Конспект ФГОС внеурочная деятельность.




Что такое внеурочная деятельность:

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

 

Основная цель внеурочной деятельности:

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

 

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

 

-учёт возрастных особенностей;

 

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

 

-связь теории с практикой;

 

-доступность и наглядность;

 

-включение в активную жизненную позицию

 

Условия организации внеурочной деятельности:

 

Научно-методическое обеспечение (Методический совет, ШМО, ПДС и т.д.)

 

Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)

 

Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)

 

Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями)

 

Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

 

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

· модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

 

· модель «школы полного дня»(в условиях «школы полного дня», работа ГПД)

 

· оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов

 

· образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель.

 

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

 

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса определяет образовательное учреждение. В организации и проведении внеклассной деятельности различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

 

К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы.

 

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

 

Групповые формы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).

 

Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д.

 

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.

 

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

 

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

 

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

 

Основная образовательная программа основного общего образования

реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную

деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических

правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

(духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки,

художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации,

краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные

общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные

практики, военно-патриотические объединения и т.д.

 

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и

внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной

программы основного общего образования определяет организация,

осуществляющая образовательную деятельность.

 

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных

особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной

деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные,

культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества,

школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научнопрактические

конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и

научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические

объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в

соответствии с выбором участников образовательных отношений.

 

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений,

формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего

образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно

разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

 

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и

внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной

программы основного общего образования определяет организация,

осуществляющая образовательную деятельность.

ФГОС не содержит понятий «факультатив» и «курсы по выбору».

Обоснование ФГОС не предусматривает таких занятий как факультатив в школе. Они предусматривались только ФКГОС. В соответствии с ФГОС часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется преимущественно через внеурочную деятельность.

Учебные занятия внеурочной деятельности входят в основную образовательную программу. Они определяются планом внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является частью образовательной программы основного общего образования по ФГОС. Из рекомендации.

 

Как организовать внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС:

Понятие факультатива в школе применяют только к образовательным программам, разработанным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) и федерального базисного учебного плана.

Поскольку ФГОС не содержит понятия факультатива, то к разработанному на его основе плану внеурочной деятельности данное понятие не применяется. Вместе с тем, общим для факультатива в школе и занятия внеурочной деятельностью является принцип добровольности. И факультативы в рамках ФКГОС, и занятия внеурочной деятельностью в рамках ФГОС направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: