а) установить и закрепить на лицевой панели лабораторного стенда накладную панель с изображением генераторов треугольного и пилообразного напряжений на основе интегратора;
Рисунок 7.3 - Интегратор
б) нажать кнопку переключателя S1, расположенного в функциональной зоне 5, соответствующую включению интегратора;
в) нажав кнопку "Пуск" зарегистрировать за какое время и до какой величины возрастает напряжение на выходе интегратора при двух положениях переключателя S2.
Результаты:
При С1 t=20c, Uвых =9,5 В
При С2 t=20c, Uвых =5 В
7.7 Исследование инвертирующего усилителя.
а) установить и закрепить на лицевой панели лабораторного стенда накладную панель с изображением инвертирующего усилителя и нажать кнопку "ИУ" переключателя выбора вида исследуемой схемы в зоне 1;
Рисунок 7.4 - Схема инвертирующего усилителя на ОУ
б) нажав кнопку "Вх1" источника постоянного напряжения Uвх1, подать на вход 1 компаратора входное напряжение = Uвх1 по заданию преподавателя, вращая ручку соответствующего потенциометра. Величину устанавливаемого напряжения контролировать по стрелочному вольтметру, расположенному в левой части стенда. Светодиоды, расположенные под стрелочным индикатором, показывают полярность устанавливаемого напряжения;
в) изменяя коэффициент усиления схемы нажатием соответствующих кнопок снять значения выходного напряжения.
Результаты эксперимента сравнить с расчетными значениями, если известно R1 = R2 = R3 =10 кОм, R4 =100 кОм, R5 =1 Мом;
Результаты:
К | Uвх1, В | Uвых, В |
0,5 | 0,5 | |
0,5 | ||
0,5 |
г) на вход 1 схемы подать переменное напряжение, задав режим переменного напряжения источника Uст1. При помощи осциллографа снять осциллограмму напряжения на входе 1 и выходе 3. Результаты эксперимента сравнить с расчетными значениями, если известно R1 = R2 = R3 =10 кОм, R4 =100 кОм, R5 =1 МОм.
Рисунок 7.5 – Осциллограмма входного (1) и выходного (2) напряжения инвертирующего усилителя при различных коэффициентах усиления (К=1 и К=10)
Исследование сумматора.
а) установить и закрепить на лицевой панели лабораторного стенда накладную панель с изображением сумматора;
Рисунок 7.6 - Схема сумматора на ОУ
б) на входы 1 и 2 схемы подать по заданию преподавателя постоянные напряжения;
в) изменяя коэффициент усиления схемы нажатием соответствующих кнопок снять значения выходного напряжения. Результаты эксперимента сравнить с расчетными значениями, если известно R1 = R2 = R3 =10 кОм, R4 =100 кОм;
Результаты:
Uвх2, В | Uвх1, В | Uвых, В | |
R3 | 0,5 | -0,3 | 1,5 |
R4 | 0,5 | -0,3 |
г) на вход 1 схемы подать переменное напряжение, задав режим переменного напряжения источника Uст1. На вход 2 схемы подать постоянное напряжение по заданию преподавателя, задав режим постоянного напряжения источника Uст2. При помощи осциллографа снять осциллограмму напряжения на входах 1 и 2 и выходе 3. Изменить коэффициент усиления схемы и повторить опыт.
Рисунок 7.7 Осциллограмма входного (1) и выходного (2) напряжения сумматора при коэффициенте R3 (Слева) и R4 (справа)
Содержание отчета
Отчет по работе должен содержать;
а) наименование и цель работы;
б) схемы принципиальные интегратора, компаратора, инвертирующего усилителя и сумматора для выполненных экспериментов;
в) результаты экспериментальных исследований и проведенных по ним расчетов, помещенные в соответствующие таблицы;
г) обработанные осциллограммы;
д) результаты сравнения экспериментов.
е) выводы
7.10 Контрольные вопросы
1. Что называется операционным усилителем? | [1] c. 91 |
2. Назовите основные параметры операционного усилителя и их примерные значения. | [1] c. 91-92 |
3. Объясните вид амплитудной характеристики. | [2] c. 35-36 |
4. Какие допущения принимают при анализе схем на основе операционных усилителей. | [2] c. 35-36 |
5. Объясните работу неинвертирующего усилителя. | [1] c. 91-97 |
6. Объясните работу инвертирующего усилителя | [1] c. 91-97 |
7. Объясните работу интегратора | [1] c. 91-97 |
8. Объясните работу сумматора | [1] c. 91-97 |
9. Каким образом строится передаточная функция операционного усилителя? | [1] c. 91-97 |
10. Каким образом изменяется коэффициент усиления схемы на ОУ? | [1] c. 91-97 |