АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ. ЭВОЛЮЦИОННАЯ, ТРУДОВАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА.




ЗАНЯТИЕ № 9

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА».

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ. ЭВОЛЮЦИОННАЯ, ТРУДОВАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – учение о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия.

Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека:

1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: это наиболее ранние подходы к проблеме происхождения человека, связанные с представлениями о том. что человек возник из земли, воды, воздуха или космоса. Им на смены пришли религиозные концепции.

2. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНЦЕПЦИИ (КРЕЦИОНИСТСКАЯ МОДЕЛЬ): для всех религий характерно:

во-первых, божественное происхождение жизни и человека;

во-вторых, признание души, как источника жизни, того, что выделяет человека из животного мира.

КРЕАЦИОНИЗМ – религиозное учение о сотворении мира Богом (характерно для иудаизма, христианства, ислама):

рождение человека описывается как особый акт, в результате которого Бог сообщает человеку дыхание жизни, т.е. динамику жизни, где биологическое соединяется с духовным – со свободной самореализацией личности, в ответ – бескорыстная любовь человека к Богу.

Специфической формой креационизма является «НАУЧНЫЙ КРЕАЦИОНИЗМ». Он возник в США в 60-80гг. в рамках протестантского движения Для него характерно:

*отказ от любых попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления содержания библейского учения о сотворении мира,

*обоснование библейской версии с помощью новейших данных естествознания,

*оценка эволюционного учения как конкурирующей концепции, уступающей «научному креационизму» в научной обоснованности.

3. ЭВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ: возникла по мере развития биологии, антропологии, генетики.

Наибольшую известность во 2 пол. 19 века получила эволюционная теория Ч.Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор» и др., в которых он обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития:

· в основе эволюции лежит естественный отбор,

· главная причина изменчивости организмов - изменение окружающих условий жизни,

· в процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования,

· человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан высшими млекопитающими,

· психика человека, его способность мыслить и трудиться есть многократно усиленные естественным отбором инстинкты.

Эволюционная теория как бы растворяла человека в животном царстве. Но Дарвин не дал четкого ответа, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

3. ТРУДОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: её автор Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», он выделил ТРУД в качестве главной причины превращения обезьяны в человека.

-- ТРУД – целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда.

--Трудовая деятельность присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества.

-- Труд создал человека, привёл к развитию мозга, появлению сознания и речи. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

На протяжении 20 века исследования археологов, палеонтологов, этнографов подтвердили основные положения Дарвина и Энгельса. Были найдены останки существ, которые занимают промежуточное положение между человекообразной обезьяной и современным человеком. Но на многие вопросы, связанные со становлением человека, не существует однозначных ответов. Так, не объяснён в достаточной степени процесс развития мозга человека и человеческого разума.

Существует версия и о ВНЕЗЕМНОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ человека.

 

Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения. Современная наука свидетельствует, что именно ЭВОЛЮЦИЯ представляет собой основополагающий фактор многообразной жизни Вселенной. Развитие такой науки как СИНЕРГЕТИКА (наука о самоорганизующих системах) раскрыло наличие в неживой, живой и социальной реальности механизмов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку. И жизнь предстаёт перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации. Достижения естествознания свидетельствуют о длительном возрасте Земли, о процессе эволюции и его длительной истории.

Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным. Процесс становления и развития человека - антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом. Становление человека и общества две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося 3 млн. лет. Современный тип человека homo sapiens - человека разумного – появился 40 тыс. лет назад.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов:

1. Природно-климатические условия: изменение климата, исчезновение тропических лесов. Некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни: они перебрались с дерева на землю, что привело к освобождению рук, прямохождению, постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.

2. Социальные факторы:

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека изменяет природу в соответствии с его потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек совершенствуется одновременно и сам. Благодаря труду изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ещё один важный фактор антропогенеза. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми: потребность обмена информацией обусловливала появление языка и речи.

Труд и членораздельная речь вели к СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОЛОВНОГО МОЗГАчеловека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил всё необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОГНЯ и ПРИРУЧЕНИЮ ЖИВОТНЫХ.

Существенное значение имело и РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ: животное стада гоминидов основывалось на эндогамии – близкородственных половых связях, антропогенез привёл к запрету эндогамии и переходу к экзогамии – установлению брачных связей с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от стада к родовой общине. ТАБУ НА БЛИЗКОРОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – первый в ряду социально-нравственных запретов, возникших в древности. Помимо этого, был известен ЗАПРЕТ НА УБИЙСТВО СОПЛЕМЕННИКА. Эти запреты имеют надбиологический, социальный характер, способствуют переходу к человеческому нравственному существованию и поэтому являются ещё одним важным фактором становления человека.

Завершающей стадией антропосоциогенеза стала «НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ » - переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономике к производящей.

Совершенствование орудий труда – переход к оседлому образу жизни – начало расслоения общества – дифференциация форм сознания – появление письменности …, создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния к ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Человек по своей природе существо БИОСОЦИАЛЬНОЕ - синтезирующее в себе природное, социальное и духовное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. БИОЛОГИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ СЛИТЫВОЕДИНО, И ТОЛЬКО В ТАКОМ ЕДИНСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА – ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ ПРЕДПОСЫЛКА, УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ; СОЦИАЛЬНОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ – СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Загадка человека связана с проблемой становления его СОЗНАНИЯ.

 

2.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫК ФИЛОСОФСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫСОЗНАНИЯ:

Люди издавна испытывали огромный интерес к сознанию, разуму, считая его важнейшим достижением человека.

Это действительно самый поразительный феномен жизни, возникший на определённом уровне развития материи. С помощью сознания человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и будущее, вторгается в дали космоса, куда не может проникнуть физически. Управляя руками, разум может творить то, чего нет в действительности, мир культуры, в котором воплощена опредмеченая сила мысли. Лезвие разума мысленно рассекает всё на составные части, обнаруживая внутреннее содержание вещей.

В настоящее время всё больше увеличивается круг наук, которые исследуют сознание: философия, антропология, социология, психология, физиология, физика и даже технические науки и информатика.

Исследуемые аспекты сознания оказываются достаточно далёкими друг от друга. Каждая из наук пользуется собственными методами, схемами, идеалами, вырабатывает свои критерии рациональности, объективности, строгости, научности, т.е. такого рода исследования носят монодисциплинарный характер и являются концептуально разобщёнными. В условия междисциплинарного изучения сознания возникает потребность в философском осмыслении различных подходов к понятию сознания, которое бы выполнило интеграционную роль по отношению к специальным научным понятиям сознания, способствуя целостному видению проблемы сознания.

Философия подходит к изучению сознания с точки зрения его онтологического и гносеологического статуса, его места в структуре бытия – как природного, так и социального.

Перечислим ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ: (стр. 167)

· выявление онтологического статуса сознания: с этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание не функция мозга самого по себе, а функция высокоорганизованной материи, которая формируется в контексте социокультурного развития человека, усвоения исторически выработанных форм культуры, функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром.

· характеристика в гносеологическом аспекте: в этом плане сознание -отражение действительности, возникающее в результате формирования нервной системы и головного мозга.

· сознание есть идеальное, оно проявляется в форме идеальных образов.

· сознание – это не только отображение действительности, но и отношениек ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания.

· Важнейшей характеристикой сознания в философском осмыслении является способность сознания к мысленному построению действий и прогнозированию их последствий, контроль и управление поведением личности, её способность отдавать отчёт в том, что происходит как в окружающем мире, так и в собственном духовном мире. Сознаниевысший уровень психической активности человека, позволяющий благодаря мысленному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер.

· философское осмысление сознания предполагает анализ развития сложнейших форм самосознания. Ведь важнейшей функцией сознания является самооценка, саморефлексия человека, уникальность и неповторимость переживания человеком своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе.

· сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

Таким образом, философское понятие СОЗНАНИЯсвойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов.

К ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, отличающим его от психики животных, можно отнести:

1) изготовление орудий труда и использование их как средства производства материальных благ;

2) целеполагание – свойство сознания человека, заключающееся в способности сознания конструировать в идеальной форме образы продуктов деятельности и полагать их в качестве цели своей деятельности.

3) абстрактное (понятийное) мышление – формы опосредованного и обобщенного отражения действительности, зачатки которого имеются и у животных, в результате длительной исторической эволюции перерастают в специфические человеческие формы отражения - язык и мышление;

4) самосознание – способность рефлексивно относиться к продуктам духовной деятельности; выделять себя из окружающего мира; осознавать своё отношение к миру. себя как личность. Образ своего САМОСОЗНАНИЯ включает такие компоненты, как КОГНИТИВНЫЙ (образ своих качеств, способностей, внешности, соц. значимости); ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (самоуважение, себялюбие…); ОЦЕНОЧНО-ВОЛЕВОЙ (стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение..)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: