Комплексный анализ и оценка производственно-сбытовой деятельности организации




Результатом производства и реализации продукции является формирование основного вида дохода – выручки, покрывающей затраты и образующей прибыли.

 

Задача анализа:

1. оценить уровень выполнения планового задания по производству и реализации продукции

2. оценить динамику объемов производства и реализации за год, по кварталам, месяцам;

2. оценить выполнение плана производства и реализации продукции по ассортименту за год, по кварталам, месяцам;

3. оценить выполнение плана реализации по структуре за год, по кварталам, месяцам;

4. проанализировать запасы готовой продукции по видам за год, по кварталам, месяцам

5. оценить оборачиваемость готовой продукции в целом и по видам;

6. выявить сезонные колебания объемов реализации (выручки от продаж) по видам продукции;

7. оценить качество реализованной продукции

8. оценить эффективность ценовой политики

9. оперативный анализ ритмичности и равномерности производства и реализации продукции

10. проанализировать факторы и оценить резервы роста реализации продукции

11. разработать управленческие решения по увеличению выручки от продаж.

Для характеристики объемов производства и продаж применяют следующие показатели: валовая продукция, товарная продукция и реализованная продукция (объем продаж).

Валовая продукция (ВП) характеризует общий объем промышленного производства предприятия за определенный период.

Товарная продукция (ТП) характеризует объем продукции, подготовленный предприятием для передачи в народнохозяйственны оборот. Она отличается от валовой продукции, тем, что в нее включаются изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства, а так внутрихозяйственный оборот.

Реализованная продукция (РП) характеризует объем продукции, отгруженной покупателям, выручка по которой признана в бухгалтерском учете[1].

Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом:

ВП = ТП + (НЗП Н.П - НЗП К.П ),

где НЗП Н.П, НЗП К.П - остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства соответственно на начало и конец периода;

 

РП = ТП + (ОГП Н.П – ОГП К.П. ),

где ОГП Н.П, ОГП К.П – остатки готовой продукции на складах соответственно на начало и конец периода.

Для измерения объемов готовой продукции и продаж в экономическом анализе используются различные показатели: натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.); условно-натуральные (тонны условного топлива, тонно-километры и т.д.); трудовые (нормо-часы затрат труда) и стоимостные.

Для выполнения анализа производственно-сбытовой деятельности используется вся совокупность методов и приемов экономического анализа, среди которых - использование аналитических таблиц для проведения структурно-динамического анализа, выявление тренда, оценка выполнения плановых заданий, проведения факторного анализа.

Анализ выполнения плана и динамики объема реализации осуществляется методом сравнения, он заключается в сравнении фактических данных с плановыми показателями предшествующих периодов. При этом рассчитываются абсолютные отклонения, темпы роста, проценты выполнения плана.

Взаимосвязь основных факторов, влияющих на изменение объема продаж, выявляется с помощью метода балансовой увязки:

∆РП = ∆ТП + (∆ОГП Н П. - ∆ОГПК П.),

где ∆РП – изменение фактически реализованной продукции по сравнению с планом или предшествующим периодом;

∆ТП – изменение товарной продукции;

∆ОГПН.П. и ∆ОГПК.П. – изменение остатков готовой продукции на складе соответственно на начало и конец анализируемого периода.

При этом изучаются группы факторов, связанные:

• с производством (∆ТП);

• сбытом (∆ОГП).

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по ее поставкам. Недовыполнение предприятием плана по договорам приводит к уменьшениям его выручки, прибыли, выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа изучается реализация плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции. Выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка соблюдения договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по следующей формуле:

где ОППЛ, ОПН – соответственно плановый объем отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнение.

Далее выявляются причины невыполнения поставок.

Внутренние причины можно сгруппировать по центрам ответственности.

1) Причины, связанные с отделом снабжения (несвоевременный завоз материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов и др.);

2) Причины, связанные с производством (производственный брак, нехватка рабочей силы);

3) Причины, связанные с работой отдела сбыта.

К внешним причинам невыполнения поставок относятся: изменение плана поставок, изменение состава покупателей; отказ покупателя от продукции; низкое качество поставленных материалов и др.

Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения направлений его расширения, что служит средством привлечения потенциальных покупателей.

Каждый вид продукции отличается по затратоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости), цене, прибыльности. Поэтому изменения в структуре продукции, как правило, приводят к изменению объема продаж. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с базисным периодом называется структурными сдвигами. Для характеристики интенсивности структурных преобразований реализации продукции используется коэффициент структурной активности:

,

где ∆di – абсолютное значение изменения удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выручки от продаж (количества) за исследуемый период;

n – количество видов продукции.

Чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Для расчета влияния структурных сдвигов и цен используется факторная модель, к которой можно применить метод цепных подстановок

где N –выпуск продукции в стоимостном выражении;

Q - общий выпуск продукции в натуральном выражении;

Di – удельный вес каждого (i-го) наименования,

Рi – цена за единицу.

индексы в формулах «0» и «1» соответствуют значениям показателей в базовый (плановый) период и отчетному периоду (фактическим значениям).

В процессе анализа часто возникает потребность в выявлении сезонного тренда. Трендовый анализ позволяет установить устойчивость колеблемости показателей продаж внутри года. Это даст возможность более обоснованно формировать показатели бизнес-планов: бюджетов продаж, производства, себестоимости, денежных потоков и т.д.

Для анализа и оценки сезонности могут быть использованы два метода: метод сложения и метод умножения. Метод сложения применяется, когда сезонные колебания значений изучаемых показателей относительно постоянны за весь анализируемый период (несколько лет). В общем виде формула для расчета следующая:

Хi = Ti + Si,

где Хi – фактическое значение показателя за i-ый период;

Ti - тренд в i-ом периоде;

Si - сезонные колебания в i-ом периоде.

Метод умножения целесообразно применять в том случае, когда сезонные колебания значений изучаемых показателей изменяются пропорционально значениям тренда за весь анализируемый период. Тогда формула для расчета имеет вид

Хi = Ti * Si.

Для методов сложения и умножения тренд можно рассчитать с помощью метода скользящих средних.

 

Важный этап анализа – изучение скорости реализации готовой продукции. Для этого рассчитываются коэффициент оборачиваемости продукции или среднего периода оборота готовой продукции, а также определяется динамика этих показателей по каждой товарной группе, подгруппе, артикулу и т.д.

               
   
 
 
Средняя продолжительность = оборота готовой продукции
 
 
   
 

 


Выручка от продаж
Одним из направлений исследований ассортимента выпуска и реализации продукции является изучение конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью понимается характеристика продукции, отражающая ее отличие от аналогичной продукции конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворения.

На основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических, экономических и других параметров конкретного вида продукции и проводится сравнение их с параметрами выпускаемой предприятием продукции. По единичным показателям вычисляется интегральный показатель, представляющий собой численную характеристику конкурентоспособности данного вида продукции:

,

где К – интегральный показатель конкурентоспособности;

Т - показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

В свою очередь, показатель конкурентоспособности по техническим параметрам (Т) и экономическим (Э) параметрам рассчитываются следующим образом:

,

где рi – абсолютное значение i-го технического параметра исследуемого вида продукции;

рi0 – абсолютное значение i-го технического параметра, принятого за базовый образец;

- относительный показатель качества данного вида продукции по i-му показателю;

аi - коэффициент весомости i-го показателя;

n – количество технических параметров потребительских свойств продукции;

,

где Jj – индекс роста затрат на улучшение качественных характеристик продукции;

Фj – доля j-го вида затрат в цене базового образца продукции;

n – количество видов затрат.

Если К<1, то анализируемый вид продукции уступает продукции, принятой за базовый образец, а если >1, то он превосходит образец-аналог или изделие-конкурента по своим параметрам.


[1] Условия признания выручки в бухгалтерском учете отражены в п. 4 «Признание доходов» в ПБУ 9/99 «Доходы организации»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: