокс, Гиппарх 2, 3 в. до н.э. предложили рассматривать петлю движения планет как сочетание двух кругов)
На периферии этой астрономии Пифагорейцы оставили догадку, что центром космоса м.б. солнце.
Вывод: философия Платона стала идейной основой математических наук: геометрии и астрономии.
Философия Аристотеля
философия античный познание платон
Аргументы Аристотеля против своего учителя Платона
1. Аристотелю не нравилось: разделение мира Эйдосов и космоса. «Если вещей и существ бесконечно много, то и идей д.б. столько же» (у Платона число эйдосов конечно).
2. Бытие Эйдосов нельзя доказать ни эмпирическими фактами, ни логикой. (Платон Эйдосы вводит как постулаты)
. Эйдосы не м.б. причинами вещей, ибо они не меняются, а вещи меняются.
. Связь Эйдосов и вещей не ясна. С одной стороны - Эйдосы образцы вещей, с другой стороны - вещи лишь причастны Эйдосам. Связь Эйдосов и вещей логически противоречива.
Антологическая концепция Аристотеля
Сущность - первоначало субстанции, Эйросы - сущности
Признаки сущности:
1. существование в первую очередь
2. Сущность обладает полноценным бытием
Виды сущности:
1. Одиночные вещи, как единство формы и материи
2. Формы, как аспекты вещей
Формы играют следующие роли:
1. Источник порядка
2. Это то, что придаётся материи, как некоторая половинка
3. Форма - это несамостоятельное бытие (она сама существовать не может)
Причины движения:
1. Форма - замысел, проект
2. Материя - бесформенное и неопределённое субстратное начало. В материи содержатся все противоположности, но потенциально и неструктурно
. Действующее начало (ДН) - субъективная активность
. Цель движения (если есть цель, то это теология)
Природа существует объективно, независимо от существования человека, так как она существовала и до возникновения человека, но она может быть познаваема человеком. Воспользуемся лишь некоторыми положениями из трудов Аристотеля по логике познания и доказательств. Всесторонне анализируя истоки науки, Аристотель в главе I «Метафизики» знание (науку) сравнивает с искусством, давая четкое отличие научных знаний, связанных с интеллектуальной работой мозга, от умения, полученного опытом. «Имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», т.е. знают причину». Давая высокую оценку опыту, ремеслу и людям, владеющим ремеслом, Аристотель подчеркивает, что ученые мудры потому, что ««...они обладают отвлеченным знанием и знают причины». Он заключает, что мудрость есть умозрительная (theoretikai) наука об определенных причинах и началах и «...научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи».
Понимая важность и сложность ведения доказательств в науке, занимающейся изучением начал природы, и осознавая ее основополагающую роль для дальнейших знаний и развития общества, Аристотель проводит важную работу по упорядочению терминологии и недвусмысленному толкованию, как явлений природы, так и результатов научных исследований. Детальное изложение диалектического исследования дается Аристотелем в его философском труде по диалектике - «Топика». В трактате «Категории» он дает определение 10 основных категорий, которыми придется оперировать в дальнейшем. Например, трактуя категорию «сущность», он говорит, что она способна принимать противоположности. Но в одно и то же время не могут быть две противоположности, т. е. белое не может быть черным, плохое - хорошим, равно как истинная речь не может быть ложной. Время (как и числа) имеет порядок, в том смысле, что одна часть времени существует раньше, а другая - позже. Рассматривая виды движения, понятие предшествующего и последующего, он подчеркивает, что «нет обратного следования бытия».
Аристотель предлагает совершенно новую систему доказательств, изложенную в его книгах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». В этих книгах он излагает разработанную им теорию силлогизмов. Он впервые открыл существование схем рассуждения, схем умозаключения и тем самым положил начало науке, названной позже формальной логикой. Аристотель подробно рассматривает, как надо строить силлогизмы, как вести доказательства и выявлять суть вещи посредством силлогизма. Он показывает, что из истинных посылок не получается ложного силлогизма, а из ложных посылок получается ложное заключение.
Аристотель вводит понятие субстанции (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) и убедительно показывает, что в основе мироздания, являющегося предметом научного познания, лежит материя. Материю он определяет как первичный субстрат каждой вещи, из которого она состоит. В основе природы лежит материя, имеющая в себе самой начало движения и изменения. Эта материя неисчезающая и невозникающая, так как, если бы она возникала, пишет он, в ее основе должно было бы лежать нечто первичное, откуда бы она возникала. Но ведь материя и называется первичным субстратом. А, если материя уничтожается, то именно к этому субстрату она должна будет прийти, в конце концов. Говоря о том, что материя не исчезающая и не возникающая, мы должны согласиться с той истиной, что во Вселенной существует лишь взаимный переход материи из одного состояния в другое, и должны признать бесконечность существования материи как в пространстве, так и во времени. Это сразу говорит о невозможности существования множества Вселенных (в одном и том же бесконечном пространстве), а разумно признать понятие одной Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца в пространстве.
Сомнений в этой истине не было вплоть до начала ХХ века, пока не появились новые течения в физике.
Теория познания Аристотеля, его произведение «О Душе»
Эволюция эпистемологии (тройственность природы души, как и у Платона)
Разумная душа |
Животная душа |
Растительная душа |
В отличие от Платона, Аристотель «Разум - это основная част познания души»
Как душа познаёт?
1. Эмпирический опыт фиксирует вещь как единство формы и материи
2. Теоретическое исследование, оно отделяет Ф от М, чтобы отделить надо заняться абстрагированием, выделить форму и зафиксировать в логическом определении.
Всякая наука должна начинаться с эмпирического опыта.
Аристотель наметил основы диалектической теории познания, где речь идёт о единстве эмпирии и теории.
Разработка Аристотелем логики
Логика, как органон (орудие, метод) теоретической мысли.
Ароистотель одним из первых проанализировал опыт логических рассуждений философ и учёных. Этот опыт он осмыслил и представил в виде особой теории Теории силлологизма (способ логического рассуждения).
К этой теории Аристотель подключил антологию.
Силлологизм: 2 посылки и вывод
(пример: 1 посылка - существуют живые существа (всеобщее); 2 посылка - человек занимается политикой (особенное); вывод (единое) - если сочетание живого существа и политики, то это человек)
Разработка натурфилософской программы развития науки
1. Учёный в своём исследовании обязан использовать философские принципы. Аристотель предложил свои (единство Ф и М и др.)
2. Основанием исследования д.б. работа с явлением, которое фиксируется органами чувств (это прокламация описательной стадии). Но на это стадии останавливаться нельзя надо идти к стыку Ф + Ф
. Многообразие зафиксированных фактов требует классификации
. Теоретик должен в квалификационных схемах проследить единство и выявить общий закон.
Реализация программы Аристотеля
В физике Аристотель выдвинул ряд философских постулатов
Природа боится пустоты
Каждый процесс движения требует определённого двигателя
Эмпирическое содержание физики обладает крайней разнородностью и включает факты и физические и не физические
Физическое пространство не однородно и состоит из мест разного типа (абс. верх, абс. низ, абс. центр, периферия) С т.з. биологии выделение физического пространства законно: у каждого животного своя биологическая ниша.
Космология
Аристотель усовершенствовал схему, предложенную некоторыми астрономами. И предложил свою, которая использовалась вплоть до средних веков.
В космосе есть абсолютный центр - неподвижная Земля и 27 сфер (гомоцентричных)
Неподвижная сфера звёзд
По 3 сферы на Луну и Солнце, по 4 на каждой планете и сфера звёзд
Философией Аристотеля заканчивается классический период развития античной философии и наступает эллинистический этап. Одной из его социальных предпосылок стали завоевательные походы Александра Македонского, которые разбили узкие миры городов - полисов. Демократия уступала место монархиям, вместо идеала гражданина государства пришел космополитизм (весь мир - родина). Крах традиционных ценностей выдвинул в философии на первое место «этику», как часть антропологии, ей были подчинены «физика» (онтология) и «логика* (гносеология).
Список использованной литературы
1. Аристотель. Сочинения. Т.4. М., «Наука», 2003. - 671 с.
. Бабушкин А. Б. Современные концепции естествознания. - СПб.: Издательство «Лань», 2007. - 400 с.
. Дубнищева Т.Я. - Концепции современного естествознания. -М.: ИКЦ «Маркетинг», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2007. - 832 с.
. Орлов С.В. История философии. СПб., «Питер», 2006. - 192 с.