Межрегиональное общение.




Коммуникативноеписьмо

Какспособ социализации

МладшихшкольниковсОВЗ.

Межрегиональное общение.

Как много мы потеряли, перестав писать письма!

Телефонный разговор

нельзя перечитывать снова и снова…
Лиз Карпентер

Главная цель всей работы учителя-дефектолога с детьми с особыми потребностямиэто - социализация. Включение во взаимодействие со сверстниками, со взрослыми может происходить разными путями и средствами. Важным и необходимым средством, конечно, является речь.

Развивая речь как деятельность, необходимо в первую очередь создавать мотив, являющийся важным условием как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. Мотив речевой деятельности может находиться в любой деятельности: игровой, изобразительной, трудовой и т.д. А самое интересное начинается, когда ты встречаешь людей, с которыми хочешь общаться. Интересный тебе человек становится тем, кто мотивирует тебя пользоваться речью, запоминать новые слова, расширяя пассивный словарь, и использовать уже известные, развивая активный словарь. Благодаря мотивированномуобщению процессы восприятия, переработки сенсорной информации, память, приобретают другую силу, становятся более динамичными, яркими, как будто заново созданными.

В нашей дистанционной школе в рамках кружка «Яко с нами Бог», руководителем которого я являюсь, таким мотивом речевого общения стала организованная переписка с детьми Воскресной школы Архангельской области с.Яренск. Инициатором переписки с помощью именно бумажных писем стал о.Адам, понимающий важность ручного письма для общего развития человека. Несмотря на то, что бумажные письма идут гораздо дольше электронных, к которым мы так привыкли, их ценность поистине велика.

В ходе нашей переписки дети овладевают разными видами речевой деятельности, необходимой для успешного обучения: чтением, грамотным устным изложением мысли, слушанием и письмом. В этом процессе принимают участие как дети под моим руководством учителя-дефектолога, так и родители. Полученные на уроках знания, навыки устной и письменной речи закрепляются под семейным контролем в процессе письменного общения со сверстниками из другого региона.

Овладение письмом как деятельностью это наиболее тяжелый труд для младшего школьника с ОВЗ. Если у ребенка появляется необходимость передать определенное сообщение адресату, то развиваетсякоммуникативное написание.

Подпись праздничных открыток, фотографий, формулирование вопросов друг другу, составление коллективных писем, личных писем по выбору, установление симпатий, создание плоскостных подарков в конвертах друг другу, описание событий из жизни, рассказы о значимых мероприятиях/ нарисованные карандашами цветы, засушенные листочки растений нашей полосы, тех, что не растут там, на севере, коллажи из фотографий со стрелками к пояснениям, продумывание композиции художественного оформления писем, наклеенные на общий фон листочки с приветствиями учеников, такие мини-квесты в конвертах))Сейчас перебирая эти бумажные письма, снова рассматривая огромные почтовые конверты размером А4, опять испытываю теплые эмоции от сфотографированного блюда с пирожками, поднесенного прямо к объективу так, что кажется, протяни руку и возьмешь)) И приписки о. Адама с комментариями о том, что реально происходит в тот момент в комнате, где пишутся письма. Действительно, телефонный разговор невозможно снова подержать в руках))Только письма. Бумажные письма. Конечно, это труд. Труд большой. И для детей, и для нас, взрослых. Но зато мы вместе!

Писать письма тоже надо учиться. Для этого существуют разные упражнения:

-конструирование предложений из заданных наборов слов,

-построение предложений с заданным опорным словом

-составление слов из букв длинного слова и др.

Можно использовать приемы работы над расширением словарного запаса,

уточнением представления учащихся о свойствах предметов:

-подбор слова, наиболее точно выражающего свойство предмета, действия

-подбор слова, описывающего явления природы, погоду или состояние наблюдаемого объекта

-закончить рассказ, сказку, отвечая на поставленные вопросы

 

Нужно проводить целенаправленную работу над коллективным рассказом дляосуществленияграмотной переписки и составлении письма сверстникам.

Задачами этой работы является предоставлениекаждому ученикувозможности дать свой ответ, отличающийся от других; дать ответ наиболее полный и развернутый, распространив предложение; формирование умения использовать эпитеты, синонимы, антонимы и др.

 

Необходимо соблюдать ряд требований к взрослым при выслушивании ответов детей:

-относиться бережно к ответам детей

-выслушивать ответ до конца

-находить положительное даже в неполных и неточных ответах

-дать ребенку почувствовать, что его усилия были не напрасны

-таким образом стимулировать дальнейшую активность и уверенность ребенка в себе

-учитывать индивидуальные особенности детей и их речевого развития при подборе заданий

-при прослушивании подготовленных рассказов необходимо предложить детям высказать свои замечания: соблюдена ли правильная последовательность, интересный ли получился рассказ, а если его было трудно слушать, то почему.

 

Специально организовывать работупо обучению описанию объекта или явления в письме друзьям:

-для опоры использовать фотографии, рисунки, сюжетные картинки,

-составлять и использовать опорные таблицы,содержащие план рассказа, совместно с учителем

-составлять и использоватьопорныетаблицы, раскрывающие основное содержание рассказа, совместно с учителем

- наблюдать за предметом или явлением

- устанавливать причинно-следственные связи

-делать выводы по результатам наблюдений с целью совершенствования навыков построения высказывания и связанного последовательного рассказа

-использовать при описании слова прямого и переносного значения

-использовать средства художественной выразительности

 

Необходима такжеработа над составлением текста письма:

-использовать разные способы передачи информации

-составлять различные виды плана

-использовать всевозможные способы моделирования текста

-развивать умение пересказывать друг другу содержание полученных ими писем

-приучать детей к точности употребления слов

 

Создание условий для развития навыка чтения при организованной переписке:

-практика семейных чтений

-проведение бесед на темы прочитанного

-совместное чтение родителей и детей с пересказом

 

В процессе организованного коммуникативного письма происходит формирование межличностных отношений.

Между детьми, участвовавшими в переписке, возникают личностные отношения, что является объединяющей силой. Мы становимся интереснее и ближе друг другу. Неформальные, эмоционально-личностные отношения, основанные на личных предпочтениях (ребята осуществляли выбор, кому написать письмо- личные послания присылали и ребята из Яренска), симпатиях, антипатиях тоже возникают и формируются в процессе коммуникативного письма.

 

В процессе такого взаимодействия со сверстниками, дети нашей школы приобретают личный опыт отношений в социуме. Детский коллектив воспитывает такие социально-психологические качества, как понимание другого человека, тактичность, вежливость, умение вступать в контакт, и поддерживать его, способность к кооперации и взаимодействию, сопереживанию, позволяют проявить эмоциональный отклик.

Переписка помогает возникновению чувства психологической защищенности, рождает ощущение своей значимости для других людей, дает возможность быть социально принятым.

Такое коммуникативное взаимодействие на основе письменного слова, рассказа служит путем постижения учениками родного языка и мира людей, в котором они живут.

 

Учитель-дефектолог Лапутина Ю.В.

17.11.2017г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: